Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правомерность наложения исполнительского сбора




Статья 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает исполнительный семипроцентный размер исполнительского сбора. Данная мера применяется судебным приставом – исполнителем в случаях, когда должник в установленные сроки не исполняет добровольно предписания, содержащиеся в исполнительном документе. Но не всегда наложение этого взыскания со стороны судебного пристава- исполнителя правомерны. Данная ситуация вызывает много споров на практике и остается актуальной проблемой.

Законом «Об исполнительном производстве» установлены два случая, когда налагается исполнительский сбор:

Неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Неисполнение должником исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Размер исполнительского сбора составляет семь процентов, он зачисляется в федеральный бюджет. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным - приставом. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства».

Также Закон № 229-ФЗ предусматривает случаи уменьшения, возвращения, освобождения от уплаты исполнительского сбора. Часть 2 статьи 112 Закона гласит, что если должник представит доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в отношении него не будет установлен исполнительский сбор.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшения его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленных законом. Таким образом, для освобождения от взыскания исполнительского сбора есть случаи, строго указанные в данном законе, и случаи, которые будут установлены в суде.

Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению согласно статье 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Сроки всегда были предметом для дискуссий и множества споров, в связи с чем на по их поводу сложилась неоднозначная судебная практика. К примеру, ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы Закона об исполнительном производстве 1997 г. удовлетворил требования истца по поводу неправомерности использованных в отношении него мер взыскания. В пользу должника вынес решение и ФАС Поволжского округа от 14.05.2013 по делу № А12-21321/2012 в своем постановлении. Должник ссылался на то, что он не был извещен о возбуждении исполнительного производства и об установлении сроков для добровольного исполнения требований о перечислении денежных средств, а также на отсутствие возможности в спорный период распоряжаться денежными средствами в связи с наложением на них ареста. Таким образом, требование было удовлетворено, поскольку действительно на дату принятия постановления судебный пристав-исполнитель не располагал доказательствами извещения должника о возбуждении исполнительного производства, денежные средства перечислены должником взыскателю в полном объеме после снятия ареста.

Существуют и другие позиции по этому поводу. Например, Арбитражный суд Свердловской области высказал свою точку зрения в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6. В данном решении было указано, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, который был установлен для должника для добровольного исполнения исполнительного документа, не является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника, их стоит считать правомерными. Также есть случаи, когда требуют признать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок. ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2013 по делу № А66-9039/2012, вынес постановление об отказе в удовлетворении требований должника, поскольку не были представлены доказательства невозможности исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Обобщая судебную практику, можно заметить, что в своем большинстве, в судах заявления об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава- исполнителя по поводу взыскания с должника исполнительского сбора основаны на нарушениях сроков, на том, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения.

Существует много точек зрения по поводу того, чем является исполнительский сбор. К примеру, Л. В. Белоусов считает, что исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности.[1] В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских полагают, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф.[2] Есть мнение о том, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, считает В. Н. Аргунов [3]. Я согласна с точкой зрения В.Н.Аргунова, так как цель затрачивания минимума времени на исполнение полномочий судебного пристава-исполнителя приведет к позитивным результатам.

Нельзя забывать и о том, что законом предусмотрены случаи невозможности исполнения в добровольные сроки, такие как непреодолимая сила, наличие чрезвычайных обстоятельств и так далее. Таким образом, исполнительский сбор как мера принудительного взыскания должна применяться только в случаях доказанности вины должника, в его умышленном уклонении от сроков, данных на добровольное исполнение.

 

 

Примечания:

1. Белоусов Л. В. Исполнительские штрафы и исполнительский сбор: вчера, сегодня, завтра // Арбитражная практика. 2005. № 5. С. 80-87

2. Каганцов Я. М. К вопросу о правовой природе исполнительского сбора // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4

3. Там же.

4.Каганцов Я. М. К вопросу о правовой природе исполнительского сбора // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 4

5. Официальный сайт Российской Газеты www.rg.ru, дата обращения 10.04.2014 г.

 

© Максютова Г.А., 2015

УДК 347.9 Марданов Д.А.,

канд. психол. наук,

доцент кафедры гражданского процесса

Института права БашГУ, г. Уфа

 

ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ (АРБИТРАЖНОМУ) ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ПРАВУ

 

Высшее профессиональное юридическое образование, готовящее специалистов для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, судебных, правоохранительных, контролирующих органах, выделяется в рамках высшего образования современной России тем, что оно по сути дела государствообразующее, да еще обладает культуртрегерскими функциями, ибо правовая культура с учетом явно прослеживаемого роста правосознания значительной части российского общества есть важная составная часть общей культуры человечества, ее роль в условиях глобализации резко возрастает. [1]

Базисной основой повышения качества преподавания в вузе является характер отношения преподавателей к своей профессии, их постоянное стремление к инновациям и профессиональному росту, саморазвитию и самореализации.

