Перспективы глобализации образования
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами. Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия*. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления. Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:
- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса; - сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического сопоставления, классификации и интеграции; - осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире; - сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения. Эффективность достижения поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся: - развитие культурного сознания учащихся; - повышение межкультурной компетентности; - интернационализация воспитательного процесса; - развитие представлений о мире как взаимозависимой экосистеме; - создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности. Идеи глобального образования, развивающиеся в США на протяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отличается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихо-социокультурной индивидуальности. Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного опыта человека. Процесс глобализации связан со значительными преобразованиями в области политики, экономики, финансов, с перестройкой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по меньшей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:
1. Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике. 2. Преобладание рыночных сил в экономике. Экономический либерализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. 3. Трансформация систем производства и рынка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор. 4. Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем коммуникации оказывает определяющее влияние на трудовые отношения и порождает новые отношения власти внутри государств и между ними. 5. Революция в сфере средств массовой информации. 6. Распространение так называемой «идеологии потребительства». Индустриализация общества порождает цепную реакцию, которая оказывает значительное влияние на культуру: повседневное окружение человека становится все более однообразным и искусственным, труд превращается всего лишь в средство, позволяющее приобретать все новые и новые материальные блага. Зачастую единственная отдушина для человека - телевизор или экран компьютера. Поэтому сегодня говорят о «виртуальной реальности», о «виртуализации» общества. Сила убеждения СМИ во всем мире настолько велика, что программы новостей не просто дают отчет о событиях, но и оказывают определенное влияние на их ход. При этом важно отметить, что в эфире доминирующую позицию занимают США, чьи англоязычные программы транслируются на весь мир. Только в Европе Соединенные Штаты имеют по 120000 часов телевизионного вещания в год.
Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т. е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период. Важнейшее место в современной культуре глобализации, в том числе языковой, играет недавно появившийся Интернет, провозвестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена* с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-американский, поскольку большинство специалистов и пользователей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно говоря, 99 % ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы. Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь высшей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообратные базы производственной практики студентов и стажировки преподавателей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерском университете. Студенты заранее подают заявки в отдел международных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным перезачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять контрольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дисциплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты направляются в международный отдел университета Висбадена. В течение 7-го семестра студенты этой специальности проходят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуществляется его защита и сдача государственных экзаменов. Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной учебы и практики непосредственное влияние оказывают как экономическая и политическая ситуация в стране, так и политика германского правительства по отношению к ней.
Не существует идеальных систем образования: каждая национальная система зависит от социально-экономических и политических реалий страны и должна не только опираться на положительный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт. Аналогами специалистов-товароведов в международной практике являются менеджеры по обеспечению рынка высококачественными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интеграции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифицированных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других государств. Возможными путями укрепления и развития международного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие: - расширение контактов при подготовке специалистов (участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках, обмен студентами; стажировки преподавателей, чтение лекций; организация практики, и др.); - создание интернациональных типовых образовательных программ, имеющих целью дальнейшее развитие и совершенствование подготовки товароведов (менеджеров, экспертов); - обмен учебно-методической литературой и нормативной документацией, используемыми в учебном процессе; - разработка мероприятий по формированию единого межгосударственного информационно-аналитического центра; - разработка и реализация программ совместных научных исследований национальных рынков потребительских товаров, в том числе маркетинговых исследований; единых методик оценки конкурентоспособности; - обмен нормативными документами, регламентирующими требования к качеству и безопасности товаров; - консультационная поддержка предприятий с целью производства потребительских товаров, наиболее полно отвечающих спросу населения, обновления и расширения их ассортимента, улучшения качества. Объединение усилий отечественных вузов и международного опыта подготовки товароведов будет способствовать достижению стратегической цели - повышению интеллектуального и профессионального потенциала специалистов данного профиля. Это должно стать главным богатством России в наступающем информационно-технологическом обществе.
В последние годы в связи с кризисом традиционной концепции общественно-экономических формаций историки и философы все больше внимания уделяют цивилизационной модели общественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О. Шпенглер* и А. Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, разработанная русским ученым Н. Я. Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модернизации цивилизационной парадигмы (М. А. Барг, Е. Б. Черняк, И. Н. Ионов, А. М. Кантор, Ю. В. Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л. И. Райснер, И. М. Дьяконов и др.). Понятие «цивилизация» может определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и создаваемыми материальными и духовными благами и системой, ценностей (Е. Б. Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основными составляющими которой являются людские вещные и знаковые компоненты. Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэлементную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представляют собой обмен вещными структурами, людскими совокупностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие элементы преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнеторговый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобладание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии). Думается, что в предстоящем веке - веке гуманитарной культуры - усилится миграционный и культурный обмен, в котором немалую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы.
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|