Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская модель: опыт использования.

  Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.

Лаборатория глобального образования создана с целью вхож­дения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-ме­тодического обеспечения развития глобального образования. Ла­боратория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования че­рез их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направ­лениям.

Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в раз­личных формах повышения научно-методической подготовки пе­дагогов школ и совершенствования их профессионального мастер­ства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока»*; участие в работе методических объединений учи­телей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике глобального обра­зования; участие в научно-практических конференциях и семина­рах.

Исследовательская деятельность лаборатории реализуется че­рез опытно-экспериментальную работу школы.

В процессе обобщения философской теории глобального обра­зования и внедрения ее в практику российской школы конкрети­зированы цели и задачи этого образования.

В концепции школы цель глобального образования сформули­рована как создание условий для понимания целостности и взаи­мозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель об­разования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конк­ретных задач:

· формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

· развитие кросс-культурной грамотности (знание культуры других народов);

· формирование эксцентрического экологического сознания;

· формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, то­лерантность и др.).

Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определя­ет деятельность школы по пяти направлениям: 1) создание и апробация учебного плана школы глобальной ориентации; 2) освоение содержания глобального образования; 3) поиск и освоение новых эффективных технологий образо­вания, в том числе и технологий глобального образования; 4) создание модели воспитательной системы школы глобаль­ной ориентации; 5) развитие нормативной базы опытно-экспериментальной площадки.

Несомненный интерес представляет отражение глобалистской тематики в Петербургской концепции воспитания, разработанной в 1993 году коллективом педагогов под научным руководством доктора педагогических наук, профессора университета педагоги­ческого мастерства И. А. Колесниковой. В этой концепции есть специальный раздел «Воспитание человека Мира». Подчеркива­ется, что человечество, вступив в последнее десятилетие XX сто­летия, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с Природой и поддержание ее ресурсов в планетарном масштабе, причастность к процессам развития ноосферы, встроенность в машинную цивилизацию - объединяет людей.

Жизнь в XXI веке потребует нового качества подходов к решению глобальных проблем, поэтому в воспитании ребенка как человека Мира могут быть намечены основные на­правления:

- формирование планетарного, глобального мышления, цело­стного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности, чувства личной от­ветственности за решение глобальных вопросов, касающих­ся каждого жителя Земли;

- формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодей­ствия;

- воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми. Ведущими идеями при этом будут: идея общности, гармонии индивида со Вселенной и челове­чеством, основанная на экологии природы и человека; идея целесообразности поведения человека в условиях раз­вития ноосферы как существа природного, социального, ак­тивного; идея ценностно-смыслового равенства людей.

В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально - действо­вать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечелове­ческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.

Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы*. Современному школьнику необходимы зна­ния о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем. Центральными здесь становятся такие категории, как Вселен­ная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др. Рекомендуется включение курсов экологической направленно­сти, связанных с охраной окружающей среди, собственного орга­низма, дисциплин валеологического цикла в учебный план рабо­ты школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятель­ности.

Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к уча­стию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществ­ляются:

- школьный проект «Балтийское море», в котором учащиеся Петербурга участвуют вместе с детьми из Швеции, Дании, Финляндии;

- российско-французский проект «Нева-Сена», предполага­ющий организацию совместных лагерей и обмен опытом экологической работы двух стран.

В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав заг­рязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна. Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.

Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирова­ния. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический со­вет» и др.

Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как чле­нов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, со­циальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия от­дельных людей, носителей различных взглядов и концепций, раз­личных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных при­чинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны.  

1.6. Проблема формирование глобального (планетарного) мышления учащихся и подходы к ее решению

Глобальное образование основано на концепции, согласно ко­торой информация о мире должна быть представлена как суще­ственная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии позна­ния, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.

Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, от­ражающаяся в учебных планах и программах.

Наиболее известные подходы к построению учебного плана шко­лы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:

· наличие на каждой ступени «стержневого» интегрированно­го курса, объединяющего учебные дисциплины, наполнен­ные глобальным содержанием;

· сочетание концентричности и линейности в учебных про­граммах по каждой дисциплине;

· доминанта практической эстетики в «стержневом» курсе на начальной ступени, естественных наук - на средней ступе­ни и философско-социального аспекта на старшей ступени; (упор на развитие интеллектуальных операций на всех ступенях); личностная ориентация обучения (ученик - в центре обра­зования);

· создание постепенно расширяющегося тезауруса понятий;

· обучение самовыражению через каждую из дисциплин;

· организация познания как формирование картин мира в их многообразии и единстве.

Если же планетарное мышление формируется в рамках отдель­ных курсов (например, курс «Человек и космология», разработан­ный учителем ростовской СШ № 15 Р. Т. Морозовой)*, то образо­вательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое со­единены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.

Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окру­жающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.

Одним из явлений, способствующих рождению в педагогичес­кой теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связа­но зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу зем­ной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от дей­ствий каждого зависит благополучие всех.

Концепция глобального образования хорошо согласуется с иде­ей его гуманизации и экологизации. Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от дей­ствий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального об­разования.

В контексте реализации общих целей и задач глобального об­разования становится актуальным определение содержания и
включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направле­ний: эстетического, исторического и собственно культурологиче­ского, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, есте­ственных), позволяет обеспечить становление целостной концептуальной картины мира.

Осмысление действительности во всем многообразии ее про­явлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гума­нитарных, нравственных, этических, экологических и других про­блем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.

В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетиче­ского и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования пред­ставлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоз­зренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоя­тельную личностную ориентацию в современном мире.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...