Аудит качества и очистка данных
Качество информационной системы может быть повышено путем исправления ошибок в данных, поэтому их поиск является одной из целей организации. Анализ данных часто начинается с аудита их качества, который представляет собой структурное исследование точности и полноты всех данных, содержащихся в информационной системе. При аудите качества данных используются следующие методики: ♦ оценка осведомленности конечных пользователей о качестве данных; ♦ исследование всех файлов данных; ♦ исследование выборочных образцов из файлов данных. Регулярное проведение аудита качества данных — единственный способ получить представление о том, насколько точные, полные и достоверные данные хранятся в информационной системе. До недавнего времени многие организации не придавали качеству данных большого значения. Сегодня электронная коммерция и электронный бизнес вынуждают их уделять этому вопросу самое пристальное внимание, поскольку ки-беркорпорация не может нормально работать, если не располагает точной информацией о своих клиентах и деловых партнерах. Очистка данных стала одним из ключевых процессов при их накоплении и использовании в работе с клиентами и партнерами. Компании, использующие хранилища данных, часто обнаруживают их недостоверность, когда пытаются объединить информацию, полученную из различных отделов. Также они находят ошибки в данных, предоставляемых пользователями и деловыми партнерами через web-сайт. Электронный обмен информацией (гл. 4) зачастую особенно проблематичен, поскольку в нем используются каталоги от сотен поставщиков и эти данные имеют различные форматы и в них используются различные системы классификации. Утилиты очистки данных могут использоваться для исправления ошибок в этих данных и их преобразования в единый формат. Компания Ameritech смогла сократить объем своей почты на 4% и сэкономить $250 тыс. в год путем очистки своей базы данных с йоменами и адресами клиентов.
Резюме 1. Продемонстрируйте уязвимость информационных систем, возможность их уничтожения, взлома, появления ошибок и укажите проблемы, связанные с системным качеством. Если данные хранятся в электронном виде и многие процедуры протекают в автоматическом режиме (незаметно), системы очень уязвимы для действий злоумышленников, а также подвергаются угрозе аварии или программного сбоя. Интерактивные системы, связанные с Интернетом, особенно уязвимы, поскольку доступ к данным и файлам осуществляется с удаленных компьютеров через множество точек сети. Компь- ютерные вирусы могут распространяться среди таких систем, перегружая память компьютеров или уничтожая файлы с программами и данными. Проблемы с программным обеспечением возникают из-за высокой стоимости коррекции ошибок и из-за того, что не все ошибки в программах можно исправить. Качество данных также влияет на качество и производительность системы. 2. Сравните общие средства управления и средства управления программными приложениями. Средства управления включают все методики, политики и организационные процедуры, обеспечивающие безопасность активов организации, точность и надежность учетных записей, а также соответствие систем общепринятым стандартам. Существуют два типа средств управления: общие средства управления и средства управления программными приложениями. Общие средства предназначены для управления общим процес- сом проектирования, системой безопасности, контроля использования компьютеров, программ и файлов в рамках информационной инфраструктуры организации. Они включают в себя аппаратные средства управления, программные, инструменты обеспечения безопасности данных, средства управления вычислениями, инструменты управления внедрением системы, а также административные средства контроля. Средства управления программными приложениями различны для отдельных программ. Они предназначены для обеспечения полноты и точности входных данных, контроля обновления данных, обслуживания системы и проверки информации, которая в ней содержится. Средства управления приложениями включают в себя: 1) средства управления вводом данных; 2) средства управления вычислениями; 3) средства управления выводом данных (результатами). Чтобы определить, какие средства управления необходимо использовать, проектировщики и пользователи должны идентифицировать все контрольные точки и уязвимости системы, а затем произвести оценку рисков. Также они должны провести анализ экономической эффективности средств управления системой.
