Приведение стандартов, действующих на предприятии АО “Москвич” в соответствие со стандартами МС ИСО серии 9000
Большинство промышленных, торговых и правительственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителей. Эти требования обычно включают в технические условия (ТУ). Однако сами по себе, ТУ не являются гарантией того, что требования потребителей будут действительно удовлетворены, поскольку в ТУ или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на систему качества, дополняющих требования к продукции или услуг, установленных в ТУ. Серия стандартов ИСО 9000 –ИСО 9004 рационализирует опыт, накопленный национальными организациями в этой области. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производства или услуг, и свойственного ей практического опыта. В соответствии с ГОСТ 15467-79, под КС УКП на АО “Москвич” понималась совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне объединения или предприятия. В отличие от прежних отечественных систем, КС УКП охватывала все звенья жизненного цикла продукции и всех участников производственного процесса. Она органически входила в систему управления производством и строилась в полном соответствии с ее структурой как функциональная подсистема. Как видно, определенные принципы, заложенные в основу КС УКП, соответствовали принципам и требованиям системы качества на базе ИСО. К таковым относятся и системно-комплексный подход к воздействию на качество, и рассмотрение КС УКП в качестве подсистемы общей системы управления предприятием, и необходимость документирования системы, и ряд других. Но, как уже было отмечено выше, в условиях планово-распорядительной экономики потенциал КС УКП, имевших определенные достоинства, не мог быть реализован. КС УКП, являясь лишь одной из подсистем систем управления предприятием, были не в состоянии сами по себе решить проблему качества в неэффективной в целом экономике, не ориентированной на качественный рост. Этим объяснялся в основном формальный подход к их внедрению и обеспечению их функционирования. Однако КС УКП имели и серьезные изъяны, делающие их использование в прежнем виде неэффективным и с переходом к рыночным отношениям. Прежде всего, КС УКП были ориентированы не на требования потребителя, а на план, не случайно ими не был предусмотрен элемент маркетинга. Кроме того, КС УКП вообще охватывали лишь 4 этапа жизненного цикла продукции, оставляя без внимания большинство важных этапов петли качества, определяющих его стабильность.
В рамках КС УКП заботы о качестве возлагались в основном на специализированные подразделения – службы управления качеством и ОТК, не имевшие к тому же должной поддержки руководителей предприятий. В КС УКП акцент был сделан на контроль качества, а не на его профилактику. КС УКП не предусматривали таких рыночных компонентов управления, как учет и оценка затрат на качество, увязка качества с результатами экономической деятельности предприятия и т.д. Наконец, в КС УКП отсутствовали такие важные элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, ответственность руководства и ряд других. Таким образом, несмотря на определенную общность методологического подхода, положенного в основу системы качества, регламентированной стандартами ИСО, и КС УКП, между ними имеются существенные различия. КС УКП в прежнем виде не способны вписываться в рыночный механизм и обеспечить достижение уровня качества, удовлетворяющего динамично меняющимся рыночным потребностям, с минимальными затратами.
