Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционный раздел славяно-горицкой борьбы




Традиционный раздел борьбы, став­ший уже классическим, включает в себя четыре вида, образующих Горицкий свод. Эти четыре вида одновременно являются и сти­лями борьбы. Всего стилей насчитывается 12. Мы начнем рассмотрение системы с Горицкого свода.

Свиля

Базовый вид славяно-горицкой борьбы. Свиль, свиля — согласно эти­мологическому словарю, происходит от гла­гола "вить", "виться". Явление воплощает со­бой идею стихии Воды. Включает в себя прин­ципы организации движения, в большей сте­пени свойственные славянскому (шире —тев­тонскому) подрасовому типу. То направление свили, которое наиболее объемно вскрыто славяно-горицкой борьбой, имеет непосред­ственное отношение к состязательному по­единку, то есть это опыт защитных переме­щений вообще как таковых.

Механогенезис свили позволяет сделать вывод, что в ее основе заложены нормы движения в условиях стесненного пространства, а также пересеченного рельефа, что свойствен­но для лесной полосы с многочисленными ов­рагами, ложбинами и холмами. Данная среда обитания, благодаря свиле, не только не дела­ет человека медлительным и неуклюжим в дви­жениях, но, напротив, создает сплав высокого маневра действия с его резкой порывистой реализацией. К слову сказать, все движения в боевой свиле выполняются резко, стремитель­но, рывками. Только такой способ может пред­ставлять действенную защиту.

Лесная полоса, состоящая из хвойных и широколиственных пород с многочисленны­ми кустарниками, создает биомодели с особо подвижным плечевым поясом, развитыми и хваткими руками.

Вторым существенным фактором фор­мирования свили является влияние ритуаль­ных охотничье-воинских танцев периода тотемических культов.

Наконец, третьим фундаментальным об­ретением для свили стали исторически сложившиеся условия ведения боя славянами. Точнее будет сказать, профессиональными воинами, первоначально представителями во­инских родов, а впоследствии (после десятого века) — представителями воинского сословия. Эти воинские образования именовались дружинами и были немногочисленными. Боевые порядки кочевников на востоке и римско-византийские легионы на западе всегда имели значительный численный перевес. Бе­зусловно, боевой навык дружинника мог стро­иться только на использовании высокого по­тенциала движений, скорости двигательных реакций, широкого, методично отработанного маневра. Кстати, именно подобные условия боя сказались на традиционном русском доспехе, имеющем значительно более подвижную, но вместе с тем и менее укрепленную конструкцию в сравнении с западноевропейским доспехом.

Свиля — самая трудоемкая, но вместе с тем самая обязательная норма базовой подготовки.

Свиля — это систематизированный и расчетливый маневр, выполняемый на уровне первой сигнальной системы.

Славяно-горицкая борьба классического раздела использует три яруса свили. Во-первых, это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника. (Здесь мы сталкиваемся со своеобразием на­циональной техники: специфическая подвижность бойца в поединке позволяет не только результативно "проваливать" атаки против­ника, но и, что называется, раскручивать свои атакующие действия.)

Итак, чисто защитный, базовый вариант свили не предусматривает каких-либо атакующих действий. Свиля второго уровня строится по схеме: "ты атакуешь — я защи­щаюсь и контратакую". Схема достаточно традиционная для единоборств. Механика движения при этом такова, что сама свиля яв­ляется как бы вспомогательным инструмен­том вашей последующей атаки. Основное же действие вкладывается в удар, толчок или бро­сок.

Свиля третьего уровня является профес­сиональной тайной Национального клуба и ее принципы в широком вещании не оглашаются.

Небольшая подсказка для бодрых разу­мом состоит в следующем: первые два уровня свили можно сравнить со стихией Воды в ее пассивном состоянии, когда вода вторична по отношению к земле и обтекает, извиваясь, все ее препятствия. Но бывает Вода и в активном состоянии, когда она выпадает на землю в виде дождя, и здесь все меняется — первична вода.

Мы постепенно переходим к практичес­кой части. Начинать освоение свили лучше с использования конструкции тела для защиты не сходя с места. Это положение именуется Уключный Устав, или "Пята". (Второе название взято из кулачного боя.) Но даже в Уключном Уставе стоять нужно не твердо, а устойчиво.

