Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Правовая охрана. Окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности. Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.




Тема 16. ПРАВОВАЯ ОХРАНА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.

Задача: дать студентам знания и представления о правовой охране окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, госконтроле за ее использованием и ответственностью за нарушение законодательства ее использовании и охране.

 

1. Правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

2. Экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в строй предприятий, сооружений и других объектов.

3. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.

4. Правовое регулирование размещения отходов.

5. Безопасность генно-инженерной деятельности.

6. Ответственность предприятий за нарушение требований экологической безопасности.

 

Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. Охрана окружающей среды – это деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональ­ное использование и воспроизводство природных ресурсов, пре­дотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

В главе 6 Закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды, предъ­являемые к субъектам, ведущим хозяйственную и иную дея­тельность. Такие требования предъявляются по видам и на­правлениям хозяйственной деятельности, в частности, в строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, нефтегазовом комплексе, химической промышленности, при эксплуатации военных и оборонных объектов; использовании радиоактивных веществ и др.

Особые требования предъявляются к охране окружающей среды населенных пунктов.

Учитывая сложную экологическую обстановку в республике, охрана здоровья и обеспечение благополучия граждан – конечная цель охраны окружающей среды. В связи с этим законодательные акты, направленные на охрану здоровья граждан республики, занимают ведущее место.

В этом направлении обеспечения экологической безопасности одним из значимых является Закон «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 года. Этот закон регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, содержащиеся в статьях закона, одновременно являются источником экологического права. Одним из направленных на охрану здоровья граждан, является Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З. Во втором разделе этого закона «Окружающая среда проживания» содержатся требования к качеству окружающей среды, к архитектурно-градостроительной деятельности в зонах особого государственного регулирования, также изложены требования к государственному кадастру территорий. Эти два закона подсистемы экологического законодательства составляют основу охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей природной среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования мест размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъекта хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка.

При выборе места размещения объекта обязательно должны выполняться требования о соблюдении режима водоохранных зон как в интересах охраны качества питьевых источников водоснабжения, так и охраны малых рек, иных водных источников как природных объектов.

Результаты обследования оформляются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Республики Беларусь в виде акта выбора земельного участка для размещения объекта, а при необходимости и его санитарной (охранной) зоны.

К этому акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территорий, предусмотренного законодательством Республики Беларусь.

Предоставление земельных участков под строительство допускается при наличии заключения органов и учреждений соответствующей территориальной санитарно-эпидемиологической службы.

На стадии проектирования к проектным и изыскательным организациям предъявляется требование по обеспечению рационального использования земель, иных природных ресурсов, а также охраны окружающей природной среды. Поэтому в рабочем проекте выделяются пусковые объекты. При их разработке используются природоохранные стандарты, методики нормирования выбросов производства. В процессе строительства предусмотрено предотвращение потерь природных ресурсов, рекультивация земель, предотвращение и очистка вредных выбросов в почву и атмосферу.

Соблюдение этих требований обеспечивается органами экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, а также авторского надзора проектных организаций.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено приостановление или запрещение финансирования проектов не соответствующих экологическим требованиям. В Кодексе Республики Беларусь о земле установлены экологические требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель.

Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи. При проектировании и строительстве дорог и транспортных развязок проектировщики должны учитывать интенсивность транспортного потока, скорость движения и т. п. Эти расчеты необходимы для обеспечения экологических стандартов, так как около 70% выбросов в атмосферу вредных веществ дает автомобильный транспорт.

При проектировании и эксплуатации средств связи проектировщики и эксплуатационники должны обеспечить соответствующие стандарты. Это необходимо для безопасного проживания жителей возле этих объектов.

Правовое регулирование обращения с отходами осуществляется согласно Закону  Республики  Беларусь  «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 г. (с изм. и доп. Закон от 8 июля 2008 г. № 367-З).

В ст. 1 настоящего Закона приведены следующиеосновные термины, понятия и их определения:

1. Вид отходов – совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

2. Вторичное сырье – вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.

