Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Enterprise information portal (информационный корпоративный портал)




Приложение, которое дает возможность компании обеспечить пользователей единым доступом к внутренним и внешним источникам информации. *

писки, дискуссионных групп и видеоконференцсвязи. Существуют программные средства, предназначенные для построения и персонализации порталов. Так, фирма Autonomy предоставляет инструментарий, анализирующий документы, web-страницы или электронную почту для идентификации и ранжирования основных идей, классификации информации по темам, вставки гипертекстовых ссылок в релевантные материалы, поставки пользователям информации, подо­бранной по тематике прочитанных или записанных текстов, и поставки представ­ляющей интерес информации. Фирма Ericsson, основной производитель сотовых телефонов и коммуникационных устройств, использует Autonomy для автома­тического составления, персонализации рассылки новостей, интранет-страниц, внутренних офисных документов и электронной почты компании через Интер­нет. Вся информация помещается на корпоративном интранет-портале компа­нии, а также доступна с помощью сотовых телефонов и карманных компьюте­ров пользователей.

Возможности сотрудничества и совместного использования знаний в интра-нет-сетях в сочетании с низкой ценой сделали их привлекательной альтернати­вой специализированным системам обеспечения коллективной работы при орга­низации сотрудничества, особенно в малом и среднем бизнесе. Если требуетея выполнять такие простые задачи, как совместное использование или публикация документов, интранет-сети дешевле в построении и обслуживании, чем приложе­ния, основанные на коммерческих программах для коллективной работы, кото­рые требуют лицензионного программного обеспечения и формирования сетей «клиент—сервер».

Специализированные системы поддержки коллективной работы предоставля­ют приложениям, требующим активной координации и управления, важные воз-

Виртуальное сотрудничество в Интернете

Вообразите такой сценарий: менеджер по производству в Чикаго смотрит на модель товара в процессе разработки на экране своего компьютера в то же время, когда поставщик в штате Орегон, находясь в интерактивном режиме, рассматривает ту же модель. Тем временем инженеры в Европе вносят в мо­дель изменения, вращая и изменяя ее форму. Поставщик видит недостатки проекта и сообщает остальной части группы о том, что нужно сделать соот­ветствующие изменения. Все эти шаги в процессе проектирования произво­дятся одновременно. Это выглядит фантастичным, но революция уже свер­шилась. Все больше и больше компаний и их бизнес-партнеров участвует в совместном проектировании товара.

Фирмы могут использовать технологию Интернета, а также новые средства проектирования и управления проектом для совместного использования про­ектных данных на всех стадиях жизненного цикла изделия со своей проектной группой, группой продаж и производственными группами, а также со своими внешними поставщиками и субподрядчиками. Непосредственный доступ к дан­ным об изделии может помочь этим группам спланировать ресурсы, а также быстрее отреагировать на ожидания потребителя, экономя время и средства. Подразделение Lockheed Missiles and Fire Control фирмы Lockheed Martin, поставляющей американскому правительству боевые и ракетные системы, использует систему ipTeam фирмы NexPrise, благодаря чему обеспечивается интерактивная обработка предложений поставщиков. Компания Lockheed может размещать на надежных серверах NexPrise сложную техническую доку­ментацию и предложения, чтобы поставщики могли их рассмотреть и сделать ответные предложения (некоторые из этих документов могут содержать тыся­чи страниц). Если проект находится в процессе разработки, Lockheed исполь­зует систему ipTeam для просмотра, обсуждения исправлений и отслеживания изменений в проектах. Заменяя громоздкие ручные процессы и издавая до­кументы посредством этой технологии сотрудничества, компания Lockheed наполовину уменьшил трудозатраты на разработку и распространение про­ектной документации, а также на этапе проектирования. Фирма Alliant Missile Products (штат Западная Виржиния) настолько довольна системой ipTeam фирмы Lockheed, применяемой для сбора предложений и управления проек-

