9.2. Повышение квалификации педагога
Завершив обучение в вузе, и получив диплом, дающий право преподавать психологию, молодой специалист обладает определёнными умениями в области педагогической деятельности. Дальнейший рост его профессионального мастерства зависит от его стремления совершенствоваться в избранной специальности. В то же время совершенствование его профессионального мастерства является его долгом. В учебном заведении молодой специалист включается в объединение преподавателей психологии. В вузе – это кафедры психологии, в средних специальных учебных заведениях и школах – предметно-цикловые комиссии (ПЦК). Основными направлениями повышения квалификации преподавателя психологии являются: 1. Повышение методического мастерства преподавателя. В этом направлении совершенствуется преподавательский опыт: преподаватель в совершенстве овладевает содержанием, методами, формами проведения занятий. 2. Повышение научно-теоретического потенциала преподавателя, т. к. имеющиеся у него знания в области педагогики, философии, политологии и т. д. устаревают. В то же время в науке постоянно происходят новые открытия, появляются новые или обновляются имеющиеся знания. Методическая работа на кафедре (И. А. Латкова) организуется для: · повышения идейно-теоретического, профессионального и методического уровня проведения занятий; · использования в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективных методов, рациональных приёмов и средств обучения; · интенсификации учебно-воспитательного процесса за счёт использования различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов; · совершенствования системы текущей проверки и оценки знаний, навыков и умений обучаемых;
· разработки учебно-методических материалов к различным видам занятий; · совершенствования аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; · обобщения и распространения передового опыта методической работы преподавателей кафедры. В зависимости от решаемых задач методическая работа преподавателя подразделяется на 2 составляющие: учебно-методическую и научно-методическую. Содержанием учебно-методической работы является: · изготовление дидактического материала по темам учебных дисциплин; · составление вопросов и билетов к зачётам и экзаменам; · разработка тематики курсовых, контрольных и дипломных работ; · разработка курсов лекций, планов семинарских и лабораторных занятий; · составление плана индивидуальной работы преподавателя. В содержание научно-методической работы включается: · написание новых и переработка существующих учебных пособий; · разработка и совершенствование учебных программ; · разработка и апробирование новых форм и методов обучения; · изучение и обобщение педагогического опыта. Каждый преподаватель вуза обязан вести научно-исследовательскую работу, отражаемую в тезисах, статьях, монографиях, кандидатских и докторских диссертациях. Основными формами повышения квалификации преподавателя психологии являются: 1. Самообразование, заключающееся в самостоятельном отборе и чтении новинок литературы. Это основной и наиболее эффективный способ самосовершенствования, т. к. он основан на активности и ответственности самого преподавателя. 2. Участие в работе методического семинара. Методический семинар создаётся при кафедре или предметно-цикловой комиссии и его занятия посвящаются проблемам обучения. На его заседаниях участники обсуждают содержание, принципы, формы и методы обучения, условия его эффективной организации и т. д. Например, темами таких занятий могут быть «Формирование познавательного интереса в процессе преподавания психологии» или «Инновационные технологии в обучении психологии».
3. Участие в работе методологического семинара. Этот семинар повышает научный уровень знаний преподавателей и посвящается анализу глобальных проблем психологии. Например, темами занятий могут быть «Проблема личности в психологии», «Психология интеллекта», «Актуальные проблемы современной психологии» и другие. 4. Стажировки, при которых преподаватель направляется в другой вуз и прикрепляется к кафедре психологии этого вуза, работает по ее плану, в результате происходит своеобразный обмен опытом. 5. Повышение квалификации в институтах повышения квалификации (ИПК), где преподаватель слушает лекции ведущих специалистов, выполняет выпускную работу, участвует в работе семинаров и т. д. 6. Взаимопосещение занятий, проведение и посещение открытых занятий, где происходит обмен опытом. 7. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. По мнению В. И. Постоева передовой педагогический опыт – это результат творческого поиска педагога, открывающий новые педагогические факты и создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и практике. 8. Обучение в аспирантуре и докторантуре, завершающееся написанием кандидатской и докторской диссертации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|