Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о создании специализированных федеральных судов по делам семьи и несовершеннолетних в судебной системе Российской Федерации




В последние годы в науке и прессе бурной дискуссии подвергается идея о возможности создания ювенальных судов в России, которые могли бы более эффективно защищать права детей, а также бороться с правонарушениями среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день ювенальная юстиция занимает прочные позиции во многих государствах: США, Канаде, Италии, Швейцарии, Германии и других[1].

Истоки создания этого института восходят еще к концу XIX века. Первый ювенальный суд был учрежден в Австралии 1890 году, а в России он появился в 1910 году в Санкт-Петербурге. В советский период специальным декретом вводились комиссии для несовершеннолетних, а ювенальные суды были упразднены [2]. Третья попытка создания ювенальной юстиции в России была сделана в 1991 году: Верховный Совет РСФСР одобрил Концепцию формирования специализированных ювенальных судов, а сама идея приобретала все большую популярность. Однако в дальнейшем проекты Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации», Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» были отклонены.

Целью ювенальной политики является создание социальных, экономических, правовых, политических, организационных и других условий для эффективного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; повышение качества жизни несовершеннолетних; социально-правовая защита института семьи [3].

В настоящее время необходимость усовершенствования ювенальной политики в Российской Федерации учеными не оспаривается. При этом в науке отсутствует единообразный подход к возможности внедрения в судебную систему России судов по защите прав несовершеннолетних. Нет единства и в отношении понятия ювенальной юстиции. Одни ученые относят к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы [4]. Но большинство ученых склоняются к мнению, что данный термин охватывает также деятельность прокуратуры, органов внутренних дел и других специализированных органов и учреждений (комиссий по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; органов опеки и попечительства; ювенальных органов следствия и дознания, воспитательных колоний, психологов и др.) [5]. На наш взгляд, без обозначенных вспомогательных служб полноценное функционирование ювенальных судов не представляется возможным.

Противники идеи учреждения ювенальных судов основывают свои взгляды на том, что законодательная и правоприменительная практика и так во многом занимает более мягкую позицию по отношению к несовершеннолетним преступникам. Например, в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних применяются особые условия проведения предварительного расследования, рассмотрения дел в суде, привлечения к уголовной ответственности, назначения и исполнения наказания [6].Более того, дела с участием несовершеннолетних лиц обычно передаются наиболее опытному и квалифицированному следователю; судьи имеют свою специализацию, поэтому такие дела рассматриваются одним и тем же судьей, который приобретает опыт работы в данной сфере. Тем не менее, уголовное производство по делам несовершеннолетних осуществляется все же по общим правилам, хоть и с некоторыми особенностями, недостаточными, на наш взгляд, для учета особенностей личности несовершеннолетних в полном объеме.

В гражданском процессуальном законодательстве и вовсе судопроизводство по защите прав и интересов детей не выделено в отдельный институт. Лишь некоторые категории дел, затрагивающие права несовершеннолетних, помещены в раздел «особое производство», которые рассматриваются судами по общим правилам с отдельными особенностями. Другие же дела и вовсе разрешаются в обычном исковом производстве с учетом лишь требований семейного законодательства. Говорить об отдельном административном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних правонарушителей также не приходится.

Необходимость внедрения ювенальной юстиции в России обусловлена не только национальными интересами, но и международными обязательствами Российской Федерации.Это связано, прежде всего, с Конвенцией ООН о правах ребенка [7] и Пекинскими правилами [8]. Международный комитет по правам ребенка неоднократно делал замечания России о необходимости реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Таким образом, в России используются лишь отдельные ювенальные технологии. Однако логичным развитием системы защиты прав ребенка могло бы стать законодательное закрепление ювенальной юстиции, в частности судов по делам несовершеннолетних.

Целью выделения специализированных судов является не назначение несовершеннолетним более мягкого наказания, а необходимость соблюдения особого порядка работы с несовершеннолетними, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве, позволяющего обеспечить дополнительные гарантии прав данной категории лиц, а также создание социально-воспитательных учреждений и внедрение в процесс новых специалистов. Только такой подход сможет гарантировать максимальную защиту прав несовершеннолетних и оказать благоприятное влияние на предупреждение преступности детей и молодежи.

В качестве эксперимента в некоторых субъектах России уже успешно используются элементы ювенальных технологий (Москва, Ростов, Липецк и др.): были образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, формально входящие в состав судов общей юрисдикции, но располагающие отдельным помещением. В Санкт-Петербургском городском суде учрежден отдельный состав по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних.

Полагаем, что специальные суды по защите прав несовершеннолетних обладают рядом преимуществ перед обычными судами общей юрисдикции.

