Принцип 2: повторы. Принцип 3: «отзеркаливание» – с меньшей интенсивностью – чувств вашего ребенка с помощью интонаций и мимики
Принцип 2: повторы
Повторять так же важно, как говорить короткими предложениями. Дело в том, что расстроенные малыши часто пропускают мимо ушей наши первые слова. Вы же знаете выражение «ослеплен яростью»? Так говорят о взрослых. А малыши от ярости… глохнут. Когда ваша дочурка эмоционально накалена до предела, звук ваших слов не достигает ее сознания. И чем сильнее она расстроена, тем хуже воспринимает обращенные к ней слова. Вот почему вам нужно повторить эти короткие фразы от трех до восьми раз… просто чтобы привлечь ее внимание. А потом стоит повторить их еще несколько раз, чтобы убедиться, что она вас поняла. Вам кажется, что я преувеличиваю? Нисколько. Многим родителям не удается успокоить своих детей просто потому, что им кажется достаточным однократно признать чувства ребенка. Но когда буря эмоций «захлопывает» дверцу детского мозга, в нее нужно «постучать» много раз, прежде чем вас услышат и разрешат «войти». Вот как это надо делать. Представьте, что идет дождь, а двухлетний Сэмми отчаянно рвется пошлепать по грязи. Он рыдает у двери, пытаясь дотянуться до ручки. Что делаете вы: • опускаетесь на уровень его глаз и указываете на дверь; • говорите: «Ты хочешь… ты хочешь… ты хочешь на улицу! Сейчас же на улицу! Сэмми говорит: «" Пойдем! Пойдем! Пойдем! " ».
Если он не успокаивается, повторите эти слова несколько раз. Вскоре он повернется к вам, как будто говоря: «Что? Это ты мне говоришь? » Когда плач начнет затихать, продолжите говорить более длинными предложениями: «Сэмми говорит: " Сейчас же на улицу! " Тебе и впрямь очень хочется на улицу! Ты говоришь: " Пойдем играть, мама! " » Если вы правильно озвучите то, что он чувствует, он повернется к вам, посмотрит вам в глаза, а сам подумает: «Точно! Именно этого я и хочу. Мама поняла! »
А когда он еще больше успокоится, наступит черед объяснений, отвлечения внимания и т. д. (см. раздел «После ПФФ… Ваша очередь! » в главе 3).
«Но нет, милый, не‑ е‑ ет. Там дождь! Дождь! Мокро… противно! Пойдем со мной! Давай драться подушками. Пойдем! Это весело! »
Принцип 3: «отзеркаливание» – с меньшей интенсивностью – чувств вашего ребенка с помощью интонаций и мимики
Первые два принципа использования «малышового» – большое подспорье, но третий – настоящий волшебный ключик! Ваша малышка может не понять всех ваших слова, но она настоящая мастерица считывать интонации голоса и выражение лица (ведь это прерогатива правого полушария мозга). Вот почему, «отзеркалив» чувства ребенка с помощью интонаций, выражения лица и языка тела, вы гарантированно «достучитесь» до него!
• Голос. Он должен быть ниже, чем обычно, но говорите тише, чем малыш. Отразите страх, расстройство и другие чувства, которые звучат в его голосе, но с меньшей интенсивностью – где‑ то на одну треть от его «мощности». (Если ваш малыш очень застенчив или отличается повышенной чувствительностью, интенсивность может быть чуть поменьше. ) По мере того как ребенок начнет успокаиваться, постепенно возвращайтесь к обычному голосу. • Лицо. Будьте выразительны. Приподнимите брови, покачайте головой, раскройте пошире глаза, наморщите лоб, подожмите губы. • Язык тела. Жестикулируйте. Потрясите указательным пальцем, помашите руками, укажите, пожмите плечами, потопайте ногами.
Жесты ценнее тысячи слов Малыши очень восприимчивы к жестикуляции, вероятно, потому что сами они овладевают языком жестов раньше, чем речью. Первое общение (кроме плача, смеха и смены выражений лица) обычно заключается в том, что малыш указывает на предметы, что означает «Я хочу это! » или «Что это? ». В девять месяцев почти все малыши умеют махать ручкой на прощание, но зачастую у них уходит еще год на то, чтобы научиться говорить «Пока‑ пока! ».
Использование жестов для общения отражено во многих языках. Например, в сербском указательный палец называется «кажи перст», что переводится как «говорящий палец».
Маленькие подсказки по «отзеркаливанию» чувств
Не переборщите
Некоторые родители отражают бурю эмоций, захватившую ребенка, на все 120 %, буквально переигрывая его. Преувеличенное воспроизведение может остановить детский плач ребенка, но действует как отвлечение внимания и насмешка. Это совсем не то, что я рекомендую. Цель применения «малышового» – успокоить ребенка, проявляя понимание и уважение. А это можно сделать, отражая его чувства с меньшей интенсивностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|