Формирование общих представлений
Этот подход включает измерение психологического конструкта в каждой культуре различными методами и проверку сходимости данных, полученных этими измерениями. При этом важно иметь возможность отделять психологический конструкт от демографического или культурного. В определении культуры, данном в первой главе, специально оговорено, что культура имеет элементы, разделяемые всем ее представителями. Когда мы измеряем психологический конструкт, мы не знаем, разделяется ли он всеми членами культуры, поэтому он может быть, а может и не быть частью культуры. Триандис, Бонтемпо, Лейнг и Хьюи (Triandis, Bontempo, Leung, Hui, 1990) разработали метод, который позволяет исследователю сортировать личностные, демографические и культурные конструкты. Основная идея метода состоит в использовании триад (групп из трех респондентов), членам которых задается вопрос и предлагается дать согласованный ответ. Культурные элементы не требуют обсуждения. Например, если вы спросите трех американцев важно или нет быть честным (справедливым) в повседневной жизни, скорее всего, они ответят «да» менее чем за две секунды. И около 85 процентов тестируемых триад дадут такой же быстрый ответ. Однако если вы спросите их, является важной или неважной известность (слава), они начнут обсуждать этот вопрос. Быть известным – это не такой широко распространенный элемент в американской культуре; некоторые стремятся приобрести известность, а другие нет. Для тех, кто хочет стать известным – это личностный конструкт. Исследование Триандиса, Бантемпо, Лейнга и Хьюи было проведено в Гонконге и Иллинойсе в качестве демонстрации, что можно сделать для измерения культурных элементов. Такую же процедуру можно проделать и с демографическими характеристиками (женщины в сравнении мужчинами, старые с молодыми, богатые с бедными), формируя соответствующие триады и измеряя длительность времени, необходимую для согласованного ответа, и процент триад, которые дали согласованный ответ. Это исследование ограничивалось изучением ценностей, но подобные исследования можно проводить при изучении и других элементов субъективной культуры.
К сожалению, метод требует привлечения большого количества респондентов. Например, чтобы образовать 50 триад (что является не таким большим числом для какой-либо гетерогенной культуры), необходимо по 150 человек из представителей каждой культуры. Ниже приводимые примеры иллюстрируют этот метод. В таблице 3-2 представлены наиболее важные ценности, разделяемые жителями Гонконга и Иллинойса. Некоторые представления являются ценностно значимыми для обеих культур. Например, по позиции «быть хорошо приспособленным, в гармонии со своей окружающей средой» испытуемые в 100 процентах триад в обеих культурах дали положительные ответы – жители Иллинойса в среднем за 2.8 секунды, жители Гонконга за 3.4 секунды. Для того чтобы рассматривать какую-либо ценность как часть культуры, около 85 процентов триад из этой культуры должны выразить согласие в течение короткого времени. Например, «настойчивость, упорство» (100 % согласия за 2.1 секунды), «вежливость» (100% - за 2.7) и «сыновнее / дочернее почтение» (подчинение воле родителей, их уважение и поддержка, гордость за своих предков) в 92% случаев получала положительный ответ за 13.4 секунды для жителей Гонконга. ------------------------ Далее ксерокопия таблицы 3-2 со страницы 77 и перевод обозначений: 1- таблица 3-2. Ценности китайцев Гонконга, ранжированные в соответствии с процентным выражением согласия и коротким временем реагировании на вопросы.
