Традиционный раздел славяно-горицкой борьбы
Традиционный раздел борьбы, ставший уже классическим, включает в себя четыре вида, образующих Горицкий свод. Эти четыре вида одновременно являются и стилями борьбы. Всего стилей насчитывается 12. Мы начнем рассмотрение системы с Горицкого свода. Свиля Базовый вид славяно-горицкой борьбы. Свиль, свиля — согласно этимологическому словарю, происходит от глагола "вить", "виться". Явление воплощает собой идею стихии Воды. Включает в себя принципы организации движения, в большей степени свойственные славянскому (шире —тевтонскому) подрасовому типу. То направление свили, которое наиболее объемно вскрыто славяно-горицкой борьбой, имеет непосредственное отношение к состязательному поединку, то есть это опыт защитных перемещений вообще как таковых. Механогенезис свили позволяет сделать вывод, что в ее основе заложены нормы движения в условиях стесненного пространства, а также пересеченного рельефа, что свойственно для лесной полосы с многочисленными оврагами, ложбинами и холмами. Данная среда обитания, благодаря свиле, не только не делает человека медлительным и неуклюжим в движениях, но, напротив, создает сплав высокого маневра действия с его резкой порывистой реализацией. К слову сказать, все движения в боевой свиле выполняются резко, стремительно, рывками. Только такой способ может представлять действенную защиту. Лесная полоса, состоящая из хвойных и широколиственных пород с многочисленными кустарниками, создает биомодели с особо подвижным плечевым поясом, развитыми и хваткими руками. Вторым существенным фактором формирования свили является влияние ритуальных охотничье-воинских танцев периода тотемических культов.
Наконец, третьим фундаментальным обретением для свили стали исторически сложившиеся условия ведения боя славянами. Точнее будет сказать, профессиональными воинами, первоначально представителями воинских родов, а впоследствии (после десятого века) — представителями воинского сословия. Эти воинские образования именовались дружинами и были немногочисленными. Боевые порядки кочевников на востоке и римско-византийские легионы на западе всегда имели значительный численный перевес. Безусловно, боевой навык дружинника мог строиться только на использовании высокого потенциала движений, скорости двигательных реакций, широкого, методично отработанного маневра. Кстати, именно подобные условия боя сказались на традиционном русском доспехе, имеющем значительно более подвижную, но вместе с тем и менее укрепленную конструкцию в сравнении с западноевропейским доспехом. Свиля — самая трудоемкая, но вместе с тем самая обязательная норма базовой подготовки. Свиля — это систематизированный и расчетливый маневр, выполняемый на уровне первой сигнальной системы. Славяно-горицкая борьба классического раздела использует три яруса свили. Во-первых, это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника. (Здесь мы сталкиваемся со своеобразием национальной техники: специфическая подвижность бойца в поединке позволяет не только результативно "проваливать" атаки противника, но и, что называется, раскручивать свои атакующие действия.) Итак, чисто защитный, базовый вариант свили не предусматривает каких-либо атакующих действий. Свиля второго уровня строится по схеме: "ты атакуешь — я защищаюсь и контратакую". Схема достаточно традиционная для единоборств. Механика движения при этом такова, что сама свиля является как бы вспомогательным инструментом вашей последующей атаки. Основное же действие вкладывается в удар, толчок или бросок.
