Специальная часть. Тема 20. Республика Беларусь и международная правовая охрана окружающей среды. Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении международной правовой охраны окружающей среды.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема 20. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении международной правовой охраны окружающей среды. Задача: дать студентам знания и представления о международной правовой охране окружающей среды, госконтроле за исполнением и ответственностью за нарушение законодательства о ее использовании, и охране.
1. Понятие и предмет международной правовой охраны окружающей среды. Международные объекты окружающей среды. 2. Основные международные принципы охраны окружающей среды. 3. Участие Беларуси в международных экологических соглашениях и охране окружающей природной среды.
Международная концепция охраны окружающей природной среды опирается на положения науки о взаимодействии человечества и природы. Глобализация охраны окружающей среды происходит от взаимопроникновения экономического воздействия транснациональных корпораций на различные континенты и осознание мировым сообществом необходимости борьбы с природными и техногенными катастрофами, международным терроризмом, голодом, военными конфликтами, которые могут причинить непоправимый ущерб природе. Кроме того, природа не имеет государственных границ, она всеобща и едина. Международное право окружающей среды (международное экологическое право) – это одна из новых отраслей сложной комплексной системы международного публичного права. Эта отрасль находится в процессе становления, однако ее можно определить как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества и поэтому охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – это основные задачи, стоящие перед субъектами международного права окружающей среды. Именно они и составляют особенности международного права окружающей среды как отрасли общего международного права. Охрана окружающей среды должна быть направлена на достижение экологического равновесия в мире, полной экологической безопасности.
В целях охраны Мирового океана принят целый ряд многосторонних и региональных соглашений и международных конвенций, например, Международная Конвенция по регулированию китобойного промысла (1946 г. ), Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана (1957 г. ), Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (1969 г. ) и др. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Эти меры относятся ко всем источникам загрязнения морской среды. Конвенция ООН по морскому праву (1982 г. ) обязывает государства принимать законы и правила для предотвращения загрязнения, вызываемого деятельностью на морском дне, захоронением твердых веществ, загрязнением с судов, из атмосферы. Причем национальные законы и правила должны быть не менее эффективными, чем глобальные нормы и стандарты. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с последующими поправками) содержит технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г. ) одним из пагубных явлений, способствующим не только загрязнению, но и отравлению Мирового океана, считает использование некоторыми странами практики сбросов отходов в море. В дополнение к вышеуказанным многосторонним (универсальным) конвенциям являются и иные: 1. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (1992 г. ); 2. Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г. ); 3. Конвенция об охране морской среды и прибрежных зон юго-восточной части Тихого океана (1981 г. ); 4. Региональная конвенция по охране морской среды Красного моря и Аденского залива (1982 г. ); 5. Конвенция об охране и освоении морской среды Большого Карибского района (1983 г. ); 6. Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики (1992 г. ) и т. д. Международная конвенция по спасанию (1989 г. ) (вступила в силу 14 июля 1996 г. ) предусматривает возмещение расходов спасателям и выплату им 30% таких расходов в случае минимизации ими ущерба в морской среде. В определенных случаях «премиальные» могут составить 100 % величины ущерба. Охрана живых ресурсов Мирового океана. Несмотря на очевидный перелов практически всех морских биоресурсов, мировой улов рыбы и беспозвоночных продолжает увеличиваться довольно ощутимыми темпами. В последние годы мировой улов составляет 112–115 млн т. ФАО рекомендует государствам ограничить промысел с тем, чтобы содействовать восстановлению запасов. Помимо универсальных договоров государствами заключено более 100 региональных и двусторонних конвенций и соглашений по сохранению живых ресурсов и управлению ими: например, Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (1978 г. ), Конвенция об охране живых морских ресурсов Антарктики (1980 г. ), Конвенция об охране лосося в северной части Атлантического океана (1982 г. ). Эти и другие конвенции содержат перечень обязательств государств по сохранению живых морских ресурсов в соответствующей акватории Мирового океана. В рамках международных рыболовных организаций ежегодно устанавливается оптимально допустимый улов, который распределяется между государствами. Конвенции предусматривают национальный и международный контроль за судами в целях обеспечения выполнения ими правил промысла.