С развитием рыночных отношений, расширением внешнеэкономических связей наличие на отечественном предприятии системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, становится определяющим фактором не только надлежащего качества, но и конкурентоспособности создаваемой им продукции. На мировом рынке самое высокое качество товара (даже при прочих равных условиях) еще не гарантирует его производителю коммерческого успеха. В большинстве случаев потребители или заказчики, желая быть уверенными в способности поставщика стабильно производить продукцию необходимого им уровня качества, требуют подтверждения того, что данное предприятие имеет соответствующую систему качества. При отсутствии сертификата заказчик может сам осуществить проверку системы. В современной мировой практике внедрение МС ИСО серии 9000 почти всегда является обязательным условием при заключении контрактов. Поэтому в случае отсутствия у предприятия высокоэффективной системы качества оно либо может потерять контракт, либо будет вынуждено продавать свою продукцию по весьма заниженной цене. Таким образом, без внедрения стандартов ИСО серии 9000 становится невозможной эффективная экспортная деятельность, а по мере насыщения внутреннего рынка товарами высокоразвитых стран и развития конкуренции - трудности со сбытом будут возрастать и здесь. Все это способствует пробуждению у российских товаропроизводителей интереса к внедрению стандартов ИСО в целях непрерывного и долгосрочного улучшения качества, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Внедрение МС на АО “Москвич” вызывает необходимость пересмотра сложившейся терминологии с учетом требований стандарта ИСО 8402 (Качество. Словарь). Исходя из концепции стандартов ИСО, главная цель в области качества может быть определена, как достижение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции экономически эффективным образом. Данная цель достигается путем решения основных задач в области качества, установленных в МС ИСО серии 9000. Реализация политики в области качества должна стать повседневным делом каждого подразделения. Для определения планирования мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества по каждому виду продукции. По нашему мнению, необходимо следующая последовательность этапов разработки программ:
1. Анализ ситуации, сложившейся на предприятии и выявлении узких мест в решении проблемы повышения качества продукции. 2. Перечисление всей совокупности факторов, от которых зависит ликвидация узких мест. Составление перечня факторов 3. Составление списка подразделений и служб, способных воздействовать на факторы, от которых зависит ликвидация узких мест. Формулирование заданий подразделениям и службам по повышению качества выпускаемой продукции. 4. Выбор показателей, характеризующих качество продукции и установление их значений, достижение которых необходимо в результате программы. 5. Разработка структурно-целевой части программы (“дерево целей”, в вершине которого указана главная цель, расчленяемая далее на цели и задачи различного уровня – “ветви дерева целей”). Процесс последовательного расчленения заданий на более частные продолжается до тех пор, пока не будет сформулировано задание или определено мероприятие, которое будет поручено отдельным исполнителям. 6. Разработка адресной части программы с перечислением всех мероприятий и заданий, которые должны быть выполнены ее участниками в определенные сроки. 7. Определение затрат на выполнение заданий при реализации программы.
Главная особенность целевой программы заключается в том, что она объединяет деятельность всех подразделений, обеспечивающих достижение поставленной цели. Первое и основное требование к такой программе – соответствие между поставленной конечной целью, содержанием частных целей и задач, которые должны обеспечивать ее достижение, сроками их выполнения и имеющимися для этого ресурсами. Если это требование выполняется, то можно думать над тем, как наладить совместную, согласованную работу всех подразделений предприятия. В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000, система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения. Мероприятия по предупреждению несоответствия могут быть в виде принудительной замены технологической оснастки и инструмента, планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания, обеспечения необходимой документацией всех рабочих мест и своевременного изъятия устаревшей документации. Комплексная система управления качеством продукции и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качеством продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методологических материалах по управлению качеством продукции.
Главная цель управления качеством продукции в условиях конкурентной экономики – достижение требуемого потребителем уровня качества с минимальными затратами – не может быть достигнута лишь на основе реализации мер экономического характера, без учета организационного фактора – наличия на предприятии современной высокоэффективной системы управления качеством, центральное место в которой отводится проведению предупредительных мероприятий по всему инновационному циклу.. В рамках же системы качества необходимо задействование и социального (человеческого) фактора, остающегося основным в решении данных проблем. Внедрение подобной системы позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%. Таким образом, исключительная важность рассмотрения вопросов разработки, внедрения и функционирования на отечественных предприятиях систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, представляется очевидной.
В результате были сформулированы основные положения комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) и найдена форма претворения их в жизнь - стандарты предприятия.
ПЛАН по приведению стандартов предприятия в соответствие с требованиями МС ИСО 9000
Наименование стандартов и других документов: 1. Политика АО “Москвич” в области качества. 2. Руководство по качеству (механизм реализации системы качества).