Свиля третьего уровня является профессиональной тайной Национального клуба и ее принципы в широком вещании не оглашаются. Небольшая подсказка для бодрых разумом состоит в следующем: первые два уровня свили можно сравнить со стихией Воды в ее пассивном состоянии, когда вода вторична по отношению к земле и обтекает, извиваясь, все ее препятствия. Но бывает Вода и в активном состоянии, когда она выпадает на землю в виде дождя, и здесь все меняется — первична вода. Мы постепенно переходим к практической части. Начинать освоение свили лучше с использования конструкции тела для защиты не сходя с места. Это положение именуется Уключный Устав, или "Пята". (Второе название взято из кулачного боя.) Но даже в Уключном Уставе стоять нужно не твердо, а устойчиво. Усиленные стойки в русской традиции, характерны только для линейных построений стеношного боя, при которых отсутствие устойчивости сбоку компенсируется плотностью самого строя, в буквальном смысле — плечом товарища. Подобные стойки не только ограничивают подвижность, но и сокращают устойчивость с боков. Поэтому перегруженные стойки при бое "сам на сам", то есть один на один, чрезвычайно неэффективны, а тем более при бое одного против многих. Свиля, по принципу трибожия, разделена на три группы технических элементов. Первая группа — "подсады". В основе их лежит принцип ухода вниз, под удар. "Подсады" наиболее физиологичны, они изменяют плоскость развития атаки (См. рис. 24 и 25). Вторая группа — "скруты". Проваливают атаку противника с помощью скручивания по оси позвоночника. При выполнении "округов" целесообразно переносить центр тяжести на ту ногу, которую вы будете использовать как ствол округа — вместе с позвоночником (См. рис. 26). "Отрыв " представляет собой смещение от удара по линии атаки (См. рис. 27). Отрывы требуют особой подготовки тела и опираются на высокую пластическую подвижность.
Рис. 24 Рис. 25 "Отрыв" изменяет угол развития атаки. Одним из важнейших правил свили является обязательное использование инициатора движения.
Рассеивание движения по всему телу, безотносительность ускорения в момент выполнения свили не только значительно сокращают скорость действия защиты, но и делают свилю трудоемкой. Как правило, основное движение, которое всегда выполняется рывком, выполняет какой-то один участок тела. Свилю можно сравнить с магнитным полюсом, противоположным удару, — точнее, любому движению противника вообще. Какие бы движения ни осуществлял противник — выполняющий защитную свилю всегда будет отбрасываем в сторону от них силой, которую китайцы называют "Инь-Ян", а славяне-язычники образно величают "Белобог" и "Чернобог".
Рис. 26 Техника свили богата и разнообразна. Для примера можно обратиться к русской плясовой, сформировавшейся под воздействием подвижных игрищ и народных забав, напрямую связанных со свилей. Таким образом, мы имеем сформированную систему двигательной активности, являющуюся как бы каркасом всей славяно-горицкой борьбы. Безусловно, овладение техникой горицы имеет прямую зависимость от успешного овладения Движением. Свиля в условиях паритетного боя — это наиболее рациональная защита при любом атакующем действии противника (удар, толчок, захват с целью броска, удушения или ломания какой-либо части тела). И здесь мы сталкиваемся со своеобразием национальной техники, поскольку традиционные для восточной техники блоки в контексте русской состязательной традиции никогда не являлись рациональным действием. Можно сказать, что свои руки боец использует, главным образом, для выполнения технических элементов, упреждающих удары противника или засекающих самого нападающего (при этом, естественно, перебивающих возможную атаку). Следует помнить, что в освоении свили особо важную роль играет техническая точность выполнения элемента и своевременная, правильная оценка траектории движения удара, Свиля обладает характерной стилистикой движения, имеющего определенную ритмическую и пластическую схему. Безусловно, вписаться в эту схему сразу могут далеко не все.