3. Оцените специальные меры, которые необходимо принимать для обеспечения надежности, доступности и безопасности компьютерных бизнес-процессов. Компании должны принимать меры для поддержки систем электронной коммерции и электронных бизнес-процессов. Они могут использовать отказоустойчивые компьютерные системы или устанавливать оборудование с высокой степенью эксплуатационной готовности, чтобы быть уверенными в том, что их системы будут работать непрерывно и без сбоев. Брандмауэры и системы охранной сигнализации помогают обеспечивать безопасность частных сетей и предотвращать случаи несанкционированного доступа. Еще одной широко используемой технологией является шифрование, обеспечивающее конфиденциальность электронных сообщений при их передаче через Интернет. Цифровые сертификаты служат средством дополнительной защиты электронных транзакций, позволяя определить подлинность корреспондента. 4. Опишите наиболее популярные технологии обеспечения качества программного обеспечения. Качество и надежность программного обеспечения могут быть улучшены путем использования стандартных методик проектирования, метрик программного обеспечения, всестороннего тестирования и перераспределения ресурсов таким образом, чтобы основной упор делался на анализ на ранних стадиях проектирования системы. Структурированные методики используются для повышения качества программного обеспечения еще с 70-х гг. прошлого века. Структурированный анализ выделяет потоки данных и процессы их преобразования. Его основным инструментом является схема информационных потоков. Структурированное проектирование и программирование дают возможность создавать надежные программы с простой структурой и исчерпывающую сопутствующую документацию, поэтому техническим специалистам будет легко их обслуживать. Блок-схемы наглядно отображают все физические аспекты системной структуры.
Системы автоматизированного проектирования и создания программ (CASE) предназначены для использования со стандартными методиками разработки. Они помогают устанавливать стандарты для информационных систем и координировать работу сотрудников, многие из них оснащены средствами моделирования систем и создания предварительных спецификаций. 5. Продемонстрируйте важность контрольных проверок информационных систем и обеспечения качества данных. Тщательный и систематический аудит информационных систем может помочь организациям в определении эффективности управления их информационными системами. Регулярный аудит качества данных позволяет организациям обеспечить надлежащий уровень полноты и точности информации, хранящейся в их системах. Нужно использовать и процедуры очистки данных, чтобы они были согласованны между собой и не содержали ошибок, что особенно важно в электронной коммерции. Ключевые термины Административные средства управления; антивирусная программа; средства управления приложениями; аутентификация; «жучки»; кластеризация; средства автоматизированного проектирования и создания программ (CASE); компьютерное сравнение; средства управления вычислениями; компьютерный вирус; контрольные суммы; средства управления; очистка данных; схема информационных потоков (DFD); контроль качества данных; средства контроля безопасности данных; отладка; атака отказа в обслуживании; методика разработки; цифровой сертификат; цифровая подпись; план восстановления после аварии; контрольное редактирование; шифрование; отказоустойчивые компьютерные системы; общие средства управления; хакер; аппаратные средства управления; системы с высокой степенью эксплуатационной готовности; средства управления внедрением; средства управления вводом; система обнаружения вторжения; итерационный элемент; балансирование нагрузки; целостность сообщения; «зеркало»; модуль; аудит информационной системы; интерактивная обработка транзакций; средства контроля вывода; спецификации процессов; средства контроля вычислений; распределение ресурсов; оценка рисков; подсчет контрольных сумм; безопасные электронные транзакции (SET); безопасность; разделение функций; элемент выбора; последовательный блок; контроль приложений; метрика программы; структурная схема; структурный; структурный анализ; структурное проектирование; структурное программирование; блок-схема; сквозной контроль.
Контрольные вопросы 1. Почему компьютерные информационные системы гораздо более уязвимы, чем их «бумажные» аналоги, основанные на выполнении функций вручную? Назовите несколько ключевых областей, где системы наиболее уязвимы. 2. Перечислите несколько особенностей интерактивных информационных систем, из-за которых эти системы сложно контролировать. 3. Каким образом дефектное программное обеспечение и низкое качество данных влияют на производительность и надежность системы? Опишите две проблемы, связанные с качеством данных. 4. Что такое контроль? В чем заключается разница между общими контролем и контролем приложений? 5. Перечислите и опишите основные общие принципы контроля компьютерных систем. 6. Перечислите и опишите основные принципы контроля приложений. 7. Что входит в понятие «безопасность»? Перечислите средства контроля безопасности вычислительной техники, компьютерных сетей, программ и данных. 8. Какие специальные меры безопасности должны принимать организации, использующие в своей работе Интернет? 9. В чем разница между отказоустойчивыми компьютерными системами и системами с высокой степенью эксплуатационной готовности? 10. Расскажите о роли брандмауэров, систем обнаружения вторжений и систем шифрования в обеспечении безопасности организации. 11. Почему цифровые подписи и цифровые сертификаты так важны для электронной коммерции?