Усиленные стойки в русской традиции, харак­терны только для линейных построений стеношного боя, при которых отсутствие устой­чивости сбоку компенсируется плотностью самого строя, в буквальном смысле — плечом товарища.

Подобные стойки не только ограничивают подвижность, но и сокращают устойчивость с боков. Поэтому перегруженные стойки при бое "сам на сам", то есть один на один, чрезвычай­но неэффективны, а тем более при бое одного против многих.

Свиля, по принципу трибожия, разделена на три группы технических элементов.

Первая группа — "подсады". В основе их лежит принцип ухода вниз, под удар. "Под­сады" наиболее физиологичны, они изменяют плоскость развития атаки (См. рис. 24 и 25).

Вторая группа — "скруты". Провалива­ют атаку противника с помощью скручива­ния по оси позвоночника. При выполнении "округов" целесообразно переносить центр тяжести на ту ногу, которую вы будете ис­пользовать как ствол округа — вместе с по­звоночником (См. рис. 26).

 
 

"Отрыв " представляет собой смещение от удара по линии атаки (См. рис. 27). Отрывы требуют особой подготовки тела и опираются на высокую пластическую подвижность.

 

Рис. 24 Рис. 25

"Отрыв" изменяет угол развития атаки. Одним из важнейших правил свили является обязательное использование инициатора дви­жения.

Рассеивание движения по всему телу, безотносительность ускорения в момент выполнения свили не только значительно сокращают скорость действия защиты, но и делают свилю трудоемкой.

Как правило, основное движение, которое всегда выполняется рывком, выполняет какой-то один участок тела. Свилю можно сравнить с магнитным полюсом, противоположным удару, — точнее, любому движению противника вообще. Какие бы движения ни осуществлял противник — выполняющий защитную свилю всегда будет отбрасываем в сторону от них силой, которую китайцы назы­вают "Инь-Ян", а славяне-язычники образно ве­личают "Белобог" и "Чернобог".

 

Рис. 26

Техника свили богата и разнообразна. Для примера можно обратиться к русской плясо­вой, сформировавшейся под воздействием подвижных игрищ и народных забав, напря­мую связанных со свилей.

Таким образом, мы имеем сформирован­ную систему двигательной активности, явля­ющуюся как бы каркасом всей славяно-горицкой борьбы.

Безусловно, овладение техникой горицы имеет прямую зависимость от успешного ов­ладения Движением.

Свиля в условиях паритетного боя — это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника (удар, тол­чок, захват с целью броска, удушения или ломания какой-либо части тела).

И здесь мы сталкиваемся со своеобра­зием национальной техники, поскольку традиционные для восточной техники блоки в контексте русской состязательной традиции ни­когда не являлись рациональным действием.

Можно сказать, что свои руки боец ис­пользует, главным образом, для выполнения технических элементов, упреждающих удары противника или засекающих самого нападающего (при этом, естественно, перебивающих возможную атаку).

Следует помнить, что в освоении свили особо важную роль играет техническая точность выполнения элемента и своевременная, правильная оценка траектории движения уда­ра, Свиля обладает характерной стилисти­кой движения, имеющего определенную ритмическую и пластическую схему. Безус­ловно, вписаться в эту схему сразу могут далеко не все.

 

 

Рис. 27

 

РАДОГОРА

В определенном смысле этот вид — визитная карточка славяно-горицкой борьбы, так сказать, ее лицо. По количе­ству элементов Радогора сравнима с целым направлением концептуального у-шу. Мно­гофункциональность и базовая широта стиля стала результатом объединения нескольких традиций русского кулачного боя в единую схему. В Радогору вошли жесткие позици­онные удары стеношного боя, хлесткие и раз­машистые удары, характерные для сцеплялки, а также элитарный дворянский стиль "сеча", отличающийся четкостью и геометричностью построений. Кроме того, в нее вошел комп­лекс защитных элементов стеношного боя и боя "сам на сам".

