Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.2.Оценка результатов учебной деятельности




В практике сложились следующие способы проверки учебной деятельности преподавателей.

1. Выборочное посещение занятий. М. Л. Портнов рекомендует директору или завучу без предупреждения, по своему личному плану посещать отдельные уроки учителей. Такая проверка дает возможность установить активность класса, качество ответов учащихся, организацию урока в обычной обстановке.

2. Тематическое посещение занятий. Заведующий кафедрой, директор или завуч с целью изучения системы работы учителя и учащихся посещает цикл занятий по одной теме или подтеме (3-5 занятий). Такая проверка дает возможность определить сильные и слабые стороны занятий, применяются ли разнообразные методы, т. е. систему работы учителя и учащихся по усвоению знаний.

Тематическое посещение уроков необходимо при знакомстве с новым учителем или если выборочное посещение не позволяет точно установить причины плохой успеваемости учащихся; когда необходимо изучить передовой опыт.

3. Параллельное посещение уроков. Руководитель школы, института посещает занятия двух учителей в параллельных группах или одного учителя в двух параллелях, если существует такая возможность. При сравнении удается раскрыть результаты работы двух классов, увидеть преимущества работы учителя в классе с более высокой успеваемостью.

4. Комплексное изучение отдельных групп. Руководитель присутствует весь учебный день в одном классе (пять – шесть уроков подряд). Он проверяет работу, систему требований, работоспособность и активность учащихся в разных условиях, качество знаний у разных учащихся.

Такое посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как выполняются единые требования и т. д.

5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста. Руководитель учебного заведения не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-то сомнений, а так же в целях более углубленного изучения работы учителя директор и заместитель директора просят специалиста посетить занятие коллеги. Такое посещение возможно как в составе бригады (при фронтальной проверке) так и специально совместно с руководителем школы.

6. Проведение бесед с преподавателями о ходе обучения.

Ежедневную систематическую проверку знаний, умений и навыков обучаемых осуществляет преподаватель. Основными видами контроля являются текущий, периодический и итоговый. Для всех видов контроля характерны устные, письменные и практические методы.

К видам устной проверки относятся фронтальный, индивидуальный и комбинированный или уплотненный опрос.

Устная фронтальная проверка имеет много положительного, т. к. в нее включается весь класс, вся группа студентов. Основным орудием преподавателя при устной проверке являются вопросы, поскольку именно они дают направление мышлению. Задания типа «Расскажи», «Назови», «Перечисли» ориентируют обучаемых на простую репродукцию, воспроизведение заученного материала. Постановка вопросов должна предусматривать:

1. Определение взаимосвязи между явлениями, процессами, фактами.

2. Сравнение явлений и процессов.

3. Определение характерных черт и признаков психических явлений.

4. Классификацию психических явлений.

5. Подведение конкретного под общее и наоборот.

6. Установление значения явлений в жизни человека.

7. Выводы и обобщения.

Индивидуальный опрос имеет целью основательное знакомство преподавателя со знаниями, умениями и навыками учащегося. При индивидуальном опросе обращается внимание на обстоятельность и осознанность ответа учащихся, логичность их суждений, доказательность выдвигаемых положений, умение практически применять усвоенные знания. При индивидуальном опросе преподавателю необходимо позаботиться о занятости группы во время контроля знаний отдельного учащегося.

Особенностью комбинированного опроса является то, что одновременно вызывается несколько человек, которые отвечают по очереди, добавляют и исправляют ответы учащихся.

Письменная контрольная работа отличается высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всей группы и каждого учащегося в отдельности.

Методы практического контроля решают задачи проверки умений и навыков учащихся и применения усвоенных ими знаний. К таким методам относятся проведение опытов, исследование психики детей, составление рекомендаций и т. д.

По времени проведения контроля в дидактике выделяются тематический, текущий и итоговый контроль. В последнее время все больше в практике обучения используются тематический контроль.

Результаты контроля отражаются в оценке. Оценить – это установить степень, уровень, соответствие каких-либо явлений. Оценить качество обучения, оценить знания, умения и навыки – это значит установить их соответствие учебным программам. Оценка тесно связана с контролем и является его следствием, поэтому требования, предъявляемые к контролю, в полной мере относятся и к оценке: систематичность, объективность, индивидуальный подход и др.

Одним из важных требований, предъявляемых к оценке, является ее объективность. Исключение составляет авансированная оценка. Она выставляется в том случае, если студент приложил достаточно усилий, но еще не добился хороших результатов. Авансированная оценка выставляется в том случае, если учебная дисциплина продолжается и у студента имеется возможность реабилитироваться.

Преподаватель, несмотря на стремление быть объективным при оценке ответов, может допустить следующие ошибки:

1. Ореол искажения оценки, который зависит от отношения к обучаемому:

- проявление снисходительности приводит к завышению оценки;

- строгость ведет к снижению оценки;

- при высоких знаниях оценка занижается, а при низких – завышается.

