Правовой режим отдельных территорий и
РАЗДЕЛ 5
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ Тема 15. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правового режима особо охраняемых территорий. Задача: дать студентам знания и представления о правовом режиме особо охраняемых территорий, госконтроле за их использованием и ответственностью за нарушение законодательства об их использовании и охране. 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий и объектов. 2. Структура особо охраняемых территорий и объектов, отличительные признаки. 3. Режим природно-заповедного фонда. Правовой режим Государственных природных заповедников. Правовой режим национального парка. Правовой режим природных заказников. Правовой режим памятников природы. Правовая охрана редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. 4. Красная книга Республики Беларусь. 5. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон.
Понятие и виды особо охраняемых территорий и объектов. Особо охраняемые природные территории – это участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Целью их объявления является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Правовой режим указанных территорий определен Законом Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 г. К особо охраняемым территориям и объектам относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы. По административно-правовому статусу они могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные парки создаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы – как на республиканском, так и на местном уровнях. Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность. Территория особо охраняемых природных территорий приобретает или утрачивает статус с момента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом.
Правовой режим каждого заповедника, национального парка и заказника устанавливается положением о данной особо охраняемой природной территории. Правовой режим отдельного памятника природы определяется его охранными документами. Для предотвращения, нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми. В целях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны. Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. На территории заповедника устанавливается единый режим охраны и использования, полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объекты, имеющие особое значение. В заповеднике запрещается любая не связанная с его назначением деятельность, противоречащая задачам заповедника и прямо либо косвенно нарушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты.
Допускается деятельность, направленная на: · сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия; · поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность заповедника; · предотвращение стихийных бедствий; · осуществление экологического мониторинга; · выполнение научно-исследовательских работ; · ведение эколого-просветительской работы; · осуществление контрольно-надзорных функций. На специально выделенных участках заповедника, не включающих природные комплексы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с положением о заповеднике. Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений. В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
1) ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т. п. ), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном их хозяйственном отношении; 2) гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т. п. ), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов; 3) геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы. Объявление природных комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятниками природы допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей, на землях которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятниками природы. На каждый памятник природы утверждаются охранные документы. Для управления памятником природы или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах памятника природы обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. Правовой режим национальных парков. Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования национального парка осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлениям Минприроды или иного республиканского органа государственного управления. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. При создании национальных парков принимается Положение, в котором конкретизируется их правовой режим. Особенностью правового положения национальных парков является включение в их состав земель, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, а также земель иных землепользователей. Для национального парка характерно функциональное зонирование территории. С учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов и объектов, а также иных объектов национального парка в его границах выделяются следующие зоны: 1) заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране; 2) зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках; рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов; 3) хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов. В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка.
Каждая из зон национального парка может быть территориально разобщена и состоит из нескольких участков, расположенных в разных местах территории национального парка. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам и противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: · разведка и разработка полезных ископаемых; · деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; · размещение на территории национального парка садоводческих и дачных участков; · рубки леса главного пользования и заготовка живицы; · деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира; · организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест. Организация регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на территории национального парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами территориальной организации национального парка при условии гарантированного соблюдения юридическими и физическими лицами режима охраны и использования национального парка. Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды: 1) ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов; 2) биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса; 3) водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции; 4) гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем; 5) геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы; 6) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов. Заказники могут быть республиканского и местного значения. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляются решением Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или иного республиканского органа государственного управления. Объявление, преобразование или прекращение функционирования заказника местного значения осуществляются решениями соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды или иного органа государственного управления. Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника. Для управления заказником или группой заказников юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границах заказника. Землепользователи и землевладельцы, земли которых расположены в границах заказника, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования заказника. На территории заказника в зависимости от целей его объявления могут быть запрещены: · распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами; · предоставление участков под застройку; · мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима; · использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; · движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира; · изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов. Под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных понимаются те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и (или) ареала их размещения, неблагоприятных изменениях условий их существования, крайней ограниченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории государства. Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется посредством включения их в Красную книгу Республики Беларусь; установления Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Так, Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 28 июня 2005 г. № 32 определены правила изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений и диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь. Положение о Красной книге Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров БССР от 28 июня 1979 г. № 201. Ведение Красной книги Республики Беларусь, организация учета и контроля состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных осуществляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, их частей и дериватов осуществляются в соответствии с положениями Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством. Специальной охране подлежат: · курортные зоны; · зоны отдыха; · водоохранные зоны; · прибрежные полосы рек и водоемов; · зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей; · зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения; · зоны санитарной охраны в местах водозабора; · водоохранные леса (защитные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов); · защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования); · санитарно-гигиенические и оздоровительные леса – это городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса); · городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др. Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учреждений и оборудования мест кратковременного отдыха. Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. На территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды может предусматриваться: запрещение крупных животноводческих комплексов; запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов зоны, шириной не менее 300 метров, ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также регулирование применения минеральных удобрений, использование организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; выполнение противопожарных мероприятий; максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильных дорог, подъездов и трасс инженерных сетей и др. Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны. Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на месте забора воды состоит из трех поясов: первого – строгого режима, второго и третьего – режимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются Водным кодексом, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: · на территории первого пояса – предприятиями питьевого водоснабжения; · на территориях второго и третьего поясов – физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами. Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон используются преимущественно для отдыха граждан, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально разрабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния В соответствии с п. 1. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» при незаконном изъятии или уничтожении: · диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, вред возмещается на основании такс, исчисленных в двойном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; · диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; · диких животных, относящихся одновременно к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и являющихся образцами СИТЕС, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному; · диких животных, обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, вред возмещается на основании такс, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному. За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|