Фракционный состав горючих
Современные топлива для гражданской авиации должны обладать рядом важных эксплуатационных и технических качеств, связанных с надежностью, экономичностью и долговечностью авиационной техники. Одними из важнейших эксплуатационных характеристик горючего являются его испаряемость и фракционный состав. Термин «испаряемость» часто используется специалистами как наиболее удобный для обозначения способности жидкости переходить в парообразное состояние. Испаряемость влияет на процессы смесеобразования, горения, образования паровых пробок в топливопроводах. О ней судят, главным образом, по двум показателям: давлению насыщенных паров и фракционному составу топлива. Фракционный состав топлива характеризуется числом фракций определенного количества этого топлива. Фракцией называется часть (группа) углеводородов, выкипающая в определенном интервале температур. Основным горючим топлива для авиационных двигателей самолетов гражданской авиации являются керосины различных марок. Керосин Т−1 является продуктом прямой перегонки малосернистой нефти, температурный интервал выкипания которого лежит в пределах 150−280оС. Керосин ТС−1 − продукт прямой перегонки сернистой нефти, интервал его выкипания − 150−250оС. Керосины Т−1 и ТС−1 наиболее распространены в гражданской авиации. Их недостаток – малая стабильность при повышенных температурах. Керосин Т−7 обладает термостабильностью. Он является продуктом прямой перегонки сернистой нефти, подвергнутым далее гидроочистке; интервал его выкипания:150−250оС. Керосин Т−7 применяется как в чистом виде, так и с противоизносными присадками. Понятие «температура кипения» для жидкостей часто заменяют специальным понятием – «кривая выкипания» или «кривая разгонки».
«Кривой разгонки» называют кривую зависимости между температурой паров и объемным процентом выкипевшей жидкости. Кривая разгонки характеризует фракционный состав горючего и позволяет сделать заключение о его испаряемости. На кривой разгонки имеется ряд характерных точек, позволяющих судить об эксплуатационных свойствах данного горючего. Так, для авиационного бензина точка выкипания 10 % горючего определяет его «пусковые свойства» − она должна быть выше 85−88оС. Чем ниже температура, при которой выкипает 19% топлива, тем легче осуществляется запуск двигателя. Однако слишком низкая температура выкипания создает опасность закупорки теплопровода газовыми пробками и может привести к прекращению подачи горючего и остановке двигателя. Общая испаряемость горючего характеризуется температурой выкипания 90% горючего по объему. Для авиационного бензина эта температура должна быть не выше 145оС, для керосина – не выше 250оС, а температура начала перегонки керосина – не выше 150оС. Повышение температуры кипения приводит к увеличению парообразования. В таблице приводятся максимальные температуры разгонки различных керосинов.
Контрольные вопросы 1. Перечислите продукты нефтеперерабатывающей промышленности, имеющие применение в авиации. 2. Назовите требования, предъявляемые к маслам, смазкам и горючим.
3. По каким характеристикам определяется качество масел, смазок, горючих? 4. Чем обусловлена кислотность масел, смазок, топлива? 5. Как нормируется кислотность по ГОСТу? 6. На чем основано определение кислотности топлив и масел? 7. Что такое титр? Рассчитайте титр 1 н раствора КОН. 8. Что представляет собой современное топливо? Какими качествами оно должно обладать? 9. Назовите наиболее важные эксплуатационные характеристики горючего. 10. Что такое испаряемость горючего? На какие процессы работы двигателя она влияет? 11. Чем характеризуется фракционный состав горючего? 12. Что называется фракцией? 13. Что представляет собой кривая разгонки горючего? 14. Какие важные выводы можно сделать об эксплуатационных качествах данного горючего на основании кривой разгонки?
Работа № 34. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОТНОСТИ МАСЕЛ И ТОПЛИВ ТЕРМОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Цель работы − ознакомление с нефтепродуктами, применяемыми в технике в качестве компонентов топлив для авиационных двигателей и масел различного назначения, а также с методикой определения одного из важнейших качественных показателей нефтепродуктов − их кислотного числа. Оборудование и реактивы 1. Коническая колбочка объемом 250 мл. 2. Пробирка со стеклянной трубкой (обратный холодильник) длиной 700 мм и диаметром 10 мм. 3. Бюретка. 4. Технические весы. 5. Водяная баня. 6. Стеклянная палочка. 7. Спиртовой 0,1 н раствор KОН. 8. Масло. Порядок выполнения работы 1. Взвесить на технических весах в граммах с точностью до второго знака после запятой пустую коническую колбочку емкостью 250 мл, соблюдая правила взвешивания. 2. Стеклянной палочкой внести в колбу 2 г испытуемого масла и вновь взвесить. 3. Рассчитать массу смазочного масла, взятого для исследования, вычитая из массы колбы со смазочным маслом массу пустой колбы. 4. Прилить в колбу с навеской масла 50 мл этилового спирта (взять у лаборанта). Закрыть колбу пробкой со стеклянной трубкой, которая служит для охлаждения и конденсации паров (при этом конденсат возвращается в тот сосуд, в котором проводят нагревание). 5. Полученную смесь после многократного встряхивания поставить кипятить на водяную баню. Смесь должна кипеть не менее 5 мин. (до полного или почти полного растворения смазочного масла).
6. Охладить колбу, встряхивая ее, под струей холодной воды. 7. В охлажденную до 50°С колбу со смесью внести четыре капли раствора фенолфталеина и приливать по каплям (титровать) из бюретки 0,1 нспиртовой раствор KОНдо появления светло-розового окрашивания раствора. Титрование проводить, энергично перемешивая содержимое колбы. 8. Записать в таблицу данные титрования (количество мл KОН, пошедшего на титрование). 9. Рассчитать кислотное число Кмасла в мг КОНна 1г масла по формуле ,
где G − навеска смазочного масла, г; Vщ, − объем 0,1 н раствора KОН, пошедшего на титрование, мл; T − титр 0,1 н раствора KОН, выраженный в г/мл. Титром называют содержание вещества в г/мл раствора. Если концентрация раствора КОН 0,1 н, то, следовательно, в 1 л содержится 5,61 г KОН. Тогда титр раствора
.
Определение кислотного числа горючего Кгорючпроизводится как и для масел, но вместо навески для анализа берется 100 мл горючего (Vroрюч). Кислотность испытуемого продукта на 100 мл горючего рассчитывается по формуле
, где Vгорюч − объем испытуемого топлива, мл; Vщ, − объем раствора 0,1 нКОН, пошедшего на титрование.
Таблица
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|