Гидрометеорологические условия.
Погода и состояние моря, меняющаяся в зависимости от времени года и климатического режима обуславливают непрерывное воздействие различных гидрометеорологических факторов на суда, которые плавают в океанах и морях.
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ Северо-восточный муссон.Зимой в результате охлаждения Азиатского материка над ним устанавливается обширная область высокого давления с центром над Монголией. Вследствие этого в западных районах северной части Тихого океана к югу от параллели 30° сев. шир. преобладает северо-восточный муссон. К востоку от района, охваченного этим муссоном, расположена зона северо-восточного пассата, к северу — зона западных ветров. В Южно-Китайском море направление муссона северо-восточное. По мере приближения к экватору наблюдается переменный ветер. Направление и повторяемость муссона указаны на климатической карте мира. Средняя месячная скорость ветра повсеместно 4—10 м/с. Число дней со штормом в к северу от параллели примерно 10° сев. шир. составляет 5—10 в месяц, а к востоку от островов Тайвань и Лусон — более 10 в месяц. К югу от параллели 10° сев. шир. число дней со штормом не превышает 3. В период северо-восточного муссона, особенно с января по апрель, к северу от параллели примерно 20° сев. шир. наблюдается сплошная облачность, осадков выпадает до 100 мм в месяц. К югу от этой параллели облачность уменьшается, но у экватора она снова увеличивается и осадков выпадает 200 мм и более в месяц. Видимость в открытом океане более 5 миль; понижается она обычно из-за осадков. У берегов Китая и Вьетнама в январе — апреле часты туманы. В заливах Бохайвань и Ляодунский при сильных юго-западных ветрах иногда отмечается мгла.
Волнение. Южно-Китайское море.Весной и летом довольно часты высоты менее 2 м, повторяемость их повсеместно 75—85%. Высоты волн 3—6 м и более нередко наблюдаются весной к северу от параллели 10° сев. шир., когда повторяемость их достигает 25—30%. Преобладающее направление распространения Течения. Южно-Китайское и Яванское моря. Режим течений в Южно-Китайском море определяется главным образом муссонами и материковым стоком. В западной части моря к северу от параллели 10° сев. шир. с декабря по февраль— март течение в целом идет на W, в апреле — против часовой стрелки, а с мая по август — на NO. К югу от параллели 10° сев. шир. в апреле течение направлено против часовой стрелки, а с мая по август — на N и N0. В восточной и южной частях моря с октября по апрель течение направлено на SW, местами отклоняясь на N или О к северу от экватора и на NW к югу от него. Средняя скорость течений в Южно-Китайском море колеблется от 0,2—0,5 уз до 1 —1,5 уз, местами до 3 уз. КРАСНОЕ МОРЕ, И ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН Северная часть Индийского океана. Ветры и погода северной части Индийского океана обусловлены муссонной циркуляцией, связанной с сезонным распределением над Азиатским материком областей высокого и низкого давления. Межмуссонные сезоны. В апреле и мае происходит смена северо-восточного муссона на юго-западный, в октябре — смена юго-западного муссона на северо-восточный. Юго-западный муссон распространяется на юге северной части Индийского океана раньше, чем на севере. Северо-восточный муссон устанавливается на севере северной части Индийского океана раньше, чем на юге. Ветры в эти месяцы слабые и неустойчивые по направлению. Штили наблюдаются довольно часто, а штормы-крайне редко. В мае в западной части Аравийского моря между параллелями 5° н 10° сев. шир. и к востоку от меридиана 50° вост. долг, они возможны при ветрах от SW. В Малаккском проливе иногда отмечаются сильные шквалы суматрас.
