Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение алиментного фонда в России




В ходе исполнительного производства судебные приставы прикладывают немалые усилия для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в частности по взысканию алиментов. Но, к сожалению, некоторая категория родителей уклоняются от уплаты алиментов. Лиц, обязанных платить алименты можно разделить на три группы: 1) лица, исправно уплачивающие алименты; 2) лица, имея определенное материальное состояние, притворяются безработными; 3) лица, в действительности, не имеющие никаких материальных благ, являющиеся безработными, при этом ведут антиобщественный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками.

Если на практике с первой категорией алиментообязанных лиц у пристава-исполнителя не бывает проблем, то со второй, а тем более с третьей категорией, проблем больше чем достаточно.

Изменения алиментного законодательства является частью глобального процесса по совершенствованию семейного законодательства. Фактически она является единственной отраслью российского законодательства, которая настолько устарела. Семейное право остается в России на уровне 1995 года.

Например, на практике были случаи, когда состоятельный бизнесмен, оказавшись алиментообязанным должником, начинает закрывать свой бизнес, переоформлять на родственников, при этом оставаясь неофициальным руководителем фирмы. Причиной этого является то, что на сегодняшний день вопрос взыскания алиментов осуществляется по принципу Советского периода, то есть алименты взыскиваются со всех видов доходов, а в тот период доходы граждан были примерно одинаковыми. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» перечисляет виды доходов с которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, их более двадцати[1]. В результате противоречия норм Семейного Кодекса РФ, в частности ст. 81-82, и сложившихся общественных отношений в экономической сфере страдают как дети, так и алиментообязанные бизнесмены[2].

Самой большой проблемой для пристава-исполнителя является третья группа алиментообязанных должников[3]. Именно в отношении данных лиц нужен государственный подход, то есть создание государственного алиментного фонда.

Стоит обратить внимание на то, что в Российской Федерации уже была попытка создания алиментного фонда. Инициатором его создания является депутат Государственной Думы РФ Елена Николаева. Суть этой идеи заключалось в том, что на тот период, когда разыскивают лиц, которые уклоняются от уплаты алиментов, государство будет осуществлять выплаты из специального фонда, но с условием, что в дальнейшем государство будет взыскивать с должника все понесенные расходы. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» одной из мер, направленных на сокращение бедности среди семей с детьми является: разработка мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда[4].

Правительству РФ было поручено изучить вопрос создания рассматриваемого фонда. Однако на заседании президентского Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике было решено, что создание такого фонда может лишить людей мотивации заниматься детьми. В ноябре 2013 года в Госдуме в формате «открытого правительства» состоялось заседание, посвященное проблемам неуплаты алиментов. В итоге, пришли к выводу участники совещания, что единственной возможной моделью на сегодняшний день остается все та же выплата пособий малообеспеченным детям органами соцзащиты. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостанот 17.12.2004 № 132-з «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан» размер ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, составляет все лишь 213 рублей[5].

По данным ФССП, по состоянию на 1 декабря 2013 года на содержание 342,1 тыс. несовершеннолетних детей выплата алиментов не осуществляется (по исполнительным производствам, по которым производится розыск должника, или к должникам применяются меры по их привлечению к уголовной ответственности)[6].

К сожалению, в нашей стране не удалась попытка создания алиментного фонда. На мой взгляд, в создании алиментного фонда наша страна нуждается. Необходимо создать фонд, финансируемый из федерального бюджета. При уклонении от уплаты алиментов, в случаях, если должник не имеет возможности их платить, из фонда будет выплачиваться определенная сумма(величина прожиточного минимума). Но на должника следует возлагать обязанности погашения задолженности путем перечисления денежной суммы в специальный фонд или путем привлечения должников к обязательным работам.

Подобная государственная структура в той или иной форме есть во всех развитых странах. Например, в Великобритании – Государственное исполнительное агентство по предоставлению содержания детям; Австралии – Агентство по поддержке детей; Канаде – Агентство по исполнению алиментных ордеров; США – Федеральный офис исполнения алиментных ордеров и агентства в штатах; Швеции – Государственное страховое агентство; Латвии – Гарантийный алиментный фонд.

Примечания:

1.Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 17.01.2013) «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»//Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141061/

2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) //Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165345/

3.Мурзабулатов У.М. Проблемные вопросы, связанные с исполнением судебных решений о взыскании алиментов. //Тенденции развития гражданского процессуального права России: вопросы теории и практики, 2012 г. С. 183-185.

4.Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»//Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/;

5.Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 132-з (ред. от 23.07.2012) «О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан» //Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW140;n=79367;

6.Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. URL:http://government.ru/orders/10191/.

©Еникеева А.Р., 2015

УДК 347.9 Еремина Ю.И.,

студентка Института права БашГУ

Научный руководитель – Р.М. Жемалетдинов,

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса Института права БашГУ, г. Уфа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...