Рис. 28

В результате родилась система, позволя­ющая одновременно атаковать большое коли­чество противников, при этом мгновенно пе­рестраивая защитный элемент в серию инерционных хлестких ударов или делая акцент на жесткие, позиционные прямые. Радогора по­зволяет вам достигать поставленных целей в рекордно короткие сроки. Стандартным явле­нием для этого вида считается умение наносить четыре-пять ударов в секунду, одновременно с этим активно перемещаясь по площадке. Энер­гозатраты при этом существенно ниже, чем в других видах единоборств, которые растрачи­вают громадные ресурсы во время боя, на вы­ходе не имея даже половины той результатив­ности и скорости, какая доступна бойцам славяно-горицкой борьбы.

 
 

Рис. 29 Рис. 30

 
 

Итак, основная идея Радогоры заключа­ется в умении держать пространственный контроль над противником. В идеале это выгля­дит как заполнение всего пространства вок­руг бойца ударами. Не думайте, что этот идеал для вас такой же недосягаемый, как умение ходить по воде. У мастеров славяно-горицкой борьбы реальное заполнение пространства ударами, по мере необходимости, ложится одновременно на четыре плоскости: вперед -назад -вправо -влево. При такой технике удары противника либо перебиваются, либо задавливаются в самом начале, либо проваливаются свилей. Поэтому в традиции русского ру­копашного боя и в славяно-горицкой борьбе, как его правопреемнице, мы наблюдаем полное отсутствие техники блоков, без которой, например, невозможно себе представить вос­точные единоборства.

Рис. 31 Рис. 32

Характерной для Радогоры особеннос­тью можно считать тот факт, что при обоюд­ном мастерстве бойцов удары одного четко ложатся на геометрию ударов другого, поэто­му они не могут причинить друг другу серь­езного вреда. Разумеется, если отсутствует из­начальная установка на поражение против­ника. Прикладное значение Радогоры можно оценить как универсальное умение, одинако­во применимое как в условиях спортивного поединка (разумеется, с некоторыми оговор­ками), так и для реальной боевой ситуации.

Ратовище — "удар в полруки, да поперек груди". Выполняется как имитация удара древком копья вперед.

Относится к разряду ударов "с крыла". Удар требует предварительной подготовки. Поносится предплечьем, в основном в горло и лицо, однако может с успехом применяться для атаки широких поверхностей. Удар соединяет в себе пробивающий и вытесняющий потенци­ал. (См. рис. 28 и 29).

Вариант выполнения "медвежьего стыка". В данном случае выполняется на контратаке с предварительным выходом в свилю по прин­ципу подсада. Ударной поверхностью служит плотно собранная ладонь. Подобные удары, кроме значительных разрушений в организме противника, способны далеко отбрасывать его тело. (См. рис. 30).

Момент контакта распалины с телом про­тивника. Удар выводится широким амплитуд­ным движением и набрасывается сверху. (См. рис. 31).

Затрещина "с крыла" с одновременным перетеканием в захват и проходом на спину для выведения из равновесия. (См. рис. 32).

"ВЕЛЕСОВА БОРОТЬБА"

 
 

Название еще одного из четырех видов славяно-горицкой борьбы взято в кавычки не случайно. Это условное, собира­тельное название борьбы силового профиля. В предыдущей части книги мы вели разговор о разновидностях русской поборческой тра­диции. Буквально все разновидности вошли в современный сплав силовой борьбы, включая также и приемы уличной борьбы. Разнообраз­ные технические действия и принципы раз­ных эпох и направлений борьбы были объединены на основе взаимодополняемости и, в свою очередь, модифицированы относитель­но современных требований. Этот уникальный сплав и получил название Велесовой боротьбы, в честь покровителя силы и житейской мудрости, главы земледельческого славяно-языческого пантеона — бога Белеса'.

Рис. 33 Рис.34

Велесова боротьба, в силу своих нацио­нальных особенностей, совершенно не спу­тываема со спортивными видами борьбы типа самбо, дзюдо или айкидо, хотя в ней просле­живается определенное сходство с некото­рыми техническими действиями греко-рим­ской и вольной борьбы. С моей точки зрения, эти общие параллели возникли в силу кон­сервативности борьбы как способа проти­востояния. К тому же не стоит забывать об общем индоарийском корне европейских видов борьбы. Тем не менее Велесова боротьба остается одним из наименее спортотизированных видов борьбы, что повышает ее прикладную ценность. Например, во времена правления Иоанна IV Грозного в опричнине бытовал специфический вид поборья, спо­собный противостоять сече и кулачному бою.