Погода в межмуссонные сезоны очень изменчива. Благоприятные для плавания судов гидрометеорологические условия могут неожиданно смениться шквалистыми ветрами с сильными ливнями и грозами. Лишь в северной части Аравийского моря преобладает устойчивая хорошая погода. Видимость в открытом океане более 5 миль. Во время осадков она значительно понижается. У северного и восточного берегов Аравийского моря видимость в апреле и мае ухудшается из-за песка, приносимого ветрами с суши. Красное море и Аденский залив. Ветры в Красном море. В открытом море к северу от параллели 20° сев. шир. в течение всего года господствуют обычно ветры от N н NW. Между параллелями 20° и 15°30' сев. шир. преобладают ветры от N, NO и О. К югу от параллели 15°30/ сев. шир. с мая — июня по сентябрь чаще всего наблюдаются ветры от NW и W Средняя месячная скорость ветра составляет 4—6 м/с, лишь с января по март в южной части моря она достигает 7—8 м/с. Повторяемость штилей редко превышает 10%. Штормы наиболее вероятны с ноября по март, но повторяемость их очень мала: не более 4%. Приходят они обычно от NW и NNW к северу от параллели 23° сев. шир. и от SO и SSO ж югу от этой параллели. Ветры в Аденском заливе. В открытой части Аденского залива с октября по апрель преобладают ветры от NO и О (северо-восточный муссон). Средняя месячная скорость ветра с сентября по май не превышает 4—7 м/с. Штили редки; повторяемость их обычно не более 10%. Штормы чаще всего наблюдаются с июня по август на востоке Аденского залива, где повторяемость их в этот период колеблется от 5 до 15%. На остальной части залива в течение года и на востоке его с сентября по май повторяемость штормов не превышает 5%. Тропические циклоны в Аденском заливе отмечаются редко: 3—4 раза в 50 лет. Погода в Красном море и в Аденском заливе жаркая, малооблачная, сухая, преимущественно со слабыми и умеренными ветрами. Некоторые из них значительно повышают температуру воздуха и приносят большое количество песка н пыли (сухой и горячий ветер от SW до NW — «хамсин», дующий с марта по май в северной части Красного моря; ураганный ветер «самум» в Красном море и на юге Аденского залива; сухой и знойный ветер от SW — «хариф», дующий с июня по сентябрь в Аденском заливе).
Туманы, дымка и мгла в описываемом районе редки. У побережья Аденского залива между меридианами 43°30' и 45°30' вост. долг, в июле и августе туманы бывают очень густыми. Видимость повсеместно более 5 миль. Ухудшение ее происходит обычно при ветрах хамсин, самум и хариф. Тропические циклоны Тропические циклоны в Аравийском море возникают с апреля — мая по август, причем наиболее часто в июне, октябре и ноябре, реже — в апреле, мае и августе. С января по март и в сентябре тропических циклонов здесь не бывает. Волнение. Аравийское море. В течение всего года в Аравийском море преобладают высоты волн 1—2 м; повторяемость их 40—55%. С сентября по май довольно часты также высоты волн менее 1 м, с нюня - по август — высоты волн 2—3 м; повторяемость их соответственно 40—50 и 30%. Высоты волн 3—6 м наиболее вероятны с июня по август и с декабря по февраль. В Аравийском море преобладающее направление распространения волн с апреля по сентябрь — от SW и W (местами от NW). Красное море. К северу от параллели 20° сев. шир. в течение всего года преобладают высоты волн 1—2 и 2—3 м; повторяемость их соответственно 45—50 и 20—30%. Повторяемость высот волн 3—6 м и более составляет 10—15%. Преобладающее направление распространения волн от NW и N. К югу от параллели 20° сев. шир. весь год преобладают высоты воли 1—2 м, повторяемость которых 45—50%. Однако с декабря по май, кроме того, сравнительно часты высоты волн 2—3 м, а с июня по ноябрь — высоты волн менее 1 м. Повторяемость высот волн 3—6 м и более колеблется от 5 до 15% в течение всего года. Направление распространения волн преимущественно от SO, S и О с октября по апрель и от NW с мая по сентябрь. Аденский залив. В течение всего года здесь преобладают высоты волн 1—2 м и менее 1 м, повторяемость которых соответственно 45—50 и 20—35%. Повторяемость высот волн 2—3 м на протяжении года не превышает 15—20%. Высоты волн 3—6 м и более наблюдаются редко: повторяемость их колеблется от 5 до 10% весь год.