12. Для чего используется оценка рисков? 13. Каким образом аудит информационных систем влияет на процесс контроля? 14. Назовите и опишите четыре технологии обеспечения качества программного обеспечения. 15. Что такое структурированный анализ? Для чего в нем используются схемы информационных потоков? 16. Как структурированнное проектирование связано со структурированным программированием? Каким образом обе эти методики используются для повышения качества программного обеспечения? 17. Почему необходимо регулярно проводить аудит качества и очистку данных? Практический пример Агентство FAA: не сбились аи мы с курса? Федеральное авиационное агентство (FAA) при помощи своих авиадиспетчеров держит под контролем все гражданские самолеты, находящиеся в воздухе над Соединенными Штатами. Каждый день совершаются тысячи полетов, поэтому воздушное пространство США переполнено. Диспетчеры выдают разрешения на взлеты и посадки, подтверждают пути следования самолетов и следят за ними, пока те находятся в воздухе. В распоряжении FAA находятся бол$е 250 независимых компьютерных систем. Перед вылетом пилоты составляют планы полетов, которые вводятся в ком- пыотер. Находясь в воздухе, каждый самолет постоянно передает данные на наземные компьютеры, включая свой номер, координаты и высоту полета. Компьютеры также постоянно получают информацию от радаров, расположенных по всей стране, и данные от метеорологических станций. Система отслеживает положение всех самолетов в воздухе, отражая его на экране. Такие системы также обладают специальными функциями, включающими в себя автоматическую отправку предостерегающих сообщений летящим рядом или слишком снизившимся самолетам. В современном мире диспетчеры не могут управлять движением в воздухе без помощи компьютеров. Программные приложения для авиадиспетчеров подразделяются на две основные категории. Управляющие системы аэропортов контролируют все самолеты, которые находятся в радиусе 40-60 км от аэропорта. Другие системы, называющиеся системами контроля воздушных трасс, расположены в 20 центрах управления полетами по всей стране и следят за всеми самолетами, которые находятся на большой высоте, с учетом контрольных точек маршрута и мест назначения. Многие компьютеры агентства устарели, причем часть таких машин используется в центрах управления. Некоторые компьютеры были выпущены еще в 1950-х гг. и работают на лампах. До недавних пор только Нью-Йоркский, Чикагский, Вашингтонский и Кливлендский центры управления имели в своем распоряжении современные вычислительные машины серии ES/9121. Все остальные обходились мэйнфреймами IBM 3083 15-летней давности, которые были сняты с производства еще 10 лет назад. Из-за этих старых компьютеров возникало множество проблем. Несмотря на свои огромные размеры, старые вычислительные машины обладают меньшей мощностью, чем современные настольные компьютеры. К ним очень сложно найти запасные части. Все реже и реже встречаются специалисты, умеющие их обслуживать. Из-за своего «возраста» эти машины часто ломаются. Например, с сентября 1994 по сентябрь 1995 г. произошло 11 серьезных поломок. К тому же в агентстве сегодня работает на 5 тыс. компьютерщиков меньше, чем 7-8 лет назад. Не стоит забывать и о том, что на старых компьютерах работают только старые программы, обновление которых не представляется возможным из-за недостаточной мощности машин, хотя современные программы могут сделать авиарейсы гораздо более безопасными. В распоряжении FAA имеются резервные системы, однако они не обладают достаточной функциональностью. Большинство из них также устарели, как и основные системы. К тому же планы на случай аварии резервных систем невозможно использовать на практике. По правилам, если резервная система также перестанет работать, диспетчеры обязаны переключиться на «ручную» работу с пилотами, используя полоски бумаги для отслеживания отдельных рейсов, что является нереальной задачей, если вспомнить, сколько самолетов одновременно находится в воздухе. При этом, кстати, в аэропортах, где произошел системный сбой, запрещается посадка самолетов — они должны приземляться в других местах. Помимо увеличения риска авиакатастрофы подобные случаи обходятся авиакомпаниям в сотни миллионов долларов ежегодно, а также причиняют пассажирам массу неудобств. Работа авиадиспетчеров связана со стрессами даже в том случае, когда все идет гладко. Рабочая нагрузка у диспетчеров очень высока, и этому отчасти способствуют ручные процедуры и работа с устаревшими компьютерными