Tacit knowledge (невербальные знания)
Формально не задокументированные экспертные знания и опыт работы сотрудников организации. Best practices (лучшая методология организации производственных работ) Успешнейшие решения или методы решения проблем, разработанные некоторой организацией или отраслью промышленности. Organizational memory (организационная память) Выработанная и сохраненная в организации методика сохранения и передачи знаний, которая может использоваться для поддержки принятия решений и других целей. $ На рис. 12.1 представлена инфраструктура информационных систем, а также информационной технологии (ИТ), используемой для управления знаниями. Офисные системы помогают распространять и координировать потоки информации внутри организации. Системы обработки знаний поддерживают деятельность высококвалифицированных обработчиков знаний и специалистов, поскольку создают новые знания и пытаются интегрировать их в фирме. Системы коллективного сотрудничества и системы поддержки разработки обеспечивают создание и совместное использование знаний среди людей, работающих в группах. Системы искусственного интеллекта собирают новые знания и предоставляют организациям и менеджерам структурированные знания, которые могут многократно использоваться другими сотрудниками организации. Эти системы нуждаются в ИТ-инфраструктуре, обеспечивающей достаточную мощность процессоров, сетей, баз данных, программного обеспечения и интернет-инструментов. Обработка знаний и производительность В информационной экономике производительность организации зависит от увеличения эффективности обработки знаний и информации. Следовательно, компании должны делать крупные инвестиции в технологии обработки информации.
В США на долю информационных технологий сейчас приходится более 40% всех расходов на основное оборудование. Большая часть этих инвестиций в информационные технологии вкладывается в офисы и сервисный сектор, т. е. наукоемкие отрасли промышленности. Хотя информационная технология привела к росту производительности, особенно при выпуске ИТ-продукции, пока не ясны границы, до которых компьютеры расширили производительность обработчиков информации. Производительность — это одна из единиц измерения эффективности фирмы в процессе преобразования затрат в продукцию. Она зависит от величины капитала и труда, затраченного на производство единицы продукции. Исследования показывают, что инвестиции в ИТ не приводят к какому-либо заметному росту производительности сотрудников. Уменьшение размеров корпоративного оборудования и снижение затрат влекут за собой увеличение эффективности труда обработчиков знаний, однако не привели к длительному сохранению темпов роста, означающему реальное увеличение производительности (Roach, 1988, 1996, 2000). Сотовые телефоны, домашние факсимильные аппараты, портативные компьютеры и информационные устройства позволяют квалифицированным обработчикам знаний увеличить объем работы, выполняемой на работе и дома, но это вовсе не означает, что они выполнят больше работы за единицу времени. Однако измерение производительности (в единицах продукции) в отраслях обработки информации и знаний почти невозможно из-за проблем поиска подходящих единиц измерения продукции при обработке информации (Panko, 1991). Каким образом можно измерить продукцию адвокатской конторы? Каким образом следует оценивать производительность в информационных и наукоемких отраслях промышленности (путем рассмотрения количества форм, заполненных служащим (единица измерения физической удельной производительности), или с помощью измерения объема дохода, произведенного служащим (мера финансовой удельной производительности))? Результаты ранних исследований охватывали данные за более чем десятилетний период, когда компьютеры в организациях использовались не столь интенсивно, как это происходит в настоящее время.
Другие исследования сосредоточены на измерении объемов продукции (по сути доходов), прибыли, коэффициента окупаемости инвестиций (return on investment, ROI) и рыночной капитализации, применяемых в качестве результирующих единиц измерения эффективности фирмы. Согласно результатам этих исследований, в 90-х гг. XX в. инвестиции в ИТ привели к появлению окупаемой производительности. Согласно некоторым статистическим данным, среди 370 фирм коэффициент окупаемости инвестиций в ИТ составил около 60%, а в сфере, не относящейся к ИТ, — только 7%. Следовательно, инвестиции в информационные технологии привели к весьма крупным доходам (Brynjolfsson и Hitt, 1999 и 1993). Бэнкер (Banker, 2001) и другие исследователи (Brynjolfsson, Hitt, and Yang 1999) установили, что повышенные инвестиции в ИТ-сферу приводят к росту котировок акций фирмы и, более того, повышенные инвестиции во всю отрасль приводят к росту котировок акций всей отрасли. Кроме того, некоторые авторы пришли к выводу о том, что вызванный ИТ рост эффективности фирм в конце 90-х гг. прошлого века был бы большим, если бы не обучение, потребовавшееся организа- циям для внедрения ИТ, а также множество организационных изменений, необходимых для эффективного внедрения информационных технологий. Дискуссии сосредоточены на том, краткосрочны ли получаемые в данном случае преимущества или же они отражают коренные изменения в производительности сектора услуг, которые можно приписать компьютерам. Помимо сокращения затрат компьютеры могут привести к повышению качества товаров и услуг для потребителей или к созданию абсолютно новой продукции и источников дохода. Эти нематериальные преимущества оценить непросто и, следовательно, трудно оперировать традиционными единицами измерения производительности. Кроме того, ввиду конкуренции преимущества, связанные с компьютерами, могут скорее замечаться клиентами, а не компаниями-инвесторами (Brynjolfsson, 1996). Например, инвестиции банков в банкоматы не привели к повышению доходности какого-либо отдельного банка, хотя промышленность в целом пришла к процветанию, а потребители пользуются преимуществами без дополнительных затрат. Следовательно, окупаемость инвестиций в ИТ следует анализировать в контексте конкурентоспособности фирмы и отрасли промышленности. Если ИТ устраняет барьеры для доступа пользователей, а фирмы с помощью ИТ-технологий не могут достичь неповторимого стратегического преимущества, то инвестиции будут дублироваться всеми конкурентами в отрасли, приводя к снижению цен, в результате чего фирмы не получат желаемого прироста прибыли.
