Проблемное поведение № 1: непослушание, вызванное тревогой и страхами
Проблемное поведение № 1: непослушание, вызванное тревогой и страхами
Некоторые малыши ведут себя уверенно даже при встрече с новыми людьми и непривычными ситуациями. Но есть и такие, которых все незнакомое заставляет тревожиться. Причин тому может быть несколько. Эти дети: • застенчивы, медленно сближаются с людьми; • находятся в состоянии стресса (голодны, устали, скучают, болеют, столкнулись с трудностями и т. д. ); • имели неприятный опыт в прошлом.
Что можно сделать, чтобы помочь им преодолеть тревожность? Если сказать одним словом – многое! Давайте рассмотрим несколько примеров…
Тревожное поведение: боязнь разлуки
Что делать, когда ваша малышка умоляет вас не оставлять ее в детском саду (или с няней, или одну в комнате на дневной сон)? Печальные глаза и настойчивые мольбы трогают сердце! Вот пример того, как Мэри использует правило фастфуда и «малышовый», чтобы преодолеть страх разлуки, который испытывает ее двухлетний сын:
Когда мы с Эйданом подъезжаем к детскому саду, он обычно пронзительно кричит: «Хочу к маме! » и не желает вылезать из машины. Поэтому я помогаю ему, озвучивая его чувства и стараясь попасть в «правильную точку»: «Нет, мама! Нет, нет, нет! Не хочу в садик! Не хочу к Крис! Не надо Синди! Не хочу к друзьям! Хочу к маме! Не надо в садик». Когда он начинает успокаиваться, я предлагаю компромисс: «Хорошо, хорошо. Не волнуйся! Но нам надо сказать воспитательнице Крис, что Эйдан говорит: " Не пойду сегодня в садик". Поэтому идем. Ты понесешь игрушки, хорошо? » Тут Эйдан всегда соглашается выйти со мной из машины. Войдя в здание садика, мы останавливаемся и немножко играем или разговариваем с воспитательницей. Как правило, он быстро вовлекается в какие‑ нибудь совместные занятия с друзьями и буквально через пять‑ десять минут целует меня на прощанье и говорит: «Пока‑ пока! »
Слова Мэри дают Эйдану почувствовать себя понятым и защищенным. Маленький компромисс, который она предлагает, демонстрирует ее уважительное отношение к его чувствам и помогает убедить его выйти из машины и пойти в садик. К счастью, у Мэри есть возможность подождать, пока Эйдан успокоится, и в крайнем случае, если он не перестанет плакать, забрать его домой. Но не все родители могут позволить себе такую роскошь: им нужно оставить ребенка и ехать на работу. Если это ваш случай, используйте комбинацию тех приемов, которые были описаны в предыдущих главах, но сначала испробуйте их все дома, чтобы они лучше сработали в стрессовой ситуации.
С помощью чего можно унять боязнь разлуки
Тренировка терпения. Занимайтесь ею несколько дней, и это поможет подготовить ребенка к тому, чтобы он легче расставался с вами. Начните с нескольких секунд тренировки и постепенно увеличивайте время до минуты. Малыш быстро усвоит, что ожидание – это здорово, потому что, проявив терпение, потом получаешь то, что хочешь. Сказки. Подготовьте ребенка к расставаниям, также несколько дней рассказывая ему истории, в которых мама уходит… но всегда возвращается.
Жила‑ была одна маленькая птичка по имени Флаффи. Она всегда очень расстраивалась, когда ее мама улетала, чтобы принести что‑ нибудь на завтрак. Она говорила: «Не улетай, мама! » Но маме нужно было покинуть гнездо – всего на одну минутку. И Флаффи ждала и распевала песенки вместе со своим плюшевым мишкой, пока мама не возвращалась. Мама всегда прилетала обратно, и Флаффи снова чувствовала себя счастливой. «Ура! Мама дома! » – чирикала маленькая птичка, а мама целовала ее много‑ много раз и давала ей покушать больших сочных червяков.