Рис. 27
РАДОГОРА В определенном смысле этот вид — визитная карточка славяно-горицкой борьбы, так сказать, ее лицо. По количеству элементов Радогора сравнима с целым направлением концептуального у-шу. Многофункциональность и базовая широта стиля стала результатом объединения нескольких традиций русского кулачного боя в единую схему. В Радогору вошли жесткие позиционные удары стеношного боя, хлесткие и размашистые удары, характерные для сцеплялки, а также элитарный дворянский стиль "сеча", отличающийся четкостью и геометричностью построений. Кроме того, в нее вошел комплекс защитных элементов стеношного боя и боя "сам на сам". Рис. 28 В результате родилась система, позволяющая одновременно атаковать большое количество противников, при этом мгновенно перестраивая защитный элемент в серию инерционных хлестких ударов или делая акцент на жесткие, позиционные прямые. Радогора позволяет вам достигать поставленных целей в рекордно короткие сроки. Стандартным явлением для этого вида считается умение наносить четыре-пять ударов в секунду, одновременно с этим активно перемещаясь по площадке. Энергозатраты при этом существенно ниже, чем в других видах единоборств, которые растрачивают громадные ресурсы во время боя, на выходе не имея даже половины той результативности и скорости, какая доступна бойцам славяно-горицкой борьбы. Рис. 29 Рис. 30 Итак, основная идея Радогоры заключается в умении держать пространственный контроль над противником. В идеале это выглядит как заполнение всего пространства вокруг бойца ударами. Не думайте, что этот идеал для вас такой же недосягаемый, как умение ходить по воде. У мастеров славяно-горицкой борьбы реальное заполнение пространства ударами, по мере необходимости, ложится одновременно на четыре плоскости: вперед -назад -вправо -влево. При такой технике удары противника либо перебиваются, либо задавливаются в самом начале, либо проваливаются свилей. Поэтому в традиции русского рукопашного боя и в славяно-горицкой борьбе, как его правопреемнице, мы наблюдаем полное отсутствие техники блоков, без которой, например, невозможно себе представить восточные единоборства. Рис. 31 Рис. 32 Характерной для Радогоры особенностью можно считать тот факт, что при обоюдном мастерстве бойцов удары одного четко ложатся на геометрию ударов другого, поэтому они не могут причинить друг другу серьезного вреда. Разумеется, если отсутствует изначальная установка на поражение противника. Прикладное значение Радогоры можно оценить как универсальное умение, одинаково применимое как в условиях спортивного поединка (разумеется, с некоторыми оговорками), так и для реальной боевой ситуации.
Ратовище — "удар в полруки, да поперек груди". Выполняется как имитация удара древком копья вперед. Относится к разряду ударов "с крыла". Удар требует предварительной подготовки. Поносится предплечьем, в основном в горло и лицо, однако может с успехом применяться для атаки широких поверхностей. Удар соединяет в себе пробивающий и вытесняющий потенциал. (См. рис. 28 и 29). Вариант выполнения "медвежьего стыка". В данном случае выполняется на контратаке с предварительным выходом в свилю по принципу подсада. Ударной поверхностью служит плотно собранная ладонь. Подобные удары, кроме значительных разрушений в организме противника, способны далеко отбрасывать его тело. (См. рис. 30). Момент контакта распалины с телом противника. Удар выводится широким амплитудным движением и набрасывается сверху. (См. рис. 31). Затрещина "с крыла" с одновременным перетеканием в захват и проходом на спину для выведения из равновесия. (См. рис. 32). "ВЕЛЕСОВА БОРОТЬБА" Название еще одного из четырех видов славяно-горицкой борьбы взято в кавычки не случайно. Это условное, собирательное название борьбы силового профиля. В предыдущей части книги мы вели разговор о разновидностях русской поборческой традиции. Буквально все разновидности вошли в современный сплав силовой борьбы, включая также и приемы уличной борьбы. Разнообразные технические действия и принципы разных эпох и направлений борьбы были объединены на основе взаимодополняемости и, в свою очередь, модифицированы относительно современных требований. Этот уникальный сплав и получил название Велесовой боротьбы, в честь покровителя силы и житейской мудрости, главы земледельческого славяно-языческого пантеона — бога Белеса'. Рис. 33 Рис.34 Велесова боротьба, в силу своих национальных особенностей, совершенно не спутываема со спортивными видами борьбы типа самбо, дзюдо или айкидо, хотя в ней прослеживается определенное сходство с некоторыми техническими действиями греко-римской и вольной борьбы. С моей точки зрения, эти общие параллели возникли в силу консервативности борьбы как способа противостояния. К тому же не стоит забывать об общем индоарийском корне европейских видов борьбы. Тем не менее Велесова боротьба остается одним из наименее спортотизированных видов борьбы, что повышает ее прикладную ценность. Например, во времена правления Иоанна IV Грозного в опричнине бытовал специфический вид поборья, способный противостоять сече и кулачному бою. Основная задача борца-опричника заключалась в необходимости преодолеть натиск бойца-кулачника и, сблизившись, сломать или задушить его. К слову сказать, в современных "боях без правил" в подавляющем большинстве случаев одерживают победу борцы.
