Enterprise information portal (информационный корпоративный портал)
Приложение, которое дает возможность компании обеспечить пользователей единым доступом к внутренним и внешним источникам информации. * писки, дискуссионных групп и видеоконференцсвязи. Существуют программные средства, предназначенные для построения и персонализации порталов. Так, фирма Autonomy предоставляет инструментарий, анализирующий документы, web-страницы или электронную почту для идентификации и ранжирования основных идей, классификации информации по темам, вставки гипертекстовых ссылок в релевантные материалы, поставки пользователям информации, подобранной по тематике прочитанных или записанных текстов, и поставки представляющей интерес информации. Фирма Ericsson, основной производитель сотовых телефонов и коммуникационных устройств, использует Autonomy для автоматического составления, персонализации рассылки новостей, интранет-страниц, внутренних офисных документов и электронной почты компании через Интернет. Вся информация помещается на корпоративном интранет-портале компании, а также доступна с помощью сотовых телефонов и карманных компьютеров пользователей. Возможности сотрудничества и совместного использования знаний в интра-нет-сетях в сочетании с низкой ценой сделали их привлекательной альтернативой специализированным системам обеспечения коллективной работы при организации сотрудничества, особенно в малом и среднем бизнесе. Если требуетея выполнять такие простые задачи, как совместное использование или публикация документов, интранет-сети дешевле в построении и обслуживании, чем приложения, основанные на коммерческих программах для коллективной работы, которые требуют лицензионного программного обеспечения и формирования сетей «клиент—сервер».
Специализированные системы поддержки коллективной работы предоставляют приложениям, требующим активной координации и управления, важные воз- Виртуальное сотрудничество в Интернете Вообразите такой сценарий: менеджер по производству в Чикаго смотрит на модель товара в процессе разработки на экране своего компьютера в то же время, когда поставщик в штате Орегон, находясь в интерактивном режиме, рассматривает ту же модель. Тем временем инженеры в Европе вносят в модель изменения, вращая и изменяя ее форму. Поставщик видит недостатки проекта и сообщает остальной части группы о том, что нужно сделать соответствующие изменения. Все эти шаги в процессе проектирования производятся одновременно. Это выглядит фантастичным, но революция уже свершилась. Все больше и больше компаний и их бизнес-партнеров участвует в совместном проектировании товара. Фирмы могут использовать технологию Интернета, а также новые средства проектирования и управления проектом для совместного использования проектных данных на всех стадиях жизненного цикла изделия со своей проектной группой, группой продаж и производственными группами, а также со своими внешними поставщиками и субподрядчиками. Непосредственный доступ к данным об изделии может помочь этим группам спланировать ресурсы, а также быстрее отреагировать на ожидания потребителя, экономя время и средства. Подразделение Lockheed Missiles and Fire Control фирмы Lockheed Martin, поставляющей американскому правительству боевые и ракетные системы, использует систему ipTeam фирмы NexPrise, благодаря чему обеспечивается интерактивная обработка предложений поставщиков. Компания Lockheed может размещать на надежных серверах NexPrise сложную техническую документацию и предложения, чтобы поставщики могли их рассмотреть и сделать ответные предложения (некоторые из этих документов могут содержать тысячи страниц). Если проект находится в процессе разработки, Lockheed использует систему ipTeam для просмотра, обсуждения исправлений и отслеживания изменений в проектах. Заменяя громоздкие ручные процессы и издавая документы посредством этой технологии сотрудничества, компания Lockheed наполовину уменьшил трудозатраты на разработку и распространение проектной документации, а также на этапе проектирования. Фирма Alliant Missile Products (штат Западная Виржиния) настолько довольна системой ipTeam фирмы Lockheed, применяемой для сбора предложений и управления проек-
можности, которые интранет-сети предоставить пока не в состоянии. Технология обеспечения коллективной работы является достаточно гибкой в том случае, когда требуется изменять или оперативно редактировать документы. Она позволяет отслеживать исправления, вносимые в документ в процессе его коллективного редактирования. Внутренние сети на основе технологии обеспечения коллективной работы безопаснее интранет-сетей. Web-сайты могут разрушиться или произойдет перезагрузка их серверов, если одновременно поступит множество запросов на данные. Поэтому такие высокопроизводительные системы обеспечения коллективной работы, как Lotus Notes или Open Text Livelink, больше подходят для приложений, требующих создания и публикации документов несколькими авторами, частых модификаций и отслеживания документа, а также высокого уровня защиты и дублирования. Пакет Lotus Notes, а также другие си- тами, что тоже перевела несколько своих субподрядчиков на использование этой системы. Умелое управление процессом разработки продукции является основным в технологии фирмы Seagate, ведущего изготовителя устройств организации хранения данных, которая была приобретена корпорацией Veritas Software Corporation и группой частных инвесторов. Фирма Seagate ежемесячно выпускает 3 тыс. экземпляров новой проектной документации. Эта компания привыкла располагать документами в бумажной форме, сохраняя их в картотеках, которые трудно систематизировать. Если лицу, находящемуся в другом месте, необходимо просмотреть документ, нужно было найти его в картотеке, а затем отправить факсом. По словам Дуга Спидэла (Doug Speidel), начальника отдела разработки информационных систем Seagate, если компании хранят свои документы на микрофильмах или бумаге, то «их интеллектуальные знания не используются». В настоящее время фирма Seagate использует программные средства управления данными о продукции фирмы IQXpert и собственные средства обеспечения коллективной работы, основанные на web-технологии для хранения, обеспечения безопасности и организации проектных данных, полученные со всего мира. Эти системы гарантируют, что данные о выпускаемой компанией Seagate продукции точны и непротиворечивы, а также позволяют отслеживать и контролировать изменения в этих данных. Служащие из разных подразделений фирмы обращаются к системе в среднем 10 тыс. раз в месяц. Фирма Seagate также открыла процессы проектирования и изменения продукции для таких своих крупных клиентов, как изготовители ПК, использующих магнитные диски и ленты Seagate. На рис. 12.7 показано, каким образом в результате внедрения этой системы изменились бизнес-процессы разработки продукции компании Seagate.
