Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммерческие условия и порядок документирования




Перевозки грузов в рейсе.

Погрузка и выгрузка сопровождаются оформлением ряда документов, проходящих через судно и визируемых капитаном, грузовым помощником и судовыми тальманами. Для удобства ознакомления с большим числом этих документов они условно разделены на пять категорий в зависимости от выполняемых функций: общие документы грузового отчета; документы о количестве и принадлежности груза; документы, удостове­ряющие качественное состояние груза и отражающие дефекты перевозки; документы о времени обращения с грузом на судне; прочие документы.

Ниже дан перечень основных документов, прилагаемых к грузовому отчету для основных вариантов грузоперевозок и краткие пояснения по содержанию и оформлению грузовых документов.

Общие документы грузового отчета. Рассмотрим эти доку­менты.

1. Рейсовый отчет капитана.

2. Переписка капитана по общим вопросам перевозок, в том числе может быть рапорт о корректировке запланированного времени на данный рейс с приложением выписок из судовых журналов и других документов, которые могут служить осно­ванием для корректировки сроков рейса.

3. Копия рейсового плана-графика.

4. Исполнительный грузовой план, выполненный в графи­ческой форме с указанием массы и числа мест каждой партии груза, а при необходимости номера коносаментов; подписан капитаном, старшим и вторым помощниками капитана.

Документы о количестве и принадлежности груза. К ним относятся следующие документы.

1. Погрузочные ордера - первичные транспортные документы, содержащие все необходимые данные о грузе и служащие осно­ванием для его приемки на судно или выписки коносамента на этот груз; подписываются грузоотправителем и визируются начальником грузового отдела порта. В случаях передачи груза на судно на основании погрузочного ордера второй помощник ставит свою подпись на копиях погрузочного ордера, которые с этого момента называются штурманской распиской.

Выдача штурманской расписки отправителю груза возлагает на грузоперевозчика ответственность за сохранность груза. Поэтому второй помощник капитана должен проверить как самый факт поступления груза на судно, так и его состояние (целостность тары, количество мест, соответствие маркировки), прежде чем расписываться на погрузочном ордере.

2. Накладные - основные товаросопроводительные доку­менты при перевозке грузов в прямом смешанном железно-дорожно-водном сообщении, следуют с грузом от грузоотпра­вителя до конечного пункта назначения по всем видам транс­порта. В правовом отношении имеют то же значение, что и коносамент.

3. Коносамент - документ, выдаваемый судовладельцем или его агентом владельцу отправляемого морем груза в удосто­верение факта принятия его к перевозке. Коносамент является документом, содержащим условия и оговорки договора морской перевозки. В практике судоходства применяется большое коли­чество стандартных форм коносаментов. В каботажных пере­возках применяются коносаменты, содержащие те же данные, что и погрузочный ордер. Они подписываются обычно пароходством или его агентом - морским торговым портом и визируются капитаном.

4. Приемо-сдаточная ведомость является списком коноса­ментов, накладных или погрузочных ордеров, в который вносят сведения о грузах, взятые из указанных грузовых документов. Используется в каботажных перевозках в целях учета перево­зимых грузов и разрешения претензий. Подписывается грузо­отправителем или портом в качестве сдающей стороны и от судна - капитаном и вторым помощником.

5. Дорожная ведомость составляется при прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по оформленным наклад­ным. Она следует при грузе от отправителя груза до пункта назначения. Содержит основные сведения накладной и исполь­зуется при переадресовках и денежных расчетах, поскольку нак­ладная, заполненная в одном экземпляре, выдается получателю вместе с грузом.

6. Передаточная ведомость служит обобщенным документом при передаче грузов с одного вида транспорта на другой и определяет момент перехода ответственности за груз с судна на железнодорожный или любой другой вид транспорта. Содержит номера накладных, сведения из них, а также пункты отправления, назначения и перевалки.