Рис. 35 Это обстоятельство великолепно иллюстрирует слабые и сильные места борьбы силового профиля. И если в схватке один на один больше шансов победить — на стороне борца, то в бою один со многими несоизмеримо чаще побеждают бойцы (кулачники). Хотя это соотношение тоже не всегда безоговорочно правильно. В конечном итоге все зависит от потенциала человека и от умения его реализовать в разнообразных критических ситуациях.
Рис. 36 Борьба, сама по себе, долгое время являлась обязательной нормой базовой подготовки и ратников-ополченцев, и дружинников-профессионалов. Особенно яркую роль борьба играла в период стратегической значимости холодного оружия. То есть в то время, когда военные столкновения представляли собой рукопашную схватку с применением всех возможных способов ведения боя. Логично было бы предположить, что удар кулаком по шлему или чешуйчатому доспеху не принесет никакого победного результата, зато силовой бросок или динамическое сбивание, а зачастую и затаптывающий удар ногой были вполне оправданы ситуацией. Однако не стоит передергивать и ставить во главу угла "безоружное умение". В то время главным всегда было как раз умение обращаться с различными видами холодного оружия и, как правило, качество доспеха и вооружения вкупе с мастерством и опытом их носителя приносило победные результаты. Рис. 37 Рис. 38 Варианты выполнения высоких бросков, известных в славянско-горицкой борьбе как "дыбки" — рис. 37: "Мельница"; рис. 38: "Питерский дыбок" Техника Велесовой боротьбы наиболее объемна и трудоемка в тренировочном процессе, что сказывается на ее популярности среди занимающихся. Тем не менее спортивная и прикладная ценность какого-либо вида борьбы, как правило, не зависит от количества занимающихся. Например, расцветшие в России завозные системы единоборств, порой лишь отдаленно напоминающие боевые построения, собирают вокруг своих представителей толпы народа, что никоим образом не доказывает их боеспособности. Скорее наоборот, если система нравится большинству и вбирает в себя всех без разбора, то это признак ее "безвредности", так нравящейся современной оболваненной молодежи, для которой главное в единоборстве — то, "как это смотрится и много ли людей этим занимается" ОХОТНИЦКИЙ БОЙ Последний из видов славяно-горицкой борьбы. Воплощает собой активную наступательную тактику с широким спектром ударов и бросковых приемов, объединенных под эгидой борьбы динамического профиля. Охотницкий бой ориентирован на быстрое, почти мгновенное выведение противника из равновесия с помощью рывков, толчков, рычаговых воздействий, захватов и ударов. Охотницкий бой — это историческое название, которое происходит от "оходчих" бойцов, "ходчих", продававших свой кулак на судных поединках и часто бившихся на закладных боях. Охотницкий бой воплощает собой чистую драку, главной целью которой является полное выведение противника из строя. Для этого очень широко применяется дополнительное травмирование противника головой о землю после выведения его из равновесия. Долгое время охотницкий бой был стратегическим направлением в традиционном разделе славяно-горицкой борьбы, подчиняя своим ценностным установкам и ориентирам остальные ее виды. Уникальные разработки этого направления также включают в себя умение сбивать противника в сторону наименьшей устойчивости, выводить удар в захват, и наоборот, применять в бою резкие, порывистые перемещения, позволяющие выполнять броски без предварительного силового захвата, затрачивая на атаку противника всего две-три секунды. Система охотницкого боя является несомненным лидером среди поклонников славяно-горицкой борьбы в силу своих прикладных качеств.