Внедрение ИТ не гарантирует автоматического роста производительности. На самом деле настольные компьютеры, электронная почта и факсимильные приложения могут генерировать дополнительные проекты, записки, электронные таблицы и сообщения, приводя к росту бюрократической волокиты и документооборота. Вероятнее всего, фирмы получат высокие доходы от инвестиций в ИТ, если пересмотрят свои процедуры, процессы и бизнес-цели. 12.2. Системы обработки информации и знаний Обработка информации — это работа, заключающаяся в создании или в работе с информацией. Она выполняется обработчиками информации, которых обычно подразделяют на две подкатегории: обработчики данных, обрабатывающие и распространяющие информацию, и обработчики знаний, генерирующие знания и информацию. «Примеры» обработчиков данных — секретари, снабженцы, бухгалтеры и обслуживающий персонал. Исследователи, проектировщики, архитекторы, программисты и эксперты-юристы — это примеры обработчиков знаний. Обработчики данных обычно отличаются от обработчиков знаний, поскольку последние, как правило, имеют более высокий уровень образования и статус в профессиональных объединениях. Кроме того, обработчики знаний применяют независимые суждения как стандартный компонент в своей работе. Обработчики данных и знаний предъявляют различные информационные требования, а также требуют различных систем для их поддержки.
Распределение знаний: системы управления документооборотом и офисные системы Большая часть данных и знаний обрабатывается в офисах, включая большую часть работы, выполняемой менеджерами. Офис играет главную роль в координации потока информации в рамках организации и выполняет три основные функции (рис. 12.2): • управление и координация деятельности обработчиков данных и знаний; • взаимосвязь работы локальных обработчиков информации со всеми уровнями и функциями организации; • связь организации с внешним миром, включая клиентов, поставщиков, официальных координаторов и внешних аудиторов. В категорию офисных служащих включены: специалисты, менеджеры, коммивояжеры и конторские служащие, работающие самостоятельно или в группах. Как правило, они выполняют следующие задачи: • управление документами, в том числе их создание, хранение, поиск и распространение; • планирование деятельности отдельных лиц и групп; • связь, в том числе инициализация, получение голосовых данных и управление ими, цифровая связь и связь на основе документов для отдельных лиц и групп; • управление данными, связанными со служащими, клиентами и продавцами. В табл. 12.1 перечислены действия, поддерживаемые офисными системами. Офисные системы — это любое приложение ИТ, предназначенное для увеличения производительности обработчиков информации в офисе. Пятнадцать лет назад офисные системы выполняли лишь создание, обработку и управление документами. Сегодня профессиональная обработка знаний и информации сконцентрирована на документах, однако в большинстве офисных систем наряду
с цифровой обработкой изображений (текстов и документов) обеспечиваются высокоскоростные цифровые услуги связи. Поскольку офисная работа вовлекает множество лиц, совместно занятых в проектах, современные офисные системы имеют такие мощные инструменты коллективной работы, как подключенный к сети электронный календарь. Идеальная офисная среда основана на беспроводной сети компьютеров, связывающих профессиональные, канцелярские и управленческие рабочие группы, работающие с разного рода программными средствами. Хотя обработка текстов и настольные издательские средства предназначены для создания и представления документов, они лишь обостряют существующую проблему лавинного накопления бумажных документов. Существует большое количество проблем, связанных с потоком работ, которые возникают при обработке документов. По оценкам специалистов, 94% всей бизнес-информации хранится в бумажном виде (Liu, Stork, 2000). Поиск и модификация подобной информации — основной источник организационной неэффективности.
Один из способов решения проблем, связанных с бумажным потоком работ, заключается в использовании системы графического представления документов. Системы графического представления документов обеспечивают преобразование документов и изображений в цифровую форму, в результате чего обеспечивается возможность их хранения на компьютерах, а также получение доступа к ним. Эти системы хранят, производят поиск и обрабатывают оцифрованное изображение документа, позволяя отказаться от бумажной копии. В состав этой системы входит сканер, создающий изображение документа в растровом формате (в виде картинки). Если документ используется редко, он обычно хранится с помощью оптической дисковой системы. Для автоматического поиска документа на опти-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|