Некоторые этические дилеммы из практики
Этические затруднения, описанные в этом разделе, могут служить иллюстрацией для широкого спектра проблем. Некоторые из этих проблем представляют собой явные этические дилеммы, когда противопоставляются интересы различных общественных групп. В других получили отражение парадигмы этики. В любом случае подобные затруднения довольно трудно разрешить. Уменьшение технологических затрат в телефонной компании Многие крупные телефонные компании в США используют информационные технологии, сокращая при этом штатный состав. Например, компания AT&T использует программное обеспечение по распознаванию голосов, сокращая штат операторов связи. Компьютеры распознают ответы заказчиков на набор компьютеризированных вопросов. Компания А Т&Т планирует внедрить новую техноло- гию, что позволит сократить по всей стране от 3 до 6 тыс. рабочих мест операторов связи, от 200 до 400 менеджерских должностей и расформировать 31 офис в 21 штате. Электронное профилирование в аэропорту При профилировании в аэропорту Федеральная авиационная администрация вводит систему электронного профилирования, позволяющую идентифицировать потенциальных террористов. Система собирает данные из нескольких источников, применяет проходку данных и собственную службу разведки для формирования профилей для всех потенциальных авиапассажиров. Выполняется идентификация возможных рисков. Как полагают специалисты организации American Civil Liberties Union (ACLU), подобное профилирование является дискриминационным, поскольку выделяет в отдельную категорию жителей Среднего Востока (Nash, 1998). Отслеживание интернет-активности служащих В результате отслеживания интернет-активности служащих корпорации Xerox выявилось, что около 40 сотрудников в 1999 г. посвящали много рабочего времени web-серфингу. Данная компания, а также многие другие контролировали деятельность служащих в Интернете, препятствуя тому, чтобы ресурсы компании растрачивались на развлекательные цели (San Jose Mercury, 2000). Многие фирмы также заинтересованы в мониторинге электронной почты своих служащих, поскольку такие возможности имеются, а электронная почта должна использоваться только для служебных целей (практический пример в гл. 8).
Во всех перечисленных примерах можно видеть столкновение различных позиций, и каждая из сторон придерживается своей точки зрения в споре. Компания может аргументировать, к примеру, что имеет право использовать информационные системы для повышения эффективности, а также сокращения количества занятых работников в целях снижения расходов и укрепления позиций в бизнесе. Служащие, уволенные в результате внедрения информационных систем, могут указать, что работодатели несут ответственность за социальные пособия служащих. Более внимательный анализ фактов помогает иногда сформировать компромиссное решение, которое удовлетворит заинтересованные стороны. Попытайтесь применить некоторые указанные принципы к этическому анализу каждого из предложенных случаев. Как же правильно поступить? 15.3. Моральные аспекты, возникающие при внедрении информационных систем В этом разделе более пристально рассматриваются пять моральных аспектов, связанных с информационными системами. Эти аспекты отражены на рис. 15.1. В каждом аспекте выделяются этический, социальный и политический уровни анализа, используются примеры из практики, иллюстрирующие затрагиваемые ценности, характерные интересы различных сторон, а также некоторые возможности по разрешению конфликтов. Информационные права: права личности и свобода в информационном обществе
Права личности предполагают требование личной свободы для индивидуума, недопустимость организации наблюдения или какого-либо вмешательства со стороны других лиц, организаций либо государства. Требование соблюдения прав личности также должно учитываться и на рабочем месте: Миллионы служащих являются субъектами электронного либо иного высокотехнологичного вмешательства в их жизнь. Информационная технология и системы представляют угрозу правам и свободам личности, поскольку само вторжение в эту область относительно дешево, эффективно и приносит доход. Требование по защите прав личности получило отражение в конституциях США, Канады, Германии, а также в иных законах в других странах мира. В США защита прав личности подтверждается первой поправкой к Конституции, где гарантируется свобода выступлений и образования ассоциаций. Четвертая поправка к Конституции содержит требование о недопущении необоснованных обысков и конфискаций персональных документов или имущества и гарантирует, что в случае нарушения этого права виновные наказываются в законном порядке. Законность процесса является ключевым понятием при определении прав личности. Обязательность процесса предполагает наличие набора правил и законов, четко регламентирующих трактовку информации об отдельных личностях, а также доступные механизмы для апелляции. Возможно, самым удачным вариантом закрепленного в письменной форме законного процесса является Доктрина по практическому обращению с информацией в рамках закона (Fair Information Practices Doctrine), разработанная в начале 70-х гг. прошлого века. Большинство американских и европейских законов по охране прав личности базируются на принципах Fair Information Practices (FIP), впервые закрепленных в рапорте федерального правительственного консультативного комитета в 1973 г. (U. S. Department of Health, Education, and Welfare, 1973). Принципы FIP представляют собой набор принципов, контролирующих сбор и использование информации об отдельных членах общества. Все они приведены в табл. 15.2. Принципы FIP базируются на понятии «взаимного интереса» тех, кто располагают сведениями, и индивидуума. Член общества заинтересован в проведении транзакции, а хранитель сведений — обычно бизнес-агентство или правительственное агентство — нуждается в информации об индивидууме для обеспечения своей деятельности. После сбора данных члены общества сохраняют к ним интерес, сведения не могут использоваться для поддержки других видов деятельности без согласия индивидуума.
