7.7. Практика по психологии
Профессиональная подготовка специалиста немыслима без овладения общепрофессиональными практическими навыками. Освоение общепрофессиональных навыков происходит в период учебных практик, которые представляют собой выполнение комплексных учебных задач, предусматриваемых отдельной программой. Производственные практики представляют собой самостоятельное выполнение студентом в условиях предприятия определенных программ учебных и производственных задач. Основными документами в организации практической подготовки студентов являются положения «Об организации и проведении практик в высших учебных заведениях» (принято Министерством образования от 23 марта 2003 г. ), а также ряд документов по прохождению практик, утверждаемых Учеными советами и научно-методическими советами вузов. Основными видами практик студентов являются: учебная, производственная и преддипломная. Все они имеют свою специфику. Учебная практика обычно связана с ознакомлением с будущей профессиональной деятельностью и получением первичных профессиональных умений. Производственная практика, та в ходе, которой студенты осуществляют практическую психологическую помощь или психологическое сопровождение. Преддипломная практика проводится после сдачи студентами государственных экзаменов. При организации практики необходимо пользоваться следующими приемами: 1. Объяснение цели, порядка работы. 2. Объяснение формы контроля. 3. Определение сроков выполнения. 4. Промежуточный контроль. 5. Анализ результатов практической работы. Выход студентов на практику и ее завершение проходит организованно. На установочных и итоговых собраниях анализируется теоретическая и методическая подготовка студентов к практике и будущей работе, выносятся предложения по ее улучшению.
На заседаниях советов факультетов, на выпускающих кафедрах систематически рассматриваются вопросы организации и проведения практик, их методического обеспечения, заслушиваются руководители практик, утверждаются отчеты. На факультетах разрабатываются формы отчетной документации, которые включают отчет студента о практике, дневник студента-практиканта, результаты выполнения индивидуальных заданий, которые выдаются студенту на практику, характеристику студента с места прохождения практики. Основными направлениями деятельности факультетов по совершенствованию системы практической подготовки студентов З. В. Крецан считает: - целесообразное распределение видов практической подготовки по времени обучения и по объемам; - совершенствование системы методического обеспечения, нацеливающей преподавателей на разработку конкретных рабочих планов проведения того или иного вида практической подготовки; - углубление связи практической подготовки с будущей деятетельностью психолога; - усиление практической подготовки по развитию организаторских умений и навыков, приобретение конкретного опыта работы с людьми. Одной из задач практической подготовки студентов психологических факультетов является знакомство с различными типами современных социальных, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, промышленных предприятий и др. При выборе базы практики необходимо ориентироваться на нее не только как на место проведения практики студентов, но как на место осуществления ими научно-исследовательской и творческой деятельности, для создания и апробации новых программ, разрабатываемых преподавателями вуза. Основанием для выбора учреждения базой практики студентов является:
· наличие сложившейся системы производственной деятельности данного учреждения, собственной концепции развития; · использование современных технологий в процессе работы; · материально-техническая оснащенность учреждения современными средствами; · возможность использования базы практики для проведения научно-исследовательской работы студентами; · возможность изучения опыта; · комфортный психолого-педагогический климат в данном учpeждении; · эмоциональная насыщенность процесса; · возможность последующего трудоустройства; · возможность учреждения принять студентов на практику группами не менее 5-7 человек. Все это создает условия для личностного развития и профессионального становления студентов в период практической подготовки, оказания реальной помощи учреждению. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего психолога очень велика (З. В. Крецан). Она включает в себя различные аспекты: - социальный, способствующий становлению социальной зрелости студента факультета; - личностный, формирующий личностные качества педагога-психолога (уважение к личности, умение слушать и слышать и т. д. ); - психологический, требующий от студентов высокого уровня общей психологической культуры, осознания сущности психических процессов; - профессиональный, способствующий развитию профессиональных учений и навыков психолога. К руководству практикой привлекаются доценты, опытные преподаватели кафедр психологии. Уровень знаний и профессиональной подготовки студентов оценивают руководители внешних баз практики в отчетах и в выступлении на итоговых конференциях. Успешность прохождения практик студентами подтверждаются оценками за практику. Руководители практикой отмечают важность присутствия в заданиях на практику исследовательского компонента, готовность студентов к самостоятельной научной, творческой работе. Организация практики теснейшим образом связана с последующим распределением молодых специалистов. Таким образом, уровень организации и проведения учебных и производственных практик способствует успешной реализации Государственного образовательного стандарта высшей школы. Таким образом, формы обучения отличаются многочисленностью, методическим своеобразием, целями и задачами обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|