В настоящее время действуют более 100 договоров по охране международных рек от загрязнения. Они содержат в основном запретительные нормы относительно сброса нефти, химических и органических веществ в речную среду. Нормы и правила по охране международных водных систем содержатся также в Европейской конвенции о защите пресной воды от загрязнения (1969 г. ), Европейской конвенции о защите международных водотоков от загрязнения (1974 г. ), Декларации о сотрудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности защиты его вод от загрязнения (1985 г. ), в соглашении между Швецией и Францией о защите вод озера Ломан (1962 г. ) и др. Защита окружающей среды от радиоактивного заражения. Наиболее тяжким и пагубным по своим последствиям является загрязнение природы радиоактивными веществами. Особенно опасными являются испытания и возможное применение ядерного оружия как по масштабам воздействия на природу, так и по трудностям восстановления природы, подвергшейся заражению радиоактивными веществами. Наземный ядерный взрыв произведет значительные нарушения геосферы, биосферы и атмосферы. Полное и глобальное запрещение ядерного, радиологического и нейтронного оружия помогло бы решить проблему защиты окружающей среды от опасного для всего человечества радиоактивного заражения. В этом направлении сделаны первые шаги – запрещено испытание ядерного оружия в трех средах (1963 г. ), его распространение (1968 г. ), размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г. ), в Антарктике (1959 г. ) и Космосе (1967 г. ), созданы безъядерные зоны в Африке, Антарктике, в Латинской Америке, южной части Тихого океана и других регионах. Использование атомной энергии в мирных целях может нанести также огромный вред окружающей среде, если государства не будут принимать эффективные меры по обезвреживанию продуктов такого производства, а также по охране ядерного материала от незаконного захвата (в том числе и при перевозке его) и использования. В 1980 г. была принята Конвенция о физической защите ядерного материала.
Согласно Международной конвенции об ответственности операторов ядерных судов (1962 г. ) и Конвенции о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов (1971 г. ), оператор ядерной установки несет исключительную ответственность за ущерб, причиненный ядерной аварией, в том числе происшедшей во время морской перевозки ядерных материалов. В сентябре 1997 г. открыта для подписания Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработанным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами. Эта конвенция ориентирует государств-участников на достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер международного сотрудничества в области безопасности.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОСМОСЕ
Космос представляет собой единство двух видов территории – космического пространства и естественных небесных тел. Понятие «космическое пространство» означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства (примерно 100–110 км от поверхности Земли) до пределов лунной орбиты – так называемый ближний космос, и за ее пределами, т. е. далее 384 тыс. км – дальний космос. Государства должны использовать Космос таким образом, чтобы избежать его вредного загрязнения в результате антропогенной деятельности: предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды вследствие внесения в нее неблагоприятных изменений из-за доставки посторонних веществ и микроорганизмов; должны контролировать деятельность, связанную с использованием в Космосе ядерных установок, публикуя результаты оценки ядерных источников энергии на борту космического корабля до его запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г., ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г. ). Государства имеют право объявлять районы небесных тел, представляющих научный интерес, международными заповедниками, в отношении которых могут быть согласованы особые меры защиты. Поэтому международное право должно своевременно определять правовые рамки освоения Космоса под международным контролем, на благо всего человечества.
ОХРАНА ЖИВОТНОГО, РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
И БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ С момента зарождения жизни исчезновение видов животного мира было и остается неоспоримым фактом. Из полумиллиарда видов к настоящему времени осталось несколько миллионов. Под международной охраной находятся киты, тюлени, моржи, белые медведи, дельфины и многие другие виды животного мира. Международные договоры по охране животного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию (вид, семейство и т. д. ). К первой группе договоров относится Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии (1933 г. ). Сохранение природной флоры и фауны в некоторых частях мира, особенно в Африке, осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов. Участники Конвенции создают национальные парки и природные заповедники на своей территории (ст. 3) и контролируют все населенные пункты в них (ст. 4). Конвенция поощряет «одомашнивание» экологически ценных диких животных (ст. 7). Она призывает установить контроль над торговлей, охотничьими трофеями и производством изделий из них (ст. 9). Запрещаются некоторые методы охоты, например, применение ядов, взрывчатых веществ, ослепляющего света, сетей, ям, силков и т. д. Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г. ) заключена с целью защиты животных, мигрирующих через национальные границы или вне этих границ. Конвенция содержит перечень исчезающих видов животных и мигрирующих видов, которые являются предметом соглашений государств (более 300 видов). Целью каждого такого соглашения является восстановление или обеспечение благоприятного статуса сохранности конкретного мигрирующего вида. В ст. V Конвенции 1979 г. определено примерное содержание такого соглашения. Контроль за выполнением данной Конвенции осуществляет Конференция сторон. Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. В этих целях 3 марта 1973 г. заключена Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Конвенция 1973 г. содержит три положения. Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (1946 г. ), Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана (1957 г. ), Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о промысле королевского краба и краба-стригуна (1971 г. ), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о промысле крабов в северо-западной части Тихого океана (1972 г. ), Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г. ) и мн. др. Одним из первых международных договоров по охране птиц явилась Международная конвенция об охране птиц (1950 г. ). Государства – участники обязаны отразить в своем законодательстве положения, запрещающие или ставящие под контроль применение силков, птичьего клея, ловушек, крючков, сетей, отравленных приманок или дурманящих средств, садков сетевых для уток; зеркал; рыболовных сетей и т. д. Государства – участники создают заповедники для разведения птиц. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971 г. ), преследует цель приостановить постепенное наступление на водно-болотные угодья и их уничтожение в настоящее время и в будущем. Государства – участники определяют, по меньшей мере, одно национальное водно-болотное угодье для включения в перечень водно-болотных угодий международного значения (ст. 2). Государства учитывают свою международную ответственность за охрану, управление и рациональное использование популяций мигрирующих диких птиц. Одним из средств защиты птиц является создание природных заповедников на водно-болотных угодьях. 5 марта 1980 г. одновременно в 33 странах, в том числе и в бывшем СССР, была оглашена Всемирная стратегия охраны природы, разработанная МСОП при поддержке других международных организаций (ЮНЕП, ФАО, ВВФ). Главнейшая цель, поставленная этим документом, сохранение генетического многообразия, т. е. предотвращение вымирания всех видов растений и животных. Сегодня под угрозой исчезновения на земном шаре находится около 20–25 тыс. видов растений, частично уже внесенных в Красные книги (МСОП и региональные). Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 г. ) одобрила Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Этот документ впервые признал важную роль нетропических лесов в поддержании глобального баланса поглощения углерода и выделения кислорода. В этих Принципах речь идет обо всех видах лесов: естественных и культивируемых, во всех географических регионах и климатических зонах, включая леса среднего пояса. Основная цель Принципов – содействие рациональному использованию, сохранению и освоению лесов и реализации их многоцелевых и взаимодополняющих функций и видов использования. Они отражают впервые достигнутый глобальный консенсус по вопросу лесов. В настоящее время имеется ряд международных договоров об охране растительного мира. Конвенция о создании Европейской и Средиземноморской организации по защите растений (195–1955 гг. ) уполномочивает эту Организацию давать советы правительствам – членам по предотвращению завоза и распространения вредителей и болезней растений и растительных продуктов. Согласно Международной конвенции по защите растений (1951 г. ) каждый участник создает официальную организацию по охране растений. Соглашение о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней (1959 г. ) уполномочивает его участников принимать необходимые меры против вредителей, сорняков и заболеваний. Они обмениваются информацией о вредителях и заболеваниях растений и борьбе с ними. Значительный вклад в сотрудничество государств по защите растительного мира вносит Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г. ). Глобальная цель международного сообщества при создании механизмов регулирования, использования и сохранения биоразнообразия заключается в создании долгосрочных условий для сохранения устойчивого использования биологического разнообразия и его компонентов в интересах нынешнего и будущих поколений. Биологическое разнообразие означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая среди прочего наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Необходимы эффективные национальные меры и международное сотрудничество для охраны экосистем in-situ (означает условия, в которых существуют генетические ресурсы в рамках экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам – в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки), биологических и генетических ресурсов ex-situ (означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания). Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. подчеркивает, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества. Существуют основные принципы, на которых строится международно-правовое регулирование устойчивого использования и охраны биоразнообразия и которые должны использовать государства. Главный принцип использования и охраны биоразнообразия основан на важнейшем постулате международного права о суверенитете государств. Каждое государство – участник Конвенции 1992 г., в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями, разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. Они должны предусматривать меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике. Государства регулируют или рационально используют биологические ресурсы, имеющие значение для сохранения биологического разнообразия. Они содействуют защите экосистем, естественных мест обитания и сохранения жизнеспособных популяций, видов в естественных условиях. Договаривающиеся стороны предотвращают интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролируют или уничтожают такие чужеродные виды. В статье 9 Конвенции 1992 г. перечислены меры сохранения ex-situ. В частности, каждая договаривающаяся сторона принимает меры для сохранения ex-situ компонентов биологического разнообразия предпочтительно в стране происхождения таких компонентов. Она создает и