Рис. 39 - 42 Выведение буздыгана с проходом за спину (время выполнения 1 секунда)
СТИЛЬ "ЛОМАНИЕ" (плясовой стиль) Э тот стиль — наследник ритуальных охотничье-военных танцев периода тотемических культов. Его задачей является грамотное использование пластических и динамических ресурсов организма при условии экономного расходования энергии во время боя. Плясовой стиль, несмотря на свою древность и приверженность к фольклорной традиции, нельзя считать собственно-боевым направлением. Он хорош, как дополнение к другим стилям, потому что ломание обучает в игровой манере нестандартному поведению на площадке. Кроме всего прочего, плясовой стиль можно использовать в условиях боя один на один. Такие случаи были отмечены в турнирной практике славяно-горицкой борьбы. Боевой потенциал плясового стиля базируется на грамотном и расчетливом владении свилей.
Рис. 43 - 46 Бросок с проходом за спину с травмировавшем головы противника о землю
Впрочем, свиля является боевым инструментарием всей славяно-горицкой борьбы. Приплясывание, притопывание, поведение плечами — все эти действия призваны обеспечивать постоянную расслабленность тела перед планируемой атакой или в процессе отражения атаки противника. Расслабленное состояние обеспечивает быстроту реакции, широкую и четкую амплитуду движений. Главное требование к стойке бойца — стоять не твердо, а устойчиво. Устойчивость достигается благодаря балансированию с использованием практически всех очагов движения. Притопывание дает возможность бойцу атаковать, преобразуя ритм пляса в ритм удара. Вашему вниманию предлагается пляс кулачного бойца, рекомендованный А. К. Беловым. Расслабившись в пояснице, стряхнув напряжение с рук и ног, опустив плечи, начнем с легким притопыванием включаться в движение. Подвижности ног отвечает движение плеч. Все мышцы тела расслаблены. Не прерывая движения, резко, рывком выполняем попеременно "отрыв" плеча назад справа и слева. Каждый такой рывок изменяет положение плоскости груди к предполагаемому фронту атаки. Далее, не прекращая пляса, так же резко, рывком посылаем вниз, как бы под себя, то правое, то левое плечо. Соответственно корпус склоняется в неглубоком поклоне, слегка скручиваясь вперед. Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем —отбрасывание корпуса в сторону. Представьте себе, что вы во время качки находитесь на палубе корабля. Колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, удерживаем себя от падения. Плечи при этом выполняют балансирующий реверс, то есть отклоняются в сторону, обратную движению тела. Обязательное правило и для этого случая, и вообще для передвижения по площадке — вес тела полностью опускать на обе ноги только тогда, когда ваши стопы расставлены на ширину нормального для вас шага, не уже и не шире. Мне же остается добавить, что представлена только одна из многочисленных базовых форм "пляса". На "плясовые" передвижения органично наслаивается ударная и бросковая техника славяно-горицкой борьбы.