можности, которые интранет-сети предоставить пока не в состоянии. Техноло­гия обеспечения коллективной работы является достаточно гибкой в том случае, когда требуется изменять или оперативно редактировать документы. Она позво­ляет отслеживать исправления, вносимые в документ в процессе его коллектив­ного редактирования. Внутренние сети на основе технологии обеспечения кол­лективной работы безопаснее интранет-сетей. Web-сайты могут разрушиться или произойдет перезагрузка их серверов, если одновременно поступит множе­ство запросов на данные. Поэтому такие высокопроизводительные системы обес­печения коллективной работы, как Lotus Notes или Open Text Livelink, больше подходят для приложений, требующих создания и публикации документов не­сколькими авторами, частых модификаций и отслеживания документа, а также высокого уровня защиты и дублирования. Пакет Lotus Notes, а также другие си-

тами, что тоже перевела несколько своих субподрядчиков на использование этой системы.

Умелое управление процессом разработки продукции является основным в технологии фирмы Seagate, ведущего изготовителя устройств организации хранения данных, которая была приобретена корпорацией Veritas Software Corporation и группой частных инвесторов. Фирма Seagate ежемесячно вы­пускает 3 тыс. экземпляров новой проектной документации. Эта компания привыкла располагать документами в бумажной форме, сохраняя их в карто­теках, которые трудно систематизировать. Если лицу, находящемуся в дру­гом месте, необходимо просмотреть документ, нужно было найти его в карто­теке, а затем отправить факсом. По словам Дуга Спидэла (Doug Speidel), начальника отдела разработки информационных систем Seagate, если ком­пании хранят свои документы на микрофильмах или бумаге, то «их интеллек­туальные знания не используются». В настоящее время фирма Seagate ис­пользует программные средства управления данными о продукции фирмы IQXpert и собственные средства обеспечения коллективной работы, основан­ные на web-технологии для хранения, обеспечения безопасности и организа­ции проектных данных, полученные со всего мира. Эти системы гарантируют, что данные о выпускаемой компанией Seagate продукции точны и непротиво­речивы, а также позволяют отслеживать и контролировать изменения в этих данных. Служащие из разных подразделений фирмы обращаются к системе в среднем 10 тыс. раз в месяц. Фирма Seagate также открыла процессы про­ектирования и изменения продукции для таких своих крупных клиентов, как изготовители ПК, использующих магнитные диски и ленты Seagate. На рис. 12.7 показано, каким образом в результате внедрения этой системы изменились бизнес-процессы разработки продукции компании Seagate.

Информация к размышлению. Говорят, что коллективная разработка — это «действительно электронная революция». Вы согласны с этим утвержде­нием? Обоснуйте свое решение. Каким образом с помощью технологий кол­лективной разработки изменить способ, с помощью которого описанные в этой книге компании управляют своей деятельностью?

Источники: Alone Gilbert. «Online Collaboration Tools Help Simplify Product Design», Information Week, April 24,2000; Paul Kandarian. «All Together Now», CIO Magazine, Sep­tember 1, 2000.

стемы обеспечения коллективной работы созданы таким образом, что могут ин­тегрироваться с Интернет или частными интранет-сетями.

Технология интранет-сотрудничества лучше всего работает в качестве цент­рального архива с небольшим числом авторов и относительно статичной инфор­мацией, которая не требует частой модификации, хотя инструментарий для кол­лективной работы в интранет-сетях непрерывно улучшается. Программа Netscape Communicator связывает web-браузер со средствами связи и передачи сообще­ний, включая электронную почту, сетевые телеконференции, средства планиро­вания работы групп и электронный календарь, конференц-связь.