«Любимчики». Они очень помогают детям, испытывающим проблемы при расставании. Пусть ваш малыш подружится с «любимчиком». А если «любимчика» у него нет, подарите ему амулет (браслет, волшебную монету, фотографию), который он может трогать и рассматривать, когда грустит без вас. Теперь, потренировавшись несколько дней дома, попробуйте использовать все перечисленные приемы и инструменты в детском саду. Я называю эту комбинацию «отрыв от мамы». Начните с общения с уважением. Обнимите ребенка и откликнитесь на его требования ласковым голосом со множеством повторений: «Ты говоришь: " Нет! Нет, нет!!! Не надо в садик! Не пойдем, мама! " » Когда малышка немного успокоится, устройте небольшой «сеанс внимания» (поиграйте, почитайте или просто посидите рядышком, а тем временем опишите ей, во что одеты и чем занимаются другие дети). Затем используйте тренировку терпения и «любимчика». Через несколько минут сделайте вид, будто внезапно вспомнили, что вам что‑ то нужно сделать: «Ой! Ой! Подожди! Подожди! Маме нужно увидеться с воспитательницей. Подожди! Подожди! » Затем скажите: «Обними покрепче своего медвежонка (или держи свой волшебный браслет), а мама скоро вернется! » Быстро пересеките комнату и вернитесь через две‑ три секунды со словами: «Знаю, милая! Ты говоришь: " Мама, не уходи! " Но ты хорошо ждала меня! Молодец! А теперь давай поиграем! » Если ребенок протестует, «отзеркальте» его чувства, воздействуя на «правильную точку» с помощью выражения лица, жестов и интонации. Поиграйте еще немножко, пока малышка не придет в хорошее расположение духа; затем повторите тренировку терпения. Например, вы можете внезапно сказать: «Ой‑ ой! Маме нужно ненадолго уйти. Обними своего мишку, а я скоро вернусь». А потом выйдите из комнаты на три секунды.
В течение следующих 15 минут повторите так несколько раз. («Ой‑ ой! Маме снова нужно выйти! Давай я нарисую на твоей руке смешную рожицу, и ты будешь смотреть на нее, а я скоро вернусь». ) Постепенно увеличивайте периоды отсутствия (10 секунд, 20 секунд, 30 секунд, минута).
Когда ребенок сумеет спокойно провести без вас несколько минут, можете уйти совсем. Но никогда не уходите тайком! Помашите рукой и ласково скажите: «Пока‑ пока! Я люблю тебя. Я приду за тобой после дневного сна. Если соскучишься, просто потрогай свой волшебный браслет (или посмотри на рожицу, которую я нарисовала на твоей руке) и представь, как я тебя обнимаю крепко‑ крепко». Придумайте, чем интересным вы можете заняться вместе после садика. «Вишенка на торте»: похвала + «сплетничание». Забирая малышку в конце дня, похвалите ее (и нарисуйте ей звездочку на руке). Дома «посплетничайте» с бабушкой или папой о ее смелости: «Дарси сказала мне: " Нет, нет. Не пойдем…" – но потом увидела всякие интересные игрушки и веселых больших девочек и расхрабрилась. Она весело провела время, съела большой крекер и запила его соком! А потом пришла мама, обняла Дарси, и мы обе были очень рады! » Примечание: некоторые упрямые детки плачут, когда вы уходите, несмотря на все ваши приготовления. Если так происходит и с вашей малышкой, позвоните в садик через 20 минут после того, как уйдете, и спросите у воспитательницы, успокоилась ли ваша дочка. Если вам ответят: «Уже через две минуты после вашего ухода она стала спокойно играть с другими детьми», – вздохните с облегчением и поздравьте себя. (К счастью, в девяти случаях из десяти именно так и бывает. ) Но если ребенок продолжает плакать, это может означать, что что‑ то еще подпитывает его тревогу. Возможно, малышка испытывает стресс дома (в семье появился еще один ребенок, родители разводятся и т. д. ). Постарайтесь провести в детском саду несколько дней, чтобы последить за ситуацией. Если не можете остаться, постарайтесь несколько раз зайти без предупреждения, чтобы убедиться, что другие дети и воспитатели хорошо относятся к вашему ребенку. Дома используйте игру в поддавки, сказки, ролевые игры, тренировку терпения, волшебное дыхание и т. д., чтобы поддержать в малышке уверенность в своих силах. Если ребенок продолжает тревожиться при расставании, обдумайте возможность смены детского сада или няни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|