Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сетевые технологии в российском образовании

Сайт главного российского университета - МГУ (http://www.msu.ru) - громоздок, эклектичен и малофункционален.

С конца восьмидесятых годов прошлого века специализирующийся на дистантном (не сетевом) образовании Российский Открытый Университет (РОУ) в Сети толком не представлен. Поисковая машина Яndex (http://www.ya.ru, http://www.yandex.ru) на запрос "Российский открытый университет" выдаёт несколько ссылок с упоминаниями РОУ, но на первых двух страницах с результатами запроса ссылки на собственно сайт РОУ нет.

На запрос "портал дистанционного образования" тот же Яndex выдаёт подборку ссылок на статьи о том, каким должен быть портал дистанционного образования в России (а так же - в Казахстане, на Украине и т.п.; постсоветское пространство стремится наверстать упущенное за годы изоляции и всё-таки интегрироваться в мировое сообщество, воспринять и усвоить современные технологии) и на коллекции ссылок на зарубежные порталы дистанционного образования.

Позиционирующий себя, например, как "образовательный портал" сайт Обучение.Ру (http://www.aboutstudy.ru/) сопровождается следующим описанием: "Образовательный портал. Обучение в России и за рубежом. Полезная информация, ссылки, форум, особенности образования стран мира, учебные заведения, рефераты". Особенно обращает на себя внимание последний пункт. Конечно, считать это полноценным образовательным порталом - нельзя.

Создатели сайта http://ypok.ru пытаются в первую очередь привлечь преподавателей - людей, способных разработать и претворить в жизнь программу дистантного преподавания какого-либо предмета, будь то хоть история России, хоть cgi-программирование. Предполагается, что будут находиться желающие изучать эти курсы за деньги, на процент с которых будет содержаться сайт. Вероятно, дела у энтузиастов платного дистантного обучения идут не слишком хорошо, т.к. сайт лоцируется на бесплатном хостинге (http://www.boom.ru) и время от времени перестаёт отзываться на имя в домене второго уровня, что означает, что за домен вовремя не уплачено что-то около 30$. Безусловно, это только неудачная попытка образовательного портала, но далеко ещё не собственно образовательный портал.

Каким же должен быть российский образовательный портал? Согласно Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды», " Федеральный портал рос­сийского образования, должен представлять собой некий мегаpecypc, рассчитанный на нужды и шко­лы, и ссуза, и вуза ". Т.е., вероятно, нечто подобное рассмотренному уже нами порталу американского образовательного департамента.

Домашняя страница российского министерства образования (http://www.ed.gov.ru/) почти отвечает этому требованию. Там есть и концепция, и разделы, соответствующие ступеням образования, и пресс-релизы, и законодательные акты. Но явно не хватает двух важных вещей - личностной ориентированности (ощущаешь себя, как некрасовские ходоки "у парадного подъезда"), и ссылок на другие образовательные ресурсы. Т.е. портал - это - по сути - ворота, ведущие куда-то ещё. Сайт Министерства образования Российской Федерации не ведёт никуда.

Кроме того, по мнению российских специалистов, на главном российском образовательном портале, помимо базы правовых актов, должна быть база учебников с грифом министерства в формате Adobe PDF и база необходимых в обучении текстов, методических материалов и наглядных пособий (музыкальных отрывков, изображений и т.п.). Возможно, все эти материалы не должны храниться на самом портале - портал должен лишь организовывать поиск и доступ к ресурсам, хранящимся в сетях вузов, школ, региональных порталов.

Многие российские вузы уже имеют свои корпоративные сай­ты. По данным Минобразова­ния, сегодня работает более 350 та­ких сетевых ресурсов. Они удоб­ны для клиента, он идет по зна­ковым вузам и ищет интерес­ные связи. Портал должен объединять.

Вот интересная статья из журнала "Поиск" на тему "Каким должен быть российский образовательный портал":

" В начале февраля министр образования подписал приказ о создании дирекции, заботой ко­торой станет эффективное управление ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005) годы». Утверждены положение о дирекции, ее персональный состав и пере­чень основных направлений информатизации образования в рамках федеральных целевых и отраслевых научно-технических программ. Одним из таких направлений названо формирование системы Интернет - порталов российского образования. Этой теме было посвящено совещание, прошедшее на прошлой неделе в Минобразования РФ. Мы обещали рассказать читателям о концепции построения нового вебресурса, предложенной специалистами (см. «Поиск» №8, 2002). Выполняем общение.

