Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Увы, при этих словах Тара стала багрово‑красной и заревела так, что стекла в окнах задрожали.




Увы, при этих словах Тара стала багрово‑ красной и заревела так, что стекла в окнах задрожали.

Симона взяла себя в руки и предприняла еще одну попытку отвлечь Тару жизнерадостными стихами про крошечного паучка. Ответом был отчаянный протест: Тара повалилась на пол и стала молотить по нему руками и ногами.

В отчаянии Симона заняла твердую позицию: «Тара! Не кричи! Ш‑ ш‑ ш! » Но было уже поздно. Малышка билась в истерике. Смущенная – и раздосадованная – Симона извинилась, перекинула свой «маленький огнедышащий вулкан» через плечо и, избегая взглядов других пациентов в приемном покое, выскользнула за дверь.

 

Чтобы понять реакцию Тары, представьте, что вы рассказали своему лучшему другу о чем‑ то, что вас сильно расстраивает, а тот в ответ дурашливо сменил тему: «Эй, взгляни‑ ка. Новые туфли! » Держу пари, что скоро вы начнете искать нового лучшего друга.

Малыши тоже досадуют, когда мы отвечаем на их протесты и огорчения попытками переключить их внимание на что‑ то другое. Но у них нет опции переключения родителей. Поэтому они либо принимают ваши попытки, пряча глубоко внутри свои чувства, либо вопят еще громче, чтобы заставить вас все‑ таки обратить внимание на то, чего они хотят.

Ведя прием, я наблюдаю подобные проявления родительской бестактности ежедневно. Например, я осматриваю ушки малышки, она начинает плакать, а ее мама принимается трясти куклой прямо у нее перед носом, приговаривая: «Посмотри! Какая красивая куколка! » Реакция? Чаще всего детский вопль поднимается еще на октаву, чтобы донести до родительницы: «Куколка?! Ты что – издеваешься? Ты не видишь, что мне страшно? »

 

Стремление уладить все как можно скорее

 

Мы часто реагируем на детские жалобы позитивными комментариями типа «Все не так плохо» или «Все в порядке».

Пытаться успокоить расстроенного ребенка – это нормально. Вы просто хотите «уладить все как можно скорее». Но когда малыш расстроен, ваше «Все в порядке» может только окончательно испортить дело. Потому что постоянно твердя «Все хорошо», вы рискуете непреднамеренно внушить ребенку мысль, что он должен запрятать свои чувства подальше и вести себя жизнерадостно, даже если на самом деле ему плохо. Так какой же это порядок?!

 

 

На полдник Моника всегда готовила для маленькой Сюзетт улыбающегося человечка, сделанного из виноградин, кусочков сыра и крекеров. Но однажды Моника решила подойти к делу еще более творчески, чем раньше. Вместо того чтобы сделать тело из целых крекеров, она разломала их на полоски и выложила из них ручки и ножки. Однако, когда 20‑ месячная Сюзетт увидела разломанные крекеры, она впала в неистовство.

Моника была так потрясена, что забыла о ПФФ и постаралась успокоить малышку, твердя «Все хорошо, все хорошо, все хорошо…» Но Сюзетт завопила еще громче. Полдник превращался в кошмар, а Моника продолжала твердить «Все хорошо, все хорошо» все более злым голосом. Сюзетт в ответ продолжала вопить, словно пытаясь сказать ей: «Нет, мама! Ничего НЕ хорошо! НЕ хорошо! »

 

Пожалуйста, приберегите утешения до того момента, когда вы с уважением «отзеркалите» чувства ребенка (применив ПФФ) и он начнет успокаиваться. Повторять «Все хорошо» имеет смысл, только если малышу действительно стало лучше.

Конечно, вы должны немедленно прийти на помощь ребенку, если ему больно или он напуган. Но малыши – это не нежные цветы, которые нужно оберегать от любых неприятностей. Трудные ситуации закаляют характер ребенка и повышают его жизнестойкость. Как говорит Венди Могель в своей книге «Благословение разбитой коленки» (The Blessing of a Skinned Knee), трудности, переживаемые ребенком, имеют и положительную сторону – они развивают способность справляться с жизненными перипетиями.

Не поймите меня неправильно: переключение внимания и утешение – это замечательно, но всему свое время. Земледельцам, прежде чем сеять семена, нужно вспахать поле, а родителям необходимо сперва «отзеркалить» чувства ребенка (и подождать, пока он начнет успокаиваться), а уж потом вступать со своими утешениями.

 

 

Помогите малышу выразить обуревающие его чувства

 

От года до двух лет: покажите ребенку, как он может выразить свои чувства. Например, когда дочка сердится, потопайте ногами, похлопайте в ладоши, энергично потрясите головой и научите ее говорить «Нет! » («Эвелин говорит: " Нет, нет, нет! Мое, мое! Перестань! " »)

 

От двух до четырех лет: когда все спокойно, поупражняйтесь с ребенком в разных выражениях лица: «Покажи мне довольное личико… грустное личико… а теперь покажи, как ты сердишься». Указывайте на картинки в книжках и говорите «Посмотри, какой грустный малыш. А как ты выглядишь, когда тебе грустно? » Вырежьте из журнала фотографии людей, выражающих разные эмоции, и наклейте их на карточки или сделайте маленькую «книжку чувств». Выражайте свои эмоции мимикой так, чтобы дочка видела, что вы чувствуете: «Когда я сержусь, мои глаза сощуриваются, а рот сжимается – вот так [показываете]».

Научите ребенка словам, которые он может произносить, когда расстраивается. В качестве отправной точки используйте картинки из «книжки чувств». Спросите: «Что чувствует этот мальчик? Почему эта девочка такая печальная? » Обогащайте словарный запас ребенка, подбирая синонимы. Например, кроме «сердитый» вы можете также сказать: злой, разгневанный, разъяренный, хмурый, радраженный и т. д.

Удивительно, но чем чаще вы будете делать эти простые упражнения, тем скорее ваш малыш научится контролировать свои эмоциональные всплески.

А теперь, когда вы освоили правило фастфуда, можно переходить на следующую ступень овладения искусством быть «послом». Лучший способ заставить ПФФ работать с любым малышом – это язык, который называется «малышовый».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...