Электронная коммерция типа «бизнес—бизнес»: новые производительности и отношения
Быстро растущая сфера электронной коммерции рассчитана скорее не на отдельных покупателей, а на автоматизацию операций купли-продажи, производимых между компаниями. Некоторые аналитики подсчитали, что операции типа В2В составляют 80% всех операций электронной коммерции и к 2004 г. могли бы составить более 87%. К тому времени электронная коммерция типа В2В в мировом масштабе могла бы достичь оборота $2,8 трлн (Enos, 2000). В течение многих лет компании использовали для этих целей собственные системы электронного обмена данными (EDI), теперь же они обращаются к Сети и интернет-технологиям. Путем сокращения неэффективных, бумажных процессов при размещении предложений, заказа или доставки товаров, а также с помощью предоставления боль- Call center (центр по обслуживанию заказчиков) Отдел организации, в обязанности которого входят ответы на вопросы, поступающие в службу поддержки по телеффну, а также по другим каналам связи. ших возможностей для нахождения наиболее дешевых продуктов и услуг web-сайты, ориентированные на схему «компания—компания», могут привести к тому, что расходы участников операций сократятся на величину от 3 до 45%. Коммерция по схеме В2В также приведет к сокращению количества ошибок в коммерческих документах с величины 20 до 1% и менее (Keen, 2000). Корпоративные покупки традиционно основывались на долговременных отношениях с одним или двумя поставщиками. Благодаря Интернету становится более доступной информация о других поставщиках, т. е. компании могут заключать наиболее выгодные сделки, используя более широкий спектр источников, включая иностранные компании. Приобретая товар у незнакомых поставщиков или размещая новый тип заказа, менеджер по закупкам ищет ответы на возникающие у него вопросы в Сети. Поиск потенциальных торговых партнеров являются одним из распространенных видов закупочной деятельности в Интернете. Сами поставщики могут использовать Сеть при интерактивном изучении цен конкурентов. Организации также могут использовать Сеть для получения заказов у поставщиков интерактивно. В табл. 4.2 описаны некоторые примеры электронной коммерции, осуществляемой по схеме «бизнес—бизнес».
Для ведения электронной коммерции по схеме «бизнес—бизнес» фирмы могут использовать свои собственные web-страницы, как, например, Alliant Exchange, или организовывать продажи через web-сайты, устанавливая так называемые интерактивные рынки. Интерактивные рынки, называемые также электронными хабами, или е-хабами, представляют собой некоторые из новейших бизнес-моделей Интернета, о которых упоминалось в первых разделах главы. С помощью интерактивных рынков компании могут связываться со многими покупателями одновременно, не устанавливая непосредственного соединения с каждым из них, и могут найти новых потенциальных покупателей. Многие рынки имеют возможности объединения информации о продукте, хранимой в различных системах изготовителя. Компаниям, покупающим товары, не нужно управлять четырьмя или пятью различными системами при покупке у различных поставщиков. Они могут сэкономить деньги путем сопоставления цен и совершения покупок в различных компаниях (Dalton, 1999). Такой тип интерактивного рынка, как биржа, представляет особый интерес, поскольку очень многие компании обращаются к интернет-биржам с целью автоматизации своих покупок и продаж. Биржи представляют собой интерактивные рынки, на которых многочисленные покупатели могут совершать покупки у многочисленных продавцов, используя при этом систему анализа покупок-продаж (рис. 4.6). Примером такой биржи может служить компания E-Steel. Зареги-
Electronic hub (e-hub) (электронный хаб) Интерактивный рынок, работающий по схеме «бизнес—бизнес». Exchange (биржа) Тип интерактивного рынка, на котором многочисленные покупатели могут совершать покупки у многих продавцов, используя систему сопоставления покупок-продаж. S
стрировавшись, покупатели делают запросы, уточняя детали, сроки и поставщиков стали, которую они хотели бы приобрести. В своих ответах покупателям поставщики указывают характеристики своих товаров. Покупатели могут также искать определенные типы стали, делать заявки и вести интерактивные переговоры с поставщиками. Существует несколько категорий бирж. Вертикальные бир жи, известные также как производственные биржи, организовываются для обслуживания определенных отраслей производства, таких как автомобилестроение, лесная или энергетическая промышленность. Вертикальные биржи применимы также и в химической промышленности, производстве пластмасс, в станкостроении, телекоммуникации, в производстве бумаги, а также в финансовых органи-