"ГРУДОК" Стиль боя, задачей которого является успешное противостояние противнику, многократно превосходящему вас по антропометрическим показателям. Тактическая схема боя проста, но я бы не сказал, что она из-за этого легко выполнима. Вашей задачей является одновременное соблюдение наступательной концепции и умение держать дистанцию с противником. Если недруг многократно превосходит вас по силе и росту, то с ним бессмысленно вступать в ближний бой. Но и на дистанции необходимо постоянно отслеживать его действия, потому что если он нанесет точный удар или выполнит плотный захват, то вам конец. Атаковать такого опасного противника нужно из положения, в котором ему будет неудобно защищаться, а так же нужно постоянно опережать и упреждать агрессивные выпады противника. Для этого стиля существуют подробные рекомендации и тактико-технические схемы, которые, однако, я не считаю нужным оглашать. Свою основную задачу я вижу в передаче необходимого уровня информации, пусть даже и описательного характера. Возможности стиля при хорошем уровне практического освоения позволяют вести бой с несколькими противниками, значительно превосходящими вас по силе. Поэтому и в славяно-горицкой борьбе бойцов часто не делят по весовым категориям. "ПЯТА" Стиль получил свое название благо даря использованию "пяты" (название взято из кулачного боя), то есть замкнутой точки пространства. Этот стиль еще называют "стилем побитых ног". Нет ничего удивительного в том, что во время драки вам могут травмировать ноги... и, как следствие, вы не сможете вести бой на основе высокой подвижности. Вынужденная статичность также характерна для боя в замкнутом пространстве или при бое стоя на скользкой поверхности. "Пята" не имеет своей собственной технической базы, однако это самый богатый тактически стиль, который, кроме всего прочего, очень экономичен и продуман до деталей. Подсказкой интересующимся может послужить принцип, при котором движения рук ведут все остальные движения корпусом. Стиль "пята" является своего рода полным антиподом стиля "наскок". Хотя это только мнимая конфронтация. Противопоставление мною этих стилей должно всего лишь проиллюстрировать возможности славяно-горицкой борьбы. Для тех, кто выбирает для изучения горицу, могу сказать, что наш технический арсенал способен обеспечить вашу безопасность практически в любых критических ситуациях. Стиль "пяты" можно определить как вынужденный, что делает его не очень популярным, но прикладная ценность "пяты" от этого нисколько не уменьшается. ПОДСАЙДАШНЫЙ СТИЛЬ Это стиль, направленный на использование оружия в бою. Такое "странное" для моих современников название пошло от подсайдашного ножа, бывшего когда-то непременным атрибутом не только дружинников-профессионалов, но и любого ратника-ополченца. Наработки этого стиля позволяют эффективно противостоять противнику, вооруженному, практически, любым типом холодного оружия. Разумеется, это не значит, что вы будете гарантированы от поражения в любой ситуации и с любым противником. Такие дешевые заверения себе могут позволить только "восточники" и "новые русские стили", наивно полагающие, что, поставив пару блоков или "обкатав вооруженную конечность", можно избежать осложнений с противником.
Рис. 48-49 Лично мой боевой и тренировочный опыт говорит за то, что единственная возможность избежать ножевого ранения заключается в том, чтобы вообще не дать противнику воспользоваться холодным оружием. Как это сделать? В общем, это вполне возможно. Помню, еще в начале девяностых годов со мной была группа единомышленников, по сегодняшним меркам мы проводили тренировки по чрезмерно жесткой методе. Суть наших занятий состояла в создании ситуаций, максимально приближенных к боевым. Занятия проходили всегда на улице, на одной из окраин Саратова. Работа с вооруженным противником давалась мне лучше, чем моим соратникам. Однажды в процессе тренировки я отвлекся на мгновение... и сподручник моментально пропорол мне ножом руку. Оружие было настоящим и дрались мы, что называется, "в полный контакт". Ошибаться было нельзя. Уже тогда я понял, что любая незначительная оплошность может стать последней. И еще один вывод, который наверняка не понравится теоретикам от боевых искусств. Если вы не сумели упредить удар противника и включились в фехтование, то в случае с опытным противником неизбежны обоюдные поражения (См. рис. 49-51). Правда, последствия будут разными, например, обмен ударами вооруженного с безоружным будут явно не в пользу последнего. С этой точки зрения фехтование не только не имеет смысла, но и чрезвычайно опасно. Поэтому в славяно-горицкой борьбе предпочитают стихийной обороне четко спланированную атаку. В "подсайдашном" стиле, кроме работы с одним и двумя ножами (с моей точки зрения, наш способ является самым проработанным и мощным в России), существуют