Киберкорпорация: электронная коммерция и электронный бизнес
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Объяснять, каким образом интернет-технология преобразует организации и бизнес-модели. 2. Сравнивать категории электронной коммерции и описывать, какие изменения вносит электронная коммерция в отношения с клиентами и осуществление операций между компаниями. 3. Оценивать системы электронных платежей. 4. Показывать, как интернет-технологии могут поддерживать электронный бизнес и управление цепочками поставок. 5. Оценивать управленческие и организационные проблемы, вызываемые электронной коммерцией и электронным бизнесом. .. Авиакомпания SwissAir превращается в киберкорпорацию
есткая конкуренция в авиационном бизнесе — факт общеизвестный. Авиалинии конкурируют между собой в области ценовой политики, планирования перелетов, а также по ассортименту и качеству предоставляемых услуг. Компания SwissAir предпринимает попытки занять лидирующие позиции путем фокусирования на качестве обслуживания клиентов, снижая при этом операционные издержки. Именно эту стратегию позволяют реализовать на практике интернет-технологии. Первый web-сайт компании SwissAir, разработанный в 1995 г., не обладал достаточным уровнем динамичности. Здесь в интерактивном режиме отображалась лишь базовая информация о направлениях и расписании полетов. С того времени компания SwissAir значительно усовершенствовала свой сайт, а также активно использовала возможности Интернета для ведения бизнеса. Теперь клиенты могут воспользоваться web-сайтом для того, чтобы забронировать и приобрести авиабилеты в интерактивном режиме, а также получить справочную информацию о расписании авиарейсов. Высокопоставленные клиенты могут избежать очередей при регистрации в аэропорту, выполнив эту процедуру на байте за 24 часа до вылета. После таких нововведений объемы продаж SwissAir начали
быстро расти. В частности, увеличилось число клиентов, совершающих частые деловые поездки, которые ценят удобство бронирования и приобретения билетов в интерактивном режиме. Согласно исследованиям SwissAir, в среднем билет, приобретенный в интерактивном режиме, обходится клиенту дешевле, чем билет, проданный при личном общении или по телефону. Количество посетителей сайта увеличилось с 250 тыс. до 2 млн в месяц. Компания была настолько довольна успехом электронной коммерции, что начала применять Интернет для поддержки внутренних процессов своей коммерческой деятельности. Таким образом, создавались корпоративные интранет-сети для отделов продаж, маркетинга и отдела кадров, а также расширялись отдельные элементы каждой такой интрасети, чтобы доступ к ним могли получить внешние поставщики и партнеры. Маркетинговая интранет-сеть служит источником новых отчетов, инструментальных средств и проектных решений, которые помогают персоналу отдела маркетинга компании SwissAir, работающему в 150 городах, оптимизировать рекламные акции, направленные на организацию и стимулиро- вание сбыта. С помощью интранет-сети персонал отдела маркетинга получил возможность обмениваться протоколами совещаний и презентаций с союзом Quali-flyer Group, который включает 40 независимых авиакомпаний. Компания SwissAir и ее партнеры обмениваются информацией о предстоящих рекламных акциях, а также пытаются разработать похожие тематические направления и рекламные программы. Интранет-сеть отдела продаж компании SwissAir обеспечивает торговых менеджеров необходимыми инструкциями, статистическими данными и сведениями о самых успешных примененных на практике методиках. С помощью подобной интранет-сети менеджеры также получают возможность принять участие в поощрительных программах, дискуссионных группах и совместной рабочей среде. В интранет-сети предусмотрена специальная функция по реализации билетов Sales Ticket, позволяющая отделу продаж информировать о свободных местах на авиарейсы по всему миру своих коллег, а также агентов из бюро путешествий, которые могут оказать помощь в реализации оставшихся билетов. Посредством своей интрасети компания SwissAir предоставляет достоверные данные в бюро путешествий. (Агенты бюро путешествий составляют важную часть коммерческой деятельности компании SwissAir.) Данные о стоимости билетов, которые ранее распространялись в «бумажном» виде, можно загрузить в электронном виде из интрасети в собственную внутреннюю информационную систему агента.