Принципы FIP формируют основы федеральных законов, приведенных в табл. 15.3, где определяются условия обработки информации об отдельных членах общества в таких областях, как кредитная политика, образование, финансовая деятельность, газетное дело, коммуникации, электронная связь и даже предоставление напрокат видеоматериалов. Закон о защите прав личности (Privacy Act) от 1974 г. является наиболее важным из подобных законных актов, в нем регулируются процесс сбора информации федеральными правительственными учреждениями, ее использование и условия разглашения. Большинство федеральных законов о защите прав личности написаны с учетом законодательства федерального правительства США. Но в таких областях, как кредитная политика, банковское дело, связь и прокат видеоматериалов, используются федеральные законы о правах личности. В США закон о защите прав личности предоставляет право членам общества предъявлять в суд иски по возмещению ущерба агентствам и компаниям, нарушающим их права. В европейских страна^ и в Канаде права личности очерчиваются аналогично тому, как это принято в США, но в законах о защите прав пред- усмотрено создание специальных комиссий или агентств, занимающихся вопросами защиты информации. Эти ведомства выступают от имени граждан при защите их прав. Европейский подход к защите данных В Европе защита прав личности обеспечивается более основательно, чем в США. 25 октября 1998 г. вступило в силу Европейское соглашение о защите информации (European Directive on Data Protection), согласно которому защита прав личности распространяется на страны Европейского союза. Здесь формулируется требование к компаниям об обязательном информировании граждан о сборе сведений о них, а также оговаривается порядок хранения и использования подобной информации. Клиенты должны быть проинформированы об этом, и только после получения их согласия любая компания может законным образом использовать данные об этих клиентах. Также клиенты имеют право доступа к этой информации, могут вносить в нее изменения и требовать отмены сбора сведений о них. Страны, входящие в ЕС, обязаны отразить эти принципы в законодательных актах своих государств и не могут передавать данные личного характера в другие государства, например в США, где отсутствуют аналогичные регуляционные меры по защите прав личности (см. гл. 16).
Негативное влияние Интернета на соблюдение прав личности Интернет использует технологии, негативно влияющие на защиту прав индивидуума, поскольку при их использовании трудно проверить соблюдение принципов FIP. Информация, пересылаемая через эту обширную сеть, может проходить через большое число различных компьютерных систем. Каждая из этих систем может отслеживать, перехватывать и сохранять проходящую через нее информацию. Появляется также возможность прослеживания деятельности индивидуума в интерактивном режиме. Можно узнать, к каким группам новостей или файлам имел доступ пользователь, какие web-сайты посещает, на что обращал внимание и что приобретал с помощью Web. Эти сведения могут собираться как провайдером собственной интернет-службы подписчика, так и системными операторами удаленных web-сайтов, посещаемых подписчиком. Довольно широкое распространение получили инструменты по отслеживанию визитов в World Wide Web, поскольку они позволяют организациям получить информацию о том, кто посещает их web-сайты и каким образом следует скорректировать деятельность организации. (Некоторые фирмы также отслеживают использование Интернета своими служащими, чтобы узнать, насколько эффективно используются сетевые ресурсы компании.) Розничные торговцы, использующие Web, имеют доступ к программному обеспечению, которое позволяет проследить поведение отдельных пользователей и групп в процессе выбора товара на web-сайте. Коммерческие требования к подобной информации личного свойства воистину безграничны. Web-сайты позволяют провести идентификацию своих посетителей, если посетители добровольно регистрируются на сайтах для приобретения продукта или услуги либо с целью получения услуги бесплатного свойства, например для получения информации. Web также могут перехватывать информацию о посети- телях, не ставя последних в известность, с помощью cookie-технологии. Файлы cookie представляют собой небольшие файлы, копируемые на жесткий диск компьютера пользователя, когда он посещает определенные web-сайты. Эти файлы идентифицируют программу web-браузера посетителя, а также отслеживают посещения данного web-сайта. Когда пользователь возвращается на сайт, откуда был получен файл cookie, web-программа «осматривает» компьютер посетителя и «узнает», какие действия этот пользователь предпринимал в прошлом. Можно также обновлять файлы cookie в зависимости от действий пользователя в процессе визита. С их помощью сайт может изменять свое содержимое с учетом интересов каждого посетителя. К примеру, если вы приобретаете книгу на web-сайте Amazon.com, а потом возвращаетесь туда с помощью аналогичного браузера, вас приветствуют по имени и порекомендуют другие книги, основываясь на сведениях о тематике книг, составляющих предмет ваших покупок в прошлом. Компания DoubleClick, уже упоминавшаяся ранее в этой главе, применяет файлы cookie при формировании досье, где подробно отмечаются приобретения, выполненные в интерактивном режиме, а также стиль поведения посетителей web-сайта. На рис. 15.2 представлен принцип функционирования файлов cookie.