Основная задача борца-опричника зак­лючалась в необходимости преодолеть натиск бойца-кулачника и, сблизившись, сломать или задушить его. К слову сказать, в современных "боях без правил" в подавляющем большин­стве случаев одерживают победу борцы.

 

Рис. 35

Это обстоятельство великолепно иллю­стрирует слабые и сильные места борьбы си­лового профиля. И если в схватке один на один больше шансов победить — на стороне борца, то в бою один со многими несоизмеримо чаще побеждают бойцы (кулачники).

Хотя это соотношение тоже не всегда безоговорочно правильно. В конечном итоге все зависит от потенциала человека и от уме­ния его реализовать в разнообразных крити­ческих ситуациях.

 

Рис. 36

Борьба, сама по себе, долгое время явля­лась обязательной нормой базовой подготов­ки и ратников-ополченцев, и дружинников-про­фессионалов.

Особенно яркую роль борьба играла в период стратегической значимости холодного оружия. То есть в то время, когда военные столкновения представляли собой рукопаш­ную схватку с применением всех возможных способов ведения боя. Логично было бы предположить, что удар кулаком по шлему или чешуйчатому доспеху не принесет никакого победного результата, зато силовой бросок или динамическое сбивание, а зачастую и затаптывающий удар ногой были вполне оправ­даны ситуацией. Однако не стоит передергивать и ставить во главу угла "безоружное умение". В то время главным всегда было как раз умение обращаться с различными видами холодного оружия и, как правило, качество доспеха и вооружения вкупе с мастерством и опытом их носителя приносило победные результаты.


В целом можно сказать, что для занятий этим видом славяно-горицкой борьбы необходимы физическая сила и выносливость, а также специфическая пластичность и координированность. В основе Велесовой боротьбы лежат несколько механических принципов: заламывание противника, удушение про­тивника в стойке, разрывание противника, ко­роткие и мощные броски под себя и пока­зательные высокие броски с подниманием тела противника над собой.

Рис. 37 Рис. 38

Варианты выполнения высоких бросков, известных в славянско-горицкой борьбе как "дыбки" — рис. 37: "Мельница"; рис. 38: "Питерский дыбок"

Техника Велесовой боротьбы наиболее объемна и трудоемка в тренировочном процессе, что сказывается на ее популярности среди занимающихся. Тем не менее спортивная и прикладная ценность какого-либо вида борьбы, как правило, не зависит от количества занимающихся. Например, расцветшие в России завозные системы единоборств, порой лишь отдаленно напоминающие боевые пост­роения, собирают вокруг своих представите­лей толпы народа, что никоим образом не до­казывает их боеспособности. Скорее наобо­рот, если система нравится большинству и вби­рает в себя всех без разбора, то это признак ее "безвредности", так нравящейся современной оболваненной молодежи, для которой главное в единоборстве — то, "как это смотрится и много ли людей этим занимается"

ОХОТНИЦКИЙ БОЙ

Последний из видов славяно-горицкой борьбы. Воплощает собой ак­тивную наступательную тактику с широким спектром ударов и бросковых приемов, объе­диненных под эгидой борьбы динамического профиля. Охотницкий бой ориентирован на бы­строе, почти мгновенное выведение противни­ка из равновесия с помощью рывков, толчков, рычаговых воздействий, захватов и ударов.

Охотницкий бой — это историческое на­звание, которое происходит от "оходчих" бой­цов, "ходчих", продававших свой кулак на суд­ных поединках и часто бившихся на заклад­ных боях. Охотницкий бой воплощает собой чистую драку, главной целью которой являет­ся полное выведение противника из строя. Для этого очень широко применяется дополнитель­ное травмирование противника головой о зем­лю после выведения его из равновесия.