системами. Питер Ньюмен, специалист по компьютерным системам, заметил: «Авиадиспетчеры постоянно испытывают огромное давление, и любая мелочь может сделать их работу еще сложнее». Руководство FAA, осознав серьезность проблемы, приступило к планированию обновления своих систем в 1983 г. Проект, получивший название AAS (Advanced Automation System), предполагал капитальное обновление компьютеров, программного обеспечения, радарных станций и сетей. Основными целями проекта были снижение накладных расходов, повышение эффективности и надежности работы систем, а также достижение более высокого уровня безопасности полетов. В 1988 г. был заключен контракт с IBM. Проект был оценен в $4,8 млрд, причем его планировалось завершить в 1994 г. Не все шло так гладко, как планировалось. В декабре 1990 г. компания IBM заявила, что выполнение проекта займет на 19 месяцев больше, чем планировалось. В конце 1992 г. IBM объявила, что проект запоздает на 33 месяца, а его стоимость должна быть поднята до $5,1 млрд. В результате проект был сокращен. Тем не менее в декабре 1993 г. оказалось, что на завершение нового варианта проекта потребуется уже $5,9 млрд. В апреле 1994 г. по заказу FAA было проведено независимое исследование, которое показало, что проект связан с высокой степенью риска. В июне 1994 г. FAA обнародовала информацию об изменениях в проекте. Контракт на разработку системы был передан компании Lockheed Martin Coij). Кроме того, многие компоненты проекта были удалены, включая возможность объединения двух основных систем и замену оборудования и программ для контроля самолета в непосредственной близости от аэропорта. Вместо замены диспетчерских башен в 150 аэропортах было решено заменить их только в 70 крупнейших. Стоимость обновленного проекта составила $6 млрд, и его планировалось завершить в 2000 г. Между тем компьютерные системы компании продолжали устаревать. К примеру, в июне 1995 г. компьютер в аэропорту Вашингтона не работал 41 час, а в Чикаго — 122 часа. В августе 1998 г. в диспетчерском центе Нью-Гемпшира, который отвечал за контроль полетов над частью штата Нью-Йорк, сбой в работе компьютера привел к простою всей системы в течение 37 минут. Кроме того, часто отказывали радары и наблюдались менее значительные сбои. В сентябре 1996 г. было объявлено о запуске нового проекта, который получил название Standard Terminal Automation Replacement System (STARS). Это означало конец эпопеи с AAS. Ожидаемая стоимость проекта составила от $7,6 млрд до $23 млрд, и он, кроме всего прочего, был призван улучшить информационную инфраструктуру FAA. Согласно плану, STARS должен был объединить в себе данные о планах полетов, автоматизированные системы контроля полетов, терминалы в аэропортах и радарные системы на всей территории США. За выполнение большей части контракта отвечала компания Raytheon Со. (штат Массачусетс). Данный проект должен был заменить все устаревшие системы 20-летней давности, повысить безопасность полетов и устранить задержки между рейсами. Новая система должна быть установлена в 317 аэропортах, первым из которых является бостонский аэропорт. Дата завершения проекта — 2007 г., и до 2003 г. финансовые вложения должны составить $ 11 млрд. Новая система будет использовать четыре компьютера на каждом участке: основной, резервный и пару «зеркал». Компания FAA смогла заменить свои старые универсальные вычислительные машины и установить цветные радарные дисплеи. Сбои системы, которые вынуждали диспетчеров пользоваться полосками бумаги, теперь происходят крайне редко. Тем не менее остается достаточно много нерешенных проблем. Агентство не может приобрести новые машины IBM, потому что они не поддерживают язык Jovial, на котором в 60-х гг. прошлого века было написано все программное обеспечение. Руководство FAA планирует перейти на новые языки программирования, однако конверсия старых программ — очень сложный процесс, на завершение которого может понадобиться несколько лет. В настоящее время FAA создает серии систем, которые позволят повысить частоту взлетов и посадок в занятых аэропортах и прокладывать более прямые маршруты. Однако эти улучшения не решат все проблемы, связанные с постоянно растущим воздушным трафиком. Почему агентство столкнулось с таким множеством проблем при обновлении своих компьютеров? Одной из причин является отсутствие четкой системной архитектуры. Специалисты из FAA разработали логическую архитектуру под названием National Airspace System (NAS), что в переводе звучит как «Национальная система воздушного