2- Ценность 3- Процентное отношение 4- Время (в сек) 5- Ранг ценности для американцев 6- Источник: Триандис, Бонтемпо, Лейнг и Хьюи (1990); Перепечатано с разрешения издательства «Saga Publication». Далее перевод вопросов таблицы по пунктам: 1. Настойчивость (упорство) 2. Вежливость 3. Быть хорошо приспособленным, в гармонии со своей окружающей средой, в хороших отношениях с другими 4. Иметь близкого друга 5. Рассудительность (осторожность) 6. Приспособленность 7. Терпеливость 8. Быть способным использовать преимущества удобного случая, не упустить благоприятную возможность 9. Доброта (любезность, сочувствие) 10. Быть способным разумно сочетать действие, развлечение, поведение, размышления, чувства и мысли 11. Терпимость к другим людям 12. Быть уверенным в себе, независимым от других людей, стоять на своих ногах 13. Сыновнее/дочернее почтение (подчинение воле родителей, уважение родителей, сыновняя/ дочерняя поддержка родителей) 14. Ранжирование взаимоотношений в соответствии со статусом и соблюдение этого порядка 15. Личностная твердость и устойчивость 16. Чувство справедливости 17. Гармония с другими людьми 18. Бережливость 19. Быть удовлетворенным, счастливым, испытывать радостность, чувствовать, что у меня хорошая судьба 20. Иметь тесную связь, близость с другими, знать много о других людях, которые тоже много знают обо мне 21. Иметь милых, приятных детей, именно такими бы я хотел их видеть 22. Патриотизм 23. Умеренность, сдержанность. Следование среднему пути 24. Иметь большой доход, который позволяет мне жить так, как я хочу --------------------------- Некоторые ценности разделили только жители Иллинойса, поскольку респонденты из Гонконга не удовлетворили 85-и процентному критерию согласия. Например, в отношении ценности «Быть удовлетворенным, счастливым, испытывать радость и удовольствие» согласие зафиксировано в 100% для триад американцев за 4.1 секунду. В Гонконге согласие было зафиксировано только в 77% этих случаев и для достижения согласия требовалось больше времени (15.2 секунды). И, наконец, в отношении ряда ценностей не достигалось достаточного согласия в обеих культурных выборках. Например, в отношении ценности «иметь большой доход, который позволяет мне жить так, как я хочу» согласие было достигнуто только в 52 % (Иллинойс) и в 54% (Гонконг) триад за время 16.6 секунд (для обеих выборок). Несмотря на то, что процентное отношение и время были фактически одинаковы, критерий 85 % не выполнился, поэтому указанную ценность нельзя рассматривать как элемент изучаемых культур.
Данные, полученные этим методом, можно сравнивать с результатами, полученными при помощи задавания вопроса одному респонденту, используя разные методы. Если результаты аналогичны, то это свидетельствует о схождении валидности разных методов. В данном исследовании такое сравнение было проведено и подтвердило схождение валидности разных методов.
Интервью и опросы Эти методы используются часто (Pareek, Rao, 1980): некоторые проводятся неформализованно и позволяют задавать вопросы в соответствии с контекстом процесса интервьюирования, другие следуют жесткой формализованной процедуре. Интервьюирование может осуществляться на ограниченных или репрезентативных выборках изучаемой культуры. Тесты Можно также использовать тесты (Irvine, Carroll, 1980), шкалы измерения установок, личностные шкалы, проективные тесты (Holtzman, 1980) и психофизические тесты. Эксперименты Эксперименты можно проводить в разных культурах, но процедура проведения имеет специфические трудности (см. Brown, Secrest, 1980; Cibrowski, 1980). Например, очень трудно обеспечивать одинаковость манипуляций независимых переменных, используемых в каждой культуре. Тем не менее, можно получать ряд интересных данных, когда в каждой культуре используется одна и та же экспериментальная процедура. Стродбек (Strodtbeck, 1951) приводит интересный пример. Он изучал вероятность связи культуры с победой жены или мужа в споре. Было протестировано десять семейных пар в каждой из трех культур: навайцев (где обычно муж проживал с родственниками жены, и, следовательно, можно было ожидать, что он обладает меньшей властью), тексанцев и мормонов (где традиционно мужчина имел превосходство над женщиной). Исследование начиналось с задавания каждой паре ряда вопросов, и отмечалось, по каким вопросам у супругов возникли разногласия. После этого на видео записывали взаимодействие супругов при обсуждении ответов и их попытки разрешить возникшие противоречия. Если пара приходила к согласию с первоначальной позицией мужа, это означало доминирование супруга; если с позицией жены - доминирование супруги.
Результаты были следующие: Количество решений в пользу Мужа Жены Навайцы 34 46 Тексанцы 39 33 Мормоны 42 29 Источник: Стродбек (1951)
Гипотезы подтвердились. Культура дает возможность предсказать, кто победит - навайцы с большей вероятностью будут соглашаться с мнением жены, а мормоны - с мнением мужа.
Контент-анализ Контент-анализ (см. Brislin, 1980) рассказов детей, газетных статей, мифов, формальных и неформальных записей бесед, речей или фильмов в ряде культур используется для изучения установок, мотивов, мнений, ценностей и других атрибутов культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|