9.3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям и их анализ
Совершенствование профессионального мастерства и повышение результатов обучения во многом зависит от его творческой раскованности, от «прибавки» от себя, от собственной личности. Это становится возможным в том случае, если преподаватель систематически и тщательно готовится к занятиям. Подготовка преподавателя к занятиям включает 2 этапа: 1. Предварительный этап, который начинается задолго до проведения занятия и включает ознакомление с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой, подбор основной и дополнительной литературы. Завершается предварительный этап подготовки к занятиям написанием индивидуального или календарно-тематического плана. 2. Непосредственная подготовка преподавателя к занятиям заключается в определении темы и её содержания, в распределении содержания данной темы на лекционные, семинарские, лабораторные занятия и на самостоятельную работу студентов. Непосредственная подготовка к занятию заключается и в анализе основной и дополнительной литературы по данной теме, в определении целей занятия и в соответствие с ними подбираются методы, формы, наглядные средства. Завершается подготовка составлением конспекта и его освоением (выучиванием), т. к. проведение занятия предполагает свободное владение материалом. Конспект занятия имеет следующие компоненты: тема, образовательная, воспитательная и развивающая цели, план, список литературы, указание наглядных пособий или оборудования, ход занятия, в котором раскрывается содержание темы, и обобщения, завершающие смысловые части занятия. Большой вклад в совершенствование профессионального мастерства преподавателя вносит его способность к анализу и самоанализу занятий. Анализ занятий позволит вычленить в них рациональное и недочеты, совершенствовать позитивное и устранять недостатки.
В современной дидактике есть много видов анализа: 1. Общий, при котором анализу подвергаются все компоненты занятия: цель, методы, содержание и т. д. 2. Тематический, при котором анализируется какой-либо аспект процесса обучения. Например, развитие профессиональных умений, или формирование познавательного интереса, или реализация принципа развивающего обучения и т. д. 3. Системный анализ, при котором занятие рассматривается как система, а системообразующим элементом является цель. При этом анализе рассматривается насколько методы, приёмы, содержание соответствуют поставленной цели. 4. Поэтапный анализ, при котором анализируются все этапы занятия, логичность его построения, время на каждый этап и т. д. 5. Педагогический анализ, раскрывающий воспитательное влияние занятия. 6. Психологический анализ, дающий представление о развивающем влиянии занятия. При подготовке к посещению занятия коллег преподавателю рекомендуется: 1. Изучение классного журнала, дающее представление об учащихся, их успеваемости. Это поможет увидеть индивидуальную работу с каждым. 2. Предварительное знакомство с рабочим планом преподавателя. Это поможет увидеть замысел и его последующую реализацию. 3. Изучить программу и тему занятия. Это изучение введёт в содержание занятия, даст представление о полноте его выполнения. 4. Наметить программу наблюдения. Программа наблюдения зависит от избранного вида анализа. При общем анализе она может быть такой: 1. Как быстро в организационном моменте учащиеся включились в учебную деятельность. 2. При наблюдении за опросом обратить внимание на методы его проведения, затраты времени, активность учащихся, исправление ошибок, насколько объективно и аргументировано выставлены оценки.
3. При наблюдении за изучением нового материала необходимо обратить внимание на то, как были поставлены задачи и мотивировано изучение новой темы, возбуждается ли познавательный интерес, как реализовывались дидактические принципы, поддерживалось внимание, активизировалось мышление, как проверялась степень понимания учащимися нового материала. 4. При наблюдении за этапом сообщения домашнего задания необходимо обратить внимание не следующее: оптимален ли его объём, дана ли инструкция о его выполнении, предупреждены ли обучаемые о возможных затруднениях, даны ли рекомендации о его оформлении, указаны ли сроки выполнения. В предложенной схеме обращается внимание не на факт присутствия того или иного метода, действия или средства, а на то, насколько они оптимальны на этом занятии. Не все занятия необходимо анализировать с учётом всех перечисленных выше рекомендаций, т. к. их виды, цели разные, разный контингент обучаемых. После посещения занятия наступает момент его анализа и оценки. В центре анализа любого занятия должно быть содержание. При анализе содержания необходимо отметить его соответствие учебной программе, т. е. необходимо установить полноту отражения темы, обратить внимание на межпредметные и внутрипредметные связи, на практическую направленность, на соответствие содержания современному состоянию науки, на научность и доступность учебного материала, на его воспитательное и развивающее воздействие. При анализе занятия обращается внимание на психологическую атмосферу, гигиенические условия, речь и внешний вид преподавателя, т. к. очень много слагаемых хорошо проведённого урока, лекции или семинарского занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|