пространства». Этот документ содержит описание всех служб и функций FAA, в нем указаны параметры всех систем, которые будут их поддерживать. В него даже входит план развития до 2015 г. Таким образом, документ представляет собой обзор всех бизнес-функций и систем для их обслуживания, а также способов связи между такими системами. Однако FAA не воплотила этот план на физическом уровне. Вся работа по созданию новых систем управления была поручена одной из десяти команд разработчиков, а все остальные коллективы были вынуждены разрабатывать свои собственные стандарты для программ, оборудования и коммуникаций. Давайте посмотрим, к чему привело отсутствие общих стандартов. Семь коллективов из десяти вообще не имели стандартной технической архитектуры. Три остальные разработали собственные архитектуры, отличающиеся друг от друга. Главные компьютеры их систем используют различные протоколы связи и форматы данных. Одна из команд использовала для связи сети стандарта Ethernet, тогда как две другие — волоконно-оптическую сеть. Два коллектива пользовались при программировании языками С и С+ +, а третий — Ada. В сумме десять команд разработало 54 приложения для управления полетами, используя для этого 53 языка программирования. Несовместимость — не единственная проблема. Сотрудники тратили свое время (и деньги) на разработку сложных интерфейсов, которым, кроме всего прочего, была необходима постоянная поддержка. Из-за этого неизбежно возрастала вероятность появления ошибок в данных. Более того, использование различных стандартов привело к росту затрат на обучение персонала. Агентство пренебрегло основным принципом системного проектирования — техническая архитектура должна быть создана до того, как произойдет замена старой системы на новую. В отчете GAO (февраль 1998 г.) утверждалось: недостаток неоднородной архитектуры FAA проявляется в том, что начинают проявляться несовместимость и конфликты. Эта участь ожидает любую организацию, которая пытается внедрить техническую архитектуру прежде, чем демонтирует старую компьютерную систему. Многие обозреватели критиковали FAA, доказывая, что ее сотрудники просто не хотят повернуться лицом к проблемам. Рона Стиллмэн (Rona В. Stillman), специалист по компьютерным технологиям из GAO, заявила, что FAA обладает такой организационной культурой, которая привела к созданию множества автономных организаций, которые противятся любым изменениям. Очевидно, что с появлением десяти независимых команд разработчиков агентство утратило рычаги эффективного централизованного управления. В одном из отчетов правительственной комиссии (GAO, 1998 г.) было сказано, что «ни один отдел агентства не несет ответственности за разработку и внедрение новых систем». В другом отчете, посвященном краху проекта AAS, говорилось, что «руководство FAA не представляло себе сложности стоящей перед ним задачи и не могло оценить объем требуемых для проекта ресурсов». Закон о реформе управления (IT Management Reform Act), принятый в 1996 г., известный также как «закон Клингера—Коэна», включал в себя требование наличия главного информационного менеджера в каждом федеральном агентстве. Однако FAA сумела добиться исключения себя из списка подобных организаций, что в конечном итоге и привело к отсутствию в нем централизованных инструментов управления. Еще одна проблема, упомянутая представителями профсоюза авиадиспетчеров, заключается в отсутствии взаимопонимания между руководством FAA и пользователями систем управления полетами. Руководители заявляли об успехе проекта STARS, тогда как диспетчеры были явно против его внедрения. Авиадиспетчеры на своих собраниях отмечали громоздкость и сложность системы, а также нечеткость изображения на мониторах. Источники: Laurence Zuckerman, Matthew L. Wald. «Crisis for Air Traffic System: More Passengers, More Delays», The New York Times, September 5, 2000; Bob Brewin, Michael Meehan. «FAA Looks Abroad for Air-Traffic Control Systems», Computerworld, July 17, 2000; Scott McCartney. «Efforts to Ease Delays in Summer Air Travel also Produce Snarls», The Wall Street Journal, September 14, 2000; Patrick Thibodeau. «IBM Says FAA Air Traffic Computers Should Be Retired», Computerworld, January!5, 1999, «Air Traffic Controllers Say Old Computers Hobble FAA», Computerworld, June 22, 1998; MatthewL. Wald. «Warning Issued on Air Traffic Computers», The New York Times, January 12, 1999; Thomas Hoffman. «On a Wing and a Prayer...», Computerworld, February 2, 1999, and «Feds Slam FAA for Millennium