3. Вторичные материальные ресурсы – отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.

4. Захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц (далее имущество), не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.

5. Инвентаризация отходов – деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

6. Использование отходов применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

7. Коммунальные отходы – отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы.

8. Лимит захоронения отходов производства – количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов.

9. Лимит хранения отходов производства – количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для хранения их на объектах хранения отходов.

10. Места временного хранения отходов – специальное оборудование (контейнеры, урны и т. п. ), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

11. Норматив образования отходов производства – предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.

12. Обезвреживание отходов – деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.

13. Обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

14. Объекты захоронения отходов – полигоны и иные сооружения, предназначенные для захоронения отходов.

15. Объекты обезвреживания отходов – сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для обезвреживания отходов.

16. Объекты по использованию отходов – сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, предназначенные для использования отходов.

17. Объекты хранения отходов – сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов.

18. Опасные отходы – отходы, содержащие в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью в таких количестве и виде, что эти отходы сами по себе либо при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, имуществу вследствие их вредного воздействия.

19. Отходы – вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.

20. Отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.

21. Отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.

22. Перевозка отходов – перемещение отходов транспортным средством, выполняемое на договорной основе или на других законных основаниях.

23. Производитель отходов – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов.

24. Размещение отходов – хранение или захоронение отходов.

25. Санкционированное захоронение отходов – захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

26. Санкционированное хранение отходов – хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

27. Санкционированные места захоронения отходов – объекты захоронения отходов, определенные собственнику отходов для их захоронения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

28. Санкционированные места хранения отходов – объекты хранения отходов или места временного хранения отходов, определенные собственнику отходов для их хранения в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.

29. Сбор отходов – деятельность по концентрации отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления.

30. Собственник отходов – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.

31. Трансграничное перемещение отходов – ввоз в Республику Беларусь, в том числе с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, вывоз из Республики Беларусь, транзит через территорию Республики Беларусь отходов.

32. Удаление отходов – деятельность по временному хранению отходов и перевозке их на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

33. Учет отходов – система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.

34. Хранение отходов – содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

Безопасность генно-инженерной деятельности – это состояние защищенности, достигаемое посредством выполнения мер, направленных на предотвращение или снижение до безопасного уровня возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду при осуществлении генно-инженерной деятельности.

Правовую основу безопасности генно-инженерной деятель­ности составляет Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. «О безопасности генно-инженерной деятельности». Объекта­ми отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются генно-инженерные (генетически из­мененные, модифицированные, трансгенные) организмы, т. е. живые организмы, содержащие новую комбинацию генетиче­ского материала, полученного с помощью генетической инже­нерии, а также права на осуществление генно-инженерной дея­тельности. Законодательством установлены четыре уровня риска генно-инженерной деятельности:

I уровень – работа с непатогенными генно-инженерными организмами;

II уровень – ра­бота с условно патогенными генно-инженерными организма­ми;

III уровень – работа с патогенными генно-инженерными организмами, способными вызывать опасные инфекционные заболевания и распространять инфекцию, для которых имеют­ся эффективные меры профилактики и лечения;

IV уровень –  работа с патогенными генно-инженерными организмами, ко­торые являются возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, обладающих способностью быстро распростра­няться и для которых не известны эффективные меры профи­лактики и лечения.

Мерами по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности являются:

· выдача специально уполномоченны­ми республиканскими органами государственного управле­ния в области безопасности генно-инженерной деятельности (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия) разрешений на ввоз, вывоз или транзит условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, а также разрешений на вы­свобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

· аккредитация замкнутых систем для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности; го­сударственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

· учет генно-инженерных организмов; установление требований безопасности генно-ин­женерной деятельности; государственная экспертиза безопас­ности генно-инженерных организмов;

· контроль в области безо­пасности генно-инженерной деятельности; применение мер от­ветственности за нарушение требований законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...