Преподаватель гражданского процессуального права не может быть специалистом лишь в гражданском процессуальном праве. Он должен систематически изучать новеллы в отраслях применяемого в гражданском судопроизводстве материального права. Преподаватель гражданского процессуального права, как и преподаватель любой другой учебной дисциплины, выступает в качестве источника и проводника знаний, руководителя обучения и воспитания будущих специалистов в области права.

Успех в преподавании гражданского процессуального права зависит от активности жизненной позиции преподавателя, его интеллектуального потенциала, стремления учиться самому, систематически обогащать свои познания в области теории права, процессуального и материального права и практики применения их норм.

В связи с принятием алгоритма деятельности в области нормативного и методологического обеспечения правоприменения в Российской Федерации внедрен мониторинг правоприменения для своевременного исправления недостатков российской правовой системы, в том числе указанных ЕСПЧ.

Так, указом Президента РФ закреплено понятие мониторинг правоприменения - комплексная и плановая деятельность, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены): законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. [2] Основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации.

Обучая гражданскому процессуальному праву, следует учитывать акты его официального толкования в постановлениях Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. При различных суждениях об их роли в правоприменении, на наш взгляд, они обязательны для судов, причем для Постановлений Пленума ВАС РФ это прямо установлено ч. 2 ст. 13 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Исходя из смысла частей 3 и 4 ст.15 Конституции РФ, ч.3 ст.5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, в Бюллетене международных договоров, размещены на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). [3]

На наш взгляд, правильно поступают преподаватели, которые по окончании лекции не просто объявляют тему следующей лекции, но и советуют обучаемым ознакомиться до лекции с соответствующими главами учебника, иными источниками, правовыми нормами, актами их официального толкования и применения по теме следующей лекции. Опыт показывает, что информация на следующей лекции в случаях следования обучаемыми приведенной выше рекомендации воспринимается гораздо эффективнее. Особенно целесообразно такое предварительное ознакомление с материалами будущей лекции обучаемых факультета заочного обучения. [4]

В связи с тем, что в учебниках и учебных пособиях по гражданскому процессуальному праву неединообразно решаются многие вопросы теории гражданского процессуального права, на лекции их следует назвать, обозначив собственную позицию, позицию преподавателей кафедры и рекомендовать обучаемым прочитать по дискуссионным проблемам различные учебники, монографии и статьи при подготовке к семинару. Задания для обучаемых по участию в обсуждении вопросов, вынесенных на семинар, и решении практических задач могут включать их распределение между отдельными обучаемыми с тем, чтобы в конечном итоге учебные группы обсудили большее количество проблем и решили большее количество задач, чем при обычных общих заданиях для всех обучаемых.

Болонский процесс ускорил тенденцию унификации образовательных систем Европы и России, в том числе в сфере юридического образования. Ее положительный смысл - заимствование опыта, который повысит эффективность и конкурентоспособность российского высшего образования. В сфере подготовке юристов - это, прежде всего, усиление практической направленности обучения, обязательная судебная практика, увеличение продолжительности практического обучения, при этом без отказа от очевидных достоинств системы подготовки в России: фундаментальности и интеграции обучения и науки.

Основой для оценки качества деятельности преподавателя вуза традиционно считают либо оценку учебных достижений обучаемых, либо достижения в области обеспечения учебного процесса. При этом оценка качества чтения лекций, проведения семинаров, практикумов, консультаций, оценка качества организации самостоятельной и поисковой образовательной деятельности обучаемых, как и качество проведения зачета или экзамена в общей системе решения образовательных задач в вузе, проходят стихийно, как правило, за счет копирования или отвержения сложившихся образцов, наблюдаемых у преподавателей разных вузов. [5]

Как правило, преподаватель вуза при подготовке к лекции, семинарскому занятию, к предэкзаменационной консультации использует справочно-информационные системы «Консультант Плюс», «Гарант», информационные ресурсы Интернета, в частности информацию, размещенную на официальных сайтах органов государственной власти и управления. От обучаемого требуется глубокое знание соответствующего учебного материала, умение анализировать содержание правовых норм и материалов правоприменительной практики, необходимо уделять формированию у них навыков практической деятельности.

