Antivirus software (антивирусная программа)
Программное обеспечение, предназначенное для обнаружения и по возмож-| ности уничтожения компьютерных вирусов. миналы и электросети. Компания даже имеет в своем распоряжении копию информационного центра в Виржинии, которая служит в качестве аварийного резерва для банка данных, размещенного в Калифорнии. Крупный канадский банк National Trust использует систему непрерывного электропитания, разработанную International Power Machines (IPM), поскольку в районе его размещения нередки перебои с электричеством. Вместо того чтобы самостоятельно заниматься резервным копированием, многие фирмы заключают контракты со сторонними компаниями, такими как Comdisco Disaster Recovery Services (штат Иллинойс) или Sungard Recovery Services (штат Пенсильвания). Эти компании предоставляют в распоряжение своих клиентов средства хранения данных и позволяют им при необходимости запускать важные программы на собственных компьютерах, расположенных по всей стране. С переходом фирм на цифровую основу их зависимость от информационных систем значительно возрастает, поэтому чрезвычайное планирование становится все более важным. Чрезвычайный план включает в себя набор инструкций, позволяющих фирме продолжать работу при сбое в компьютерных системах, а также указывает на наиболее уязвимые места информационных систем (Choy, Leong, and Wong, 2000). Обеспечение безопасности Обеспечение безопасности заключается в разработке политик, процедур и технических мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа, внесения изменений или хищения данных, а также физического повреждения информационных систем. Данный процесс включает набор методик и технологий для защиты вычислительной техники, программного обеспечения, коммуникаций и данных. Меры защиты при аварийных ситуациях были описаны выше. Другие методики защиты будут рассмотрены в последующих разделах.
Ошибки Компьютеры также могут служить источником ошибок, причем в этом случае данные организации могут быть изменены или уничтожены. Например, 25 февраля 1991 г. во время военной операции «Буря в пустыне» система противоракетной обороны Пэтриот, развернутая в Саудовской Аравии, не смогла отследить и перехватить ракету «Скад» из-за ошибки в программе управляющего компьютера. Ракета взорвалась в казармах, унеся жизни 28 американских солдат. Ошиб- ки в автоматизированных системах могут по-разному влиять на обработку данных: во время ввода информации, работы программы или при взаимодействии с аппаратными средствами. На рис. 14.2 показаны основные этапы этого процесса, где могут возникать сбои и ошибки. Проблемы качества систем: программы и данные Помимо аварий, стихийных бедствий, вирусов и взломов серьезную угрозу для функционирования информационных систем представляют дефектные программы и данные. Не вовремя обнаруженная ошибка в программе обслуживания кредитов или неправильные финансовые данные могут привести к миллионным убыткам. Скрытая ошибка в программном обеспечении телефонной компании А Т&Т привела к простою телефонной системы Нью-Йорка — финансового центра страны и соответственно к потере многими компаниями миллиардов долларов из-за отсутствия связи в течение нескольких часов. Современный пассажирский и грузовой транспорт все больше зависит от работы компьютерных программ. В такой ситуации ошибка в программном коде может стать причиной катастрофы. Ошибки и неисправности Основная проблема, связанная с программным обеспечением, заключается в скрытых ошибках («жучках») или дефектах кода. Исследования показали, что практически невозможно исключить все ошибки в больших программах. Основным источником «жучков» является сложность кода. Даже относительно маленькая программа, состоящая из нескольких сотен строк, содержит десятки решений (выборов), каждое из которых ведет к сотням или даже тысячам различных результатов. Серьезные программы, используемые предприятиями, как правило, гораздо больше по размеру, они включают в себя десятки тысяч или миллионы строк кода и множество подпрограмм. Такие программы сложно разрабатывать, не менее сложно и создавать к ним сопутствующую документацию. Исследования показывают, что около 60% ошибок, выявляемых в процессе тестирования, являются результатом недочетов в проектной документации.
Бездефектность, являющаяся целью управления качеством, не может достигаться в случае больших программ. При этом просто невозможно провести полное тестирование. Всесторонняя проверка программы, содержащей тысячи вариантов выбора и миллионы ветвей, может потребовать не одну тысячу лет. Процесс поиска ошибок обычно идет «по убывающей» — чем меньше остается ошибок и чем они незначительнее, тем больше времени уходит на их обнаружение и исправление (Littlewood, Strigini, 1993). Даже при проведении максимально строгого тестирования нельзя быть уверенным в том, что отдельная часть программы будет работать нормально, если подключится нештатный режим. В итоге получается, что мы не можем исключить все ошибки, а также не можем получить четкое представление о серьезности оставшихся дефектов программы. Техническое обслуживание Еще одной причиной ненадежности программного обеспечения является сложность его технического обслуживания и сопровождения. Техническое обслуживание является одним из самых ресурсоемких процессов. В большинстве организаций на него уходит примерно половина рабочего времени всего технического персонала. Почему же техническое обслуживание обходится так дорого? Одной из основных причин являются организационные изменения. Фирма может перестраивать свою внутреннюю структуру или систему руководства, эти изменения могут быть вызваны также новым окружением, в котором ей приходится работать. Такие изменения влияют и на информационные потребности предприятия. Другая причина заключается в сложности программного обеспечения, которая определяется количеством и размером отдельных взаимосвязанных программ и подпрограмм системы и объемом потока данных между ними (Banker, Datar, Kemerer, and Zweig, 1993). Третья причина связана с неправильными системным анализом и разработкой, особенно с неправильной оценкой информационных потребностей фирмы.
Некоторые исследования, проведенные компанией TRW Inc., показали, что 64% системных ошибок связаны с неправильным анализом, проведенным на ранних стадиях разработки. На рис. 14.3 показано, во что обходится исправление ошибок в компьютерных системах. Если ошибки обнаружены сразу, на ранних стадиях разработки, то исправить их несложно. Однако если они не найдены до того, как был создан программный код, проведены процедуры тестирования и внедрения, то впоследствии могут потребоваться поистине астрономические суммы. Устранение маленькой логической ошибки, выполняемое за час на стадии анализа, после внедрения системы занимает в 90 раз больше времени. Качество данных Распространенной причиной сбоев в работе информационных систем является низкое качество данных. Неточные, устаревшие или несогласованные с другими источниками данные могут привести к серьезным финансовым и операционным проблемам предприятия. Ошибочные данные могут быть источником неправильных решений, некачественных продуктов и убытков (Redman, 1998). Компании не могут применять методики агрессивного маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами до тех пор, пока у них не будет точной информации о потребителях. В табл. 14.4 описаны некоторые проблемы, связанные с низким качеством данных. Низкое качество данных может быть результатом ошибок при их вводе или неправильной работы информационной системы и баз данных (Wand, Wang, 1996; Strong Lee, Wang, 1997). В последующих разделах будет изучено, каким об- 14.2. Создание системы управления и контроля Для минимизации числа ошибок, аварий, простоев, компьютерных преступлений и взломов необходимо использовать специальные политики и процедуры, которые создаются на стадиях разработки и внедрения информационных систем. Контроль включает в себя сочетание ручных и автоматизированных процедур, направленных на обеспечение безопасности информационных систем и их нормального функционирования.
Ранее этим процедурам не уделялось должного внимания, их разрабатывали только в конце процесса внедрения готовой системы. Однако в наши дни деятельность организаций настолько связана с информационными системами, что вопросы уязвимости и управляемости последних должны решаться на самых ранних, насколько это возможно, стадиях. Обеспечение контроля и безопасности информационной системы должно быть составной частью процесса ее создания (Viega, Kohno, and Potter, 2001).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|