Из бесед с Учителем (записи Е.И.Рерих)
Из бесед с Учителем (записи Е. И. Рерих)
«9. 11. 1928. Около жизни Нашего Братства накопилось много воспоминаний о людях, приближавшихся к Братству. Вспомним некоторых. Около вас прошло имя [Семёна Романовича] Воронцова (1744 – 1832). От его семьи дошли отрывки великого заклинания, о котором [вы, Рерихи] недавно вспомнили. В то время ещё нуждались в заклинаниях, не оценивая значения ритма. У вас был ритуальный кинжал [Семёна] Воронцова, который ещё встретится вам. Название имения Извара (владение семьи Н. К. Рериха) идёт от Воронцова. Он был одним из тех русских, которые после встречи с Сен-Жерменом при дворе Екатерины [Второй], обратились к Учению Жизни. Чуждый военному делу Воронцов оставил чин и последовал за Сен-Жерменом. Как иностранец он помог Сен-Жермену отбыть из Франции. С ним Воронцов прибыл в Индию. Можно себе представить, как он мог подойти к нам! Но три обстоятельства привели его обратно на родину. Первое – его чрезмерное увлечение обрядами магии; второе – его привязанность к родственникам; третье – когда стало ясно, что он не может остаться в Индии без вреда, ему было поручено предупредить декабристов о неверном задании. Часть его писем находилась в Публичной библиотеке, но некоторые были извлечены масонами. Во всяком случае, Воронцов был одним из немногих, кто знал о Гималайском Братстве и распространял сведения о Махатмах. Среди частного архива наместника Кавказа Воронцова-Дашкова имелись письма об Учителях Индии. Сама идея императора Павла о походе [вместе с Наполеоном] на Индию [12] была близка Учителям. Так имя Махатмы было давно близко России. Мы помним тех, кто помогал идеи Братства и подвергался за нас опасности. [С. Р. ] Воронцов истинно подвергался опасности, когда, пользуясь сходством с Сен-Жерменом, принял его вид и навлёк на себя преследование, которое назначалось Сен-Жермену. В роду Воронцова сохранилась память о странном предке, куда-то исчезнувшем, но так как всё около Братства связано с кличкой шарлатанства, то и имя Воронцова было между мистиками и шарлатанами. Также помним имя монаха Исаакия, который прибыл из Иерусалима в Индию. Услышав о Махатмах, он собрал несколько формул и знаков. Он оставил запись своему ученику, после него запись попала из Костромы в Москву… Е. И. Р.: Кому принадлежит имя Антер? – Имя Воронцова во Франции».
Из книг «Живой Этики»
Сердце, 139. «Грядущий Век должен освободить человечество от всякого рабства. Можно этого достичь сотрудничеством Иерархическим».
Надземное, 138. «Урусвати знает, что мы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего. Наука подтверждает насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом. Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возможностей человечества.
3. Посольство Рериха в Москву (июнь – июль 1926)
Только вы можете идти в Красное жерло. Только вы можете исправить путь Общины. Потому, зная цель происходящего, произнеся формулу подвига, идите туда, где зарождается община и учение бесстрашия. Беседа с Учителем 09. 01. 1926.
Рерихи до начала общения с Махатмами, то есть до марта 1920 года, разделяли распространённое тогда среди русской эмиграции непримиримое отношение ко всем большевикам, «обманувшим Россию» [13]. Однако из сказанного в Беседах с Учителем стало следовать, что изменения, совершаемые в России, соответствуют положительной эволюции, что многое из того, что делает Ленин, идёт на пользу будущему России, и что необходимо отделять безобразия, совершаемые от имени русского народа и якобы «пролетариата», – от подлинно Русской революции, от «Стотысячных Иванов». В чём же разница? Какой иной, не большевистский и более гармоничный путь развития России, Азии и мира мог принести Рерих?
Февральская революция 1917 года и бурные последующие события совпали с обострением у Н. К. Рериха пневмонии, из-за чего Рерихи были вынуждены на длительное время перебраться в Карелию для прохождения там курса лечения [14]. Сразу после февральской революции Рерих пытался внести на Родине свою лепту в спасение культурных ценностей и организацию культурного просвещения. Так 8 марта 1917 года Рерих вместе со своими товарищами по «Миру искусства» подписал воззвание Комиссии по Делам Искусств при Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов: «…Граждане! Старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания: это – воплощение духовной силы вашей и предков ваших. Искусство – это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма, и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души. Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы: всё это – ваша история, ваша гордость. Помните, что всё это – почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство. М. Горький, Н. Рерих, А. Бенуа, М. Добужинский» [15]. Председателем той Комиссии был избран А. М. Горький, товарищами председателя, то есть первыми заместителями – А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих. В состав особого совещания вошли титулованные особы и бывшие руководители государственных художественных учреждений, среди них были и великий князь Константин Константинович Романов, и бывший вице-президент Академии художеств граф И. И. Толстой, известный литератор Д. С. Мережковский, М. В. Добужинский, К. С. Петров-Водкин и даже марксист Г. В. Плеханов. Но столь пёстрый состав не способствовал делу, Комиссия так и не приобрела статус министерства культуры и вскоре прекратила своё существование. В своих письмах Рерих упоминал, что познакомился тогда с Плехановым – первым русским марксистом, а также Кропоткиным – известным теоретиком анархизма и членом русского географического общества, исследовавшим строение горной Азии [16].