Mess», Computerworld, February 9, 1998; MattHamblen. «IBM, Others Question FAA's 2000 Progress», Computerworld, July 24, 1998, «FAA: Systems Area Go for 2000», Computerworld, July 24, 1998, «FAA's IT Management Slammed», Computerworld, February 10, 1997; Jeff Cole. «FAA, Air Groups Agree on Traffic Plan», The Wall Street Journal, April 23, 1998; Mary Mosquera. «FAA Faces Year 2000 Emergency, Report Says», TechWeb News, February 4, 1998; Jeff Sweat. «FAA: We're Y2K OK», Information Week, October 5, 1998; Bruce D. Nord-wall. «FAA Structural Problems Impede АТС Upgrades», Aviation Week and Space Technology, February 10, 1997; Gary Anthes. «Ancient Systems Put Scare in Air», and «Revamp Flies Off Course», Computerworld, August 5, 1996; «$1B Award to Fix Air Traffic System», Computerworld, September 23, 1996; George Leopold. «FAA Sets Massive Systems Overhaul, But Will It Fly?» TechWeb News, October 28, 1996.» Вопросы к практическому примеру 1. Перечислите и дайте развернутое описание всех слабых мест системы контроля в FAA и ее системы управления полетами. 2. Какие управленческие, организационные и технические факторы сыграли наибольшую роль в появлении проблем у FAA? 3. Насколько эффективно FAA пыталась устранить уязвимости в системе управления? Оцените важность проектов AAS и STARS для агентства в целом, авиадиспетчеров и пассажиров. 4. Разработайте полный комплекс контроля для FAA, который позволит агентству эффективно решать возникающие проблемы. После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Производить анализ связи этического, социального и политического аспектов применения информационных систем. 2. Идентифицировать основные моральные проблемы информационного общества и разрешать их в конкретных ситуациях. 3. Использовать этический анализ при рассмотрении сложных ситуаций. 4. Принимать в качестве руководства определенные этические принципы. 5. Разрабатывать корпоративные политики, используемые в качестве этического кодекса. Мобильная коммерция: новая угроза личности? В связи с тем что Web стал беспроводным, старый добрый принцип «местонахождение решает все» приобрел новый смысл. Поскольку пользователи могут обращаться к Интернету из любого места, в процессе электронной коммерции можно определить их местонахождение. Подключаемые к Web сотовые телефоны, устройства PDA или автомобили с системами отслеживания местонахождения могут достаточно точно определять местонахождение клиента, а затем предоставить полученную информацию заинтересованным лицам. Например, сведения о местонахождении могут применяться для уточнения расположения ближайшего ресторана или отеля, причем сведения могут отображаться на компактном экране web-устройства. В случае необходимости пользователи могут обращаться к подобной информации. Возможна также автоматическая передача требуемых данных в случае, если клиенты оказываются в непосредственной близости от отелей и ресторанов. Компания Wingate Inns International предполагает организовать подобные персонализированные службы с учетом различных направлений, причем уже в настоящее время системы по отслеживанию данных резервируют самую «свежую» информацию. Именно услуги, базирующиеся на определении местонахождения, обещают стать одним из наиболее популярных направлений мобильной коммерции. Ь Каким же образом с помощью сотового телефона или карманного компьютера (PDA) можно определить местонахождение? Пользователи могут вводить почтовые индексы или известные им адреса. Но имеются и другие, более удобные возможности. Комиссия Federal Communications Commission предусматривает создание усовершенствованных систем 911, которые автоматически передают вызов командам быстрого реагирования к тому месту, где находится клиент. Сотовые телефоны могут оснащаться небольшими GPS-устройствами (Global Positioning System, устройство глобального позиционирования), выполняющими определение местоположения клиентов с помощью считывания сигналов американских военных спутников, содержащих данные о времени и координатах. Конструкторы автомобилей начали оснащать новые модели GPS-системами, которые подключены к беспроводным устройствам речевой связи, причем обеспечивается доступ к Интернету и бортовым компьютерам. Технология, позволяющая определять координаты на местности, стремительно развивается. Бизнесмены могут применять эти системы для пересылки электронных купонов непосредственно на сотовый телефон потребителя или в автомобиль, когда клиент находится поблизости определенного магазина или ресторана. Клиенты