Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция времени Франца Брентано




Глава 4.

Концепция времени Франца Брентано

и современность

    Франц Клеменс Гонаратус Герман Брентано (1838 – 1917) родился в немецком городе Мариенберге. Будущий философ происходил из древнего, восходящего к XI веку итальянско-немецкого рода Брентано. Представители этой династии с давних времен занимались торговлей и предпринимательством, а некоторые из них обладали так же и литературным дарованием. Франц Брентано слушал лекции по философии в Мюнхене, Вюрцбурге, а затем в Берлине. В 1862 году на философском факультете в Тюбингине он защитил диссертацию “О различных значениях сущего у Аристотеля”. Осенью 1866 года началась преподавательская деятельность Брентано. Его лекции пользовались большим успехом. Но академический успех в Вюрцбцрге сочетался с громким скандалом по поводу ряда опубликованных высказываний Брентано, в которых он ставил под сомнение догмат о непогрешимости Папы. Для продолжения преподавательской деятельности Брентано пришлось сменить не только университет, но и страну. В 1874 году он получает должность ординарного профессора в Вене и продолжает чтение лекций. Его популярность растет. Слушателями Брентано становятся Эдмунд Гуссерль, Франц Хиллебранд, Зигмунд Фрейд, Христиан фон Эренфельс, Казимир Твардовский и другие известные люди. Многие остались преданными его идеям на всю жизнь, образовав так называемую “эмпирическую школу Брентано”, пустившую корни по всей Европе.

Брентано умер в Цюрихе, куда был вынужден уехать в связи с началом Первой мировой войны.

Говоря о жизни Брентано, нельзя не упомянуть одно важное обстоятельство, во многом объясняющее, почему его творчество практически неизвестно широкой публике. Дело в том, что при его колоссальной работоспособности, более чем за 50 лет своей научной деятельности, он издал всего семь небольших книжек, пять крошечных брашюр, несколько статей, а также резюме своих выступлений на философских и психологических конгрессах. Но одна только научная корреспонденция Брентано составляет 16 тысяч страниц. Огромная часть наследия осталась неизданной. Давноначатая попытка опубликования академического издания трудов Брентано не завершена до сих пор.

В своем учении о сознании Ф. Брентано выдвинул на первый план проблему кардинального различия психических и физических феноменов. При этом он различает не психическую деятельность и физические объекты сами по себе, а способы их проявления в сознании. Источником психических феноменов Ф. Брентано полагал внутреннее восприятие, которое сосуществует в одном акте сознания с любой формой психической деятельности. Каждая форма психической деятельности в этом внутреннем восприятии осознается как таковая: представление – как представление; суждение – как суждение и т. д. Внутреннее восприятие или внутренний опыт оказываются, таким образом, источником очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем и т. д.

Предметом естествознания являются физические феномены, которые обнаруживаются в ощущениях. Отождествление сил, вызывающих ощущение, с предметом есть условность, наделяющая объект науки устойчивым существованием. Поворот внимания к физическим феноменам в фантазии – один из основных источников психологического познания. Классификация психических феноменов проводится Брентано соответственно их интенциональной природе, т. е. по способу полагания объекта.

Существуют три несводимых друг к другу класса таких феноменов: акты представления, лежащие в основе всех других; акты суждения, в которых нечто признается или отвергается; и акты " любви и ненависти", или " интересов" (эмоции).

В этой связи целесообразно отметить, как Брентано в своих работах раскрывает содержание понятия " интенциональность" [28, с. 33, 35]. Он пишет о том, что давным-давно психологи обратили внимание на некое особое родство, аналогию, которая существует между всеми психическими феноменами, в то время как физические феномены со своей стороны этой способностью не обладают.

Любой психический феномен содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и не одинаковым образом. В представлении нечто представляется, в суждении нечто утверждается или отрицается, в любви – любится, в ненависти – ненавидится и т. д. [28, с. 33].

В более поздний период Брентано уточняет, что наша психическая деятельность направлена на вещи, под которыми имеются в виду не только тела, но и " духи", т. е. нечто идеальное. Эти вещи берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, их высшее родовое понятие – реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственном смысле: например, телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а не пространственность, универсалии, а не индивиды, которые мыслят общее. Реальным, по Брентану, может быть только индивидуальное. Ни внешнее, ни внутреннее восприятия не дают индивидуализирующего признака.

Учение о сознании – это исходный пункт решения всех других проблем в философии Брентано, в том числе проблемы времени, критического анализа языка и т. д.