поддерживает условия для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов. Государства обязаны регламентировать и регулировать сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex-situ, за исключением случаев, когда требуется принятие специальных временных мер ex-situ. Согласно ст. 15 Конвенции 1992 г. каждое государство вправе определять порядок доступа к генетическим ресурсам. Доступ в случае его предоставления обеспечивается на взаимно согласованных условиях. Стороны Конвенции учредили Конференцию сторон. Она следит за выполнением требований Конвенции и с этой целью определяет форму и периодичность передачи информации, которая должна предоставляться любым участником, и рассматривает такую информацию, а также доклады, представляемые любым вспомогательным органом. Она рассматривает научные, технические и технологические рекомендации по биологическому разнообразию. Основные международные принципы охраны окружающей среды: · приоритетность экологических прав человека; · суверенитет государства на природные ресурсы своей территории; · недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другого; · экологический контроль на всех уровнях; · свободный обмен международной экологической информацией; · взаимопомощь государств в чрезвычайных ситуациях; · разрешение эколого-правовых споров международными средствами. Эти принципы распространяются на взаимоотношения Республики Беларусь со странами СНГ. Был образован Международный экологический Совет (МЭС) и постоянно действующий орган – секретариат. Кроме того был создан Международный экологический фонд (г. Минск). Участие в международном сотрудничестве в этой сфере закреплено Конституцией Республики Беларусь и ст. 54 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Республика Беларусь является участницей многосторонних международных соглашений. Основными направлениями сотрудничества в рамках подписанных соглашений с зарубежными странами являются: · усовершенствование природоохранного законодательства; · совместная деятельность в области нормирования, стандартизации, метрологии и сертификации; · охрана окружающей среды в энергетике; · управление промышленными и бытовыми отходами, их переработка; · охрана окружающей среды в сельском хозяйстве; · охрана окружающей среды в промышленности; · применение природоохранных технологий и экологически безопасных веществ; · просвещение, образование и научное сотрудничество; · обмен природоохранной информацией и др. Основные международные конвенции в сфере охраны биологического разнообразия: - Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Вашингтон, 2 декабря 1946 г. - Международная конвенция по защите растений. Рим, 6 декабря 1951 г. - Международная конвенция по охране новых сортов растений. Париж, 2 декабря 1961 г. - Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Рамсар, 2 февраля 1971 г. - Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Париж, 16 ноября 1972 г. - Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры в Балтийском море и Бельтах. Вашингтон, 3 марта 1973 г. - Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах. Гданьск, 13 сентября 1973 г. - Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря. Хельсинки, 22 марта 1974 г. - Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных. Бонн, 23 июня 1979 г. - Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г. Значительная роль в разработке и развитии международного права окружающей среды принадлежит системе Организации Объединенных Наций, особенно межправительственному органу – Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН до рекомендации Стокгольмской Конференции по окружающей человека среде (1972). Основная цель создания ЮНЕП – прогрессивное развитие международного права окружающей среды, разработка его принципов, помощь в создании проектов международных соглашений. Главная функция ЮНЕП состоит в координации деятельности по охране окружающей среды государств, организаций системы ООН и других международных организаций. В плане прогрессивного развития международного права окружающей среды ЮНЕП сделано много. Принципы этой отрасли разработаны и сформулированы первым директором-исполнителем М. Стронгом. Правда, процесс исследования был значительно расширен путем охвата национальных проблем, и само исследование получило официальное название «Право окружающей среды». Среди поставленных перед ЮНЕП задач была и такая: содействие включению права окружающей среды в учебные программы и планы работы университетов, других научно-исследовательских учреждений. К настоящему времени «Право окружающей среды» как важнейшая дисциплина включена в программу обучения практически всех университетов мира, а в крупных научно-исследовательских центрах созданы различные научные подразделения, в задачу которых входит исследование комплекса проблем охраны окружающей среды. Под эгидой ЮНЕП, как структуры ООН, заключено огромное число соглашений в различных областях охраны окружающей среды: морской среды, атмосферы, климата и др. Известно, что первые соглашения в области охраны морской среды заключены еще под эгидой Межправительственной морской консультативной организации ИМКО (с 1982 г. – ИМО). К ним относится и Международная конвенция по предупреждению загрязнения моря нефтью 1954 г. с поправками 1962, 1969, 1971 гг., а также такие соглашения, как Брюссельская конвенция о праве вмешательства в открытом море в случаях аварий, вызывающих загрязнение моря нефтью (1969), Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, вызванный загрязнением нефтью (1969), и др. Таким образом, в современном глобальном мире становится очевидным, что ни одна, даже самая мощная держава не сможет справиться с нарастающими экологическими проблемами. Это обусловливает то, что экологическое право приобретает международный характер и приводит к тому, что все большее и большее число природных объектов регулируются международными договорами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|