В западной половине залива большую часть года преобладающее направление распространения волн от S, SO и О, и лишь летом от SW и W; в восточной половине залива — от N0 и О с октября по апрель и от SW и W с мая по сентябрь. Течения. Северная часть Индийского океана Общие замечания. Течения здесь определяются муссонами. В периоды наибольшего развития муссонов течения сильны и устойчивы, в переходные месяцы они слабее и менее устойчивы. Смена течений происходит медленнее, чем смена муссонов, а поэтому период неустойчивых течений длится значительно дольше, чем период перехода от одного муссона к другому. Даже в периоды наибольшего развития муссонов направление течений не всегда и не везде согласуется с направлением муссонов. Течения при северо-восточном муссоне (ноябрь — март). На большей части акватории к северу от параллели 3° южн. шир. наблюдается Муссонное течение, направленное на W. У берегов Аравийского моря и Бенгальского залива с декабря по январь отмечается циркуляция вод против направления движения часовой стрелки, с февраля по март — по направлению движения часовой стрелки. Достигнув побережья Африки (в районе мыса Гвардафуй), Муссонное течение уходит на S, образуя Сомалийское течение. Приблизительно в районе параллели 3° южн. шир. Сомалийское течение встречается с идущей на N ветвью Южного пассатного течения, именуемой Восточно-Африканским прибрежным течением, и поворачивает на О, образуя Межпассатное противотечение. Течения при юго-западном муссоне (май — сентябрь). Муссонное течение в период юго-западного муссона проникает до экватора и следует с запада на восток. У берегов Аравийского моря и Бенгальского залива сохраняется циркуляция вод по направлению движения часовой стрелки. Восточно-Африканское течение в этот период продолжает идти на N вдоль побережья Африки. Сомалийское течение является продолжением Южного пассатного течения и такж§_ следует на N вдоль побережья Африки. Приблизительно на параллели 7° сев. шир. Сомалийское течение разделяется: часть его вод продолжает идти вдоль побережья до мыса Гвардафуй, а основной поток поворачивает на О, обходя с S остров Сокотра, и вливается в Муссонное течение. Средняя скорость Сомалийского течения 1—1,5 уз и более, максимальная 4,5—5,5 уз, местами 6—7 уз (к югу от острова Сокотра в августе — сентябре); устойчивость его превышает 75%. Межпассатное противотечение наблюдается только при северо-восточном муссоне. Следует оно на О между направленным на W Муссонным течением, идущим севернее, и Южным пассатным течением, идущим южнее. Северная граница Межпассатного противотечения в ноябре находится примерно на параллели 3° сев. шир. В последующие месяцы она сдвигается к югу. В феврале северная граница этого течения достигает крайнего южного положения, располагаясь между параллелями 2°—3° южн. шир. Затем она смещается на север и к апрелю находится примерно на параллели 2° сев. шир. в западной половине Индийского океана и на параллели 4° сев. шир. в восточной его половине. У юго-западного берега острова Суматра и у южного побережья острова Ява Межпассатное противотечение направлено на SO и О.
Южная граница Межпассатного противотечения в течение года располагается на значительном удалении от экватора. При юго-западном муссоне Межпассатное противотечение прекращается, уступая место общему восточному потоку Муссонного течения.