и работа с "дрекольем", и с другими видами холодного оружия. О палочном бое и работе с кистенем писалось ранее. Надо сказать, что мы не замыкаемся только на "сермяжном умении". Клубы славяно-горицкой борьбы культивируют самые разнообразные виды исторического и прикладного фехтования. Например, сильнейшим в этом разделе считается ульяновский клуб "Рысь", руководит которым Руслан Слепов (Рос). Рис. 50 Рис. 51 Перед вами стандартная атака противника, вооруженного холодным оружием, на основе техники охотницкого боя — рис. 49-51. (Время проведения атаки — 1 секунда.) К правдивости и реалистичности установок подсойдашного стиля в нашем клубе2, например, прибавляется детально проработанная методика преподавания простых и четких тактико-технических принципов, на которых за относительно короткое время (2-3 месяца) можно выйти на вполне профессиональное владение оружием. Чтобы работать против вооруженного противника, необходимо самому научиться владеть оружием и знать особенности каждого типа вооружения. Безусловно, одним из интереснейших разделов подсойдашного стиля является раздел работы безоружного против вооруженного, объем технических и тактических построений которого заслуживает отдельного издания. Хочу предупредить желание читателя выбрать себе к освоению какой-нибудь отдельный стиль. Этого делать нельзя, потому что, познав только одну грань явления, невозможно создать общее впечатление, для этого нужно знать и опробовать все ключевые этапы. Только в этом случае можно гарантировать вашу безопасность. В целом, задачей стиля является выработка такого навыка и психического настроя, при которых оружие, а вер нее, бой с применением оружия становятся для бойца штатной ситуацией. Для этого разработан ряд психотехник, оказывающих мобилизующее действие. Рис. 52 Выведение классического брыка Рис. 53 Стабилизация после удара СТИЛЬ"ПОДОЛ" Это не совсем традиционно для России, но стиль "подол" — это стиль, в котором дерутся только ногами. Мною ранее приводились доказательства в пользу возможности и способности русских вести активные атаки ногами. Причем, в полном боевом объеме. Исторически подтверждено существование многих региональных традиций боя ногами. Из них вошли в славяно-горицкую борьбу: московская традиция (подсеки); новгородская традиция (оплеты); ростовская традиция (брыки); томская традиция (подсады); общерусская традиция (шагающие удары). Если к этому прибавить борцовский арсенал из подножек, зацепов, обвивов и т.п., то получится система, которая по богатству и разнообразию технического и тактического арсенала сравнима с французским сават и корейским тхеквондо, а во многом и превосходит эти системы. "Подол" отражает русскую национальную специфику нанесения удара ногой, причем, без "шпагатов" и малоприменимых в реальном бою низких фиксированных стоек. Несмотря на это, стиль "подол" является одним из самых трудоемких и кропотливых. Вероятно поэтому на Руси это направление боевой культуры так и не выделилось в самостоятельную нишу, оставаясь вспомогательной техникой. Прикладное значение этого стиля велико. Его используют в палочном бою очень активно, при травмах рук, не позволяющих атаковать с верхнего яруса. Ногами великолепно дрались казаки, причем выводя удар с седла. Так что любители подраться ногами вполне могут себя проявить в славяно-горицкой борьбе. Рис. 54, 55 Подсека, выводимая снаружи внутрь, с успехом может применяться как при атаке нижнего яруса (рис. 54), так и при атаке головы (рис. 55). Рис. 56 – 58 Классический оплет (Покадровая развертка. Время удара — 0,6 сек.) Рис. 59 Уговица — удар из группы шагающих. Выводит бойца спиной к противнику с одновременным затаптыванием последнего Рис. 60 "Подкрут с подола" или "свиной подкрут". Удар требует особой подвижности коленного сустава. Бьющая часть — кромка сапога "КОРОМЫСЛО" Нет, в этом стиле не дерутся коромыслами, как в театрализованных выступлениях фольклорных коллективов. "Коромысло" — это принцип уравновешенности двух полюсов, предусматривающий обоюдную загруженность руки и ноги, их взаимодействие в бою. Без сомнения, этот стиль — один из богатейших технически и тактически. Полнейший баланс во взаимодействии руки и ноги предусматривает и возможность перетекания удара в захват, заканчивающийся броском. Таким образом, в стиле коромысло органично взаимодействуют все звенья двигательной цепи. Этот стиль принадлежит к разряду наиболее высококоординационных. Он требует от бойца комплексной подготовки. В навыке бойца должны гармонично сочетаться умение перемещаться вместе с ударом, способность проводить атаки на разных уровнях, позволяющих выполнять самые разнообразные броски и динамические сбивания противника. Рис. 61 Один из вариантов удара ногой, выполняемый в плясовой манере. В данном случае перед вами вариант подсада из нижнего яруса.