Прежде чем остановиться на рассмотрении учения Брентано о времени, отметим, что ряд его положений получил свое дальнейшее развитие в работах Гуссерля и Хайдеггера. У Брентано имеют место удивительно неожиданные суждения, которые сам Брентано квалифицировал скорее как вопросы, " над которыми следует подумать", чем как готовые ответы. К числу таких " постановочных" проблем относится проблема реакции на паузу при прослушивании музыкальных произведений и, в более широком плане, " реакция на тишину", на продолжительность во времени " отрезка", если можно так сказать, самой тишины, или на факт её наличия, её присутствия.

Брентано ставит этот вопрос следующим образом: если с изменением интенсивности слышания всегда в равной мере увеличивается или уменьшается интенсивность представления слышания, то когда интенсивность слышания становится равной нулю, становится ли равной нулю и сопутствующее этому слышанию представление? По его мнению, по-видимому, правильным является обратное. Поэтому Брентано задает вопрос иначе: " Как можно воспринимать то, что мы НЕ слышим? ". Что с нами происходит в то время, когда мы воспринимаем, т. е. обращаем внимание на паузы в музыке и на долготу пауз, или когда обращаем внимание на наступление полной тишины, прекращение всякого шума? По его мнению, вполне интенсивным кажется даже имеющее иногда место представление неслышания.

Затем Брентано переходит к рассмотрению примера со сном мельника на работающей мельнице. Поскольку этот пример является своего рода классическим, остановимся на его рассмотрении подробнее. Мельник спокойно спит при самом сильном грохоте мельницы, но просыпается даже от глубокого сна, едва только грохот колес мельницы прекращается. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда прихожанин мирно дремлет во время проповеди и моментально пробуждается при её окончании, прежде чем его разбудит шум поднимающейся паствы.

Брентано пишет, что такое замечание " способно заставить несколько задуматься". Не доказывают ли вышеприведенные примеры о восприятии паузы при прослушивании музыкального произведения, или тишины на мельнице существования восприятий без наличия положительного объекта, поскольку ОТСУТСВИЕ СЛЫШАНИЯ, очевидно, не является положительным объектом?

Чтобы ответить на этот вопрос, Брентано предлагает более детально рассмотреть имеющиеся факты и найти им объяснение. Когда мы обладаем представлением паузы и представлением продолжительности паузы, нам являются звуки, которые ограничивала пауза, с их различными временными определенностями; ведь каждый звук, явившись в качестве настоящего, еще некоторое время представляется в качестве прошедшего – прошедшего в большей или меньшей степени. Величина этого различия есть так называемая продолжительность паузы. И таким образом, как и при представлении льющейся музыки, мы обладаем здесь представлением звуков, только здесь не будут представляться звуки средней временной определенности (т. е. звуки, звучащие в настоящем).

Поскольку мы обладаем представлением звуков, то нет ничего удивительного в том, что это представление сопровождается ещё одним, равным по интенсивности и направленным на него представлением. Восприятие при наступившей тишине есть схожий случай. Шум, который являлся раньше в настоящем, теперь является в качестве непосредственно прошедшего, хотя и нет никакого шума в качестве настоящего. Представление шума, являющегося в качестве прошедшего, сопровождается в соответствии с тем, что мы установили, представлением равной интенсивности.

Брентано рассматривает, далее, ряд возможных возражений в адрес предлагаемых им объяснений. Он пишет, что его объяснение не следует оценивать как " недостаточное". Продолжай мельница грохотать и дальше, мельник точно так же обладал бы представлением о грохоте, который являлся бы в качестве непосредственно прошедшего, как и тогда, когда мельница остановилась, при том только, что кроме представления о непосредственно прошедшем грохоте в этом случае он обладал бы ещё и представлением о шуме, являющимся в качестве настоящего. Таким образом, он обладал бы не только представлением, которое, по мнению Брентано, будит мельника при остановке мельницы, но и ещё одним представлением. В результате снова отсутствует причина, которая могла бы объяснить пробуждение, и отсутствовать она будет до тех пор, покуда мы не решимся признать ОСОБОЕ ВОСПРИЯТИЕ НЕСЛЫШАНИЯ.

Все вышеприведенные примеры наводят нас на мысль о том, что целесообразно принять довольно неожиданную гипотезу, а именно предположить, что подобно тому, что предметом изучения становится ситуация взаимодействия пространственно-временного континуума с материей (см.: [149, с. 172 – 180]), предметом специального исследования должен стать и процесс взаимодействия пространственно-временного континуума с сознанием, с мыслью.

