Помните о главном. Внимательность к искусному усилию
Помните о главном
Использование искусного усилия, чтобы извлечь ум из неблагих состояний и развить благие состояния, – важнейшая часть Восьмеричного пути, ничуть не менее важная, чем внимательность. Однако люди часто не замечают слова «искусный» в словосочетании «искусное усилие». Они забывают главное и увлекаются интересными для них деталями учения Будды. Часто такие люди понимают путь лишь частично. Они соглашаются с какой‑ нибудь идеей, о которой им стало известно, и носятся с ней, доводя её до абсурда, а затем совершают обречённые на провал неискусные действия. Вместо того чтобы стать счастливее, они лишь преумножают своё страдание. Я знаю одну девушку, осознавшую неприятную истину о страстном желании, лежащем в основе большинства её действий, в частности её пищевых привычек. Вместо того чтобы стать внимательней, она попыталась вступить в открытую борьбу со своими чувствами. За столом она старалась не чувствовать жадности. Она даже пыталась есть меньше, чем ей было необходимо, и восполняла недостаток еды протеиновыми коктейлями. Таким образом, она заместила обычную алчность невротическим отвращением и ощущала себя подавленной. Хороший друг напомнил ей, что она должна помнить о главном и развивать благие состояния ума. Он также предложил ей несколько выходов из состояния подавленности: читать хорошие книги, гулять, совершать благие поступки и сосредоточиться на работе. Тогда молодая женщина горячо возразила: «Но я не хочу бежать от реальности! » Делать то, что необходимо, чтобы вырваться из тисков неблагих состояний, не значит избегать реальности. Это значит избегать усугубления страдания. Если всё, чего вы достигли, это усугубление неблагих состояний ума, вызывающих страдание, какой смысл во всей той работе, что вы проделали, следуя по пути, указанному Буддой? Вы должны снова и снова осмыслять свои действия и их результаты. Вы должны постоянно спрашивать себя: «Что я развиваю в данный момент? »
Однажды тётя Будды, монахиня Маха Паджапати Готами, попросила у него небольшой совет, касавшийся практики. Будда сказал ей: делать то, что, согласно её собственному опыту и здравому смыслу, ведёт к развитию благих качеств. Он сказал ей: то, что она делает, должно вести к: ● беспристрастности, а не к страсти; ● распутыванию, а не запутыванию; ● рассеиванию (причин страдания), а не накоплению; ● желанию малого, а не многого; ● удовлетворению, а не неудовлетворённости; ● спокойному уединению, а не стадному чувству; ● усилию, а не лени; ● простоте, а не придирчивости и требовательности в отношении внешней поддержки. (AIV (Eights) VI. 3)
Этот список может дать полезные подсказки, позволяющие проверить, насколько эффективны прилагаемые нами усилия с точки зрения нашей главной цели. Существует и другое эмпирическое правило проверки эффективности наших усилий. Будда сказал, что основное учение всех будд во все времена было одним‑ единственным: «Делай добро, не делай зла и очищай ум». (Dh 183)
Внимательность к искусному усилию
Когда ум наводнён негативными мыслями, практиковать медитацию очень сложно. Садясь медитировать, некоторые люди испытывают беспокойность и возбуждение, ёрзают, кашляют, чешутся, извиваются, поворачиваются то туда, то сюда, смотрят на других практикующих и очень часто меняют позу. Другие люди часто зевают и чувствуют, что не могут сопротивляться сну. Те, кто привык гневаться, пытаясь медитировать, могут чувствовать обиду или ноющую ненависть. Некоторыми овладевают чувственные желания. Некоторых одолевают сомнения.
За годы тренировки практикующие медитацию выработали стратегии, известные своей особой силой преодолевать конкретные препятствия в практике медитации внимательности.
● Если ваш ум беспокоит желание чувственных наслаждений, мысленно разделите на части привлекающий вас объект. Если вы страстно желаете съесть кусок торта с шоколадным кремом, напомните себе, что торт состоит из элементов, подверженных распаду. Подумайте о том, как торт будет выглядеть в переваренном виде. Размышляйте об этих вещах вновь и вновь, пока ваше желание не улетучится. Эта же техника может быть применена к страстному желанию, направленному на определённого человека. Исследуйте природу тела и его составных частей: костей, кишечника и других органов, слизи и других жидкостей тела. Снова и снова возвращайтесь к этим частям либо представляйте, как будет выглядеть тело этого человека, когда превратится в труп, пока ваша похоть не улетучится. Однако если эта техника по какой‑ то причине разжигает ваше желание, немедленно остановитесь и сосредоточьтесь на дыхании. ● Когда возникает гнев, применяйте противоядия, о которых мы говорили, например, осознайте свой гнев, признайте непостоянную природу всех эмоций, осмыслите преимущества терпения, убедите себя посмотреть на вещи с другой точки зрения и развивайте чувство любящей доброты. ● Когда возникает апатия и леность, визуализируйте яркий свет. Если это не помогает, опробуйте другие противоядия. Ущипните себя за мочку уха большим и указательным пальцами (не используя ногтей). Отройте глаза, на несколько секунд закатите их, а затем снова закройте. Глубоко вдохните и максимально долго удерживайте дыхание, а затем медленно выдохните; при необходимости повторите несколько раз – до тех пор, пока ваше сердце не забьётся быстрее и не выступит испарина. Медитируйте со слегка приоткрытыми глазами. Встаньте и практикуйте медитацию стоя или в ходьбе. Умойте лицо холодной водой. Если ничего из описанного выше не помогает, вздремните. ● Когда возникает беспокойность или тревога, порождайте мысли, связанные с умиротворением, тишиной и спокойствием. Верните свой ум к дыханию и оставайтесь с ним. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте дыхание в своём носу и в глубине тела. Ещё один глубокий вдох и выдох. Направьте внимание на свои ягодицы или подошвы ног и почувствуйте вес своего тела.