2. Успех на экзаменах зависит не только от знаний, но и от приспособления студента к экзаменационной ситуации:

- оценки завышаются тем, кто устойчив к экзаменационному стрессу, умеет вступать в контакт с преподавателем, у кого развита речь;

- оценки занижаются тем, кто не умеет приспособиться к экзаменационной ситуации, и обладает повышенным чувством ответственности.

3. Чем выше подготовленность учебной группы, тем больше тенденция снижать оценки обучаемым и наоборот.

Для выставления объективной оценки преподавателю следует руководствоваться основными и дополнительными критериями. В качестве основных критериев выступают (И. В. Горлинский):

- правильность ответа на вопросы (верное и достаточно глубокое изложение законов, закономерностей, принципов, фактов и понятий);

- полнота ответа (исходные методологические положения, основные теоретические материалы, описанные в различных источниках, связь теории с практикой, конкретные примеры);

- логика изложения материала в процессе ответа (не только оцениваются сами знания, но и умения их излагать, логика рассуждений);

- творческое применение знаний в сложных практических ситуациях.

К дополнительным критериям, которые могут повысить или понизить оценку, относятся:

- культура речи (грамотная или нет);

- убежденность или безразличие;

- прочность знаний или их поверхностность;

- трудолюбие, проявленное при изучении курса и на экзамене.

При выставлении оценок по психологии, возможно, руководствоваться следующим:

- оценки «отлично» заслуживает студент обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется обучаемым, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучаемым, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам обнаружившим знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы, справившимся с заданиями, предусмотренными программой, знакомым с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется обучаемым, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в материале, определенном программой. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучаемым, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании учебного заведения.

Основными формами контроля за результатами обучения в высших учебных заведениях являются зачеты и экзамены.

Экзамены и зачеты – это специфические формы обучения с ярко выраженной контрольно-проверочной функцией. Они являются заключительным этапом в изучении дисциплины в полном объеме или ее части и имеют цель – проверить теоретические знания студентов, их умения и навыки применить полученные знания при решении практических задач, а также самостоятельно работать с учебной и научной литературой. Экзамены и зачеты проводятся в строгом соответствии с учебными планами и в объеме программы.

При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов учитывается их участие в учебной работе на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнение ими контрольных и курсовых работ.

При подготовке к зачетам и экзаменам и при их проведении реализуется обучающая, воспитательная и развивающая функции.

Обучающую функцию экзаменов и зачетов следует рассматривать, с одной стороны, применительно к студентам, а с другой – к преподавателям.

Для студентов она характеризуется тем, что во время подготовки к зачетам и экзаменам они не только повторяют учебный материал, но и получают новый объем знаний, приводя все разрозненные знания в систему. Именно в обобщении и систематизации знаний и состоит главная познавательная функция экзамена.

Для преподавателей значение познавательной функции состоит в том, что они, обдумывая вопросы для зачетов и экзаменов, еще раз осмысливают содержание программы ее сложность, возможности студентов в раскрытии вопросов.

Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - Вопросы к зачету должны быть максимально дробными, чтобы студенты не упустили ни одного элемента знаний.

В процессе прохождения зачета преподаватель уточняет знания студентов, обучает их. Виды зачета:

1) традиционный вид

- индивидуальная вопрос-ответная форма;

- по билетам или вопросам (полное выслушивание вопросов);

- опрос-интервью (по тезаурусу или по вопросам, предполагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди;

2) мозговой штурм - групповая форма. Группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. Каждой подгруппе дается карточка из 5-7 вопросов (вопросы проблемного характера). Предлагается обсудить вопросы с использованием любых источников (лекции, учебники, монографии... ). Завершается зачет беседой группы с преподавателем, где преподаватель уточняет правильность ответов и качество усвоения каждым. Если студент показывает низкий уровень знаний, то он отправляется для работы в следующую пятерку;

3) игра - групповая форма. Например, защита концепции. Группа разбивается на 2-3 подгруппы по количеству обсуждаемых концепций. Каждая подгруппа получает план и заранее готовится к игре (распределяет обязанности и пр. ). В процессе игры выступают представители каждой группы, которые оцениваются группой экспертов (из числа студентов). Завершается игра подведением итогов, оцениванием и определением победителей.

Билеты к экзаменам полагается составить не позднее, чем за месяц до итоговых испытаний. При этом дидактически оправдано включать в билет 2-3 вопроса. Их комплектование должно быть таким, чтобы один вопрос был взят из одной темы, а второй - из другой. Это позволит проверить усвоение обучаемыми всей программы. Вопросы следует формулировать кратко, не отступая от программы, которой обучаемым разрешается пользоваться на экзамене. При этом важно, чтобы их формулировка была такой, как их давали в лекциях, на семинарах, других занятиях. Вопросы должны отражать требования квалификационной характеристики специалиста – выпускника учебного заведения, а на государственных экзаменах полностью совпадать с ними.

При составлении билетов важно подбирать вопросы равновеликие по объему, и с таким расчетом, чтобы ответ по билетам на курсовом экзамене не превышал 30, а на государственном – 45 минут (И. В. Горлинский).