Долгое время охотницкий бой был стра­тегическим направлением в традиционном раз­деле славяно-горицкой борьбы, подчиняя сво­им ценностным установкам и ориентирам ос­тальные ее виды. Уникальные разработки этого направления также включают в себя умение сбивать противника в сторону наименьшей устойчивости, выводить удар в захват, и на­оборот, применять в бою резкие, порывистые перемещения, позволяющие выполнять брос­ки без предварительного силового захвата, затрачивая на атаку противника всего две-три секунды. Система охотницкого боя является несомненным лидером среди поклонников славяно-горицкой борьбы в силу своих при­кладных качеств.

 

 

Рис. 39 - 42

Выведение буздыгана с проходом за спину (время выполнения 1 секунда)

 

СТИЛЬ "ЛОМАНИЕ" (плясовой стиль)

Э тот стиль — наследник ритуальных охотничье-военных танцев периода тотемических культов. Его задачей является грамотное использование пластических и динамических ресурсов организма при усло­вии экономного расходования энергии во время боя. Плясовой стиль, несмотря на свою древность и приверженность к фольклорной традиции, нельзя считать собственно-бое­вым направлением. Он хорош, как дополне­ние к другим стилям, потому что ломание обу­чает в игровой манере нестандартному пове­дению на площадке. Кроме всего прочего, плясовой стиль можно использовать в условиях боя один на один. Такие случаи были отмечены в турнирной практике славяно-горицкой борьбы. Боевой потенциал плясового стиля базируется на грамотном и расчетли­вом владении свилей.

 

Рис. 43 - 46

Бросок с проходом за спину с травмировавшем головы противника о землю

 

Впрочем, свиля являет­ся боевым инструментарием всей славяно-горицкой борьбы. Приплясывание, притопывание, поведение плечами — все эти действия призваны обеспечивать постоянную расслаб­ленность тела перед планируемой атакой или в процессе отражения атаки противника. Рас­слабленное состояние обеспечивает быстро­ту реакции, широкую и четкую амплитуду дви­жений. Главное требование к стойке бойца — стоять не твердо, а устойчиво. Устойчивость достигается благодаря балансированию с ис­пользованием практически всех очагов дви­жения. Притопывание дает возможность бой­цу атаковать, преобразуя ритм пляса в ритм удара.

Вашему вниманию предлагается пляс ку­лачного бойца, рекомендованный А. К. Бе­ловым.

Расслабившись в пояснице, стряхнув на­пряжение с рук и ног, опустив плечи, начнем с легким притопыванием включаться в дви­жение. Подвижности ног отвечает движение плеч. Все мышцы тела расслаблены. Не пре­рывая движения, резко, рывком выполняем попеременно "отрыв" плеча назад справа и сле­ва. Каждый такой рывок изменяет положе­ние плоскости груди к предполагаемому фронту атаки.

Далее, не прекращая пляса, так же резко, рывком посылаем вниз, как бы под себя, то правое, то левое плечо. Соответственно кор­пус склоняется в неглубоком поклоне, слегка скручиваясь вперед.

Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем —отбрасывание корпуса в сторону. Представьте себе, что вы во время качки находитесь на палубе корабля. Коле­бания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужден­ного движения тела, удерживаем себя от падения. Плечи при этом выполняют баланси­рующий реверс, то есть отклоняются в сторону, обратную движению тела. Обязательное пра­вило и для этого случая, и вообще для пере­движения по площадке — вес тела полностью опускать на обе ноги только тогда, когда ваши стопы расставлены на ширину нормального для вас шага, не уже и не шире.

Мне же остается добавить, что представ­лена только одна из многочисленных базовых форм "пляса". На "плясовые" передвижения органично наслаивается ударная и бросковая техника славяно-горицкой борьбы.

 

"ГРУДОК"

Стиль боя, задачей которого является успешное противостояние против­нику, многократно превосходящему вас по ан­тропометрическим показателям.