Во взаимодействии пространственно-временного континуума с мыслью, возможно, содержится один из вариантов объяснения приведенных выше примеров. Дело в том, что при прослушивании музыкального произведения имеет место целостная реакция слушающего на всё произведение, а не только на его отдельные части. Целостная реакция предполагает реакцию на всю временную структуру, на всю временную организацию музыкального произведения, а не только реакцию на отдельные звуки и паузы между ними.

В примере с мельником речь идет о целостном восприятии происходящего, во сне это может происходить на подсознательном уровне. Мельник в целостном виде воспринимает и шум колес мельницы, и паузы между звуками в этом процессе, они органически, как и отдельные звуки, входят во временную структуру процесса. Если же вместо отдельных пауз наступает полное прекращение грохота, то это – сигнал об остановке мельницы, что настораживает мельника.

Вполне можно предположить, что целостное восприятие всего процесса или процессов (прослушивание музыкального произведения, реакция на шум колес мельницы и т. п. ) возможно только потому, что осуществляется процесс взаимодействия пространственно-временного континуума в целом с сознанием.

При изучении восприятия времени и тех взаимосвязей, которые существуют между модусами времени, при рассмотрении ряда других вопросов Брентано, естественно, сталкивался со многими трудностями и не мог не задумываться над причинами их возникнования. К числу принципиальных обстоятельств, которые сильно затрудняют прогресс психологии, он относил наличие " многих психологий исходные позиции которых различаются. Брентано предполагал, что если произойдет замена многих психологии на одну психологию, то это благотворно скажется на дальнейших исследованиях в этой области.

В настоящее время можно утверждать, что это пожелание Брентано, эта его мечта не только не осуществилась, но диффузность самих знаний в области психологии еще более возросла; возникло много различных отраслей внутри психологии, которые отличаются друг от друга по своим объектам и методам исследования. Более того, внутри психологии имеется множество теорий, предназначение которых заключается лишь в том, чтобы с их помощью раскрывать (точнее, пытаться раскрыть) специфику отдельных конкретных процессов или явлений. Например, существует тринадцать концепций такого явления, как восприятие. Именно концепций, а не определений и не характеристик. И если Брентано спокойно употреблял термин " восприятие" и не задумывался над тем, какой именно психологической концепцией он руководствуется, то современный исследователь, желает он того или нет, вынужден принимать одну из имеющихся концепций по вопросу о том, что такое восприятие, или предлагать новую епцию, если уже существующие его не устраивают.

Полифоничность взглядов существует не только в психологии, но и в других науках. Существует она и в философии, особенно ярко проявляясь в такой сфере философского знания, как гносеология. Все попытки свести имеющиеся теории познания к одному знаменателю пока что должных результатов не дали.

Это длинное отступление нам необходимо для того, чтобы показать, почему так трудно получить однозначные ответы относительно природы времени даже при наличии огромного количества литературы, исследований и экспериментальных данных. Все дело в том, что само упорядочение этого материала предполагает наличие определенных принципов, а принципы эти могут зависеть в частности и от того, в рамках какой психологической теории ведется исследование.

Так или иначе, но такую область знаний, как психология, следует выделить особым образом, а не рассматривать её наряду с другими науками, когда речь идет о получении информации о свойствах такого феномена, как время. Ибо психические процессы протекают во времени (но как они пространственно организованы – это вопрос отдельный). Именно психология дает много новых интересных и неожиданных сведений о том, что собой представляет " процесс сращенности" психики человека со временем, за счёт каких свойств времени возникает эта " сращенность".

Постановка вопросов о восприятии времени впервые была предложена Брентано.

В дальнейшем вопросы о структуре временного восприятия, о соотношении понятий одновременности и последовательности, стали в психологии предметом специального, тщательного и всестороннего анализа. Более того, вопрос о сооотношении диахронии и синхронии, оказался исключительно интересным также для гносеологии и в плане выяснения отношений между некоторыми пространственными и временными зависимостями.

Поясним это следующими примерами. Психологи заметили, что хотя в таком случае, как тиканье часов, заведомо известно, что имеет место только последовательность ударов (их чередование), что один удар строго следует за другим, но воспринимается это тиканье как бы за счет " сращенности" одного удара по крайней мере с одним последующим. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в самом механизме восприятия времени заложена способность к интеграции моментов, относящихся к различным модусам времени, способность удерживать в памяти предшествующий звук и объединять его с тем звуком, который воспринимается в настоящем. Причем по своей яркости предшествующий звук почти столь же " осязаем", как и звук последующий. Вследствие этого в восприятии легко возникает своеобразное " звено", которое, строго говоря, состоит из различных по своей временной природе звуков: один – предшествующий – относится к прошлому, а другой – последующий – к настоящему.