Николай Константинович с 1906 года занимал должность директора императорской рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петербурге (две с половиной тысячи учащихся и восемьдесят преподавателей), уже был достаточно известным художником, а за широкую культурную деятельность был награждён орденом Св. Владимира IV степени. Однако, из-за необходимости пребывания на лечении, летом 1917г. он вынужден был отказаться от директорского поста, оставшись директором-попечителем. Октябрь 1917 года застал Рериха в Сердоболе. В конце 1917 года императорская школа закрылась, так как не было средств на её содержание. В ноябре 1917 года у Рериха возникла идея организовать на базе школы свободную народную художественную академию. Он составил три проекта и послал их в Петроград комитету школы одновременно с письмом, в котором писал: «Проект школы, порученный комитетом, мною окончен. Надеюсь, что из предлагаемых предложений можно вывести приемлемое для Общества художественно-просветительное учреждение. Прилагаю все силы, чтобы восстановить здоровье и скорее вернуться к любимому делу». В связи с обсуждением проекта реорганизации школы Рерих в январе 1918 года приезжал в Петроград. Это был его последний приезд в подобном качестве. В сохранившемся черновике предстоящего выступления на собрании комитета школы он писал: «Товарищи! Нам нужно рассмотреть вопросы большого значения. Надо особенно хозяйственно, особенно вдумчиво пережить время, пока денежная жизнь страны укрепится. Мы должны напрячь все силы и в единении с учащимися сберечь нашу народную, нашу свободную школу искусства. Мы верим в великое значение искусства для жизни народа. Товарищи! Какие бы трудности нас ни ожидали, будем твёрдо помнить, что идея народного просвещения всегда должна быть в человечестве самой нерушимой, самой любимой, самой близкой понятию подвига» [17].
Финляндия, в состав которой входила Карелия, объявила о своей независимости от России и в мае 1918 года граница была закрыта, в результате чего Николай Константинович, Елена Ивановна и два их сына, Юрий и Святослав оказались с этого времени юридически за границей. Через время семья переехала в Лондон, а затем в Нью-Йорк. В Америке Рерих за четыре года провёл несколько удачных персональных выставок и организовал ряд культурных учреждений, в том числе музей Рериха в Нью-Йорке. Вместе с тем, уже в Лондоне, в 1920 году, после встречи с Махатмами, у Рерихов утвердилась главная цель – отправиться в Индию, цитадель Махатм. Индия в то время была английской колонией. Колониальные власти, подозрительно относясь к России, старались не допускать в Индию российских граждан. Рерихи смогли попасть в Индию через Францию, имея на въезд в страну французскую визу. В Индии Рерих начал многолетнюю Центрально-Азиатскую экспедицию. Пройдя в течение двух лет по местам истоков великих цивилизаций и религий, в мае 1926 года Рерихи пересекли русскую границу в районе озера Зайсан. В июне 1926-го они прибыли в Москву. Статус членов научно-культурной экспедиции, снаряжённой культурными организациями Америки (созданными Рерихом), переговоры Рериха и его сотрудников о концессионном освоении Алтая и привлечении в этот край иностранных инвестиций, обеспечивали некоторый иммунитет Рерихам от произвола властей. Главная цель Рерихов состояла в передачи России Послания Махатм. Второй задачей было заложение алтайского культурно-хозяйственного поселения возле горы «Белуха». Биограф Рерихов П. Ф. Беликов отмечал, что «Николай Константинович передал Чичерину [18] ларец со священной для индийцев гималайской землёй и послание Махатм к советскому народу. < …> Ему разрешили поездку на Алтай и обещали помощь в снаряжении экспедиции для возвращения в Индию. Оставив в Москве серию картин “Майтрейя”, Николай Константинович и его спутники направились в путь» [19]. Чичерину было, вероятно, также вручено ещё второе Послание (см. раздел 7). Привезённый Рерихом текст Послания Махатм получил широкую огласку лишь в 1965 году после его публикации в статье С. Зарницкого и Л. Трофимовой «Путь к Родине», посвящённой Н. К. Рериху, в журнале «Международная жизнь» (1965, № 1). Выбор в качестве адресата первого публичного обращения Махатм – Советской России, показателен и неслучаен.