Тактическая схема боя проста, но я бы не сказал, что она из-за этого легко выпол­нима. Вашей задачей является одновремен­ное соблюдение наступательной концепции и умение держать дистанцию с противником. Если недруг многократно превосходит вас по силе и росту, то с ним бессмысленно вступать в ближний бой. Но и на дистанции необхо­димо постоянно отслеживать его действия, потому что если он нанесет точный удар или выполнит плотный захват, то вам конец. Ата­ковать такого опасного противника нужно из положения, в котором ему будет неудобно за­щищаться, а так же нужно постоянно опере­жать и упреждать агрессивные выпады про­тивника. Для этого стиля существуют под­робные рекомендации и тактико-техничес­кие схемы, которые, однако, я не считаю нуж­ным оглашать. Свою основную задачу я вижу в передаче необходимого уровня информации, пусть даже и описательного характера. Воз­можности стиля при хорошем уровне прак­тического освоения позволяют вести бой с несколькими противниками, значительно пре­восходящими вас по силе. Поэтому и в славяно-горицкой борьбе бойцов часто не делят по весовым категориям.

"ПЯТА"

Стиль получил свое название благо даря использованию "пяты" (назва­ние взято из кулачного боя), то есть замкнутой точки пространства. Этот стиль еще назы­вают "стилем побитых ног". Нет ничего уди­вительного в том, что во время драки вам мо­гут травмировать ноги... и, как следствие, вы не сможете вести бой на основе высокой под­вижности. Вынужденная статичность также характерна для боя в замкнутом пространстве или при бое стоя на скользкой поверхности. "Пята" не имеет своей собственной техни­ческой базы, однако это самый богатый так­тически стиль, который, кроме всего прочего, очень экономичен и продуман до деталей. Подсказкой интересующимся может послу­жить принцип, при котором движения рук ведут все остальные движения корпусом. Стиль "пята" является своего рода полным антипо­дом стиля "наскок". Хотя это только мнимая конфронтация. Противопоставление мною этих стилей должно всего лишь проиллюстрировать возможности славяно-горицкой борьбы. Для тех, кто выбирает для изучения горицу, могу сказать, что наш технический ар­сенал способен обеспечить вашу безопас­ность практически в любых критических си­туациях. Стиль "пяты" можно определить как вынужденный, что делает его не очень попу­лярным, но прикладная ценность "пяты" от этого нисколько не уменьшается.

ПОДСАЙДАШНЫЙ СТИЛЬ

Это стиль, направленный на исполь­зование оружия в бою. Такое "стран­ное" для моих современников название пошло от подсайдашного ножа, бывшего когда-то не­пременным атрибутом не только дружинни­ков-профессионалов, но и любого ратника-ополченца.

Наработки этого стиля позволяют эф­фективно противостоять противнику, воору­женному, практически, любым типом холод­ного оружия. Разумеется, это не значит, что вы будете гарантированы от поражения в любой ситуации и с любым противником.

Такие дешевые заверения себе могут позволить только "восточники" и "новые рус­ские стили", наивно полагающие, что, поставив пару блоков или "обкатав вооруженную конечность", можно избежать осложнений с противником.

 

Рис. 48-49

Лично мой боевой и тренировочный опыт говорит за то, что единственная возможность избежать ножевого ранения заключается в том, чтобы вообще не дать противнику воспользо­ваться холодным оружием. Как это сделать?

В общем, это вполне возможно. Помню, еще в начале девяностых годов со мной была группа единомышленников, по сегодняшним меркам мы проводили тренировки по чрез­мерно жесткой методе. Суть наших занятий состояла в создании ситуаций, максимально приближенных к боевым. Занятия проходили всегда на улице, на одной из окраин Саратова. Работа с вооруженным противником дава­лась мне лучше, чем моим соратникам. Од­нажды в процессе тренировки я отвлекся на мгновение... и сподручник моментально про­порол мне ножом руку. Оружие было настоя­щим и дрались мы, что называется, "в полный контакт". Ошибаться было нельзя. Уже тогда я понял, что любая незначительная оплошность может стать последней. И еще один вывод, который наверняка не понравится теоре­тикам от боевых искусств. Если вы не суме­ли упредить удар противника и включились в фехтование, то в случае с опытным противни­ком неизбежны обоюдные поражения (См. рис. 49-51).