Прежде чем что-то строить, надо понять: что именно, для кого и из каких материалов. Ответить на эти вопросы, напря­мую касающиеся и российского образовательно­го портала, постарался в своем докладе директор ГосНИИ ИТТ «Информика» Александр Тихонов. Предложенная специалистами «Информики» кон­цепция создания распре­деленной системы порта­лов в сфере образования весьма заинтересовала собравшихся. Александр Николаевич сразу отметил, что эти предложения сле­дует рассматривать толь­ко как возможную основу, которая в случае одобре­ния может стать базой для будущих работ.

Прежде всего надо вы­делить те преимущества, которые дает использование системы территори­ально распределенных взаимодополняемых порталов. Оценки оте­чественных и зарубежных экспертов по этому вопросу таковы: са­мым большим преимуществом портала по сравнению с другими ресурсами специалисты назвали возможность доступа к нужной информации через единую точ­ку. Помните фантастов с их межгалактическими телепортациями сквозь космические просто­ры? Портал помогает уменьшить информационные перегрузки, представляет новое, довольно зна­чительное пространство для об­щей работы и позволяет участво­вать в образовательном процес­се, используя Интернет. В распо­ряжении сотрудников появляются различные виртуальные сервисы, а также возможность более эффективно использовать советы экспертов в самых различных областях знаний. Кроме этих основных функций в систему портала могут войти электронные биржи (для помощи в трудоустройстве), информация по профориентации школьников, игры, музыка – все те приложения, которые позволяют жителям Сети экономить время, силы, но при этом чувствовать себя весьма комфортно.

Введение системы образовательных порталов, несомненно, повлияет на эффективность процессов в самом образовании. Увеличиться «прозрачность» учебных учреждении, их инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность. Специалисты прогнозируют также снижение затрат на обучение, повышение уров­ня профессиональной подготов­ки как учащихся, так и преподавателей за счет увеличения дос­тупности информации и более активного взаимодействия с дру­гими образовательными учреж­дениями.

Портал обязан обеспечивать интеграцию образовательных приложений, баз данных, катего­ризацию информации, возмож­ность ее публикации и распрост­ранения, предоставлять пользова­телю полный и адекватный поиск. Подачу всех материалов, дальней­шее развитие ресурса, доступ к нему и обратную связь поможет обеспечить система серверов, зеркал в таких российских городах, как, например, Ростов, Ново­сибирск, Екатеринбург, Владивос­ток...

- Какие бы вопросы, связанные с использованием информацион­ных технологий в образователь­ном процессе мы ни решали - осуществление телекоммуникаци­онного доступа или составление электронных учебников, - продол­жил А.Тихонов, - в первую оче­редь надо определить: для кого это нужно? Практика доказала, что учебник, интересный его разра­ботчику, может быть совершенно непонятен ученику. Как постро­ить портал, удовлетворяющий ин­тересам самого широкого круга пользователей: школьника, студен­та, учителя, аспиранта, профессо­ра, администратора, чиновника? Для этого мы предлагаем взять за основу целостную, взаимодополняемую и территориальную распределенную систему информационных ресурсов сферы образования. Ее структура видится нам базирующейся на двух типах порталов – горизонтальных и вертикальных.

Вертикальные лучше строить по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный… А также некие специализированные порталы, связанные, например, с книгоизданием, единым госэкзаменом, автоматизированной системой управления образованием и так далее.

Вертикальный портал, говорят специалисты, должен содержат материалы для всех уровней: школы, начального и среднего профобразования, вузов, дополнительного и постдипломного обучения. Можно структурировать эту информацию, чтобы обеспечить преемственность при переходе пользователя от одного уровня образования к другому.

Для всех вертикальных порталов логично предусмотреть общий интерфейс, единые правила подачи и пополнения информации. А кроме рубрикатора по темам (электронное обучающее средство, справочный материал, статья, электронный вариант книги диссертации, реферата, статистических данных и т.д.) следует ввести и рубрикатор по дисциплинам. Причем вертикальные порталы разумнее размещать не на од­ном сервере. Решать, куда уста­навливать материал - в открытый или платный доступ, предстоит специалисту-модератору (или группам таковых профессиона­лов). Например, естественно-на­учный портал может иметь «до­черние предприятия» по матема­тике, физике и другим дисципли­нам, серверы которых могут на­ходиться в разных городах, под­держиваться одной или несколь­кими организациями. Все это предъявляет свои требования к коллективам, которые будут пре­тендовать на победу в конкурсе по вертикальному порталу: им предстоит сформировать сеть редакций по дисциплинам, взаимо­связанных логических серверов по направлениям.