Во-первых, их учреждение позволит судьям иметь более узкую внутреннюю специализацию: уголовную, гражданскую, административную с участием несовершеннолетних. Очевидно, что рассмотрение подобных споров требует высокой профессиональной квалификации в вопросах права, педагогики, социологии, детской психологии. Поэтому на федеральном уровне должна быть организована система обучения и повышения квалификации судей по этим вопросам.

Во-вторых, специализация на отдельных категориях дел и, соответственно, разгрузка судей обеспечат всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и конкретной жизненной ситуации сторон: судья сможет получать углубленный материал о несовершеннолетнем и его семье и обладать большим количеством времени на его изучение, что будет способствовать индивидуализации судебного процесса.

В-третьих, создание ювенальных судов позволит включить в аппарат суда не только юристов, но и педагогов, психологов, психотерапевтов, социологов, имеющих соответствующие знания и опыт работы в этой области. Участие психологов, медиаторов обеспечит урегулирование спора на основе примирения сторон. Социальные работники смогут заниматься работой по изучению личности, условий жизни и воспитания ребенка, с санкции суда принимать меры по устранению косвенных причин правонарушений (например, трудоустройство, организация консультаций психолога), а также контролировать ситуацию после вынесения решения. Прежде чем лишить гражданина родительских прав, появится возможность оказания поддержки данной категории лиц (например, направление родителей на лечение от алкоголизма, наркомании, трудоустройство) и отслеживания изменений.

Все вышеперечисленное приведет к наиболее полной и квалифицированной защите интересов несовершеннолетних, накоплению соответствующей судебной практики, которая станет базой для дальнейшей эволюции законодательства в данной области, углубит связи различных отраслей права в сфере защиты прав несовершеннолетних, сократит количество правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, к подсудности специализированных судов по делам несовершеннолетних должны быть переданы:

1)уголовные дела, в которых несовершеннолетний является подсудимым (обвиняемым, подозреваемым) или потерпевшим;

2) административные дела в отношении несовершеннолетнего;

3) гражданские и семейные дела, связанные с защитой прав несовершеннолетних: о лишении, ограничении и восстановлении родительских прав; об определении места жительства ребенка и порядка общения с ним; об установлении усыновления (удочерения) и его отмене; об установлении отцовства и факта признания отцовства; об оспаривании отцовства; жилищные споры, связанные с интересами детей; возмещение вреда, причиненного здоровью ребенка; защита имущественных и неимущественных прав несовершеннолетнего;

4) дела иных категорий: иски, заявления в защиту прав несовершеннолетнего (например, об установлении факта, имеющего юридическое значение; о защите потребительских прав ребенка, об оспаривании законности действий должностных лиц, нарушающих права несовершеннолетнего).

Следует обратить внимание, что когда речь заходит именно о брачно-семейных спорах, то разрешение таких дел не относят к компетенции ювенального суда. Однако упомянутые выше Пекинские правила подчеркивают важнейшую роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Конституция Российской Федерации [9], Всеобщая декларация прав человека[10] гарантируют семье защиту со стороны государства, что является главным принципом ювенальной политики [11].

Любые брачно-семейные споры прямо или косвенно затрагивают интересы несовершеннолетних. В первом случае речь идет о делах, которые должны быть отнесены к подсудности ювенальных судов. Косвенная же защита осуществляется, например, при взыскании алиментов. Более того, хоть несовершеннолетний и не является участником в бракоразводном процессе, распад семьи, дальнейшее воспитание в неполной семье, враждебные отношения между родителями могут стать причиной деформации его личности, подтолкнуть к правонарушению. Кроме всего прочего это нарушает право ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленное в Семейном кодексе Российской Федерации.

Таким образом, очевидна необходимость в учреждении семейных судов, введении обязательных примирительных процедур и консультаций психолога, что, несомненно, позволит направить действия государственных структур в первую очередь на восстановление и оздоровление института семьи.

Семейные суды действуют в Австралии, Японии, Израиле, Нидерландах. Во Франции, США они функционируют наряду с ювенальными судами.

Хотя брачно-семейные споры рассматриваются по правилам искового производства, они имеют собственную специфику, обозначенную в нормах семейного законодательства.

Таким образом, прослеживается взаимная связь между интересами семьи и интересами несовершеннолетних, поэтому автору представляется необходимым и целесообразным объединить два специализированных суда в один – суд по защите прав семьи и несовершеннолетних, что будет способствовать более эффективной работе, в том числе с экономической точки зрения, нежели функционирование их по отдельности. Статистика показывает, что в 2012 году гражданско-правовые споры, возникающие из брачно-семейных отношений, рассмотренные мировыми судьями и районными судами в исковом производстве, составили 1103,4 тыс. дел, было вынесено 235 тыс. судебных приказов о взыскании алиментов на детей, а дела особого производства об установлении отцовства составили 10,0 тыс., об усыновлении детей - 14,8 тыс. дел. По уголовным делам виновными в совершении преступлений были признаны судом 32,6 тыс. несовершеннолетних [12].