Практические занятия основаны на работе обучаемых в учебных аудиториях с упражнениями, которые по содержанию представляют собой составленные преподавателем казусы, требующие для своего решения применения теоретических знаний и соответствующих нормативных правовых актов. Такие сборники задач (практикумы) имеются по многим отраслям права, и проведение практических занятий является традиционным методом обучения в юридическим вузе. На практических занятиях вырабатываются и закрепляются необходимые навыки работы. [6] Практические занятия имеют своею целью вовлечь слушателей в самостоятельную и активную работу. [7]

Т.е., особенностью обучения гражданскому процессуальному праву является придание особого значения практике применения норм процессуального права. Проверка знаний обучаемых в области судебной практики должна предприниматься в следующих аспектах:

- правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросам, подлежащего применению или примененного в конкретном деле закона, выраженная в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ;

- надзорная практика высшего судебного органа (Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ); постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

- практика Европейского суда по правам человека.

Большую роль в правильном формировании судебной практики играет Конституционный Суд РФ. Его правовая позиция очень важна как для правильного понимания и применения закона в области материального права, так и для правильного понимания и применения норм процессуально-правового характера. Все-таки Конституция РФ является актом прямого действия, и вопросы ее толкования Конституционным Судом РФ нередко имеют решающее значение для правильного применения законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном гражданском деле. В частности, можно привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Определении от 11.11.2008 г.: «...ничто не препятствует судам общей юрисдикции в силу ст. 100 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» пересматривать в обычном порядке, т.е.... по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке ст. 42 ГПК РФ (п. 5 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ) во взаимосвязи с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, судебные Постановления, основанные на норме, которой ранее суд в ходе применения в конкретном деле придал смысл, расходящийся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ». [8] В данном случае Конституционный Суд РФ придает более широкий смысл п. 5 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ, где содержится как вновь открывшееся обстоятельство признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ. Представляется, что знание таких разъяснений Конституционного Суда РФ является обязательным для обучаемых.

Изучение надзорной судебной практики представляется очень важным для выявления готовности обучаемого решать в будущем профессиональные задачи. Высшие судебные органы страны наделены правом толковать закон и, следовательно, менять свои подходы при сохранении неизменными определенных положений законодательства. Например: в гражданско-правовой сфере получило широкий общественный резонанс недавнее постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.12.2011 №20-ПВ11, отменившего в порядке надзора определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 31.08.2011 г. и оставлении в силе решения Верховного суда Республики Башкортостан от 27.06.2011, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 №ВС-10/21, которым установлены следующие нерабочие праздничные дни по поводу религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза - байрам. В этой связи, для обучаемого важно знать надзорную практику высших судебных органов страны, поскольку она имеет решающее значение для судей.

Знание Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ является также очень важным для выявления готовности обучаемого выполнять свои функции. Общеизвестно, что российское законодательство несовершенно: в нем имеются не только пробелы, но и нечетко сформулированные положения, и, хотя правовая природа Постановлений Пленумов как актов разъяснения и толкования права признается большинством ученых-правоведов, нередко в таких судебных актах содержатся положения, которые помогают оперативно преодолевать существующие недостатки законодательства. В качестве примера можно привести Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», где в п.1. содержится положение о том, что суды общей юрисдикции рассматривают дела: а) по спорам о включении в состав наследства имущества в виде акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, земельной доли, полученной наследодателем при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель; б) по требованиям о выплате действительной стоимости доли наследодателя в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества либо о выдаче соответствующей ей части имущества в натуре, о выплате стоимости пая умершего члена производственного кооператива и т.п. [9] Так, знание данного разъяснения позволяет не ошибиться в решении вопросов возбуждения по делам о наследовании. Конечно, знание Постановлений Пленумов применительно к отдельным вопросам судебной практики является необходимым для успешного выполнения в дальнейшем своих профессиональных обязанностей.

Наконец, обучаемому необходимо знание судебной практики Европейского суда по правам человека, поскольку Россия является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., ратифицировав ее 30 марта 1998 г. При этом обучаемому важно проанализировать решения и постановления Европейского суда по правам человека, принятые как в отношении России, так и в отношении других стран, поскольку они имеют прецедентное значение для формирования судебной практики российского государства. Нельзя забывать о том, что, ратифицировав Конвенцию, Россия обязана как государство-ответчик принять «действенные меры для предотвращения новых нарушений Конвенции, подобных нарушениям, выявленным решениями Суда». А поскольку самые многочисленные нарушения Конвенции связаны с проблемами, лежащими в сфере правоприменительной практики государственных органов, прежде всего судов, изменение судебной практики является как раз той самой необходимой мерой общего характера, способной предотвратить новые нарушения Конвенции. В связи с этим обучаемый просто-таки обязан разбираться и в позициях Европейского суда по правам человека, чтобы быть готовым в своей профессиональной деятельности учитывать его судебные акты.