Итак - интерфейс, правила ве­дения и пополнения для всех «вер­тикалов» будут одни. При этом вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться спра­вочной информацией, расположен­ной на верхнем - горизонтальном портале, задействовать его поис­ковую машину, ибо содержать хо­рошую свою - дорого и неэффек­тивно. Мало того, есть возможность кастомизации интерфейса. Гово­ря по-русски - это возможность построить индивидуальный экран для каждого пользователя в зави­симости от его потребностей.

Все необходимое для такого построения, включая защиту ин­формации, можно «занять» у «боль­шого брата», то есть горизонталь­ного портала.

Назовем его условно – «Россий­ское образование». Здесь пользо­вателю предоставят, во-первых, средства навигации по всем вер­тикальным серверам. Во-вторых, поиск информации в ресурсах Интернета, связанных с образо­ванием. По типу того, кок это уст­роено в Яндексе или Рамблере (с обязательным запросом на рус­ском языке - это довольно слож­ная, но для отдельных коллективов профессионалов вполне решае­мая проблема).

Хочу вернуться к одной из важ­нейших, на мой взгляд, интерфей­сных сервисных функций - кастомизации. Сообщив о себе, кто он - обучаемый, учитель или препо­даватель, администратор, разра­ботчик, пользователь может полу­чить «личный» экран, но котором будут регулярно появляться ново­сти его сферы интересов. А при желании можно принять участие в конструировании такого «лич­ного» экрана. Скажем, я учитель, мои родители живут в Сочи, я - в Воркуте, хочу, чтобы каждый день на экране высвечивалась погода в Сочи, маме позвонить, узнать, как у нее с давлением...

Или меня интересуют научные публикации в какой-то сфере - тогда у меня все так выстроено, что они регулярно ко мне поступают из разных ис­точников.

Вся официальная ин­формация по системе об­разования - на горизонтальном портале. Прика­зы, документы с грифом ми­нистерство, паспорта ВАКовских специальностей, стандарты высшего обра­зования, базы данных по вузам и т.д. Здесь же - ежедневный обзор прес­сы по вопросам образо­вания и самое главное: ленто новостей. Это спе­циальный обзор по серве­ром, электронным СМИ - отечественным и зарубеж­ным. А также горизонталь­ный портал «в ответе» за организацию форумов, дискуссий, видеоконферен­ций, проведение олимпиад или симпозиумов...

Естественно, что со всей этой работой в одиночку никому не справиться. Нужен консорциум.

Если говорить о платформах, на которых будут базироваться пор­талы, пока не существует одной-единственной, которая удовлетво­ряла бы всем требованиям рос­сийского образования. Как бы ни были хороши продукты Майкро­софта, IBM и других популярных фирм, все они требуют доработ­ки под наши нужды. Дело это до­рогостоящее. Например, нигде нет русского языка. Заплатить много и купить все - было бы здорово, но... придется решать вопрос по-другому.

Подвожу итог - если с нашими предложениями руководство соглашается, пора передавать ма­териалы в экспертные группы по разработке ТЗ. В течение полу­тора месяцев - максимум - они могут быть разработаны. Ведь есть серьезный задел для верти­кальных порталов по экономике, праву, социологии...

Продолжением обсуждения темы «Создание российского об­разовательного портала» стало представление главой издатель­ство «Просвещение» А. Кондако­вым образовательного ресурса www.edu.ru. К сожалению, по­пытка в полном объеме проде­монстрировать его возможности не удалась: телекоммуникацион­ные линии самого Министерства образования РФ пока оставляют желать лучшего ".

Единого российского образовательного портала пока нет. Однако уже существуют и более-менее удачно действуют региональные образовательные порталы, пытающиеся объединить образовательные ресурсы одного отдельно взятого региона. Для примера можно рассмотреть портал http://www.stavedu.ru*, объединяющий образовательные ресурсы Ставрополья. Портал имеет следующие разделы: 1) история, 2) вузы, 3) ссузы, 4) школы, 5) библиотеки, 6) научные объединения, 7) Северо-Кавказское отделение Академии технологических наук России, 8) новости.

В принципе, по образцу этого портала мог бы быть создан и общероссийский образовательный портал.

2.8. Необходимость стандартизации образования

и международные стандарты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...