Если вы часто посещаете Web, обратите внимание на файлы под названием «cookie.txt» на жестком диске вашего компьютера. Наверняка вы обнаружите несколько подобных файлов. Собранные с помощью файлов cookie данные могут применяться на конкретном web-сайте либо подобные данные могут продаваться другим компаниям. Web-сайты, использующие cookie-технологию, не имеют возможности непосредственно получать имена и адреса посетителей. Но если пользователь зарегистрируется на любом другом сайте, некоторая часть этих сведений сохранится в файле cookie. Проверьте файлы cookie, находящиеся на вашем собственном компьютере, и вы убедитесь в том, что они содержат большой объем информации личного характера. И довольно часто, исследуя содержимое файлов cookie, вы обнаружите свое действительное имя, пользовательское имя, название вашего банка и номера банковских счетов. Эти файлы cookie никоим образом не защищены, и собственники web-сайта могут тайком воспользоваться вашими персональными данными. Итак, если на одном из сайтов сохраняется ваше имя, другой сайт может его разыскать. В результате на многих сайтах появляются большие объемы вашей личной информации, а вы можете и не подозревать об этом, а иногда даже и не желать этого. Организации могут собирать электронные адреса для пересылки тысяч и сотен тысяч нежелательных электронных сообщений и электронной почты. Подобная практика получила название спама, причем объемы подобной пересылаемой | Cookie (файлы cookie) Небольшие файлы, копируемые на жесткий диск компьютера при посещении пользователями некоторых web-сайтов. Применяется для последующей идентификации посетителя web-сайта и мониторинга его визитов.! Spamming (спам) Практика пересылки нежелательных сообщений электронной почты, а также других электронных сообщений.. информации растут очень быстро. Буквально за несколько центов можно переслать тысячи рекламных объявлений пользователям Интернета. Маркетинговые компании могут использовать новую технологию для отслеживания того, каким образом пользователи электронной почты хранят ярлыки, с кем поддерживают связь и в какое время дня обычно получают почту. Подобный подход позволяет вести более персонализированную рекламную деятельность. Информацию можно привязывать к данным, собранным с помощью файлов cookie, что позволяет создавать более подробные базы данных, содержащие сведения о деятельности в Web отдельных пользователей (Harmon, 2000). В настоящее время посетители web-сайта могут легко уточнить, каким образом используется собранная о них после посещений web-сайтов информация. Некоторые бесплатно загружаемые программы позволяют оставлять аудиторский след деятельности в Интернете без ведома пользователей, не предупреждая последних об этом во время загрузки (Martin, Smith, Brittain, Fetch, and Wu, 2001). Только небольшая часть web-сайтов открыто объявляет о своих политиках по сбору и распространению частной информации либо предлагает клиентам выбрать варианты использования их персональных данных (Rosen, Bacheldor, 2000). Чтобы поощрить процессы саморегуляции в Интернете, Департамент коммерции США (U. S. Department of Commerce) издал указания по применению директив FIP в интерактивном бизнесе. Промышленные группы, такие как Online Privacy Alliance (OPA), включающая более 100 глобальных корпораций и ассоциаций, также разрабатывают директивы по самоуправлению. В настоящее время разрабатываются технологии, гарантирующие защиту прав личности для посетителей web-сайтов (Vijayan, 2000; Reiter, and Rubin, 1999; Goldschlag, Reed, and Syverson, 1999; Gabber, Gibbons, Kristol, Matias, and Mayer, 1999). Для поддержки необходимых мер по защите прав личности, обращающейся к возможностям Интернета, необходимы дополнительные законодательные акты, а также внимание к этому вопросу на правительственном уровне. В конце главы приводится практический пример, где более подробно рассматривается вопрос о защите прав личностей при обращении к web-сайту. Этические аспекты Этическая проблема в области защиты прав личности на данном этапе состоит в следующем: при каких условиях можно вторгаться в частную сферу других людей? На каких правах можно достаточно деликатно вмешиваться в личную жизнь других граждан, служат ли оправданием для этого проведение исследования либо какие-то другие причины? Следует ли уведомлять людей о наличии подслушивающих устройств? Следует ли ставить в известность пользователей о том, что информация по кредитной деятельности используется с целью контроля занятости? Социальные аспекты Социальный аспект защиты прав личности связан с формированием «ожиданий личности» либо частных норм, используемых для регулирования отношений в обществе. В каких областях жизни можно с точки зрения общества предоставить людям право считать, что они находятся на «частной территории» в противоположность общественной жизни? К примеру, можно ли с точки зрения общества гарантировать гражданам право на частную жизнь при использовании электронной почты, сотовых телефонов, досок объявлений, почтовой связи, а также при нахождении на рабочем месте либо на улице? Должны ли права охраны частной жизни распространяться на преступников?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|