Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы глобализации образования

На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современ­ном мире с его многочисленными политическими, экономичес­кими, экологическими, социальными и другими проблемами.

Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, ду­ховности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманент­ный характер социокультурных перемен, снижающий возможнос­ти традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприя­тию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия*.

Достиже­ние поставленной цели может быть осуществлено только в усло­виях формирования принципиально иной системы освоения дей­ствительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично свя­зано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, со­ставляющими фундамент нового педагогического мышления.

Очевидно, что концепция глобального образования, ставяще­го своей целью воспитание свободной творческой личности, спо­собной принимать конструктивные решения и осознавать ответ­ственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нрав­ственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершен­ствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:

- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;

- сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахро­нического сопоставления, классификации и интеграции;

- осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;

- сформировать интеллектуальные свойства личности на ос­нове идей развивающего обучения. Эффективность достиже­ния поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:

- развитие культурного сознания учащихся;

- повышение межкультурной компетентности;

- интернационализация воспитательного процесса;

- развитие представлений о мире как взаимозависимой эко­системе;

- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

Идеи глобального образования, развивающиеся в США на про­тяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербур­га, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отли­чается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихо-социокультурной индивидуальности.

Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможно­стей освоения культурного опыта человека. Процесс глобализации связан со значительными преобразова­ниями в области политики, экономики, финансов, с перестрой­кой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по мень­шей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:

1. Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике.

2. Преобладание рыночных сил в экономике. Экономический либе­рализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных фи­нансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

3. Трансформация систем производства и рынка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор.

4. Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем коммуникации оказывает определя­ющее влияние на трудовые отношения и порождает новые отношения власти внутри государств и между ними.

5. Революция в сфере средств массовой информации.

6. Распространение так называемой «идеологии потребитель­ства».

Индустриализация общества порождает цепную реак­цию, которая оказывает значительное влияние на культуру: повседневное окружение человека становится все более од­нообразным и искусственным, труд превращается всего лишь в средство, позволяющее приобретать все новые и но­вые материальные блага. Зачастую единственная отдушина для человека - телевизор или экран компьютера. Поэтому сегодня говорят о «виртуальной реальности», о «виртуали­зации» общества. Сила убеждения СМИ во всем мире на­столько велика, что программы новостей не просто дают отчет о событиях, но и оказывают определенное влияние на их ход. При этом важно отметить, что в эфире доминирую­щую позицию занимают США, чьи англоязычные програм­мы транслируются на весь мир. Только в Европе Соединен­ные Штаты имеют по 120000 часов телевизионного вещания в год.

Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т. е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в совре­менный период.

Важнейшее место в современной культуре глобализации, в том числе языковой, играет недавно появившийся Интернет, провоз­вестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена* с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-аме­риканский, поскольку большинство специалистов и пользовате­лей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно гово­ря, 99 % ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы.

Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь выс­шей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообратные базы производственной практики студентов и стажировки преподава­телей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерс­ком университете. Студенты заранее подают заявки в отдел меж­дународных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным пе­резачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять конт­рольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дис­циплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты на­правляются в международный отдел университета Висбадена.

В течение 7-го семестра студенты этой специальности прохо­дят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуще­ствляется его защита и сдача государственных экзаменов. Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной уче­бы и практики непосредственное влияние оказывают как эконо­мическая и политическая ситуация в стране, так и политика гер­манского правительства по отношению к ней.

Не существует идеальных систем образования: каждая нацио­нальная система зависит от социально-экономических и поли­тических реалий страны и должна не только опираться на положи­тельный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт.

Аналогами специалистов-товароведов в международной прак­тике являются менеджеры по обеспечению рынка высококаче­ственными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интегра­ции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифициро­ванных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других госу­дарств. Возможными путями укрепления и развития международ­ного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:

- расширение контактов при подготовке специалистов (учас­тие в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках, об­мен студентами; стажировки преподавателей, чтение лек­ций; организация практики, и др.);

- создание интернациональных типовых образовательных программ, имеющих целью дальнейшее развитие и совер­шенствование подготовки товароведов (менеджеров, экспер­тов);

- обмен учебно-методической литературой и нормативной до­кументацией, используемыми в учебном процессе;

- разработка мероприятий по формированию единого межго­сударственного информационно-аналитического центра;

- разработка и реализация программ совместных научных ис­следований национальных рынков потребительских товаров, в том числе маркетинговых исследований; единых методик оценки конкурентоспособности;

- обмен нормативными документами, регламентирующими требования к качеству и безопасности товаров;

- консультационная поддержка предприятий с целью произ­водства потребительских товаров, наиболее полно отвечаю­щих спросу населения, обновления и расширения их ассор­тимента, улучшения качества.

Объединение усилий отечественных вузов и международного опыта подготовки товароведов будет способствовать достижению стратегической цели - повышению интеллектуального и профес­сионального потенциала специалистов данного профиля. Это дол­жно стать главным богатством России в наступающем информа­ционно-технологическом обществе.

В последние годы в связи с кризисом традиционной концеп­ции общественно-экономических формаций историки и филосо­фы все больше внимания уделяют цивилизационной модели об­щественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О. Шпенглер* и А. Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, раз­работанная русским ученым Н. Я. Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модерни­зации цивилизационной парадигмы (М. А. Барг, Е. Б. Черняк, И. Н. Ионов, А. М. Кантор, Ю. В. Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л. И. Райснер, И. М. Дьяконов и др.). Понятие «цивилизация» может определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и со­здаваемыми материальными и духовными благами и системой, ценностей (Е. Б. Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и само­развивающаяся система, основными составляющими которой яв­ляются людские вещные и знаковые компоненты.

Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэле­ментную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представ­ляют собой обмен вещными структурами, людскими совокуп­ностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие эле­менты преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнетор­говый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобла­дание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии).

Думается, что в предстоящем веке - веке гуманитарной культу­ры - усилится миграционный и культурный обмен, в котором не­малую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы.

 

 

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...