7. Тальманские расписки или сменно - тальманские ведомости - бланки, заполняемые во время приема или сдачи груза счет­чиками (тальманами) судна или представителями службы по обслуживанию флота. Подписываются сдающей и принимающей сторонами.

8. Доверенности на получение груза с судна; доверенности представителей грузополучателя на закрытие (подписание) коно­саментов выдаются получателем груза на определенную партию груза, содержат образец подписи экспедитора, заверяются руко­водителем предприятия и главным бухгалтером, скрепляются печатью предприятия.

9. Люковые записки - опись грузов, размещенных в каждом грузовом помещении судна. Используются для облегчения поиска размещенных на судне грузов. Подписываются вторым помощником капитана.

10. Тальманская расписка (Tally Sheet; Tally Sheet for loading), подписанная счетчиками груза от судна и от порта (Checker), используется при оформлении документов на переданное ко­личество грузов, а также при рассмотрении претензий по грузу. При перевозке грузов иностранных фрахтователей она может служить основанием для подписания штурманских расписок, имеющих различную форму с подписями представителей стиви­дорной компании-бригадира (foreman) и чекера, а от судна - второго помощника или представителей владельца груза на судне (Super cargo) либо тальманской компании, выступающей от имени судна.

11. Списки на грузы, разрешенные таможней (Cargo Boat Note), подписанные представителями порта (например, в Японии, гру­зополучателем и старшим чекером), должны сверяться с дан­ными тальманских расписок. Если при сдаче груза с судна грузополучатель делает замечание по изменению качества груза, происшедшему не по вине судна, второй помощник капитана обязан сделать запись в графе замечаний в том, что судно не несет ответственности за указанные получателем дефекты.

12. Коносамент (Bill of Lading) при экспортных перевозках выпи­сывается на каждую партию грузов по данным поручениям и штурманской расписки по форме, обусловленной договором перевозки (Charter Party), или советской проформы. При пере­возках между иностранными портами применяют коносаменты, форма которых определяется договором между фрахтовщиком и фрахтователем, с сохранением основной функции товарорас­порядительного документа.

13. Манифест (Manifest of Cargo) - список коносаментов и основ­ных сведений о грузах (отправитель, получатель, маркировка, род упаковки, количество, масса, номера коносаментов, нарядов и фрахт), представляемый судовой администрацией таможенным органам, агентам и стивидорным компаниям в портах наз­начения. Число экземпляров грузовых манифестов определяется обычаями портов.

Их используют для учета перевезенных грузов и взыскания фрахта, контроля за количеством и сохранной перевозкой груза, для проверки дисбурсментских счетов.

14. Люковая записка (Cargo Hatch List; Loading Cargo List)-список грузов, размещенных в трюмах. Является дополнением к грузовому плану.

 

Документы, удостоверяющие качественное состояние груза. Количество этих документов наиболее многообразно.

1. Качественные удостоверения - спецификация на грузы, Качественные сертификаты, Сертификаты на пищевые грузы и другие документы, удостоверяющие качество данной партии груза. Выдаются официальными организациями и лаборато­риями.

2. Морской протест - заявление капитана о принятии эки­пажем всех мер по обеспечению сохранности груза в целях защиты интересов судовладельца, когда утрата или повреждение груза произошли в результате действий непреодолимой силы. Подписывается капитаном и членами экипажа, удостоверяется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право на совершение нотариальных действий. К морскому протесту прилагаются заверенные выписки из судового журнала.

3. Акты экспертизы на испорченные грузы; Акты Консуль­тации торгово-промышленной палаты (Бюро товарных экспертиз) и другие документы, удостоверяющие изменение (ухудшение) качества грузов. Например, на подмоченную муку, перезревшие фрукты, испорченные продукты питания и пр.Подписываются экспертами и скрепляются печатями бюро, инспекциями, лабораториями.