СРЕДИЗЕМНОЕ И ЧЕРНОЕ МОРЯ
Общие замечания. Обширная акватория и извилистость береговой линии Средиземного моря создают разнообразие ветровых условий в его районе. В прибрежных водах наблюдается большое число местных ветров; подробные сведения о них приведены в соответствующих лоциях. Восточная часть Средиземного моря (ноябрь — апрель). К югу от параллели 35° сев. шир. чаще всего наблюдаются ветры западной половины горизонта. К северу от этой параллели между островом Сицилия и Грецией преобладающее направление ветра установить сложно. В большей части Адриатического моря и в северной части Эгейского моря в этот период преобладают ветры от N и NO; кроме этих ветров, часто отмечаются ветры от SO, S и SW. В южной части Эгейского моря наиболее выражены ветры от N, NW и W, из ветров других направлений — OTSW. Число дней со штормом в месяц составляет 6—9 в Эгейском море и в восточной части Ионического моря и 3—6 на остальной акватории восточной части Средиземного моря. Погода в этот период из-за частого прохождения циклонов неустойчива. Видимость 10 миль и более, лишь при южных ветрах и осадках она чаще бывает 5 миль и менее. Восточная часть Средиземного моря (апрель — сентябрь). В этот период почти повсеместно преобладают ветры от NW и W, особенно устойчивые в июле и августе. Лишь в Эгейском море чаще наблюдаются ветры от N и NO. Штормы с мая по сентябрь бывают редко. Погода в основном хорошая, малооблачная, с редкими кратковременными осадками. Несколько чаще осадки выпадают в северных районах Эгейского и Адриатического морей. Видимость обычно 10 миль и более; ухудшение ее происходит в начале лета из-за туманов, и чаще всего на севере района. Наблюдаются туманы при южных ветрах. Восточная часть Средиземного моря (апрель и октябрь). В эти переходные месяцы ветры обычно неустойчивы по направлению, резких изменений погоды не наблюдается. Черное море. В открытом море зимой преобладают ветры от NW, N и N0, и лишь в юго-восточной части моря от SW и W. Весной наиболее вероятны ветры от S и SW. Летом ветры неустойчивы по направлению, но несколько чаще наблюдаются ветры от.NW. В начале осени сохраняется летний режим ветров; в середине и конце осени возрастает повторяемость ветров от NW, N и NO, а на юге моря — также ветров от SW. Средняя скорость ветра зимой колеблется от 3 до 8 м/с, а летом не превышает 5 м/с. Штормы на Черном море наблюдаются в основном зимой, когда повторяемость их достигает 5—10%. Весной повторяемость штормов 1—4%, летом, как правило, не более 1%, а осенью 4—6%. Приходят штормы чаще всего от NW, N и NO, реже от S и SW. Наиболее продолжительны штормы от N0; они удерживаются по нескольку дней подряд и сопровождаются сильным похолоданием и парением моря. Для Черного моря характерны мягкая влажная зима и жаркое сухое лето, лишь к югу от параллелей 42°—44° сев. шир. в восточной и юго-восточной частях моря в течение года выпадает большое количество осадков. Туманы в открытом море наблюдаются преимущественно весной; в остальные сезоны они очень редки. Весной и летом образуется морской туман, осенью — радиационный туман, а зимой при вторжении на Черное море с континента холодных масс воздуха, что обычно бывает при сильных ветрах от N0, наблюдается туман испарения. При температуре воздуха —15° С и ниже туман испарения может достигать высоты мачт корабля. Чаще всего такой туман возникает в северной части моря. Видимость на Черном море в основном хорошая. Лучшие условия видимости отмечаются с апреля по октябрь — ноябрь. При вторжении холодных масс воздуха, которое наиболее вероятно с октября по май, видимость исключительная. Волнение. Средиземное море. В течение года на всем море преобладают высоты волн 1—2 м; повторяемость их 40—50%. С марта по ноябрь почти повсеместно наряду с высотами волн 1—2 м сравнительно часты высоты волн менее 1 м; повторяемость их 25—35% в западной части моря и 20—25% в восточной части. Высоты волн 2—3 м наиболее вероятны в восточной части моря, где повторяемость их с декабря по февраль достигает 25—30%, в остальное время года она равна 20%. В западной части моря повторяемость высот волн 2—3 м составляет 15—20% в продолжение всего года. Высоты волн 3 м и более повсеместно чаще отмечаются с декабря по февраль. Направление распространения волн в основном от NW, W и SW, лишь местами от NO и О. Черное море. Преобладающие высоты волнменее 2 м. Повторяемость