В Послании Махатм для России говорилось в том числе о великой объединительной и духовной миссии России в Азии:
«На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. < …> Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! ».
Рерих говорил с большевиками об изменениях на Востоке, в частности, как записал 6 мая 1926-го в консульском дневнике полпред А. Е. Быстров, об объединении «монгол всех районов в одно целое для создания Великой Монголии, начиная от Забайкалья до Хотана в эту сторону и до Тибета в сторону Востока», о нахождении компромисса между учением Ленина и религией на основе философского буддизма, об объединении народов Азии на принципах такого обновлённого буддизма и больших перспективах Советской России, если она возьмётся возглавить азиатский поток. Фактически разговор должен был привести к Плану Махатм об образовании Союза Востока как ведущего мирового союза, синтезирующего многонациональные культуры и религии, с Россией во главе. Но с кем тогда из московских правителей, после ухода Ленина, о подобной планетарной миссии России было тогда говорить? Маркс учил о делении всего человечества на «избранных», которыми у него оказывался «пролетариат» промышленно-развитых западных стран, и остальных, т. е. «неизбранных», в числе которых оказывалось всё остальное человечество, а красный цвет объявлялся здесь символом пролитой в такой классовой борьбе крови. Однако в одной из первых книг Учения под названием «Община», в варианте, подготовленном Рерихами для Москвы, на понятном для российских коммунистов языке Главный Махатма утверждал о совершенно другом признаке различения, и вовсе не о братоубийственной войне:
«…Эволюция планеты имеет лишь планетарный размер. Именно явление всемирности должно быть усвоено. Кровь едина течёт, и внешний мир не будет больше разделяем расами первичных формаций» [20]. «Именно, делите мир не по северу и по югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от Нового. Старый мир ютится во всех частях света, так же Новый Мир нарождается всюду вне границ и условий. Старый и Новый Мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Возраст и условия не имеют значения. Красные знамёна часто подымаются руками старого мира, полными предрассудков. Часто в уединении бьётся сердце, полное блистаний Нового Мира» [21].
Марксизм учил о голом материализме, об отрицании великих духовных Учений прошлого, подвигал на гонения инакомыслящих, на войну атеистической веры с духовным сознанием, противопоставлял и сталкивал лбами науку и религию. Но в том же параграфе «Общины» говорится о необходимости вдумчивого восприятия Великих Заветов и о мировоззренческом синтезе:
«Не забудем, что учение Будды должно быть очищено. Будда – человек [а не бог], носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую общину мира, завещавший век Майтрейи. Нужно понять Его мужественное учение, если хотите узнать Нашу Общину. <... > Не надо думать, что община и завоевание [невиданных сил] материи находятся в разных плоскостях. Одно русло, одно знамя – Майтрейя, Матерь [Мира], Материя! » [22]
В других строках Учения много говорится о сотрудничестве всех способов исследования мира, в том числе о новых горизонтах, которые откроются перед наукой. Марксизм, утверждая насилие в качестве генерального инструмента преобразования социума, нашёл горячий отклик среди многих большевиков. Одни ради благих намерений пользовались методами идеологического обмана, творя мифы новой религии, другие использовали прямое физическое насилие и принуждение к коммунистическим формам жизни. Однако в Учении в противовес такому подходу говорится о завоеваниях с помощью свободы возможностей:
«Ошибка думать, что [насильственное] завоевание отвечает задаче Нового мира. Будет ли это завоевание земель или класса людей, оно будет принадлежать уходящему мышлению. В процессе эволюции возможно лишь думать о восхождении сознания на основе свободы возможностей. Среди моментов развития человечества можно наблюдать явления эпох обогащения сознания. Не будем скрывать, что, именно, теперь перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний. Эти зрелые плоды терний коллектива готовы открыть свои зерна [грядущего урожая]. Можно ли рассечь эти плоды оружием, или потрясти устрашением, или согбенным малодушием, или захватить предательским лукавством? Нет, только единение сознания и построение знания пошлют человечеству дар новой расы» [23]. «Истинно, путь насилия подобен пути наркоза. Принявший яд наркоза должен увеличивать размер отравы. Так же и насилие должно быть постоянно усиливаемо, доводя до безумия [одержания]. < …> Сознательность противоречит насилию» [24].
Наконец, марксизм призывал к диктатуре пролетариата и связывал вершину эволюции с Западом. Учение Живой Этики говорит о всепобеждающей культуре и о всемирной духовной и миротворческой гегемонии России. Это совершенно разные величины, совершенно разные стратегические линии!
