Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим отдельных территорий и




РАЗДЕЛ 5

 

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И

ОБЪЕКТОВ

Тема 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима особо охраняемых территорий.

Задача: дать студентам знания и представления о правовом режиме особо охраняемых территорий, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране.

1. Понятие и виды особо охраняемых территорий и объектов.

2. Структура особо охраняемых территорий и объектов, отличительные признаки.

3. Режим природно-заповедного фонда. Правовой режим Государственных природных заповедников. Правовой режим национального парка. Правовой режим природных заказников. Правовой режим памятников природы. Правовая охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.

4. Красная книга Республики Беларусь.

5. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон.

 

Понятие и виды особо охраняемых территорий и объектов. Особо охраняемые природные территории – это уча­стки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природ­ными комплексами и объектами, имеющими особое эколо­гическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим ох­раны и использования.

Целью их объявления является со­хранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Пра­вовой режим указанных территорий определен Законом Рес­публики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Закона Республики Бе­ларусь от 23 мая 2000 г. К особо охраняемым территориям и объектам относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. По административно-правовому статусу они могут быть рес­публиканского и местного значения. Заповедники и нацио­нальные парки создаются только на республиканском уров­не, а заказники и памятники природы – как на республикан­ском, так и на местном уровнях. Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность. Территория особо охраняемых природных территорий приобретает или утрачивает статус с момента принятия соответствующего решения об ее объявле­нии или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом.

Правовой режим каждого запо­ведника, национального парка и заказника устанавливается по­ложением о данной особо охраняемой природной террито­рии.

Правовой режим отдельного памятника природы опре­деляется его охранными документами. Для предотвращения, нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осу­ществляется резервирование территорий, которые планиру­ется объявить особо охраняемыми. В целях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплек­сы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на приле­гающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.

Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплек­сов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Объявление, пре­образование и прекращение функционирования заповедни­ка осуществляются решением Президента Республики Бела­русь, Правительства Республики Беларусь по представлени­ям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное уч­реждение. На территории заповедника устанавливается еди­ный режим охраны и использования, полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объек­ты, имеющие особое значение. В заповеднике запрещается любая не связанная с его назначением деятельность, проти­воречащая задачам заповедника и прямо либо косвенно на­рушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные ком­плексы и объекты.

Допускается деятельность, направленная на:

· сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состоя­ния в результате антропогенного воздействия;

· поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность заповедника;

· предотвращение стихийных бедствий;

· осуществление экологического мониторинга;

· выполнение научно-исследовательских работ;

· ведение эколого-просветительской работы;

· осуществление контрольно-надзорных функций.

На специально выделенных участках заповедника, не включающих природные комплексы и объекты, ради со­хранения которых создавался заповедник, допускается дея­тельность, которая направлена на обеспечение функциони­рования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с положением о заповеднике.

Памятниками природы объявляются уникальные, невос­полнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплек­сы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обес­печения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

В зависимости от особенностей объекта охраны памятни­ки природы подразделяются на следующие виды:

1) ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезно­вения и т. п. ), предназначенные для сохранения, восстановле­ния, изучения и обогащения разнообразия объектов раститель­ного мира, ценных в экологическом, научном, культурном их хозяйственном отношении;

2) гидрологические (озера, болота, участки рек с пойма­ми, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т. п. ), предназначенные для сохранения и восста­новления небольших по размерам ценных водных объектов;

3) геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), пред­назначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.

Объявление природных комплексов или объектов с зани­маемой ими территорией памятниками природы допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у зем­левладельцев и землепользователей, на землях которых рас­положены природные комплексы или объекты, объявленные памятниками природы. На каждый памятник природы утвер­ждаются охранные документы. Для управления памятником природы или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохран­ной деятельности в границах памятника природы обеспечи­вается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.

Правовой режим национальных парков. Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных при­родных комплексов и объектов, имеющих особую экологи­ческую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.

Объявление, преобразование и прекращение функциони­рования национального парка осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республи­ки Беларусь по представлениям Минприроды или иного рес­публиканского органа государственного управления. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. При создании национальных парков принимается Положение, в котором конкретизируется их правовой режим. Особенностью правового положения национальных парков является вклю­чение в их состав земель, предоставленных в постоянное поль­зование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, а так­же земель иных землепользователей. Для национального парка характерно функциональное зонирование территории. С учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов и объектов, а также иных объектов национального парка в его границах выделяются следующие зоны:

1) заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме прове­дения научных исследований и мероприятий по ее охране;

2) зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспе­чения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и исполь­зования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках; рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;

3) хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах кото­рой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с ис­пользованием природоохранных технологий, не препятствую­щая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.

В случае необходимости в национальном парке может пре­дусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяй­ственных и иных объектов парка.

Каждая из зон националь­ного парка может быть территориально разобщена и состоит из нескольких участков, расположенных в разных местах тер­ритории национального парка.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным ком­плексам и объектам и противоречит целям и задачам нацио­нального парка, в том числе:

· разведка и разработка полезных ископаемых;

· деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

·  размещение на территории нацио­нального парка садоводческих и дачных участков;

· рубки леса главного пользования и заготовка живицы;

· деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

· организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально пре­дусмотренных для этого мест.

Организация регулируемого туризма, отдыха и оздоровле­ния населения на территории национального парка осущест­вляется в соответствии с утвержденными проектами терри­ториальной организации национального парка при условии гарантированного соблюдения юридическими и физически­ми лицами режима охраны и использования национального парка.

Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласован­ным использованием других природных ресурсов. В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следую­щие виды:

1)  ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшаф­тов и комплексов;

2) биологические (ботанические, зоологические), пред­назначенные для сохранения и восстановления редких, ис­чезающих, а также ценных в экологическом, научном, хо­зяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;

3) водно-болотные, предназначенные для сохранения вод­но-болотных угодий, имеющих особое значение главным об­разом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;

4) гидрологические (болотные, озерные, речные), предна­значенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;

5) геологические, предназначенные для сохранения ценных объек­тов или комплексов неживой природы;

6) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.

Заказники могут быть республиканского и местного зна­чения. Объявление, преобразование и прекращение функцио­нирования заказника республиканского значения осуществ­ляются решением Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или иного республиканского органа государственного управления. Объявление, преобра­зование или прекращение функционирования заказника ме­стного значения осуществляются решениями соответствую­щего местного исполнительного и распорядительного органа по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или иного органа государственного управления.

Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевла­дельцев и землепользователей. Не изымаются земельные уча­стки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника. Для управления заказником или группой заказников юриди­ческое лицо, как правило, не создается. Организация приро­доохранной деятельности в границах заказника обеспечива­ется государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специ­фики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Осо­бенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника. Землеполь­зователи и землевладельцы, земли которых расположены в границах заказника, обязаны соблюдать установленный ре­жим охраны и использования заказника.

На территории заказника в зависимости от целей его объяв­ления могут быть запрещены:

· распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокоше­ние, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и произ­водство других работ, связанных с пользованием недрами;

· предоставление участков под застройку;

· мелиоративные ра­боты, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима;

· использование ядо­химикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения;

· движение механизированного транспорта вне до­рог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира;

· изы­скания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов.

Под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных понимаются те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и (или) ареала их размещения, неблагопри­ятных изменениях условий их существования, крайней ограни­ченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории го­сударства.

Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется посредством включения их в Красную книгу Республики Беларусь; установления Министерством при­родных ресурсов и охраны окружающей среды правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в про­цессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Так, Постановлением Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды от 28 июня 2005 г. № 32 определены правила изъятия ред­ких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, вклю­ченным в Красную книгу Республики Беларусь.

Положение о Красной книге Республики Беларусь утвер­ждено постановлением Совета Министров БССР от 28 июня 1979 г. № 201.

Ведение Красной книги Республики Беларусь, организация учета и контроля состояния редких и находя­щихся под угрозой исчезновения видов растений и животных осуществляются Министерством природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь.

Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Бела­русь, а также оборот редких и находящихся под угрозой ис­чезновения видов дикорастущих растений и диких животных, их частей и дериватов осуществляются в соответствии с по­ложениями Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезнове­ния, на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонен­тов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодатель­ством.

Специальной охране подлежат:

· курортные зоны;

· зоны отды­ха;

· водоохранные зоны;

· прибрежные полосы рек и водоемов;

· зоны санитарной охраны месторождений лечебных минераль­ных вод и лечебных сапропелей;

· зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

· зоны санитарной охраны в местах водозабо­ра;

· водоохранные леса (защитные полосы лесов и леса в гра­ницах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохрани­лищ и иных водных объектов);

· защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

· санитарно-ги­гиенические и оздоровительные леса – это городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и про­изводственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса);

· городские парки, охраняе­мые типичные и редкие природные ландшафты и др.

Под зонами отдыха понимаются территории, используе­мые для размещения общеоздоровительных, туристских уч­реждений и оборудования мест кратковременного отдыха. Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответ­ствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. На территории зоны отдыха в целях охраны окру­жающей среды может предусматриваться: запрещение крупных животноводческих комплексов; запрещение применения в границах прибрежной полосы во­доемов зоны, шириной не менее 300 метров, ядохими­катов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также регулирование применения минеральных удобрений, использование организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; выполнение противопожарных мероприятий; максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов.

При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, авто­мобильных дорог, подъездов и трасс инженерных сетей и др.

Для предотвращения ухудшения качества воды источни­ков хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водо­проводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны.

Зона санитарной охраны источни­ков питьевого водоснабжения на месте забора воды состоит из трех поясов: первого – строгого режима, второго и третье­го – режимов ограничения. Организация зон санитарной ох­раны, их проектирование и эксплуатация, установление гра­ниц входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и за­претов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются Водным кодексом, Законом Рес­публики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарны­ми и строительными нормами и правилами.

Выполнение ком­плекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств:

· на территории первого пояса – предприятиями питьевого во­доснабжения;

· на территориях второго и третьего поясов – физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поя­сов, а также местными исполнительными и распорядитель­ными органами.

Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки про­межуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон использу­ются преимущественно для отдыха граждан, проведения куль­турно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответст­вии с проектами лесоустройства, специально разрабатывае­мыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не со­вместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприя­тий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов город­ские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего сани­тарного состояния

В соответствии с п. 1. 4 Указа Президента Республики Бе­ларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию го­сударственного управления ими» при незаконном изъятии или уничтожении:

·  диких животных, их частей и (или) дериватов, подпа­дающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, вред возмещается на основании такс, исчис­ленных в двойном размере по каждому изъятому или уничто­женному дикому животному;

· диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

· диких животных, относящихся одновременно к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и являю­щихся образцами СИТЕС, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;

· диких животных, обитающих в угодьях, в которых запре­щено их изъятие или уничтожение, вред возмещается на осно­вании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъя­тому или уничтоженному дикому животному.

За нарушение законодательства об особо охраняемых при­родных территориях предусмотрена административная, уго­ловная и гражданско-правовая ответственность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...