высот волн менее 1 м составляет 55—70% с нюня по август и 27—45% с сентября по май. Повторяемость высот волн от 1 до 2 м соответственно 24—32 и 40—43%. Высоты волн 2 м и более чаще всего бывают с декабря по февраль, когда повторяемость их повсеместно достигает 30%. Течения. Средиземное море. Течения Средиземного моря формируются в основном под влиянием разности плотностей вод в различных его районах. В связи с тем что плотность воды в Средиземном море больше плотности воды в Атлантическом океане и Черном море, уровень воды в Средиземном море значительно ниже, чем в прилегающих к нему районах. Поэтому на поверхности Средиземного моря наблюдаются довольно сильные стоковые течения, идущие из Атлантического океана и Черного моря, а в придонных слоях, наоборот, идущие в Атлантический океан и Черное море. Общая схема постоянных течений в Средиземном море выглядит следующим образом. Основной поток постоянного течения, идущего из Атлантического океана через Гибралтарский пролив, следует вдоль берегов Африки с запада на восток. От основного потока отделяются три ветви. Одна ветвь отходит у мыса Трес-Форкас и направляется на W вдоль берегов Марокко. Другая ветвь отходит от основного потока юго-западнее острова Сардиния и, следуя вдоль северного берега острова Сицилия к западному берегу Италии и затем вдоль южного берега Франции и восточного берега Испании, образует в западной части моря круговорот вод против часовой стрелки. Третья ветвь отделяется на подходах к Тунисскому проливу и направляется в Тирренское море. Основной же поток продолжает идти на О вдоль берегов Африки, а затем движется на N вдоль восточного берега моря и далее к острову Родос, где делится на две ветви. Одна ветвь идет на W в Ионическое море, а другая — на N и NW в Эгейское море, где сливается с течением этого моря. Объединенный поток следует к полуострову Пелопоннес,, где соединяется с ветвью, идущей в Ионическое море, и направляется вдоль берегов Греции в Адриатическое море. Совершив в нем круговорот против направления движения часовой стрелки, течение выходит из Адриатического моря, направляется вдоль юго-восточного берега Апеннинского полуострова и восточного берега острова Сицилия м замыкает круговорот вод восточной части Средиземного моря. Следует отметить, что на подходах к меридиану 20° вост. долг, от основного потока, идущего вдоль берегов Африки, отделяется ветвь, которая направляется вначале на S, а затем на NW, образуя вдоль побережья Африки на участке между меридианами 10' и 20° вост. долг, круговорот по направлению движения часовой стрелки. Средняя скорость постоянного течения в большей части Средиземного моря менее 0,5 уз, местами 0,6—1 уз. Описанная схема постоянных течений может значительно изменяться под влиянием ветра. Сильные и устойчивые ветры могут не только увеличить или уменьшить скорость постоянного течения, но даже изменить его направление в отдельных случаях на 180°. Черное море. Постоянное течение на поверхности Черного моря в целом представляет собой замкнутую циркуляцию вод против направления движения часовой стрелки параллельно побережью; ширина потока 20—50 миль. Наиболее ярко выражено оно в 2—10 милях от берега; здесь течение довольно устойчивое, средняя скорость его до 0,9 уз. Обширные постоянные круговые течения, идущие против направления движения часовой стрелки, наблюдаются также в центральных областях западной и восточной частей моря. Средняя скорость их 0,1—0,5 уз, а в центре менее 0,1 уз. В юго-западной части моря от основного течения отделяется ветвь, которая проходит в пролив Босфор и далее в Средиземное море. В данном разделе, в соответствии с приведенной характеристикой условий рейса, решается задача определения целесообразности и необходимости вентиляции грузовых помещений судна на переходе морем. При перевозке гигроскопичных грузов во влагопроницаемой упаковке (кипы, мешки из ткани и т.д.) грузовое помещение рекомендуется вентилировать в следующих случаях:
- обнаружены признаки самонагревания груза, но его температура в очагах самонагревания не превышает более чем на 5 °С температуру воздуха в грузовом помещении; - температурные условия перехода таковы, что возможна конденсация влаги на внутренних поверхностях корпуса судна и попадание ее на груз; - влагосодержание груза находится вблизи верхнего допустимого уровня; - произошла подмочка поверхностных зон штабеля груза.