● Когда возникает сомнение, думайте о просветлении Будды, о вневременной природе его учений и достижении просветления его учениками. Если вы вовлеклись в теоретические измышления, отбросьте это бесполезное занятие и размышляйте над одним из конкретных аспектов учения Будды. Сосредоточьтесь на том, что вам известно наверняка о непостоянстве, страдании и отсутствии у вас контроля над чем бы то ни было. Удерживайте внимание в настоящем.
Когда исчезает алчность, вы чувствуете себя так, словно вернули долг. Когда исчезает ненависть, вы чувствуете себя так, словно выздоровели после болезни. Когда проходят апатия и леность, вы чувствуете себя так, словно вас выпустили из тюрьмы. Когда проходят беспокойность и тревога, вы чувствуете себя так, словно освободились из рабства. Когда же исчезает сомнение, вы чувствуете себя так, словно после долгих скитаний по пустыне наконец прибыли в безопасное и надёжное место. В момент, когда негативные состояния ума исчезают, вы чувствуете себя счастливыми. Позже, размышляя об их исчезновении, вы также ощущаете счастье. Вспоминая, сколько боли и страданий причинили вам в прошлом препятствия и оковы, вы радуетесь, видя, что они больше не доставляют вам неудобств. Ваш ум умиротворён и спокоен. Вы ждали наступления этого состояния ума. Теперь вы достигли его и очень этому рады. Когда исчезают негативные мысли, ум готов развивать позитивные мысли. Когда в ходе медитации возникают благие мысли, наблюдайте их без привязанности. К мыслям, которые следует поддерживать во время медитации, относятся мысли, связанные с любящей добротой, состраданием, щедростью, сорадованием, пониманием, спокойствием, терпимостью, решимостью, терпением и служением всем живым существам. Когда такие мысли исчезают, возобновите своё усилие, направленное на их развитие, помня, почему они вообще возникли. Корни всех этих благих мыслей в вашем уме. Их просто подавляла негативная обусловленность ума.
Использование правильного усилия для предотвращения и преодоления негативных состояний ума и развития позитивных состояний подобно восхождению на гору. Прежде чем начать подниматься, вы принимаете меры предосторожности, чтобы избежать проблем в пути. Вы проверяете, готовы ли вы к подъёму физически и психологически. Вы берёте с собой лекарства на случай внезапной болезни. Вы надеваете прочные ботинки. Вы берёте с собой верёвку, палку для ходьбы, еду, воду и подходящую одежду. Эти меры подобны искусному усилию, направленному на предотвращение негативных состояний ума. Однако, несмотря ни на какие предосторожности, проблемы всё же возникают. Вы испытываете голод и тогда едите. Вы испытываете жажду и останавливаетесь, чтобы попить. Когда вам нужно справить естественную нужду, вы делаете это. Когда вы устаёте, вы отдыхаете. Если у вас поднимается температура, вы принимаете лекарство, которое взяли с собой. Эти действия подобны преодолению неблагих состояний ума после их возникновения. Вы поддерживаете необходимый уровень энергии благодаря отдыху, правильному питанию, обильному питью и тому, что избегаете переутомления. Эти позитивные действия подобны развитию благих состояний ума. Когда, преодолев все трудности, вы достигаете вершины, то ощущаете огромное облегчение, удовлетворение и радость. Вы радуетесь, что сумели, приложив усилия, достичь своей цели. Вы можете сказать: «Я рад, что всё закончилось» или «Я рад, что сумел преодолеть все трудности». Подобным образом, развивая благие состояния ума и поддерживая их, вы радуетесь, что ваши трудности позади и что вам больше никогда не придётся бороться с неблагими состояниями. Так правильное усилие приносит радость. Счастье возможно всегда, когда вы прилагаете усилия для его достижения. Помните о своей цели и не переставайте трудиться, пока не станете полностью счастливыми. Скажите себе:
Воистину, счастливы мы, дружелюбные среди злобных. Средь враждебных мы обитаем свободно от ненависти.
Воистину, счастливы мы, здоровые [умом] среди больных. Средь больных обитаем мы, свободные от болезней.
Воистину, счастливы мы, свободные от алчности среди алчных. Средь алчных мы обитаем свободно от алчности.
(Dh 197–199 [перевод Бхиккху Буддхараккхиты])
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|