4. Коммерческий акт - документ, составляемый перевоз­чиком или его представителем в порту назначения в удостове­рение факта недостачи груза или его повреждения. В коммер­ческом акте указываются основные сведения о грузе (номера провозных документов, пункты отправления и назначения, маркировка, число мест, род упаковки, масса), результаты про­верки, подробное описание дефектов груза, а также номера актов экспертизы, если при передаче груза назначалась экспертиза. Коммерческий акт служит основанием для возложения мате­риальной ответственности на перевозчика за несохранность груза. Он подписывается представителями порта, грузополуча­теля и капитаном.

Сертификаты качества (Cartificate of Quality), спецификация на груз (Specification) и другие документы, удостоверяющие качество груза, используют при разборе претензий между администрацией судна или судовладельцем и грузополучателем. Следует обра­щать внимание до погрузки не только на правильность заполне­ния бланков и подписи представителей компетентных органов, уполномоченных.выдавать документы о качестве груза, но и на содержание актов о качестве, чтобы в процессе перевозки не допустить несохранности груза. Например, влажность некоторых грузов, в частности зерновых, близкая к предельно допустимой, может привести в процессе долговременной морской перевозки к ухудшению качества или порче груза.

Несохранность импортных грузов оформляют в портах Актами-извещениями в процессе выгрузки и приемки груза. В них, как и в актах общей формы, сообщают сведения о грузе, месте отправления, о номере коносамента и обна­руженные дефекты: недостачи, излишки, повреждения тары, контрольных лент, пломб, а также описание обстоятельств, вызвавших составление акта. Акт-извещение, составленный на каждую партию поврежденного груза, т.е. поконосаментно, является приложением к генеральному акту. Подписывают его представители порта и таможни, от судна - капитан.

Генеральный акт является документом, в котором указывают сведения о несохранности грузов по всем коносаментам, т.е. в нем помещены выдержки из всех Актов-извещений. Его под­писывают,как и Акт-извещение.

В практике перевозки грузов между иностранными портами применяют много проформ для удостоверения некачественной перевозки грузов.

В случае повреждения груза, происшедшего из-за неисправ­ности корпуса, механизмов или трубопроводов, составляют акты сюрвейерного (survegor) осмотра.

При вскрытии грузового места к акту общей формы при­лагается Упаковочный лист (Packing Slip), в котором сделаны пометки грузоотправителя о наличии содержимого.

Характер ущерба груза, подаваемого на борт судна, отра­жают в Списках повреждений (Damage List; Exception List и др.). Эти документы подписывают обычно старший чекер и старший или второй помощник капитана.

О недостаче или излишке мест в коносаментной партии груза, обнаруженных при выгрузке, агент судна или тальманская орга­низация (чекерская корпорация) должны сообщить перевозчику, направив ему извещение (Cargo Tracer; Outturn Report).

Как и в каботажных перевозках для защиты интересов пере­возчика при ущербе груза, происшедшем не по вине экипажа, капитан составляет Морской протест (Statement of Sea Protest; Captain's Protest; Ship's Protest; Sea Protest), подписанный капи­таном, членами экипажа, а в иностранном порту, кроме того, представителем агента. За границей его утверждает консул СССР или нотариус на основании заявления капитана, подтвержден­ного показаниями членов экипажа и выписками из судового журнала.

 

Документы о времени обращения с грузом на судне. К этим документам относятся следующие.

1. Извещения капитана (нотисы) о готовности судна к произ­водству грузовых операций.

2. Акт учета стояночного времени содержит подробные све­дения о производственных операциях и непроизводительных простоях за время стоянки судна в порту и служит основанием для расчетов между пароходством и портом. Подписывается капитаном, начальником участка и диспетчером порта, пред­ставителем грузоотправителя (грузополучателя).

Судо­владелец или капитан судна извещает фрахтователя или его агента о предполагаемом времени прибытия судна в порт (Notice of expected time of arrival - ETA), а также о его готовности к производству грузовых операций (Notice of Readiness). Нотисы подаются в сроки, оговоренные в чартере. Первый нотис отправ­ляют обычно при выходе судна из последнего порта выгрузки. Нотис о готовности судна к производству грузовых операций считается документом, определяющим начало стояночного вре­мени, если он подан в сроки, установленные договором морской перевозки.