зациях. Компания E-Steel является примером вертикальной биржи в металлургической промышленности. Горизонтальные биржи нацелены на специфичные функции, обнаруживаемые во многих различных отраслях производства, как, например, покупка офисного оборудования или поставки в рамках сопровождения, ремонта и эксплуатации. Примером горизонтальной биржи может служить web-сайт MRO.com. Компании могут создавать свои собственные частные биржи, называемые отраслевые биржи, с целью получения прибыли от заказчиков путем предоставления рыночных услуг. Например, компания Cable & Wireless Hong Kong Telecom (CWHKT), универсальный поставщик коммуникационных услуг, создала биржу для региона Большого Китая. Эта биржа предоставляет свои услуги для широкого круга производств в целях увеличения эффективности цепи поставок и покупок. Благодаря тому что биржи дают возможность покупателям и продавцам обмениваться информацией о поставках, запросах и производстве, может резко сократиться степень неэффективности среди всех участников цепочки поставок — поставщиков, производителей, дистрибьюторов, снабженческих компаний и даже биллинговых компаний. На рис. 4.7 показано, как модернизировались бизнес-процессы в снабжении макулатурой в лесообрабатывающей промышленности благодаря Fibermarket, биржи лесообрабатывающей промышленности. Например, чтобы продать макулатуру, поставщикам приходилось ежедневно, еженедельно или ежемесячно «зависать» на телефоне или факсе, чтобы загрузить завод на полную мощность и найти бумажные фабрики, которые купят эту макулатуру. Затем стороны договаривались о перевозке, обсуждали цены, составляли график отгрузки, заполняли накладные и выписывали счет заказчику. Заказчик сверял поставки с заводскими отчетами. Благодаря бирже Fibermarket все эти этапы осуществляются автоматически. После прохождения заказов через биржу цены устанавливаются интерактивным способом, поэтому участники сделок могут наблюдать за спросом и предложением в режиме реального времени.
Несмотря на то что количество бирж растет, аналитики считают, что лишь немногие из них смогут долго просуществовать. Поскольку для обслуживания одной отрасли производства организовано множество бирж, не все из них смогут выжить. Благодаря биржам обеспечивается процесс конкурентного формирования цен среди многих поставщиков, что позволяет покупателям приобрести товар за меньшую цену. Участие поставщиков в работе бирж может протекать более вяло, если постепенно начнут сокращаться размеры их прибыли. Более того, компании, особенно с неприбыльными системами производства, при совершении покупок помимо цены должны учитывать расписание поставок, обеспечение соответствия требованиям заказчика и многие другие факторы. Большинство бирж типа В2В проводит относительно несложные операции, при которых компании не сталкиваются с такими сложностями (Wise and Morrison, 2000). Осознание преимуществ более изощренных услуг В2В требует изменений в организационном процессе, культуре и поведении (Andrew, Blackburn and Sirkin, 2000). В «Организационном окне» освещаются некоторые спорные вопросы, с которыми сталкиваются биржи в процессе становления как основных бизнес-моделей. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОКНО Может ли биржа Covisint выполнять роль автомобильной биржи? 25 февраля компании General Motors, Ford и DaimlerChrysler объявили о создании новой автомобильно-промышленной торговой биржи типа «бизнес— бизнес» под именем Covisint. Три конкурента договорились о кооперативном сотрудничестве на данной бирже, чтобы сократить чрезмерные расходы на приобретение автозапчастей. (Вместе General Motors и Ford тратят около $250 млрд ежегодно на закупку сырья и комплектующих частей.) Добиться снижения цен можно было путем выдвижения требований к поставщикам о размещении заявок на web-сайте Covisint, а также путем сокращения стоимости операции формирования заказа на поставку. (Ожидается, что Covisint сократит затраты на операции по формированию каждого заказа на поставку со $ 100 до $ 10 или до $20.) Биржа Covisint поддерживает аналитический инструмент, который помогает производителям оценивать конкурентные заявки от поставщиков, используя такие атрибуты, как качество, цена и срок доставки. Производители автомобилей надеются на то, что ежегодно смогут экономить миллиарды долларов, сокращая издержки на $1200-3000 в расчете на один автомобиль. Конкурирующие производители автомобилей полагают, что можно достичьдополнительной экономии путем разделения единого промышленного рынка, а не с помощью инвестиций, направленных на создание собственных рынков. Covisint способствует значительной экономии средств поставщиков, предоставляя им недорогой доступ к возможности сотрудничества с производителями. Covisint контролируется Большой тройкой производителей автомобилей (к которым позже присоединились Renault и Nissan Motors) и двумя компаниями, предоставляющими программное обеспечение для их web-сайта: Oracle, являющейся поставщиком программных услуг компании Ford, и Commerce Inc., сотрудничающей с General Motors.