Разумеется, проверка знаний обучаемого должна касаться в первую очередь отрасли права, но знание судебной практики является не менее важным и значимым, чем знание правовых норм.

В процессе подготовки, к практическим занятиям обучаемые обязаны: решить письменно, последовательно и с развернутой мотивировкой (правовые ситуации) задачи по данной теме, указанные в практикуме; составить проекты процессуальных документов (исковых заявлений, постановлений, определений суда, и т.п.).

При решении задач необходимо дать правильную юридическую квалификацию спорных правоотношений, выяснить предмет, основание иска, заявления, жалобы, представления.

Например: необходимо проанализировать все обстоятельства указанные в условии задачи (казуса), сформулировать ответы в четыре этапа.

I. На основе материальных норм (статьях, пунктах ГК РФ, СК РФ, ТК РФ…)

Для разрешения спора, а также в механизме правового регулирования, желательно использовать также метод дедукции (от общего к частному).

Например: В соответствии с п. 1 ст. 503 ГК РФ, а также

п. 5 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.)// СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

II. На основе процессуальных норм (ГПК РФ, АПК РФ…)

ст.131 ГПК РФ

III. На основе разъяснений, толкований судебной практики (пунктов Постановлений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, Постановлений Пленумов ВС РФ, ВАС РФ).

Например: Согласно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29.09.1994 г., в ред. от. 11.05.2007 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №3.

10. Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда Гражданским кодексом РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, ст. ст. 796, 902). При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п. п. 2 и 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

IV. Окончательные выводы.

Решение задачи должно быть сформулировано мотивированно, юридически грамотно, со ссылкой на конкретные статьи (пункты, части) нормативных актов, и применить судебную практику. Юридическая квалификация фактов и правоотношений должна основываться на (судебной практике) разъяснениях, толкованиях Конституционного Суда РФ, Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Европейского суда по правам человека.

Окончательные выводы по задаче должны быть полными, конкретными и однозначными, достаточно аргументированными.

Обучаемые должны не только получить систематизированные знания по гражданскому процессу, но и выработать умение ориентироваться в его источниках, самостоятельно вести поиск необходимых правовых норм, анализировать их и правильно применять в профессиональной деятельности. Для ответа на предполагаемые вопросы используйте материалы юридической периодической литературы, судебную практику.

Представляется полезным в ситуациях обнаружения пробелов и коллизий в гражданском процессуальном праве предложить обучаемым сформулировать предложения законодателю по их устранению.

Таким образом, применение судебной практики особенно на практических занятиях способствует развитию гражданского (арбитражного) процессуального права, не ограничивая его только усилиями законодателя, так как только практика показывает уровень его эффективности. Наделение высших судов правоприменительной ролью может способствовать повышению эффективности действующих нормативных актов, и дальнейшему развитию российской правовой системы.

 

Примечания:

1. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты/ Под ред. М.М. Славина. – М.: НОРМА, 2008.

2. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации»)// СЗ РФ.2011. №21. Ст. 2930.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 4 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

4. Грось Л.А. О преподавании гражданского процессуального права на кафедре гражданского процесса Московской государственной юридической академии// Юридическое образование и наука. 2009. №2.

5. Поводова Е.В. Зависимость качества преподавания от профессиональной позиции преподавателя// Юридическое образование и наука. 2009. №3.

6. Агеева Г.Н. Организация и проведение практических занятий по специальным юридическим дисциплинам со студентами-заочниками// Проблемы методики преподавания в заочном юридическом вузе. - М., 2002. - С. 71.

7. Перетерский И.С. О методике преподавания правовых дисциплин в университете// Советское право. Журнал института советского права. - М.: Государственное издательство, 1928. №1 (31). - С. 86 - 104.

8. Российская газета. 2008. 28 ноября.

9. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. №7.

 

© Марданов Д.А., 2015

 

УДК 347.9 Медведева К.В., студентка Института права БашГУ,

г.Уфа

Научный руководитель – Л.Л. Акопян,

ст. преподаватель

кафедры гражданского процесса

Института права БашГУ, г. Уфа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...