Коммерческие программные средства, называемые системами командной ра­боты, делают интранет-сети полезными для коллективной работы. ПО поддерж­ки командной работы состоит из основанных на интранет-сетях приложений,

применяемых для формирования рабочих групп, совместного использования идей и документов, мозгового штурма, планирования, отслеживания состояния задач и проектов, архивирования решений, принятых или отклоненных членами основной команды с учетом использования в будущем. Система поддержки ко­мандной работы напоминает систему обеспечения коллективной работы, но не предполагает наличия мощных возможностей по разработке приложений, предо­ставляемых сложными средствами обеспечения коллективной работы. Однако она позволяет компаниям легко реализовать приложения для совместной рабо­ты, к которым можно обратиться с помощью web-браузера. Системы QuickTeam Торостара и Lotus Quickplace, сформированные в соответствии с предлагаемой eRoom- технологией, — это примеры коммерческих программ поддержки команд­ной работы. В одном из следующих разделов книги будет показано, каким обра­зом компании используют средства коллективной разработки при проектирова­нии новой продукции.

Сами по себе технологии коллективного сотрудничества не могут поддержи­вать совместное использование информации, если члены группы не верят, что совместное использование соответствует их интересам, особенно в тех организа­циях, где поощряется конкуренция среди служащих. Эта технология лучше всего может улучшить работу группы в том случае, если приложения должным обра­зом разработаны и соответствуют потребностям организации и практике работы, а также в том случае, если администрация поощряет атмосферу сотрудничества (Alavi, 1999).

12.3. Искусственный интеллект

Технологии искусственного интеллекта применяются организациями для сбора индивидуальных и коллективных знаний, а также для систематизации и расши­рения собственных баз знаний.

Определение искусственного интеллекта

Искусственный интеллект (ИИ) — это результат попытки разработки автомати­зированных систем (как аппаратных, так и программных средств), которые ведут себя, как люди. Такие системы способны изучать естественные языки, координи­ровать физические задачи (робототехника), использовать распознавательный аппарат, формирующий их физическое поведение и речь (системы визуального и устного восприятия), а также имитировать человеческую экспертную оценку и принятие решений (экспертные системы). Такие системы также могут демонст­рировать логику, рассуждение, интуицию и качества «простого здравого смысла», ассоциируемые с людьми. На рис. 12.8 показаны элементы семейства искусствен­ного интеллекта. Другой важный элемент — интеллектуальные машины, т. е. фи­зические аппаратные средства, выполняющие эти задачи.

Успешные системы ИИ основаны на человеческой экспертной оценке, знани­ях и отобранных образцах рассуждений, но они не обладают интеллектом, срав-

Artificial intelligence (AI) (искусственный интеллект)

Результат попытки разработки автоматизированных систем, способных вести себя как люди, при этом обладающих способностью изучать языки, выполнять физические задачи, использовать распознавательный аппарат и имитировать человеческую экспертную оценку и принятие решений.

нимым с человеческим. Существующие системы ИИ неспособны к нахождению новых решений задач. Они расширили возможности экспертов, но никоим обра­зом не заменили их или вобрали большую часть их интеллекта. Короче говоря, существующие системы испытывают недостаток в здравом смысле и, естествен­но, в большей части интеллекта людей.

Человеческий интеллект чрезвычайно сложен и намного обширнее, чем ис­кусственный компьютерный разум. Ключевой фактор, отличающий людей от других животных, — их способность выявлять ассоциации и использовать мета­форы и аналогии подобно и как. Благодаря этому создаются новые правила, при­меняются старые правила в новых ситуациях, причем люди время от времени действуют интуитивно и/или инстинктивно, не обращаясь к правилам вообще. Как правило, здравый смысл эквивалентен способности к созданию метафор и аналогий.

Человеческий интеллект также включает уникальную способность наклады­вать на окружающий мир понятийный аппарат. Все общие представления, такие как причинно-следственная связь и время, и такие понятия низшего порядка, как завтрак, обед и ужин, накладываются людьми на окружающий мир. Рассуждение в терминах этих понятий и действие в соответствии с ними — это основные ха­рактеристики интеллектуального человеческого поведения.

Почему бизнес заинтересован в искусственном интеллекте?

Хотя ИИ-приложения более ограничены, чем человеческий интеллект, они пред­ставляют большой интерес для бизнеса по следующим причинам:

• Они хранят информацию в активной форме в качестве организационной памяти, создавая базу знаний организации, к которой могут обращаться большинство служащих, и сохраняя экспертные знания, которые могут быть утеряны в случае, если авторитетный эксперт покинет фирму.