За «Великой Монголией» и буддизмом, упомянутыми полпредом Быстровым в его записях о Рерихе, проглядывает забота Махатм о будущем Китая – самой большой страны исторического буддизма, так же как и Тибета – сакрального особого места на планете, священного для буддизма и для большинства вероучений Индии, то есть для большинства населения Азии. То, что коммунисты Китая, благодаря политической, экономической и военной поддержке Советского Союза, двинулись по тому же пути, что и СССР, стало историческим фактом. После захватнической политики Японии в отношении Китая иной альтернативы, нежели СССР, у Китая не было. Но если бы в Советской России, согласно предложению Махатм, смогли интегрировать в государственную идеологию лучшие заветы Будды, то за Русской революцией и Россией, подобно тому, как это было в Западной Европе в случае с новациями Наполеона, пошла бы вся Юго-Восточная Азии, а за ней и многие другие страны Азии и Востока. Изменения произошли бы без большевистских изуверств и с минимальным кровопролитием. О принципах подлинной Общины, о которых Рерих был готов говорить с московскими руководителями, много сказано в книге «Община», которую Рерихи привезли с собой и планировали здесь напечатать. Ответ и реакцию кремлёвских правителей нетрудно было предугадать. Как впоследствии было сказано Учителем: «Вместо внимания была насмешка, вместо разума было кощунство» (14. 09. 1933).
Явившись в большевистскую Москву в качестве посланцев Махатм, Рерихи подверглись смертельной опасности. Под самый конец пребывания их вызвали на допрос к главному дознавателю страны – Дзержинскому. Помогло провидение: сердце железного Феликса не выдержало, и пока Рерихи его ожидали на Лубянке несколько часов, он неожиданно умер. Рерихи спешно покинули Москву и выехали на Алтай – к одной из главных целей их Центрально-Азиатской экспедиции – горной вершине Белухе. После Белухи они направились в Монголию для подготовки экспедиции на Тибет. Зачем же понадобился столь немыслимый риск личной передачи Послания большевикам, если бесплодность обращения к ним была очевидной? При разговоре о московской поездке в одной из Бесед было сказано, что всегда возможен лучший исход: «Мировое строение заставляет использовать все меры, ибо в истории бывали озарения» (12. 10. 1932). Какой бы однозначно сложившейся ни выглядела ситуация, у человека, у водителей государства всегда остаётся шанс. У высшего политического руководства страны должного озарения, к сожалению, не наступило, шанс оказался упущен. История знает путь явления великих духовных Учений и зарождения на их основе всемирных Движений. Подвиги, положенные в их начало, не проходят бесследно. Рерихи приехали в Москву – сердце России, с полномочиями и Посланием от Махатм, скрепили передачу спасительной вести для России подвигом смертельного риска, затем благодаря разрешению на концессионное освоение, полученному от правительства, отправились к Белухе – сокровенному энергетическому и духовному центру планеты и России. Мало ли это для духовного и эволюционного потока России и мира? Для Знамени Мира, поднятого Рерихом? Для мирового Рериховского движения? Как было сказано в одной из Бесед об этой поездке: «Уже сказал давно о закладывании магнитов, но они не только физические» (15. 08. 1936). Далее приводятся фрагменты записей Бесед Е. И. Рерих и Махатмы Мориа; сказанное Е. И. Рерих выделено курсивом; наши вставки – в квадратных скобках […], наши разъяснения – курсивом в круглых скобках (… ).
«19. 03. 1933. Е. И. Р.: Вл[адыка], правильно ли я понимаю значение нашей поездки в М[оскву]? Помимо предупреждения, которое делается по закону Архатов, каждое столетие определённой стране, мы должны были исторически, реально закрепить факт предложения [Надземного Мирового] Прав[ительства] стать во главе нового строительства, чтобы не говорилось потом, что мы сов. . . . . Вост. . . . . и не дали возможность русским. . . . – Да». «24-25. 04. 1927. Учитель должен сказать вам, достигшим границы моск[овских] клещей [25]. Столетие каждое Мы предупреждаем человечество. Сегодня, в памятный день Нашего Владыки [26], Мы можем сказать, что вы совершили наиболее опасное поручение, перед которым Моё обращение к [королеве] Виктории и обращение Сен-Жермена к Людовику [XVI] совершенно безопасны. Но вы ехали в гнездо безумия и привезли провозвестие, подвергаясь неслыханной опасности. Мы не знаем, кто бы принял подобное поручение. Теперь легко повторять, но первый шаг был труден. Теперь можете духовно отдохнуть. Мы лучше пересадим всю Б[елуху] на Г[ималаи] [27], нежели будем подвергать вас вторично такой опасности. < …> Скажи преступнику – одумайся, иначе пропасть беспредельна. Но каждый свободен выбрать путь, потому будем [помимо большевиков] строить Новую Страну».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|