 
 

Правда, последствия будут разными, на­пример, обмен ударами вооруженного с бе­зоружным будут явно не в пользу последнего. С этой точки зрения фехтование не только не имеет смысла, но и чрезвычайно опасно. По­этому в славяно-горицкой борьбе предпо­читают стихийной обороне четко спланиро­ванную атаку. В "подсайдашном" стиле, кро­ме работы с одним и двумя ножами (с моей точки зрения, наш способ является самым про­работанным и мощным в России), существу­ют и работа с "дрекольем", и с другими вида­ми холодного оружия. О палочном бое и ра­боте с кистенем писалось ранее. Надо ска­зать, что мы не замыкаемся только на "сер­мяжном умении". Клубы славяно-горицкой борьбы культивируют самые разнообразные виды исторического и прикладного фехтования. Например, сильнейшим в этом разделе считается ульяновский клуб "Рысь", руково­дит которым Руслан Слепов (Рос).

Рис. 50 Рис. 51

Перед вами стандартная атака противника, вооруженного холодным оружием, на основе техники охотницкого боя — рис. 49-51. (Время проведения атаки — 1 секунда.)

К правдивости и реалистичности устано­вок подсойдашного стиля в нашем клубе2, например, прибавляется детально прорабо­танная методика преподавания простых и четких тактико-технических принципов, на которых за относительно короткое время (2-3 месяца) можно выйти на вполне професси­ональное владение оружием. Чтобы работать против вооруженного противника, необходи­мо самому научиться владеть оружием и знать особенности каждого типа вооружения. Бе­зусловно, одним из интереснейших разделов подсойдашного стиля является раздел работы безоружного против вооруженного, объем технических и тактических построений ко­торого заслуживает отдельного издания.

 
 

Хочу предупредить желание читателя выбрать себе к освоению какой-нибудь отдельный стиль. Этого делать нельзя, потому что, познав только одну грань явления, невоз­можно создать общее впечатление, для этого нужно знать и опробовать все ключевые эта­пы. Только в этом случае можно гарантиро­вать вашу безопасность. В целом, задачей стиля является выработка такого навыка и психи­ческого настроя, при которых оружие, а вер нее, бой с применением оружия становятся для бойца штатной ситуацией. Для этого разра­ботан ряд психотехник, оказывающих моби­лизующее действие.

Рис. 52 Выведение классического брыка Рис. 53 Стабилизация после удара

СТИЛЬ"ПОДОЛ"

Это не совсем традиционно для Рос­сии, но стиль "подол" — это стиль, в котором дерутся только ногами. Мною ранее приводились доказательства в пользу возмож­ности и способности русских вести активные атаки ногами. Причем, в полном боевом объе­ме. Исторически подтверждено существо­вание многих региональных традиций боя но­гами. Из них вошли в славяно-горицкую борьбу: московская традиция (подсеки); нов­городская традиция (оплеты); ростовская тра­диция (брыки); томская традиция (подсады); общерусская традиция (шагающие удары).

Если к этому прибавить борцовский ар­сенал из подножек, зацепов, обвивов и т.п., то получится система, которая по богатству и разнообразию технического и тактического арсенала сравнима с французским сават и корейским тхеквондо, а во многом и превос­ходит эти системы. "Подол" отражает рус­скую национальную специфику нанесения удара ногой, причем, без "шпагатов" и мало­применимых в реальном бою низких фикси­рованных стоек. Несмотря на это, стиль "по­дол" является одним из самых трудоемких и кропотливых. Вероятно поэтому на Руси это направление боевой культуры так и не вы­делилось в самостоятельную нишу, оставаясь вспомогательной техникой. Прикладное зна­чение этого стиля велико. Его используют в палочном бою очень активно, при травмах рук, не позволяющих атаковать с верхнего яруса. Ногами великолепно дрались казаки, причем выводя удар с седла. Так что любители под­раться ногами вполне могут себя проявить в славяно-горицкой борьбе.

 
 

Рис. 54, 55

Подсека, выводимая снаружи внутрь, с успехом может применяться как при атаке нижнего яруса (рис. 54), так и при атаке головы (рис. 55).

 
 

Рис. 56 – 58 Классический оплет (Покадровая развертка. Время удара — 0,6 сек.)

