7. Дебаты с лжеучеными. 8. Критика лженаучных произведений
7. Дебаты с лжеучеными
Участвовать или не участвовать в дебатах с персонами, стоящими на лженаучных позициях? Можно привести доводы за и против. С одной стороны, дебаты в их классическом, политическом формате – жанр, где торжествует не истина, а более умелый оратор и ловкий манипулятор. Порой – тот, кто громче кричит. Вспомним еще раз телепередачу «Ничего личного», где уважаемые палеонтологи Александр Марков и Кирилл Еськов не знали, что ответить агрессивному невежде, постоянно перебивающему оппонентов, – тележурналисту Андрею Максимову. Если дебаты пойдут в записи, появляется опасность недобросовестного монтажа: авторы передачи могут подыгрывать одному из оппонентов, а удачные реплики другого вырежут. Для лжеученого, которого не пустят на научные конференции, участие в дебатах – последняя попытка «легализоваться» в глазах своих сторонников. Вот, мол, смотрите, сам доктор биологических наук со мной спорил, а я его в эфире уложил на лопатки!
Ученый же может избегать дебатов, разумно полагая, что «не боец», и понимая, что научную проблему невозможно решить с помощью публичной перепалки. Вместе с тем дебаты – классический инструмент агитации, и неспроста! Фактически это цивилизованная форма дуэли, а значит – эффектное зрелище. Дебаты привлекают внимание, сплачивают сторонников и «разбираются на цитаты». Знаменитый диалог между сторонником эволюционной теории Томасом Гексли и епископом Сэмюэлом Уилберфорсом цитируется – разумеется, не дословно, потому что стенограмма не сохранилась – и 150 лет спустя.
По одной из версий, в ответ на иронический вопрос епископа о том, кому тот обязан честью происходить от обезьяны – своему деду или бабке? – Гексли парировал, что не устыдился бы признать своим предком обезьяну, зато счел бы «постыдным родство с человеком, употребляющим незаурядное дарование на то, чтобы затемнять истину»{83}.
Отказ ученых от дебатов дает адептам лженауки право кричать: «Ага! Боятся встретиться лицом к лицу! » А порой ученым просто необходимо участвовать в полемике с лжеучеными при решении вопросов политического значения. Так, в российском эфире широко обсуждался законопроект, запрещающий производство ГМО. Ожесточенная полемика велась тогда между российскими биологами и антиГМОшниками, пугавшими слушателей «ужасами генной инженерии». Поэтому подготовка к дебатам должна стать частью «курса популяризатора науки», если такой курс когда‑ нибудь у нас появится. Формат, который кажется мне особенно интересным, – это регулярные жестко модерируемые дебаты по заранее оговоренным правилам. Правда, пока что они существуют только в моих мечтах. Что так мешает нормальной полемике с лжеученым? Его демагогия и психическое давление на оппонента. А что если адепта лженауки поставить в такие условия, в которых он не сможет юлить, провоцировать и кривляться? Это будет наш «контролируемый эксперимент» (как в премии Гудини). Допустим, перед дебатами оба оппонента обязуются: • следовать заранее согласованному списку вопросов; • не отвечать вопросом на вопрос; • не переходить на личность оппонента; • не козырять своими регалиями; • не отшучиваться; • не перебивать; • не менять темы дискуссии; • не использовать доводы от религии, политики и морали; • по требованию модератора подтверждать свои тезисы ссылками на источники.
Такую форму дискуссии можно позиционировать как «настоящие научные дебаты без демагогии» и приглашать на нее ученых и деятелей «альтернативной науки», желающих поспорить о происхождении человека или о загадках древних цивилизаций. Оппоненты дают письменное согласие выполнять требования модератора и не нарушать правила. Трехкратному нарушителю автоматически засчитывается поражение.
Без чего такие дебаты не смогут состояться? Без жесткого и авторитетного модератора, способного добиваться соблюдения правил от эмоциональных и строптивых спорщиков. Такой модератор должен уметь, не повышая голос, пресечь любую склоку.
