Нарушение основополагающих принципов российского права как основание отмены решения третейского суда
В соответствии с п.2 ч.3 ст.233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд имеет полномочие отменить решение третейского суда, если будет установлено, что такое решение нарушает основополагающие принципы российского права. Четкого представления о том, что подразумевается под понятием «основополагающие принципы российского права» в науке нет. Такая неопределенность объясняется в первую очередь тем, что ни в одном нормативном правовом акте данная категория не раскрывается. Для начала стоит указать, что понимается под принципами права вообще, согласно общей теории права. Принципы права – это основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. На принципах права покоятся и реализуются нормы, институты, отрасли и вся система права. Под основополагающими принципами права можно в таком случае понимать особо важные принципы, ключевые идеи права, самые основные положения. Данная категория очень размыта, и трудно однозначно выделить из всех принципов права те, которые являются особо важными. Представляется логичным отнести в первую очередь к основополагающим принципам конституционные принципы Российской Федерации. Говоря о принципах, закрепленных в Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации еще в 1993 г. указал, что такие принципы обладают высшей степенью обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим регулируют все сферы общественных отношений. Такие принципы приоритетны перед иными правовыми установлениями, содержат направленность на соблюдение конституционных прав человека и распространяются абсолютно на всех субъектов права [1].
Такая характеристика конституционных принципов вполне позволяет назвать их принципами, основополагающими для российского права. Некоторые ученые относят к основополагающим принципам права кроме конституционных еще и принципы других отраслей права. Так, к примеру, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обозначил в качестве основополагающего принципа российского права принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности[2]. Можно привести и другой пример: признается нарушающим основополагающие принципы российского права решение третейского суда, которое основано на подложных документах[3]. Стоит отметить, что в Проекте Федерального закона «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» термин ««основополагающие принципы российского права» заменен на термин «публичный порядок»[4]. Термин «публичный порядок» не является новым, он уже обозначен в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако мы считаем, что данные термины являются синонимами. В таком ключе стремление законодателя заменить все синонимы этого термина, разбросанные по нормативным правовым актам, на один – «публичный порядок» - является весьма логичным. Термин «публичный порядок», который уже достаточно давно используется в законодательной практике и науке, в том числе в международном частном праве, является более проработанным и определенным. Так, Г.К. Дмитриева пишет, что понятие «публичный порядок Российской Федерации» включает следующие элементы: 1) основополагающие, фундаментальные принципы российского права, в первую очередь конституционные, а также принципы иных материальных и процессуальных отраслей права; 2) общепринятые нормы морали, на которых строится российский правопорядок; 3) законные интересы российских граждан и юридических лиц, общества и государства, защита которых является приоритетной задачей всей российской системы права; 4) общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью правовой системы Российской Федерации, включая международно-правовые стандарты прав человека[5].
В Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации указано, что под публичным порядком необходимо понимать основные принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и законах Российской Федерации[6]. Также в судебной практике можно найти следующие характеристики публичного порядка. Под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы) российского права, которые характеризуются высшей императивностью, универсальностью, обладают особой общественной и публичной значимостью, составляют основу экономической, политической и правовой систем страны. К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, которые прямо запрещенны сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации, если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, либо нарушаются конституционные права и свободы частных лиц[7]. Таким образом, нельзя составить точный перечень принципов, которые являются основополагающими для российского права, и которые можно отнести к категории «публичный порядок Российской Федерации». Но можно сделать вывод, это основополагающие принципы – это особо важные идеи, начала российского права, обладающие особой публичной и общественной значимостью, регулирующие особо важные общественные отношения, и включающие в себя принципы материальных и процессуальных отраслей права.
Примечания: 1.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 года №1-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы»//ВКС РФ. 1993. N 2/3. С. 60.
2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. № 16497/12 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. №96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». П. 30. 4. Проект Федерального закона «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Ст.35. 5. Дмитриева Г.К. Международное частное право (часть третья ГК РФ). М., 2002. С. 120. 6. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26 февраля 2013 № 156 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о применении оговорки о публичном порядке как основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». © Снегова Д.С., 2015
УДК 347.9 Солонинченкова Е.Л., студентка Института права БашГУ, г. Уфа Научный руководитель – Л.Л. Акопян, ст. преподаватель кафедры гражданского процесса Института права БашГУ, г. Уфа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|