 
 

Рис. 59 Уговица — удар из группы шагающих. Выводит бойца спиной к противнику с одновременным затаптыванием последнего

Рис. 60

"Подкрут с подола" или "свиной подкрут". Удар требует особой подвижности коленного сустава. Бьющая часть — кромка сапога

"КОРОМЫСЛО"

Нет, в этом стиле не дерутся коромыс­лами, как в театрализованных выс­туплениях фольклорных коллективов. "Ко­ромысло" — это принцип уравновешенности двух полюсов, предусматривающий обоюдную загруженность руки и ноги, их взаимодействие в бою. Без сомнения, этот стиль — один из богатейших технически и тактически. Пол­нейший баланс во взаимодействии руки и ноги предусматривает и возможность перетекания удара в захват, заканчивающийся броском. Та­ким образом, в стиле коромысло органично взаимодействуют все звенья двигательной цепи. Этот стиль принадлежит к разряду наи­более высококоординационных. Он требует от бойца комплексной подготовки. В навыке бойца должны гармонично сочетаться умение перемещаться вместе с ударом, способность проводить атаки на разных уровнях, позво­ляющих выполнять самые разнообразные броски и динамические сбивания противника.

Рис. 61 Один из вариантов удара ногой, выполняемый в плясовой манере. В данном случае перед вами ва­риант подсада из нижнего яруса.

 

Для наглядности представьте себе бойца, одинаково хорошо владеющего силовой и динамической разновидностями борьбы, спо­собного комплексно использовать свои двигательные возможности в сочетании с оди­наковым уровнем владения кулачным боем и техникой ударов ногами.

Основой для такого комплексного уме­ния является принцип инерционного выхода из любого положения. После относительно недолгого штудирования базовых связок и выполнения большого количества специаль­ных и игровых заданий у бойца наступает фаза импровизационной способности. В этой фазе боец уже способен включать последователь­ную цепь "коромысел" или "карусель".

Однако наслаждение движением и раз­витие собственно импровизационных навыков — это не конечная цель. Самое сложное — научиться достигать в своих действиях соответствия с боевой ситуацией, при этом четко реагируя на поведение противников. Этот стиль можно применять в бою со многими про­тивниками. При условии хорошего освоения вы за короткое время одержите эффектив­ные победы, даже над противниками, вооруженными холодным оружием. "Коромысло" можно квалифицировать как пик боеспособ­ности и овладения техникой славяно-горицкой борьбы практически всех основных на­правлений. Если такие стили, как "пята", "по­дол" или свиля выглядят в реальной боевой ситуации как вынужденно необходимые, при­меняемые бойцами, понесшими потери, то "коромысло" заставляет нести потери ваших противников.

По зрелищности этот стиль абсолютно не уступает разрекламированным современным системам боя. Неся на себе всю полноту и боевые характеристики национальной техни­ки, "коромысло", как ни один другой стиль дает почувствовать и понять взаимосвязь всех основных направлений русской боевой куль­туры. Его уникальность состоит еще в том, что в него никогда не впишется чужеродный элемент из других видов единоборств. Впро­чем, то же самое можно сказать о всей славяно-горицкой борьбе.

 

 

Рис. 62 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"

"НАСКОК"

Уже из самого названия видно, что противника в этом стиле атакуют "с на­скока". "С наскока" —значит быстро и нео­жиданно. Этот стиль отличается ярко выра­женной агрессивностью по отношению к действиям противника. Задача стиля не просто сломить сопротивление врага, а "задавить" даже саму потенциальную возможность раз­вития против вас каких бы то ни было сла­женных действий. Тело противника постоян­но вытесняется с линий атаки мощными взрыв­ными усилиями.

 

Рис. 63 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"

 

Уникальность данного стиля состоит в том, что бой в этой манере ведется на линейной дистанции, то есть вы не уходите с линии атаки. Тем не менее удары противни­ка задавливаются, даже не успев сформиро­ваться, не говоря уже о захватах и бросках. Этого эффекта позволяет достигать именно налетная техника. На бумаге эту технику опи­сать довольно сложно. Но если вы постарае­тесь представить себе трехсекундную атаку, в ходе которой было нанесено не менее 10-12 ударов ногами и руками и результатом чего стало смещение противника с его начальной позиции на 5-7 метров и заканчивающееся мощнейшим динамическим сбиванием на зем­лю, то вы вполне можете составить себе впе­чатление об этом стиле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...