Биржа Covisint была противоречивой с самого начала, в связи с чем многие исследователи и аналитики высказывают сомнение в ее успешной деятельности. Федеральная торговая комиссия (FTC) американского правительства предприняла расследование факта соответствия создания биржи Covisint гигантскими производителями автомобилей целям контролирования цен на запчасти. Два гигантских разработчика программного обеспечения испортили свои отношения из-за несоответствия спецификаций. Возможно, одной из причин появившегося скептицизма является отсутствие участия в бирже почти 40 тыс. поставщиков из отраслей автомобильной промышленности. Правление Covisint состоит только из представителей автомобильных производителей и не включает поставщиков запчастей. В конечном итоге Covisint согласилась образовать совет поставщиков Customer Advisory, предоставив им определенное право в принятии решений, Другая проблема этой биржи заключается Киберкорпорация в действии: виртуальная система поставок от фирмы Marshall Industries С возникновением электронной коммерции изменилась роль дистрибьюторов, традиционно исполняющих роль посредников между производителями и покупателями. Чтобы выжить, дистрибьюторам необходимо искать новые способы в том, что многие из 8 тыс. поставщиков первого уровня (тех, которые непосредственно продают продукцию автомобильным компаниям) уже организовали свои собственные частные биржи для работы с поставщиками более низких уровней. Covisint заверила этих поставщиков в том, что намерена давать возможность поставщикам использовать свои собственные биржи в союзе с Covisint. Другая проблема поставщиков заключается в том, что Covisint устанавливает высокие операционные издержки. (На момент написания данной книги эта проблема все еще не разрешилась.) Еще одна проблема состоит в том, что поставщики опасаются, что их товары приведут к потере доверия потребителей к торговой марке. Covisint ответила тем, что поставщики смогут создать свои собственные порталы, рекламирующие торговую марку компании, которые размещены на сайте. Еще одна проблема — отсутствие связи; тысячи поставщиков мало знают или вообще не владеют информацией о бирже Covisint. Более мелкие поставщики разглядели одно из преимуществ биржи Covisint, состоящее в том, что теперь они смогут стать участниками электронной коммерции; до этого более 60% из них не могли позволить себе создание своих собственных электронных сетей. 12 сентября совет FTC объявил об окончании рассмотрения дела о бирже Covisint с заключением о возможности дальнейшей ее деятельности. Однако это одобрение было предварительным, поскольку, как объявил совет FTC, Биржа Covisint в это время еще не функционировала и даже не имела своего устава или других документов, регулирующих ее деятельность. Комиссия FTC объявила, что будет следить за деятельностью биржи. Поскольку «основатели Covisint представляют львиную долю автомобильного рынка, Комиссия не может гарантировать, что их предприятие не вызовет обеспокоенность конкурентов». Вскоре после этого заявления немецкий аналог комиссии FTC, называемый Bundeskartellamt, также согласился с таким утверждением. Информация к размышлению. Считаете ли вы, что биржа Covisint будет успешно функционировать? Аргументируйте свою точку зрения. С какими проблемами менеджмента, организации и технологии столкнулся проект Covisint? Источники: Bill Robinson. «Driving the Automotive Industry», Cisco IQ Magazine, January/ February 2001; Ruhan Memishi. «Covisint's Starts and Stops», Internet World, January 1, 2001; Clare Ansberry. «Let's Build an Online Supply Network», Wall Street Journal. April 17, 2000; Dow Jones Newswires, «Honda Considers Joining Covisint Parts Exchange», Wolf Street Journal, November 21, 2000; «Covisint: Reinventing Procurement and Supply», New York Times, November 6. 