Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.7. Практика по психологии




 

Профессиональная подготовка специалиста немыслима без овладения общепрофессиональными практическими навыками. Освоение общепрофессиональных навыков происходит в период учебных практик, которые представляют собой выполнение комплексных учебных задач, предусматриваемых отдельной программой.

Производственные практики представляют собой самостоятельное выполнение студентом в условиях предприятия определенных программ учебных и производственных задач.

Основными документами в организации практической подготовки студентов являются положения «Об организации и проведении практик в высших учебных заведениях» (принято Министерством образования от 23 марта 2003 г. ), а также ряд документов по прохождению практик, утверждаемых Учеными советами и научно-методическими советами вузов.

Основными видами практик студентов являются: учебная, производственная и преддипломная. Все они имеют свою специфику. Учебная практика обычно связана с ознакомлением с будущей профессиональной деятельностью и получением первичных профессиональных умений. Производственная практика, та в ходе, которой студенты осуществляют практическую психологическую помощь или психологическое сопровождение. Преддипломная практика проводится после сдачи студентами государственных экзаменов.

При организации практики необходимо пользоваться следующими приемами:

1. Объяснение цели, порядка работы.

2. Объяснение формы контроля.

3. Определение сроков выполнения.

4. Промежуточный контроль.

5. Анализ результатов практической работы.

Выход студентов на практику и ее завершение проходит организованно. На установочных и итоговых собраниях анализируется теоретическая и методическая подготовка студентов к практике и будущей работе, выносятся предложения по ее улучшению.

На заседаниях советов факультетов, на выпускающих кафедрах систематически рассматриваются вопросы организации и проведения практик, их методического обеспечения, заслушиваются руководители практик, утверждаются отчеты.

На факультетах разрабатываются формы отчетной документации, которые включают отчет студента о практике, дневник студента-практиканта, результаты выполнения индивидуальных заданий, которые выдаются студенту на практику, характеристику студента с места прохождения практики.

Основными направлениями деятельности факультетов по совершенствованию системы практической подготовки студентов З. В. Крецан считает:

- целесообразное распределение видов практической подготовки по времени обучения и по объемам;

-  совершенствование системы методического обеспечения, нацеливающей преподавателей на разработку конкретных рабочих планов проведения того или иного вида практической подготовки;

- углубление связи практической подготовки с будущей деятетельностью психолога;

- усиление практической подготовки по развитию организаторских умений и навыков, приобретение конкретного опыта работы с людьми.

Одной из задач практической подготовки студентов психологических факультетов является знакомство с различными типами современных социальных, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, промышленных предприятий и др.

При выборе базы практики необходимо ориентироваться на нее не только как на место проведения практики студентов, но как на место осуществления ими научно-исследовательской и творческой деятельности, для создания и апробации новых программ, разрабатываемых преподавателями вуза.

Основанием для выбора учреждения базой практики студентов является:

· наличие сложившейся системы производственной деятельности данного учреждения, собственной концепции развития;

· использование современных технологий в процессе работы;

· материально-техническая оснащенность учреждения современными средствами;

· возможность использования базы практики для проведения научно-исследовательской работы студентами;

· возможность изучения опыта;

· комфортный психолого-педагогический климат в данном учpeждении;

· эмоциональная насыщенность процесса;

· возможность последующего трудоустройства;

· возможность учреждения принять студентов на практику группами не менее 5-7 человек.

Все это создает условия для личностного развития и профессионального становления студентов в период практической подготовки, оказания реальной помощи учреждению.

Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего психолога очень велика (З. В. Крецан). Она включает в себя различные аспекты:

- социальный, способствующий становлению социальной зрелости студента факультета;

- личностный, формирующий личностные качества педагога-психолога (уважение к личности, умение слушать и слышать и т. д. );

- психологический, требующий от студентов высокого уровня общей психологической культуры, осознания сущности психических процессов;

- профессиональный, способствующий развитию профессиональных учений и навыков психолога.

К руководству практикой привлекаются доценты, опытные преподаватели кафедр психологии. Уровень знаний и профессиональной подготовки студентов оценивают руководители внешних баз практики в отчетах и в выступлении на итоговых конференциях. Успешность прохождения практик студентами подтверждаются оценками за практику.

Руководители практикой отмечают важность присутствия в заданиях на практику исследовательского компонента, готовность студентов к самостоятельной научной, творческой работе.

Организация практики теснейшим образом связана с последующим распределением молодых специалистов.

Таким образом, уровень организации и проведения учебных и производственных практик способствует успешной реализации Государственного образовательного стандарта высшей школы.

Таким образом, формы обучения отличаются многочисленностью, методическим своеобразием, целями и задачами обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...