Для наглядности представьте себе бойца, одинаково хорошо владеющего силовой и динамической разновидностями борьбы, способного комплексно использовать свои двигательные возможности в сочетании с одинаковым уровнем владения кулачным боем и техникой ударов ногами. Основой для такого комплексного умения является принцип инерционного выхода из любого положения. После относительно недолгого штудирования базовых связок и выполнения большого количества специальных и игровых заданий у бойца наступает фаза импровизационной способности. В этой фазе боец уже способен включать последовательную цепь "коромысел" или "карусель". Однако наслаждение движением и развитие собственно импровизационных навыков — это не конечная цель. Самое сложное — научиться достигать в своих действиях соответствия с боевой ситуацией, при этом четко реагируя на поведение противников. Этот стиль можно применять в бою со многими противниками. При условии хорошего освоения вы за короткое время одержите эффективные победы, даже над противниками, вооруженными холодным оружием. "Коромысло" можно квалифицировать как пик боеспособности и овладения техникой славяно-горицкой борьбы практически всех основных направлений. Если такие стили, как "пята", "подол" или свиля выглядят в реальной боевой ситуации как вынужденно необходимые, применяемые бойцами, понесшими потери, то "коромысло" заставляет нести потери ваших противников. По зрелищности этот стиль абсолютно не уступает разрекламированным современным системам боя. Неся на себе всю полноту и боевые характеристики национальной техники, "коромысло", как ни один другой стиль дает почувствовать и понять взаимосвязь всех основных направлений русской боевой культуры. Его уникальность состоит еще в том, что в него никогда не впишется чужеродный элемент из других видов единоборств. Впрочем, то же самое можно сказать о всей славяно-горицкой борьбе.
Рис. 62 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло" "НАСКОК" Уже из самого названия видно, что противника в этом стиле атакуют "с наскока". "С наскока" —значит быстро и неожиданно. Этот стиль отличается ярко выраженной агрессивностью по отношению к действиям противника. Задача стиля не просто сломить сопротивление врага, а "задавить" даже саму потенциальную возможность развития против вас каких бы то ни было слаженных действий. Тело противника постоянно вытесняется с линий атаки мощными взрывными усилиями.
Рис. 63 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"
Уникальность данного стиля состоит в том, что бой в этой манере ведется на линейной дистанции, то есть вы не уходите с линии атаки. Тем не менее удары противника задавливаются, даже не успев сформироваться, не говоря уже о захватах и бросках. Этого эффекта позволяет достигать именно налетная техника. На бумаге эту технику описать довольно сложно. Но если вы постараетесь представить себе трехсекундную атаку, в ходе которой было нанесено не менее 10-12 ударов ногами и руками и результатом чего стало смещение противника с его начальной позиции на 5-7 метров и заканчивающееся мощнейшим динамическим сбиванием на землю, то вы вполне можете составить себе впечатление об этом стиле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|