2000; Paul Elias. «Feds Can't Call Covisint Antitrust-worthy—Yet», Red Herring Magazine. September 12, 2000; Gail Kachadourian. «Covisint Is Up and Running», Automotive News, October 9.2000; Steve Konicki. «Covisint's Rough Road», Information Week, August 7, 2000; Sarah L. Roberts-Witt. «Proposed Auto Exchange Hits Bumps», Knowledge Management, July 2000. получения доходов. Компания Marshall Industries, четвертый по величине дистрибьютор промышленных электронных компонентов и производственного оборудования, возродилась путем переноса почти всех выполняемых физически процессов в цифровые службы в Интернете (El Sawy, Malhotra, Gosain, and Young, 1999). Вот как функционирует ее новая*виртуальная среда распространения. Заказчики и поставщики компании Marshall могут получать доступ к ее внутренней сети с целью получения частной информации. Например, высокотехнологичные компании могут получить информацию о своих собственных счетах, отчетах о продажах, уровнях запасов и расчетные данные. Они могут также принимать или отклонять назначенные цены или заказывать обучающие материалы. Персональный процесс, основанный на базе знаний, который называется Plug-ged-in, позволяет покупателям выделять категории интересующих их продуктов. Они получают только ту информацию, которая отвечает их интересам. Посетители могут просмотреть более 100 тыс. страниц спецификации (справочный листок технических данных изделия), обновленных цен и информации о наличии товаров у более чем 150 основных поставщиков и информацию о 170 тыс. единиц запасных частей. Они могут быстро разместить данные о своей продукции в интерактивном каталоге Marshall с помощью упрощенного поискового механизма. Этот web-сайт связан с web-сайтом United Parcel Service (UPS), благодаря которому заказчики могут проследить состояние доставок. Торговые представители получают защищенный внутрисетевой доступ, поэтому они могут проверить состояние продаж и деятельности только на своей территории. Когда заказчик размещает заказ, система подтверждает цену и количество товара и начинает авторизацию и одобрение кредита в режиме реального времени. Как только заказ подтвержден, система посылает автоматический запрос в магазин (товарный склад) с целью определения сроков доставки. Затем система отправляет заказчику подтверждение заказа, сопровождаемое соответствующей информацией от UPS о доставке и материально-техническом снабжении. Сообщения о состоянии заказа автоматически передаются заказчику. Таким образом, система охватывает весь процесс: от размещения до получения заказа. Другие возможности web-сайта компании Marshall предоставляют дополнительные услуги и ценность. Посетители этого сайта могут получить доступ к бесплатному центру Electronic Design Center с целью тестирования и запуска своих проектов через Интернет. Например, разработчик может использовать web-сайт Marshall для проверки цифровых сигнальных процессоров (DSP) фирмы Texas Instruments (77), используемых в проекте нового мультимедийного аппаратного обеспечения. (Чипы DSP улучшают качество таких высокотехнологичных продуктов, как компьютерные жесткие диски, наушники, рулевой привод с усилителем в автомобилях.) На этой web-странице разработчик может найти технические характеристики и даже смоделировать проекты с помощью микросхем от фирмы 77. Разработчик может загрузить исходный код, изменить его| чтобы он соответствовал создаваемому продукту, протестировать его на «виртуальном чипе», который также находится на этом web-сайте, и проанализировать его выполнение. Если результаты удовлетворят разработчика, Marshall может загрузить его код, перенести его в физические чипы и вернуть образцы для разработки прототипов. Весь процесс займет несколько минут. Web-сайт Marshall предлагает проведение послепродажного обучения для разработчиков, поэтому им нет необходимости посещать специальные занятия или собрания в отдаленных районах. Web-сайт Marshall связан с web-сайтом NetSeminar, на котором зарегистрировавшиеся заказчики компании Marshall могут получать обучающие программы, разработанные для них их поставщиками с помощью видео-, аудиосредств, и возможность проведения чата в режиме реального времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|