Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Желательные компоненты системы сетевого образования

Сами по себе хранилища информации, пусть и оснащённые достаточно удобным интерфейсом и общедоступные, можно считать образовательными порталами лишь с определенной натяжкой. Для того, чтобы информация служила образованию, желательны, кроме неё самой, ещё несколько элементов таких, как программа и методики усвоения информации; наставник; система проверки усвоенных знаний; способ удостоверения полученной в процессе образования квалификации. Схема 5 иллюстрирует данные положения:

 

 

B. Образовательные порталы и дистанционное образование

Заведение, соответствующее вышеизложенным пожеланиям, - это нечто типа школы или университета, т.е. собственно образовательное учреждение. Применительно к Сети - образовательный портал.

Для образования, получаемого по сети, в речь сегодня введён новый термин - дистанционное. От традиционного заочного дистанционное образование отличается тем, что получающий его, как правило, не имеет полноценного вербального и визуального контакта с преподавателем (преподавателями) даже эпизодически. Он не выезжает на установочные и экзаменационные сессии, не присутствует лично на лекциях и экзаменационных испытаниях. Обучение сводится к получению обучающимся по сети программы, методик, заданий и специальных текстов, ответу (по сети же) на контрольные вопросы и тесты и выполнению и отсылке в адрес учреждения дистанционного образования какой-то итоговой работы.

Реальный контроль за работой обучаемого фактически сведён к нулю, а потому не удивительно, что престиж дистанционного образования на сегодняшний день очень низок - даже в сравнении с престижем заочного. Безусловно, то же следует сказать и о его качестве.

Так или иначе, основным дистанционное образование на сегодняшний день быть не может. По крайней мере - в России, где эпоха сверхузких специалистов наступит, вероятно, ещё не скоро - в силу специфики национально-исторической ситуации.

Это связано с сегодняшним уровнем развития технологии. Вероятно, когда скорость обмена данными и качество представления этих данных на пользовательском терминале возрастут настолько, что смогут создавать хотя бы минимальный эффект присутствия, качество и, соответственно, престиж дистантного образования приблизятся к качеству и престижу очного, т.к. можно будет проводить вполне полноценные удалённые лекции, конференции, коллоквиумы и экзамены.

В какой-то степени это возможно и сегодня - при помощи webcam и программ типа NetMeeting, однако web-камеры пока являются слишком дорогим оборудованием для того, чтобы присутствовать на рабочих станциях достаточного количества обучаемых, а скорость подключения большинства рядовых рабочих станций к сети столь низка при, одновременно, весьма высокой оплате этого подключения, что и нормально и безболезненно для бюджета принять обучающемуся качественный видео-аудиопоток часто представляется мало возможным. Отсюда - простой (и фактически анонимный) обмен текстами и "птичками" в чекбоксах при ответе на тесты.

С. Типы образовательных порталов.

Сравнение российских и зарубежных порталов

Что представляет собой современный образовательный портал. Существуют различные типы. Часто это сайт университета, являющийся своеобразными воротами между сетью кампуса и внешним миром. С него можно получить:

1) доступ к открытым (для профессоров, преподавателей и студентов университета - ко всем) электронным фондам и каталогу университетской библиотеки;

2) информацию о специальностях, которым обучает университет, о присваиваемых по итогам обучения квалификациях, о структурных подразделениях университета, его учебных и исследовательских программах, лабораториях, сотрудниках, сферах научных интересов и публикациях сотрудников и т.п.;

3) информацию о студенческих научных, творческих, спортивных и т.д. обществах, проектах и группах;

4) информацию о частных и правительственных грантах, по которым ведутся работы в университете,

5) информацию об общественной деятельности администрации, преподавателей и студентов университета, и т.п.

Если университет занимается также дистантным образованием, вся необходимая информация по соответствующим программам также доступна на сайте университета.

Из известных в мире университетов, пожалуй, с наибольшим размахом практикует открытое дистантное образование Гарвардский университет (http://www.harward.edu). К сожалению, следует отметить, что, несмотря на безусловно громкое имя и авторитет самого университета, престиж диплома, полученного по итогам его дистантных программ в настоящее время весьма невысок. Другое дело - порталы, специализирующиеся именно на дистантном образовании, не претендующие на то, чтобы их дипломы сравнивали с дипломами ведущих университетов мира, а то и вообще не дающие никаких документов об образовании, а только готовящие своих слушателей к получению этих документов в другом месте. Естественным образом такие порталы ориентируются на наиболее популярные в мире экзамены, т.е. стандарты de facto; например: подготовка к получению сертификата MSCD; подготовка к международному экзамену TOEFL, TESL и т.п. Они вообще не занимаются фундаментальным образованием, но стараются дать только конкретный определенный набор достаточно узких знаний, умений и навыков. О направленном развитии мышления, творческих способностей, об опережающем концептуальном обучении здесь тоже, как правило речь не ведётся.

Ещё один заметный тип образовательных порталов - порталы образовательных ведомств государств. Один из наиболее характерных и показательных примеров такого портала - домашняя страница образовательного ведомства США (http://www.ed.gov/index.jsp). Здесь, во-первых, рассказывается о приоритетах образовательной программы США ("No Child Left Behind"), во-вторых есть ссылки на страницы с информацией для - отдельно - а) студентов, б) родителей и семей, в) учителей, г) государственных служащих, д) администрации высших учебных заведений, е) грантополучателей. В-третьих, рассказывается об офисах образовательного департамента (с указанием контактной информации), его работе, изданиях и другой выпускаемой департаментом продукции. В-четвёртых, ссылки на страницы сайта департамента и другие образовательные ресурсы, классифицированные по а) группам предметов двенадцатилетней школы, б) штатам и городам. Далее - образовательная статистика и материалы о финансировании образования, отдельная страница, посвященная планированию и оплате высшего образования. Кроме того, на сайте есть карта сайта, возможность расширенного поиска по сайту, механизм поиска других образовательных ресурсов и алфавитный указатель материалов. Учтены и интересы испаноговорящего населения - выделена отдельная страница (перейти на которую можно по заметной ссылке с главной) со списком испано-язычных образовательных ресурсов.

Что также немаловажно, на сайте образовательного департамента можно регистрироваться и настраивать его после этого под свои личные нужды: формировать собственную динамическую страницу, на которую будет выводиться актуальная именно для данного конкретного пользователя информация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...