Интранет-сеть отдела кадров компании SwissAir предоставляет сотрудникам обновленные данные о корпоративной политике, расходные бланки, списки вакансий и диаграммы, демонстрирующие структуру организации, которые помогают сотрудникам компании работать эффективно и генерировать новые идеи. Около 90% бланков, используемых отделом кадров, теперь доступно в его собственной интранет-сети. Компания SwissAir постоянно улучшает свой web-сайт. В настоящее время посетители сайта могут пользоваться преимуществами, предоставляемыми постоянным клиентам, и возможностями персонифицированного маркетинга, поскольку при каждом посещении сайта происходит их распознавание. Компания SwissAir анализирует активность посетителей сайта в целях определения их интересов. Энди Гьентхард (Andy Guenthard), генеральный менеджер SwissAir по электронной коммерции, назвал этот сайт «группой единомышленников, которая активна 24 часа в сутки и 7 дней в неделю». Проблемы управления Подобно компании SwissAir, многие фирмы начинают использовать Интернет для общения со своими клиентами и поставщиками, создавая новые компьютерные сети для электронной коммерции, которые заменяют традиционные каналы распространения информации. Также они используют интернет-технологии в целях рационализации внутренних процессов своей коммерческой деятельности. Построенные на основе компьютерных технологий бизнес-процессы и взаимосвязи с другими организациями могут помочь компаниям достичь новых уровней конкурентоспособности и эффективности, но в то же время они вызывают возникновение следующих управленческих проблем:
1. Электронная коммерция и электронный бизнес требуют полного изменения образа мышления. Киберкорпорации нуждаются в новых организационных подходах и процессах управленческого характера. Чтобы успешно внедрить электронную коммерцию и электронный бизнес, вовсе не обязательно тут же применять новые технологии, изменяя существующие методы ведения бизнеса. Прежде всего компаниям следует проанализировать и, возможно, реконструировать сам бизнес-процесс. При этом следует учесть возможные изменения в культуре организации, рассмотреть возможность создания другой организационной структуры, иной схемы поддержки информационных систем, других методов управления служащими и функций сетевой обработки, а также, возможно, другой стратегии ведения бизнеса. 2. Поиск удачной модели интернет-бизнеса. Компании в массовом порядке начали создавать собственные web-сайты в надежде увеличить свои доходы посредством электронной коммерции. Однако многим, если не большинству, сайтам электронной коммерции все еще предстоит приносить прибыль или же вызвать коренные изменения в объемах и структуре продаж фирм и их маркетинговой деятельности. Снижение издержек или выход на новые рынки по причине внедрения web-сайтов могут не воплотиться в жизнь. Компаниям следует тщательно обдумать, могут ли они создать в Интернете реальную рабочую бизнес-модель и какое место занимает Интернет в стратегии ведения бизнеса в целом. Электронная коммерция требует применения новых, отличных от традиционных стратегий при распределении заказов, в области рекламы и обслуживания клиентов (Chaudhury, Mallick, and Rao, 2001). Интернет-технологии обеспечивают универсальную платформу для организации процессов закупки и продажи товаров, а также для совершенствования важных внутренних бизнес-процессов. Они послужили первопричиной возникновения новых организационных и управленческих методов, которые преобразовывают коммерческие организации и реализуют внедрение информационных систем в повседневную жизнь. Помимо множества преимуществ и возможностей электронная коммерция и электронный бизнес привели к появлению новой совокупности проблем управленческого характера. Мы опишем эти проблемы для того, чтобы организации могли получить представление о вопросах менеджмента, организации и технологии, рассмотрение которых необходимо для извлечения преимуществ из электронной коммерции, электронного бизнеса, а также от развертывания возможностей, соответствующих киберкорпорации.
..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|