0.МАРКЕТИНГ, ПОИСКИ И ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА 3. СТП 37.201.0.001 Организация маркетинговой деятельности. 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОДУКЦИИ 4. СТП 37.201.1.000 Конструкторская подготовка производства. Основные положения. 5. СТП 37.201.1.001 Документы УКЭР, определяющие состав и комплексность документов для подготовки производства. Выпуск КД для ТПП. 6. СТП 37.201.1.002 Порядок оформления изменений КД при выпуске с помощью ЭВМ (новый) 7. СТП 37.201.1.003 Порядок оформления изменений КД. 8. СТП 37.201.1.004 Установление и обеспечение уровня надежности автомобилей на стадии разработки и подготовки на производство. (новый) 9. СТП 37.201.1.005 Проверочные испытания аварийных единиц и деталей на стадии их разработки (новый) 10. СТП 37.201.1.006 Порядок разработки технико-экономического обоснования и стадий технического проектирования конструкторских разработок (новый) 11. СТП 37.201.1.007 Порядок отработки конструкции на технологичность, контролируемость и ремонтопригодность. 12.СТП 37.201.1.008 Сертификация продукции. (новый)
13. СТП 37.201.1.009 Положение о мастер-моделях. 14.СТП 37.201.1.010 Порядок внедрения в производство новых материалов. 15. СТП 37.201.1.011 Разработка и передача КД на средства технологического оснащения и тару. 16. СТП 37.201.1.012 Порядок выполнения работ при закупке по импорту оборудования, оснастки и комплектующих изделий.
2. ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ И МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
17.СТП 37.201.2.000 Технологическая подготовка производства. Основные положения и порядок организации ТПП. 18. СТП 37.201.2.031 Порядок разработки, согласования и внесения изменений в технологические документы. 19. СТП 37.201.2.032 Порядок выдачи спецификаций на СТО и их проработки, выдачи заказов на изготовление дублеров СТО, планирования и изготовления. 20. СТП 37.201.2.033 Приемка технологической оснастки и корректив рока КД на оснастку и изделия основного производства 21. СТП 37.201.2.034 Порядок оформления отчетных документов о готовности к производству 3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ 22. СТП 37.201.3.000 Контроль качества продукции. Основные положения. 23. СТП 37.201.3.031 Инспекционный контроль продукции основного производства 24. СТП 37.201.3.032 Технический контроль. Виды и применение. 25. СТП 37.201.3.033 Сертификационные, ККИ и инспекционные испытания автомобилей. 26. СТП 37.201.3.034 Порядок отбора и согласования образцов (эталонов) изделий.
4. АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ, ОТКЛОНЕНИЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
27. СТП 37.201.4.011 Контрольный осмотр автомобилей 28. СТП 37.201.4.012 Контрольные осмотры, разборки и замеры узлов и агрегатов автомобиля для определения их качества. 29. СТП 37.201.4.013 Анализ причин дефектов продукции в процессе изготовления и контроля, учет и списание. 30. СТП 37.201.4.014 Порядок проведения “дня качества”. 31. СТП 37.201.4.015 Оценка качества готового автомобиля. (новый) 32. СТП 37.201.4.016 Порядок разработки организационно-технических мероприятий по качеству, контроль за их выполнением. (новый) 33. СТП 37.201.4.017 Оценка качества труда основных рабочих. (новый)
5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ 5.1. Входной контроль изделий
34. СТП 37.201.5.011 Входной контроль металлов. 35. СТП 37.201.5.012 Входной контроль материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий и оценка их качества. 36. СТП 37.201.5.013 Уровень качества продукции поставщиков. Формы и методы работы по улучшению качества продукции. 5.2. Ремонт и обслуживание оборудования 37. СТП 37.201.5.014 Планово-предупредительное обслуживание оборудования. 38. СТП 37.201.5.015 Текущий ремонт оборудования (новый) 39. СТП 37.201.5.016 Экстренный ремонт оборудования (новый) 40. СТП 37.201.5.017 Система технического обслуживания и ремонта оборудования. Организация технической инспекции. (новый) 41. СТП 37.201.5.018 Проверка и ремонт энергетического оборудования. 42. СТП 37.201.5.009 Порядок контроля технологической дисциплины. 43. СТП 37.201.5.010 Авторский контроль качества изготовления деталей и узлов автомобиля. (новый)
6. ИСКЛЮЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУЧАЙНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕФЕКТНЫХ ИЗДЕЛИЙ 44. СТП 37.201.6.011 Маркировка материалов, деталей и узлов. Обеспечение прослеживаемости и изоляции дефектной продукции. (новый)
7. ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ 45. СТП 37.201.7.001 Предпродажная подготовка автомобилей. (новый)
8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 46. СТП 37.201.8.001 Сбор и обработка информации о качестве и надежности автомобилей. Основные положения. 9. ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ 47. СТП 37.201.9.000 Гарантийное обслуживание. Общие положения.
10. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 48. СТП 37.201.10.010 Метрологическое обеспечение. Основные положения. 49. СТП 37.201.10.011 Приобретение средств измерений, их учет и списание. 50. СТП 37.201.10.012 Метрологический контроль технической документации. 51. СТП 37.201.10.013 Методика выполнения измерений. Требования к содержанию, порядок изложения и оформления. 52. СТП 37.201.10.014 Метрологическое обеспечение разработки, изготовления и эксплуатации нестандартизированных средств измерений. 53. СТП 37.201.10.015 Организация и порядок проведения проверки, калибровки и ремонта средств измерений геометрических величин. (новый)
12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ 54. СТП 37.201.12.001 Материально-техническое снабжение. Основные положения. 55. СТП 37.201.12.002 Оформление документации на поставку сырья и материалов. 56. СТП 37.201.12.003 Хранение и обновление страховых запасов материалов. (новый)
13. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ 57. СТП 37.201.13.001 Непрерывное производственно-экономическое обучение. 58. СТП 37.201.13.002 Мотивационный механизм обеспечения качества труда. (новый) 59. СТП 37.201.13.003 Порядок приема на работу. Стажировка. Обучение при стажировке. (новый) 60. СТП 37.201.13.004 Повышение квалификации работников завода. (новый)
14. ПРОВЕРКА, АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 61. СТП 37.201.14.001 Порядок проведения внутренних проверок системы качества и организации работ по ее совершенствованию.
15. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 62. СТП 37.201.15.001 Порядок предъявления рекламаций к поставщикам по качеству материалов и комплектующих изделий, применяемых для изготовления автомобилей. 63. СТП 37.201.15.002 Применение санкций к поставщикам. 64. СТП 37.201.15.003 Порядок оформления внутризаводских заказов и заказов по работам для внешних организаций. (новый)
16. ДОКУМЕНТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 16.1. Сертификация производства
65. СТП 37.201.16.001 Порядок проведения сертификации производственных подразделений.
16.2. Положения и инструкции 66. СТП 37.201.16.002 Положения о подразделениях и персональные должностные инструкции. Содержание и порядок разработки. 67. СТП 37.201.16.003 Технологические и рабочие инструкции. Содержание и порядок разработки. 68. СТП 37.201.16.004 Инструкции. Изложение, согласование и утверждение.
3.3. Совершенствование организационной структуры АО “Москвич” Одной из форм отражения функциональной модели системы качества, рассмотренной в главе 2 служит матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами предприятия. Данная матрица выполняется в виде прямоугольной таблицы, в первой графе которой указывается код (шифр) функции, во второй – полное ее наименование, а в последующих графах, соответствующих числу подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в реализации данной функции, с помощью условных обозначений указывается характер участия каждого подразделения или должностного лица в совместной деятельности. Ниже приведена матрица распределения функций системы качества между должностными лицами, которая была разработана нами для АО “Москвич”.
Матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами АО “Москвич”
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|