3. Таймшит (Time Sheet)-акт учета стояночного времени - со­ставляют в каждом порту погрузки и выгрузки. Его подпи­сывают капитан и представитель фрахтователя.

В зарубежных портах применяют ежедневные докладные (Daily Report) о выполненных грузовых работах. Они имеют небольшие различия по форме и названию Daily Loading Report; List of Daily report for loading of m/s "N"; Daily working report или Daily report of works), отражая в основном время грузовых работ, количество погруженного или выгруженного груза, потерянное время из-за непогоды, отсутствие грузчиков, штивку груза или его крепление в течение суток, время работы бригад грузчиков в трюмах. Их подписывают старший или грузовой помощник и старший береговой тальман, могут быть подписи и суперкарго, супервайзера, чекера и формена.

Сведения, помещенные в докладных, являются исходными для начисления стивидорных расходов. Чтобы не возложить на судно неоправданные расходы, помощник капитана, подписы­вающий докладные, должен внимательно ознакомиться с содер­жанием этого документа и при необходимости внести в него свои поправки.

Прочие документы. Кроме перечисленных выше, к рейсовому отчету капитана могут быть приложены следующие документы.

Дисбурсментский счет (Disbursement Account) - документ, содержащий перечень расходов, понесенных судовым агентом по обслуживанию судна в порту. Бланк стандартного счета вклю­чает более трех десятков статей расходов: портовые расходы (несколько статей), расходы по грузовым операциям и расходы судна (также несколько статей), разные расходы (ремонтные, госпитальные, заказы бланков и пр.). Поскольку капитан не всегда может иметь достоверные сведения о всех тарифах по предъявленным расходам либо сомневается в правильности оправдательных документов и сумме расходов, он подтверждает эту сумму условно с оговоркой, что указанная сумма должна быть одобрена судовладельцем (Subject to Owner's Appoval). Дисбурсментский счет заверяют подписями составивший его агент судна (судовладельца) и капитан.

К этому счету прилагают все копии расписок капитана или его старшего помощника, сделанные ими при оформлении отдель­ных услуг, например за стивидорные услуги (Voucher), предостав­ление сепарационных, подстилочных и крепежных материалов и т.д.

Акт инспекции (Survey Report) с подписью сюрвейера на качество груза или его повреждение. К акту необходимо прило­жить копию письма о заказе (приглашении) сюрвейера и акт о времени его работы. Письмо-приглашение подписывается агентом и старшим помощником капитана, акт-сюрвейером и старшим или вторым помощником капитана.

Акт о несчастном случае (Accident Report), если он имел место в связи с выполнением грузовых операций.

Гарантийное письмо о возмещении ущерба грузоотправи­телем по общей аварии и другим расходам по отправляемым грузам (Letter of Indemnity - For issuing clean В/L). Его составляет агент грузоотправителя на основании штурманских расписок для выдачи чистого коносамента. Если же вторым помощником не сделаны правильно оговорки или замечания в штурманских расписках при приеме груза о замеченных дефектах, то в таких случаях перевозчик терпит убытки, так как после выдачи чистого коносамента ответственность отправителя за дефекты груза прекращается.

Список оговорок на несоответствие размеров или массы гру­зовых мест с приложением письма агента пароходства в адрес фрахтователя о защите интересов судовладельца на случай предъявления претензий по доставленному грузу в порт наз­начения.

Табель учета рабочего времени грузчиков, чекеров, брига­диров, лебедчиков и др. (Statement of Labour Service Supplied in Order) подписывают старший чекер или формен и капитан или старший помощник. Табель может иметь и другие названия: Stevedoring Working Summary; Statement of Facts; Labour Statement.