• Они формируют механизм, не подвластный таким человеческим чувствам, как усталость и тревога. Он может быть особенно полезен, если задания экологически, физически или морально опасны для людей. Эти системы также могут быть полезны советникам во времена кризиса.

• Они принимают на себя рутину и неприятные работы, выполняемые людьми.

• Они расширяют базу знаний организации, предлагая решения ряда про­блем, слишком громоздких и сложных, чтобы быть проанализированными людьми за короткое время.

Сохранение знаний: экспертные системы

В отдельных областях экспертных знаний, таких как диагноз системы зажигания автомобиля или классификация биологических видов, эмпирические правила, используемые на практике экспертами, можно понять, систематизировать и по­местить в компьютер. Информационные системы, решающие проблемы посред­ством сохранения знаний для специфической и ограниченной области человече­ских знаний, называются экспертными системами. Экспертные системы сохраняют знания квалифицированных служащих в форме набора правил. Набор правил в экс­пертной системе добавляется в организационную память (или сохранённое зна-

Оценка производительности интранет-знаний I

I Предположим, что вы возглавляете развивающуюся консалтинговую компа­нию, занимающуюся электронной коммерцией, с более чем 150 служащими в области, где процветает сильная конкуренция. Необходимо каждый год при­нимать на работу много младших консультантов, чтобы заменить покидающих фирму служащих и заполнить новые должности. В прошлом ваша фирма об-

I учала новых служащих, посылая их вначале на курсы с одномесячной програм­мой обучения. По завершении программы они могли работать над проектами полный рабочий день. Этот процесс оказался весьма дорогим и приводил к утечке ресурсов компании. Младшие консультанты не могут работать над всеми проектами, обеспечивая поступление в фирму выручки от клиентов, пока

!они не закончили программу обучения. В январе 2001 г. ваша фирма устано­вила интранет-сеть, обеспечивающую следующие возможности: • интерактивный учебный класс, обеспечивающий изучение методов и опы­та компании;

• хранилище «лучшей методологии», эталонных предложений с возмож­ностью их поиска;

• каталог служащих, проектов, над которыми они работают, и их специ­фичной квалификацией.

Вы начали собирать информацию в табличной форме, демонстрирующей время обучения и расходы, понесенные до и после установки интранет-сети. Время обучения уменьшается, как только компания получает опыт использо­вания интранет-сети.

I 2000 г. 2001 г. 2002 г.

| Время на обучение одного консультанта 20 дней 14 дней 12 дней

Суточные расходы на обучение одного консультанта $2000 $1400 $1000

Дополнительная выручка от одного консультанта 0

1. Если с помощью интранет-сети новые консультанты обучаются быстрее и каждый обученный консультант может начать ежедневно приносить до­ход $1700 при работе над проектами, насколько новая интранет-сеть увеличит доход от клиента, получаемый недавно обученным консультан­том за 2001 и 2002 гг.? Ежегодно ваша фирма нанимает и обучает в сред­нем 40 новых консультантов.

2. Используя только эти показатели, насколько интранет-сеть повысила производительность обработки знаний после ее установки?

3. Какие другие возможности можно добавить к интранет-сети, чтобы еще больше повысить производительность труда консультантов? Как бы вы оценили повышение производительности, достигнутое благодаря этим возможностям?

ние) фирмы. Экспертная система может помочь в принятии решений, задавая уместные вопросы и объясняя причины принятия необходимых мер.

Экспертным системам не хватает широты знаний и понимания фундаменталь­ных принципов человеческой экспертизы. Они весьма узки, поверхностны и хруп-

ки, как правило, выполняют крайне ограниченные задачи, на которые специали­сты могут потратить несколько минут или часов.

Проблемы, которые эксперты-люди не могут решить за короткое время, слож­ны и для экспертной системы. Однако, собирая человеческие экспертные знания в ограниченных областях, экспертные системы могут дать полезные результаты, помогая корпорациям принимать высококачественные решения с помощью мень­шего числа людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...