Информация к размышлению. Говорят, что коллективная разработка — это «действительно электронная революция». Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте свое решение. Каким образом с помощью технологий коллективной разработки изменить способ, с помощью которого описанные в этой книге компании управляют своей деятельностью? Источники: Alone Gilbert. «Online Collaboration Tools Help Simplify Product Design», Information Week, April 24,2000; Paul Kandarian. «All Together Now», CIO Magazine, September 1, 2000. стемы обеспечения коллективной работы созданы таким образом, что могут интегрироваться с Интернет или частными интранет-сетями. Технология интранет-сотрудничества лучше всего работает в качестве центрального архива с небольшим числом авторов и относительно статичной информацией, которая не требует частой модификации, хотя инструментарий для коллективной работы в интранет-сетях непрерывно улучшается. Программа Netscape Communicator связывает web-браузер со средствами связи и передачи сообщений, включая электронную почту, сетевые телеконференции, средства планирования работы групп и электронный календарь, конференц-связь.
Коммерческие программные средства, называемые системами командной работы, делают интранет-сети полезными для коллективной работы. ПО поддержки командной работы состоит из основанных на интранет-сетях приложений, применяемых для формирования рабочих групп, совместного использования идей и документов, мозгового штурма, планирования, отслеживания состояния задач и проектов, архивирования решений, принятых или отклоненных членами основной команды с учетом использования в будущем. Система поддержки командной работы напоминает систему обеспечения коллективной работы, но не предполагает наличия мощных возможностей по разработке приложений, предоставляемых сложными средствами обеспечения коллективной работы. Однако она позволяет компаниям легко реализовать приложения для совместной работы, к которым можно обратиться с помощью web-браузера. Системы QuickTeam Торостара и Lotus Quickplace, сформированные в соответствии с предлагаемой eRoom- технологией, — это примеры коммерческих программ поддержки командной работы. В одном из следующих разделов книги будет показано, каким образом компании используют средства коллективной разработки при проектировании новой продукции. Сами по себе технологии коллективного сотрудничества не могут поддерживать совместное использование информации, если члены группы не верят, что совместное использование соответствует их интересам, особенно в тех организациях, где поощряется конкуренция среди служащих. Эта технология лучше всего может улучшить работу группы в том случае, если приложения должным образом разработаны и соответствуют потребностям организации и практике работы, а также в том случае, если администрация поощряет атмосферу сотрудничества (Alavi, 1999). 12.3. Искусственный интеллект Технологии искусственного интеллекта применяются организациями для сбора индивидуальных и коллективных знаний, а также для систематизации и расширения собственных баз знаний. Определение искусственного интеллекта Искусственный интеллект (ИИ) — это результат попытки разработки автоматизированных систем (как аппаратных, так и программных средств), которые ведут себя, как люди. Такие системы способны изучать естественные языки, координировать физические задачи (робототехника), использовать распознавательный аппарат, формирующий их физическое поведение и речь (системы визуального и устного восприятия), а также имитировать человеческую экспертную оценку и принятие решений (экспертные системы). Такие системы также могут демонстрировать логику, рассуждение, интуицию и качества «простого здравого смысла», ассоциируемые с людьми. На рис. 12.8 показаны элементы семейства искусственного интеллекта. Другой важный элемент — интеллектуальные машины, т. е. физические аппаратные средства, выполняющие эти задачи.
