Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба с лженаукой – наше общее дело!




Борьба с лженаукой – наше общее дело!

 

Для этого мы проводим форумы «Ученые против мифов». Для этого работает портал АНТРОПОГЕНЕЗ. РУ. Для этого я писал книгу. В ней я постарался:

• объяснить, почему я считаю необходимой активную борьбу;

• рассказать о способах противодействия мракобесию;

• познакомить с некоторыми ловушками бытового мышления;

• предложить инструменты, позволяющие оценить степень научности или лженаучности книги;

• сформулировать правила научной реакции на критику, которых стоит придерживаться для «самогигиены»;

• предостеречь от реакций бытовых, слабых, уводящих в сторону от пути исследователя беспристрастного и строгого в первую очередь к самому себе;

• дать несколько простых советов популяризаторам науки и научным журналистам: как писать, как выступать, как ходить на телевидение и как вести полемику.

 

Присоединяйтесь. Да поможет нам с вами сила настоящей науки.

 

 

Приложение 1. Перечень лженаучных терминов

 

С высокой вероятностью текст, который вы читаете, относится к лженауке, если в нем встречаются (в положительном контексте) следующие слова:

• антивакцинация;

• аннунаки, анунаки;

• астральный;

• Атлантида;

• атланты;

• аура;

• ауравидение;

• аурология;

• аюрведа;

• Бермудский треугольник;

• биогравитация;

• биолокация;

• биоплазма;

• биополе;

• биорезонансный;

• биоэнергетика*[19];

• биэнергология;

• ведический, веды*;

• Велесова книга;

• ВИЧ‑ диссидентство;

• волновая генетика, волновой геном;

• гемокод;

• гемосканирование;

• геомантия;

• геопатогенные зоны;

• геополимерный бетон (в исторических работах);

• Гиперборея;

• гомеопатический, гомеопатия;

• графология;

• дети индиго;

• дианетика, сайентология;

• ДНК‑ генеалогия*;

• древние астронавты;

• единое информационное поле;

• запретная археология, запрещенная археология;

• карма;

• квантовая психология;

• КОБ (концепция общественной безопасности);

• кожное зрение;

• космоэнергетика;

• креационизм, креационный;

• криптозоология;

• ксеноглоссия;

• левитация;

• лемурийцы, Лемурия;

• лозоходство;

• лунная афера, лунный заговор;

• мандала*;

• машинные технологии, машинная обработка (в работах по истории Древнего мира);

• медиум;

• мировое правительство;

• мыслеформа;

• неуместный артефакт;

• Нибиру;

• НЛО;

• новая хронология;

• ноосфера*;

• нумерология;

• офтальмогеометрия;

• палеоконтакт;

• память воды;

• парапсихология;

• перуница;

• планета Фаэтон;

• полтергейст;

• потенцирование;

• прана, праноедение;

• психическая энергия;

• психография (автоматическое письмо)*;

• разумный дизайн, разумный замысел;

• реинкарнация (метемпсихоз)*;

• реликтовый гоминоид;

• рептилоиды;

• русы*;

• рейки;

• сверхчувственный;

• сканирование ауры и мыслей;

• славяно‑ арии;

• славянская гаплогруппа, арийская гаплогруппа;

• славянские руны;

• солнечное питание;

• спиритизм;

• структурированная вода;

• Тартария*;

• телегония;

• телекинез;

• телепатия;

• телепортация;

• теософия;

• тонкая материя;

• тонкие миры;

• торсионика, торсионное поле;

• тринитаризм, тринитарность;

• уринотерапия;

• уфология;

• эншуй;

• хилерство;

• церебральный сортинг;

• чакра*;

• шамбала*;

• шлаки (в медицине);

• эгрегор;

• эзотерический;

• экстрасенсорный, экстрасенс;

• энергетический вампиризм;

• энергоинформационный;

• ясновидение.

 

Приложение 2. Популяризатору науки: как рассказывать о науке публично

 

По словам А. И. Одоевского: «В беседах А. С. Пушкина с друзьями, когда… он предпринял издание „Современника“, постоянно возбуждалась мысль о необходимости показать, каким образом можно об ученых предметах говорить человеческим языком и, вообще, как знакомить простолюдинов (в зипунах или во фраках) с положительными знаниями, излагая их общепринятым языком, а не так называемым… ученым или учебным языком. Мысль начать вульгаризацию (популяризацию) науки… весьма интересовала Пушкина»{293}.

 

Этот текст адресован в первую очередь читателям, которые недавно начали «нести науку в массы» или только собираются выступать на научно‑ популярные темы. Моя задача – способствовать тому, чтобы голос популяризаторов (профессиональных ученых, научных журналистов, видеоблогеров) окреп и стал различимым на фоне информационного шума, который обрушивают на обывателя российские СМИ.

Мастер устного слова, возможно, скажет, что «все это давно известно», и даже дополнит мой список рекомендаций – что ж, заранее ему за это благодарен. Однако опыт даже матерого профи ограничен, а популяризация науки – молодое направление в нашей стране. Конечно, в СССР существовала научная пропаганда, но мы живем в существенно иных реалиях, в условиях острейшей борьбы за потребителя информации. Могут ли популяризаторы успешно конкурировать с шоуменами от лженауки или с обычными производителями развлекательного контента?

Поскольку на популярную науку уже появился спрос, заработали законы маркетинга – пустующие ниши быстро заполняются, а рынок «сегментируется». Что это значит? Успех популяризатора во многом будет зависеть от выбранной тематики. Лет десять назад вы могли просто рассказывать о биологии или медицине – и это нашло бы благодарную аудиторию. Сейчас в каждой из упомянутых областей есть по нескольку крепких спикеров, с которыми вас будут сравнивать. Наступает время более узких тем – в блогах это, например, уже не просто медицина, а «история медицины», «прививки», «борьба со знахарями‑ шарлатанами» или «медицинский юмор». Ищите свободную нишу! Для этого стоит провести маленькое исследование:

• поспрашивать друзей, интересующихся наукой, каких направлений, ответов на какие вопросы им сейчас не хватает;

• просмотреть анонсы научно‑ популярных событий на предмет «заполненных ниш»: на какие темы уже регулярно проводятся мероприятия, а какие направления еще не охвачены{294};

• изучить связанные с наукой сообщества в социальных сетях на предмет самых горячих тем, собирающих больше всего комментариев. В том числе важны распространенные заблуждения, которые еще никто не удосужился грамотно и популярно развенчать;

• с помощью YouTube ознакомиться с «передовым зарубежным опытом» – наверняка там найдутся научно‑ популярные интересности, еще не появившиеся в России;

• составить список возможных направлений и сравнить его с тем, что нравится вам и в чем вы компетентны.

Перехожу к самому интересному – к подготовке выступления. Прежде всего, нужны четкие ответы на два вопроса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...