Тема 17. Правовая охрана окружающей среды
Тема 17. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Цель – привитие студентам знаний, умений и навыков в определении правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Задача: дать студентам знания и представления о правовой охране в сельском хозяйстве, госконтроле за ее использованием и ответственностью за нарушение законодательства.
1. Экологизация сельского хозяйства. Правовая охрана сельскохозяйственных земель. Экологические требования к охране земель в сельском хозяйстве. 2. Правовая охрана окружающей природной среды при выполнении мелиоративных работ. Химизация в сельском хозяйстве и охрана окружающей среды. 3. Предупреждение биологического загрязнения окружающей природной среды в сельском хозяйстве. 4. Правовая охрана природных ресурсов в сельском хозяйстве. 5. Основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
Назначение и организация экологизации сельского хозяйства. Современные требования к деятельности в сельском хозяйстве предполагают рекультивацию земель, мелиорацию, организацию охраны земель от загрязнений, рациональную организацию использования земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли могут передаваться и для иного использования. Отвод – назначение или предоставление в пользование земельного участка с указанием цели и условий решением государственного органа. Рекультивация – это восстановление непригодных для использования по назначению земель и приведение их в прежнее состояние. Поэтому согласно земельному законодательству, предприятие или организация, получившие землю для временного или постоянного несельскохозяйственного пользования, обязано снять и хранить верхний плодородный слой и после завершения работ восстановить его на прежнем месте или употребить для повышения плодородия других земель. После окончания работ, для которых предоставлялся этот участок земли, предприятие или организация обязано провести рекультивацию земель, то есть выровнять поверхность и восстановить плодородный слой. Работы после рекультивации сдаются по акту землепользователю, а при наличии спора – решаются в общем или хозяйственном суде.
Правовые основы мелиорации земель. Мелиорация земель – это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культурно-технических, химических, противоэрозионных, агротехнических, агролесомелиоративных и других мелиоративных мероприятий. К мелиоративным мероприятиям относятся: проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защиты лесных насаждений, проведение культурно-технических работ, работ по улучшению химических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение этих работ. Мелиоративные системы – это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств, к которым относятся: каналы, коллекторы, трубопроводы; водохранилища; плотины, дамбы; насосные станции; водозаборы и др. сооружения на этих землях. Законодательство в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Эти отношения, возникающие в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного фонда, регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», лесным, земельным и водным законодательством.
Организация охраны земель от загрязнения. Земли сельскохозяйственного назначения подвергаются загрязнению от таких источников как: отходы промышленных предприятий; разведка и разработка полезных ископаемых; химизация сельского хозяйства. При отказе от выполнения мер по восстановлению земель необходимые средства взыскиваются в судебном порядке по искам. Взысканные средства перечисляются на специальные счета, а деградированные и загрязненные земли изымаются и переводятся в земельный фонд. Для оценки эффективности мероприятий по охране земель органами санэпиднадзора проводится санитарно-гигиеническая и государственная экологическая экспертиза. Организация использования земель сельскохозяйственного назначения. При инвентаризации земель проверяются: наличие документов на фактическое использование земли; выявляются неиспользуемые земли или используемые не по целевому назначению; нарушенные и отработанные земли, которые нуждаются в рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом. Органы санэпиднадзора наделены правом издания обязательных санитарных норм и правил по производству, транспортировке, хранению и использованию химических средств. Организация использования химических средств. Государственное регулирование использования химических средств в сельском хозяйстве имеет три направления: 1) учет и регистрация химических препаратов; 2) выдача разрешений на применение химпрепаратов; 3) нормирование применения химических средств. Существуют хозяйственные нормативы, которые определяют норму внесения химических препаратов при производстве продукции, разрабатываются они научно-исследовательскими учреждениями и указываются при регистрации химического вещества в списке рекомендуемых для применения в сельском хозяйстве. Санитарные нормативы устанавливают условия охраны здоровья и обеспечения экологической безопасности в процессе применения химических веществ, определяют предельно допустимые концентрации вредных химических, бактериологических, радиоактивных веществ в почве в целях охраны здоровья и окружающей природной среды. Экологические нормативы утверждают нормативы остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания. Правовая охрана природных ресурсов в сельском хозяйстве. Цели и задачи охраны природы определены в Земельном кодексе Республики Беларусь и дополняющими его правовыми актами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|