8. Критика лженаучных произведений
Типичное письмо читателя – я получаю их ежедневно – выглядит так: «Наткнулся на книгу/фильм/выступление, чувствую, что белиберда какая‑ то, но фактически возразить не могу – а вы что скажете? » А что я могу сказать? Сколько в России ежегодно издается лженаучной литературы, снимается сомнительных «научно‑ популярных» фильмов? У меня цифр нет, но подозреваю, что счет идет на сотни, если не на тысячи. Прочитать или просмотреть все это даже бегло физически невозможно. Хорошо, когда под рукой есть критическая рецензия – на нее можно дать ссылку читателю. С некоторых пор такие рецензии мы стали публиковать на портале АНТРОПОГЕНЕЗ. РУ, но наши силы ограничены. Нужна помощь ученых, однако среди них я заметил две крайности. Первая – высокомерная позиция: «Не вижу смысла комментировать эту чушь! » В итоге самомнение ученого не страдает… однако простые смертные, обычные читатели остаются без научной поддержки, и кто‑ то из них обязательно перейдет «на темную сторону», поскольку деятели лженауки снизошли до него, а настоящий ученый – нет. Показательный пример: в последние годы по сети гуляет набор баек про «египетские пирамиды, построенные из бетона 200 лет назад». Какова же реакция ученых? Молчание за пределами научного сообщества. Ищет бедный читатель внятное опровержение в интернете – а натыкается на статьи в стиле: «Из бетона? Ха‑ ха‑ ха, что за бред! На самом деле пирамиды – ядерные электростанции марсиан, построенные 100 500 лет назад! » (рекомендую видео с критикой мифа про «пирамиды из бетона»{84}). Крайность другая – когда представитель науки вскипает и разражается эмоциональной отповедью, где презрительные ярлыки преобладают над фактами. Порой ученый не замечает, как опускается до ненаучных приемов полемики – оскорблений, вырванных из контекста цитат и козыряния регалиями. У оппонентов появляется прекрасный повод кричать о «травле неугодного системе мыслителя».
Несколько лет назад мы на АНТРОПОГЕНЕЗ. РУ выработали несколько правил критической публикации: • В статье не должна обсуждаться личность автора. Мы критикуем не человека, а его произведение – книгу либо статью. Личные выпады, обидные ярлыки недопустимы. • Мы не пересказываем произведение своими словами, а приводим прямые цитаты, с точной ссылкой. Так никто не сможет обвинить нас в искажении авторских идей. • Мы пишем корректно и вежливо, но не сюсюкаем. Если видим, что автор обманывает читателей – прямо сообщаем об этом. • Чтобы самим не наделать ошибок, мы привлекаем экспертов разных направлений. Так, оценивать рассуждения автора на тему генетики должен генетик, измышления об истории Древней Руси – историк соответствующего профиля.
Публикации мы стали оформлять в виде таблицы: в левом столбце цитата из книги, справа – комментарий редакции. Вот, например, несколько фрагментов критической рецензии на книгу Сергея Савельева «Возникновение мозга человека» (см. таблицу ниже). Сложно спорить с рецензией, которая является, по сути, набором ваших же собственных цитат с опровержениями, подкрепленными фактами{85}. Кроме того, мы подсчитывали количество ошибок и включали эту цифру в заголовок. Так получилась, например, статья «60 ошибок Александра Невзорова: невежество и надуманность аргументов простительны? »{86}. Теперь, чтобы выглядеть убедительно, оппоненту нужно что‑ то возразить по всем 60 пунктам. Итак, необходима систематическая, доступная и аргументированная критика лженаучных произведений и идей. Формат может быть разным – таблицы, как у нас, короткие видеоролики, какие снимает видеоблогер Михаил Лидин, или даже полноценные фильмы – вроде показанной на НТВ передачи «ГМО. Еда раздора» (автор – Сергей Малоземов). Главное, чтобы сомневающийся читатель/зритель легко мог найти такой материал, а найдя – понять. Если регулярно и доступно не разъяснять широкой аудитории ошибочность лженаучных идей, ряды адептов лженауки будут пополняться новыми членами просто потому, что ученые прошли мимо этих людей, не услышав их вопросов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|