Акты по сталийному времени, которые составляют при воз­никновении споров по исчислению периода времени погрузочно-разгрузочных работ.

Выписки из судовых журналов являются важным источником, дающим возможность подтвердить какие-либо события, харак­теризующие условия плавания или действия экипажа по обес­печению сохранной перевозки грузов.

Копии писем и радиограмм к агентам, стивидорам, полу­чателям и т. п., связанные с обеспечением сохранности груза и расходами инвалюты на сверхурочные работы (овертайм), перегрузку, крепление груза, установку шифтинг-бордсов или стропингов и т.д.

Радиограммы агента капитану о доходах судна за перевозку грузов и расходах, связанных с обработкой судна в соответ­ствующем порту. Капитан, его старший и грузовой помощники должны приложить к рейсовому отчету также все другие доку­менты, которые могут быть приняты во внимание при опреде­лении результатов рейса.

 

Грузовая книга

Грузовая книга (Cargo Book) является судовым документом, в котором фиксируется каждая перевозка грузов, т.е. сооб­щаются сведения о принятых на судно грузах, их количестве, роде упаковки, виде маркировки, особых свойствах отдельных грузов и др. При возникновении претензий по перевозке грузовая книга может быть использована как одно из доказательств соответствующих действий экипажа по сохранной перевозке груза.

Ведение грузовой книги позволяет накапливать опыт пере­возки различных грузов, определять остойчивость, дифферент и мореходные качества при различных вариантах загрузки, а также выбирать на основании опыта предшествующих перевозок способы загрузки, обеспечивающие безопасность судна и сохранность груза.

В первой части книги содержатся подробные сведения о судне, его паспортные данные, а также все сведения, которые могут понадобиться при расчетах, связанных с перевозкой груза: раз­меры судна; высота надводного борта и осадка на разное время года и в зависимости от района плавания; масса груза на 1 см осадки; водоизмещение и регистровая вместимость; полные запасы воды, топлива и масла; характеристика и размеры всех грузовых помещений; допустимые нагрузки на палубы, пайол и люки; характеристика всех грузоподъемных средств; расчетные формулы и значения постоянных величин, коэффициентов и др.

Основная часть грузовой книги предназначена для записей по каждому конкретному рейсу с грузом.

Записи выполняют в следующей последовательности: номер рейса; нормы погрузки и выгрузки; дата и время начала и окончания рейса; продолжительность рейса на ходу и за счет стоянок; количество пройденных миль; исполнительный грузовой план; план размещения грузов на палубе; осадка судна на начало и конец погрузки; запасы топлива, воды и прочие запасы на начало и конец погрузки-разгрузки; расчеты остойчивости судна и подробное описание рейса.

В описание рейса входят: подготовка судна к приему груза; обычаи порта погрузки, связанные с условиями погрузки соот­ветствующих грузов; укладка, сепарация и закрепление грузов; наблюдение за грузом в пути следования и меры по сохранной перевозке его; выгрузка и оформление грузовых документов.

 

Общая схема документооборота перевозки грузов.

 

Документы оформляемые при погрузке груза.
1. Погрузочные ордера 2. Накладные 3. Коносамент 4. Приемо-сдаточная ведомость 5. Дорожная ведомость 6. Передаточная ведомость 7. Тальманские расписки или сменно - тальманские ведомости 8. Доверенности 9. Люковые записки 10. Списки на грузы, разрешенные таможней (Cargo Boat Note) 11. Коносамент (Bill of Lading) 12. Манифест (Manifest of Cargo)
Документы оформляемые при выгрузке.
1. Акты осмотра грузовых помещений 2. Качественные удостоверения - спецификация на грузы 3. Акты о креплении палубных грузов 4. Акты опломбирования судовых грузовых помещений 5. Акты о снятии пломб 6. Морской протест 7. Акты экспертизы 9. Акты общей формы 10. Коммерческий акт 11. Генеральный акт 12. Списки повреждений (Damage List; Exception List)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...