Вентилирование грузового помещения допускается только в тех случаях, когда это не приведет к увлажнению груза. Возможность вентилирования определяется с помощью i—d-диаграммы влажного воздуха (рис.3.3) (при соответствующем атмосферном давлении или с соответствующей поправкой) в следующей последовательности:
1) определяют параметры (tР, φР) воздуха, находящегося в равновесии с грузом (точка Р на рис.3.3). Температуру воздуха tР измеряют или принимают равной температуре груза, если она известна. Равновесная относительная влажность воздуха φР определяется либо расчетным путем, если известно точное влагосодержание груза и есть данные по его равновесному влагосодержанию, либо непосредственным измерением относительной влажности воздуха в глубине штабеля. В последнем случае грузовое помещение не должно вентилироваться перед замером по крайней мере 12 ч. 2) на i—d - диаграмме, на линии насыщения (φ = 100%), определяют две точки — А и В. Параметры точки A: dA = dp; φ = 100%, параметры точки В: tB=tР; φ = 100%. В результате изображения точек Р, А, к В на i—d - диаграмме, определяются четыре зоны, как изображено на рис.3.3 (зоны 1, 2 и 3 — заштрихованы);
3) определяют параметры (tН, φН) наружного воздуха и наносят соответствующую точку Н на i—d - диаграмму. Возможность и целесообразность вентилирования определяется в зависимости от того, в какой зоне расположена точка Н: зона 1 — вентилирование не допустимо, так как возможно выпадение конденсата на поверхности штабеля; зона 2 — допустимо только кратковременное вентилирование, при длительном возможно выпадение конденсата во внутриштабельном объеме воздуха и увлажнение груза; зона 3 — допустимо только кратковременное вентилирование, длительное — только с применением воздухоосушительной установки (ВОУ), так как возможен перенос влаги из воздуха в груз; зона 4 — вентилирование целесообразно.
Рис.3.3. Пример построения зон вентилирования на диаграмме.
На трассе перехода, в соответствии с заданными портами, выбираются конкретные пункты (острова, проливы, мысы, каналы), характерные с точки зрения гидрометеорологических условий. Зная время начала рейса, для намеченных пунктов выбираются температура, относительная влажность воздуха, температура забортной воды, и определяется точка росы (по номограмме влажности воздуха). Эти значения вносятся в таблицу 3.1.
Таблица 3.1. Параметры гидрометеообстановки рейса.
По приведенным в таблице 3.1 значениям, на отдельном листе, строится график перехода, где на горизонтальной оси указываются конкретные пункты рейса пропорционально расстоянию между ними и в соответствии с общей протяженностью трассы. Вертикальная ось - шкала температур. График изменения параметров температуры и точки росы на переходе судна морем необходим для выбора вентиляционного режима грузовых помещений судна на различных участках плавания. соотношения параметров наружного и трюмного воздуха, при которых необходимо вентилирование трюмов наружным воздухом tн.в < tтр.в > τн.в — обычно при движении судна с юга на север, где tн.в и tтр.в — температура наружного и трюмного воздуха, °С; τн.в — температура точки росы наружного воздуха, °С. Условия образования конденсата: tтр.в < τн.в — конденсация влаги на грузе; τтр.в > tн.в — конденсация влаги на внутренних металлических поверхностях набора корпуса судна.
Выводы о возможности и необходимости вентиляции: В зоне 1 (рис.3.4) вентиляцию можно не производить т. к. не выполняется ни одно из условий: tн.в < tтр.в > τн.в В зоне 2 можно осуществлять вентиляцию грузовых помещений наружным воздухом. В зоне 3 вентиляция необходима, т.к. в противном случае будет наблюдаться образование конденсата: tтр.в < τн.в — конденсация влаги на грузе; τтр.в > tн.в — конденсация влаги на внутренних металлических поверхностях набора корпуса судна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|