Можно утверждать, что методически правильно проводит экзамен тот преподаватель, который:

а) выслушивает ответы на все вопросы, не перебивая отвечающего;

б) при правильном ответе соответствующем отличной оценки, не задает студентам дополнительных вопросов;

в) при ответе, близком по содержанию к отличной, хорошей или удовлетворительной оценке задает ряд уточняющих вопросов в пределах билета;

г) при слабом ответе, близком к удовлетворительной оценке, задает вопросы в пределах программы.

На экзаменах и зачетах в значительной мере проявляется воспитательная функция контроля; она заключается в том, что стимулирует к дальнейшему овладению специальностью, к самокритичной оценке своих действий, ответственности за свою профессиональную подготовку.

Основной закон любого экзамена – его объективность и доброжелательность.

Способов проведения экзаменов много:

1. Письменный экзамен, при котором студенты письменно раскрывают вопросы билета.

2. Традиционный (устный) предусматривает устное изложение вопросов билета.

3. Собеседование, при котором преподаватель и студент обсуждают ту или иную тему.

4. Практический экзамен, на котором студенты демонстрируют умения диагностировать, составлять развивающие и коррекционные программы, анализировать психические явления.

5. Коллективный, при котором студент демонстрирует свои знания преподавателю и одногруппникам, при этом каждый из них может дополнить, исправить, уточнить ответ.

Одним из популярных в настоящее время методов контроля качества знаний стал тестовый контроль.

В учебном процессе под тестами понимают стандартизированное задание, по результатам решения или ответов которого выносится суждение о степени усвоения материала и обучаемому присуждается индивидуальный балл.

Это тесты успешности или тесты учебных достижений. Тестовая методика как средство анализа и оценки усвоения имеет перед другими способами проверки знаний преимущество, т. к. она позволяет получать более определенное и объективное представление о качестве знаний (Ю. М. Орлов, В. И. Каган). Под знаниями следует понимать их единство с навыками и умениями. Правильно составленные тесты выполняют не только контрольную, но и обучающую функции. Задания должны быть рассчитаны на глубокое знание литературы, стимулировать процесс поиска решения не путем напряжения памяти, а в процессе живого размышления.

Опасения, что такие технологии выхолащивают подготовку, подрывая творческий потенциал профессии, едва ли обоснованы, пишет известный составитель таких тестов В. И. Каган. Провести экзамены в добром старом духе собеседования, раскрывающего особенности научных школ, творческих подходов и индивидуальности экзаменующегося, тестирование никак не мешает. Сначала базис -  потом надстройка, сначала правила дорожного движения - потом вождение. Существуют определенные требования к тестам:

1) Тест должен быть адекватным - валидным, т. е. задания должны соответствовать изучаемому материалу по содержанию, объему и уровням усвоения.

2) Надежность теста понимается, как способность изменять именно степень усвоенности материала. Это можно проверить повторным тестированием.

3) Понятность теста означает, что обучаемый должен понимать какие задания и в каком объеме он должен выполнить.

4) Простота теста состоит в том, что задания формулируются как можно короче и четче.

5) Однозначность теста означает, что при оценке качества его выполнения разными экспертами не должно быть противоречий.

6) Полнота теста предполагает охват в одном тесте всех элементов измеряемого знания (понятий, функций, свойств... ).

В структуру любого теста должны входить следующие элементы: указания, какие знания тест должен выявить (что имел в виду составитель); описание условий задания; инструкция испытуемому: как он должен представить результат (выбрать из нескольких, отметить решение, самому сконструировать... ); эталон решения.

Тесты необходимо подвергнуть экспериментально-статистической проверке.

Выделяют несколько уровней тестов:

1 уровень - тесты требуют узнавания, припоминания, без преобразований.

2 уровень - тесты требуют использования усвоенной информации в типовых ситуациях, при решении типовых задач.

3 уровень - тесты требуют переноса знаний в нетипичную ситуацию.

4 уровень - тесты требуют умения самостоятельно находить решения, создавая новые для испытуемого правила и алгоритмы решения.

Тестовый контроль имеет и недостатки:

· тест не дает возможность проверить умения учащихся последовательно излагать учебный материал;

· нельзя проверить речевые умения;

· тест дает лишь конечный результат и не ясно, каким способом он получен;

· не любые умения, навыки и учебный материал, можно проверить тестами (сущность теоретических концепций, целостное представление о диагностических методах... );

· в целом при тестовом контроле знания носят «точечный» характер;

· тестовый контроль предполагает и особый метод обучения. Наиболее подходящим для этой цели является бихевиористский (где тестовый контроль осуществляется после каждой темы, а знания отрабатываются по типу стимул-реакция).

Таким образом, контроль и коррекция являются важным компонентом процесса обучения. На его основе реализуется диагностические, коррекционные, стимулирующие, образовательные, воспитательные и развивающие функции учебно-познавательной деятельности студентов и преподавателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...