Возможность учреждения специализированных федеральных судов в России предусматривается статьей 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [13].

В связи с вышеизложенным, предлагается внести следующие дополнения в законодательство Российской Федерации:

I. Дополнить Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» статьей 21.1: «Суды по делам семьи и несовершеннолетних», изложив ее в следующей редакции:

«1. В целях защиты прав семьи и несовершеннолетних создаются суды по делам семьи и несовершеннолетних.

2. Суды по делам семьи и несовершеннолетних в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора, и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности суда по делам семьи и несовершеннолетних устанавливаются федеральным конституционным законом».

II. Дополнить Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»:

1. Отнести рассматриваемые суды к федеральным судам общей юрисдикции и дополнить часть 2 статьи 1 «Система судов общей юрисдикции» пунктом 3.1: «суды по делам семьи и несовершеннолетних»;

2. Сформировать в составе Верховного суда Российской Федерации и судов субъектов Российской Федерации судебные коллегии по делам семьи и несовершеннолетних.

III. Принять Федеральный конституционный закон «О судах по делам семьи и несовершеннолетних в Российской Федерации», обратив внимание на следующие основные моменты:

1. В целях защиты прав семьи и несовершеннолетних создается федеральным законом суд по делам семьи и несовершеннолетних в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

2. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

3. Суд по делам семьи и несовершеннолетних рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, когда прямо или косвенно затрагиваются интересы семьи и несовершеннолетних, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Суду по делам семьи и несовершеннолетних в качестве первой инстанции подсудны все гражданские споры, возникающие из брачно-семейных отношений, дела о наследовании, а также споры, затрагивающие интересы несовершеннолетних: дела о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества между супругами независимо от цены иска, установление и оспаривание отцовства (материнства), все иные возникающие из семейно-правовых отношений дела.

5. Уголовные дела подсудны суду по делам семьи и несовершеннолетних, когда подсудимый (обвиняемый, подозреваемый) или потерпевший является несовершеннолетним, а также все уголовные дела главы 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

6. Предусмотреть, что: а) апелляционной инстанцией по отношению к судам по делам семьи и несовершеннолетних является Верховный суд субъекта Российской Федерации, в котором апелляционные жалобы, представления рассматриваются коллегией по делам семьи и несовершеннолетних, включающей составы по уголовным, административным и гражданским делам;

б) кассационной инстанцией по отношению к судам по делам семьи и несовершеннолетних является президиум Верховного суда субъекта Российской Федерации;

в) на постановления президиумов Верховных судов субъектов Российской Федерации кассационные жалобы, представления подаются в Судебную коллегию по делам семьи и несовершеннолетних Верховного Суда Российской Федерации;

г) вступившие в законную силу определения Судебной коллегии по делам семьи и несовершеннолетних Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации;

7. Путем внесения дополнений в статью 4 Федерального конституционного закона «О статусе судей в Российской Федерации» установить, что судьей в предлагаемых судах может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет, прошедший обязательные курсы в области педагогики, социологии, детской психологии и сдавший соответственные квалификационные экзамены;

8. Привести в соответствие данным положениям указанные федеральные конституционные законы, а также процессуальные кодексы Российской Федерации;

9. Производить дополнительный набор в аппарат суда по делам семьи и несовершеннолетних граждан, имеющих педагогическое образование, образование в области психологии. Ввести должность помощника судьи с социальными функциями. По возможности привлекать к участию в судебном процессе медиаторов.

 


Примечания:

1. Карнозова Л.М. К модели восстановительной ювенальной юстиции//Альманах «Неволя». 2005. №4. С. 34.

2. О комиссиях для несовершеннолетних: Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. № 8.

3. Слуцкий Е.Г. Ювенальная политика России [Электронный ресурс]. URL: www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/st5/page1/ (дата обращения: 18.03.2014).

4. См., напр.: Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. № 1. С. 22 - 41.; Воронова Е.Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5. С.40-42.

5. См.: Ермаков В.Д., Ильчиков М.З., Абросимова Е.А., Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации». Авторский проект. М., 1999. С. 8 - 9.

6. Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4. С. 17 - 20.

7. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.// Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

8. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29 ноября 1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия / ООН Нью-Йорк.

9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.

10. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.

11. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.

12. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 6.11.2013).

13. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 03 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1, ст. 1.

©Еремина Ю.И., 2015

 

 

УДК 347.9 Изгина К.З.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...