В плане более детального анализа сложившейся ситуации отметим, что способность воспринимать " звенья" может приобретаться за счет тренировки соответствующих навыков, " привыкания". В этом отношении весьма примечательным является механизм научения чтению. Обучающиеся чтению (дети или взрослые) вначале произносят слова по слогам, а затем, обучившись, уже воспринимают слова в их единстве, без разложения на слоги. Этот факт свидетельствует о том, что к понятиям синхронии и диахронии следует относиться с предельной осторожностью. Способность интегрального восприятия событий во времени, или то, что мы назвали " восприятием звеньев", играет исключительную роль в развитии интеллекта человека.

Зададим вопрос: что воспринимает человек, когда он слушает чужую речь – отдельные слоги, отдельные слова или отдельные фразы? Отдельные слоги он воспринимает на стадии обучения чтению. При прослушивании чужой речи слушающий воспринимает целые слова и фразы. Возникает другой вопрос: почему от восприятия последовательности слогов, из которых состоит слово, человек переходит к интегральному восприятию всего слова, почему слово воспринимается человеком как не расчлененное на слоги. У этого обстоятельства должна быть причина. Она заключается в том, что в отличие от отдельного слога, который смыслом не нагружен, слово несет в себе определенный смысл. Восприятие речи есть восприятие её смысла. Способность человека воспринимать заведомо следующие друг за другом события (одни слоги в слове следуют за другими) как одновременные является одним из необходимых и решающих условий восприятия смысла речи.

Психологи отмечают, что в науке (точнее, в ряде наук) всё, связанное с одновременностью, всю синхронию, симультантность почему-то стали относить к пространственным отношениям. Время, по сути, исключили из тех ситуаций, где имеет место изучение такого заведомо " временного" свойства, как одновременность. Тем самым были обеднены, " усечены" методологические принципы изучения процессов в эволюционных теориях, в таких науках, как история и т. п.

Современная картина " темпомира" акцентирует внимание не просто на одновременности тех или иных событий, а на наличии одновременности на более высоких " структурных уровнях". Речь идет о сосуществовании тех зависимостей, которые характерны для прошлого состояния определенных объектов, их состояния в настоящем и их состояния в будущем. Подобного рода модели, их математическое описание имеет место в работах специалистов в области синергетики [70, с. 14 – 33].

Творчество Брентано интересно нам прежде всего в той связи, что он затронул темы, которые относятся к проблемам темпорализма. Но его анализ выходит за рамки только феномена времени и органически пересекается с целым рядом гносеологических и логических проблем, имеет исключительное значение для понимания специфики человеческих механизмов адаптации. В частности, Брентано подробно рассматривает ситуацию, при которой происходит реакция человека не на определенный раздражитель (например, звук), а на его отсутствие (реакция на тишину).

Более подробно эта тема рассматривается уже Бергсоном, который использует термин “реакция на лишение”, т. е. на то, чего нет, на отсутствующий объект. Бергсон рассматривает процесс формирования у человека представлений об отсутствующем объекте и их функции в жизнедеятельности людей. Он акцентирует внимание на несимметричности наших представлений о том, что наличествует непосредственно и о том, что отсутствует. Бергсон показывает, что чисто формальное логическое отрицание и отсутствие объекта в реальной жизни – это разные плоскости, разные слои, которые нельзя отождествлять.

В свою очередь Брентано анализирует категории определенности и неопределенности и выделяет их специфику, прежде всего, несимметричность. Возвращаясь к проблеме времени, отметим, что посредством категории время можно измерять не только движение и деятельность, но и такие стационарные состояния, как тишина, покой – они тоже “длятся” во времени. Во времени “протекают” и такие процессы, как ожидание, воспоминание и т. п. В ситуации ожидания переживают не само ожидаемое событие, это событие нельзя переживать, так как оно еще не наступило, а переживают воображаемое событие, это реакция на отсутствующий объект. Человек может переживать и воображаемую или виртуальную реальность. Структура самого протекания события при этом может быть инвертированной, это значит, что человек мысленно может погружаться в более отдаленное событие своей будущей жизнедеятельности, и лишь потом – в более близкие.

В известном смысле сами понятия “прошлое” и “будущее” можно рассматривать как несуществующие объекты: прошлого уже нет, а будущего еще нет. Однако реакция на эти несуществующие объекты играет важную роль в жизни человека. Человек планирует свои действия и использует свой прошлый опыт (память). Специалисты утверждают, что у животных нет представлений о прошлом и будущем. Именно наличие таких представлений во многом определяет отличие механизмов приспособлений человека, адаптационных возможностей человека от адаптационных возможностей животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...