Успешные системы ИИ основаны на человеческой экспертной оценке, знаниях и отобранных образцах рассуждений, но они не обладают интеллектом, срав- Artificial intelligence (AI) (искусственный интеллект) Результат попытки разработки автоматизированных систем, способных вести себя как люди, при этом обладающих способностью изучать языки, выполнять физические задачи, использовать распознавательный аппарат и имитировать человеческую экспертную оценку и принятие решений. нимым с человеческим. Существующие системы ИИ неспособны к нахождению новых решений задач. Они расширили возможности экспертов, но никоим образом не заменили их или вобрали большую часть их интеллекта. Короче говоря, существующие системы испытывают недостаток в здравом смысле и, естественно, в большей части интеллекта людей. Человеческий интеллект чрезвычайно сложен и намного обширнее, чем искусственный компьютерный разум. Ключевой фактор, отличающий людей от других животных, — их способность выявлять ассоциации и использовать метафоры и аналогии подобно и как. Благодаря этому создаются новые правила, применяются старые правила в новых ситуациях, причем люди время от времени действуют интуитивно и/или инстинктивно, не обращаясь к правилам вообще. Как правило, здравый смысл эквивалентен способности к созданию метафор и аналогий. Человеческий интеллект также включает уникальную способность накладывать на окружающий мир понятийный аппарат. Все общие представления, такие как причинно-следственная связь и время, и такие понятия низшего порядка, как завтрак, обед и ужин, накладываются людьми на окружающий мир. Рассуждение в терминах этих понятий и действие в соответствии с ними — это основные характеристики интеллектуального человеческого поведения. Почему бизнес заинтересован в искусственном интеллекте? Хотя ИИ-приложения более ограничены, чем человеческий интеллект, они представляют большой интерес для бизнеса по следующим причинам: • Они хранят информацию в активной форме в качестве организационной памяти, создавая базу знаний организации, к которой могут обращаться большинство служащих, и сохраняя экспертные знания, которые могут быть утеряны в случае, если авторитетный эксперт покинет фирму. • Они формируют механизм, не подвластный таким человеческим чувствам, как усталость и тревога. Он может быть особенно полезен, если задания экологически, физически или морально опасны для людей. Эти системы также могут быть полезны советникам во времена кризиса. • Они принимают на себя рутину и неприятные работы, выполняемые людьми. • Они расширяют базу знаний организации, предлагая решения ряда проблем, слишком громоздких и сложных, чтобы быть проанализированными людьми за короткое время. Сохранение знаний: экспертные системы В отдельных областях экспертных знаний, таких как диагноз системы зажигания автомобиля или классификация биологических видов, эмпирические правила, используемые на практике экспертами, можно понять, систематизировать и поместить в компьютер. Информационные системы, решающие проблемы посредством сохранения знаний для специфической и ограниченной области человеческих знаний, называются экспертными системами. Экспертные системы сохраняют знания квалифицированных служащих в форме набора правил. Набор правил в экспертной системе добавляется в организационную память (или сохранённое зна- ■ Оценка производительности интранет-знаний I I Предположим, что вы возглавляете развивающуюся консалтинговую компанию, занимающуюся электронной коммерцией, с более чем 150 служащими в области, где процветает сильная конкуренция. Необходимо каждый год принимать на работу много младших консультантов, чтобы заменить покидающих фирму служащих и заполнить новые должности. В прошлом ваша фирма об- I учала новых служащих, посылая их вначале на курсы с одномесячной программой обучения. По завершении программы они могли работать над проектами полный рабочий день. Этот процесс оказался весьма дорогим и приводил к утечке ресурсов компании. Младшие консультанты не могут работать над всеми проектами, обеспечивая поступление в фирму выручки от клиентов, пока !они не закончили программу обучения. В январе 2001 г. ваша фирма установила интранет-сеть, обеспечивающую следующие возможности: • интерактивный учебный класс, обеспечивающий изучение методов и опыта компании; • хранилище «лучшей методологии», эталонных предложений с возможностью их поиска; • каталог служащих, проектов, над которыми они работают, и их специфичной квалификацией. Вы начали собирать информацию в табличной форме, демонстрирующей время обучения и расходы, понесенные до и после установки интранет-сети. Время обучения уменьшается, как только компания получает опыт использования интранет-сети. I 2000 г. 2001 г. 2002 г. | Время на обучение одного консультанта 20 дней 14 дней 12 дней Суточные расходы на обучение одного консультанта $2000 $1400 $1000 Дополнительная выручка от одного консультанта 0 1. Если с помощью интранет-сети новые консультанты обучаются быстрее и каждый обученный консультант может начать ежедневно приносить доход $1700 при работе над проектами, насколько новая интранет-сеть увеличит доход от клиента, получаемый недавно обученным консультантом за 2001 и 2002 гг.? Ежегодно ваша фирма нанимает и обучает в среднем 40 новых консультантов. 2. Используя только эти показатели, насколько интранет-сеть повысила производительность обработки знаний после ее установки? 3. Какие другие возможности можно добавить к интранет-сети, чтобы еще больше повысить производительность труда консультантов? Как бы вы оценили повышение производительности, достигнутое благодаря этим возможностям? ние) фирмы. Экспертная система может помочь в принятии решений, задавая уместные вопросы и объясняя причины принятия необходимых мер. Экспертным системам не хватает широты знаний и понимания фундаментальных принципов человеческой экспертизы. Они весьма узки, поверхностны и хруп- ки, как правило, выполняют крайне ограниченные задачи, на которые специалисты могут потратить несколько минут или часов. Проблемы, которые эксперты-люди не могут решить за короткое время, сложны и для экспертной системы. Однако, собирая человеческие экспертные знания в ограниченных областях, экспертные системы могут дать полезные результаты, помогая корпорациям принимать высококачественные решения с помощью меньшего числа людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|