соглашаются на подобную форму обслуживания в случае определенных скидок на оборудование или обслуживание. Группы по защите прав личности могут отметить потенциальную угрозу правам человека, связанную с реализацией технологии по отслеживанию местоположения. Многим людям может не понравиться столь скрупулезное отслеживание их физических перемещений. Информация о местонахождении поможет вызвать грузовик для буксировки вашей поломанной автомашины, но также позволит определить, где вы проводите ленч. Согласно мнению Дэвида Собеля (David Sobel), генерального советника Electronic Privacy Information Center (EPIC) в Вашингтоне, многое зависит от того, «кто осуществляет общий контроль поступающей информации о перемещениях». Можно значительно уменьшить беспокойство по поводу нарушения прав личности, если разработать определенные механизмы, точно определяющие, когда и каким образом может быть использована информация о местонахождении пользователей. Проблемы управления Технологии представляют собой обоюдоострое оружие. С одной стороны, их применение обещает множество преимуществ. Одним из крупнейших достижений современных компьютерных систем является предоставляемая ими удобная форма обработки компьютерной информации. Сведения, относящиеся к киберкорпора-ции, можно легко анализировать, передавать, а также совместно использовать. В то же время эти универсальные возможности порождают и новые сложности. Появляется множество лазеек для нарушения законодательства, а также возможностей по утаиванию доходов. Необходимость балансирования между удобством использования информации и ограничениями прав личности, проявляющиеся в создании электронных досье на потребителей, представляет одну из серьезнейших этических проблем, порожденную современными информационными системами. Как показано в этой главе, следует уделить пристальное внимание следующим вопросам, связанным с менеджментом: 1. Представление о моральных аспектах рисков при использовании новой технологии. При быстрых технологических изменениях стремительно увеличивается диапазон применяющих их методов. Изменяется баланс между возможными рисками и выгодами, но также растет вероятность враждебных действий. Именно по этой причине защита прав личности перерастает в серьезную этическую проблему наряду с другими проблемами, речь о которых идет в этой главе. В подобных условиях важно правильно проанализировать этические и социальные проблемы, связанные с реализацией новых технологий. Можно по отдельности рассмотреть каждый моральный аспект, описанный в данной главе, и кратко охарактеризовать влияние на него новой технологии. Правда, вы не сможете получить правильные ответы на вопросы относительно линии поведения, но наверняка уделите более пристальное внимание моральным аспектам рисков, связанным с реализацией новой технологии. 2. Определение корпоративных этических политик, освещающих проблемы информационных систем. Именно менеджеры несут ответственность за разработку, совершенствование и разъяснение основных положений корпо- ративных этических политик. Исторически сложилось так, что корпоративный менеджмент уделял больше внимания вопросам финансовой цельности и персональным политикам, а не информационным системам. Но как можно узнать из представленной главы, корпорация должна располагать определенной этической политикой в области информационных систем. Подобная политика освещает вопросы, связанные с правами личности, собственностью, ответственностью, качественными показателями системы и качеством жизни. В этом случае требуется соответствующая подготовка менеджеров, не имеющих опыта работы в области информационных систем, причем эти вопросы имеют столь же большое значение, как и обучение квалифицированных служащих для вашей компании. Одной из новых этических проблем, связанных с широким распространением информационных систем, является защита прав личности в Интернете, а также установление прав на информацию. Среди других проблем можно назвать следующие: защита прав интеллектуальной собственности; определение уровней ответственности за последствия информационных систем; установление стандартов качества для систем защиты информации, находящихся на страже прав личности и законности; а также сохранение тех ценностей и традиций, которые имеют существенное значение для качества жизни в информационном обществе. В главе описывается эта проблематика, а также предлагаются основные пути разрешения возникающих в этих сферах проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|