Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые этические дилеммы из практики




Этические затруднения, описанные в этом разделе, могут служить иллюстрацией для широкого спектра проблем. Некоторые из этих проблем представляют собой явные этические дилеммы, когда противопоставляются интересы различных об­щественных групп. В других получили отражение парадигмы этики. В любом слу­чае подобные затруднения довольно трудно разрешить.

Уменьшение технологических затрат в телефонной компании

Многие крупные телефонные компании в США используют информационные технологии, сокращая при этом штатный состав. Например, компания AT&T ис­пользует программное обеспечение по распознаванию голосов, сокращая штат операторов связи. Компьютеры распознают ответы заказчиков на набор компью­теризированных вопросов. Компания А Т&Т планирует внедрить новую техноло-

гию, что позволит сократить по всей стране от 3 до 6 тыс. рабочих мест операто­ров связи, от 200 до 400 менеджерских должностей и расформировать 31 офис в 21 штате.

Электронное профилирование в аэропорту

При профилировании в аэропорту Федеральная авиационная администрация вво­дит систему электронного профилирования, позволяющую идентифицировать потенциальных террористов. Система собирает данные из нескольких источни­ков, применяет проходку данных и собственную службу разведки для формиро­вания профилей для всех потенциальных авиапассажиров. Выполняется иденти­фикация возможных рисков. Как полагают специалисты организации American Civil Liberties Union (ACLU), подобное профилирование является дискримина­ционным, поскольку выделяет в отдельную категорию жителей Среднего Восто­ка (Nash, 1998).

Отслеживание интернет-активности служащих

В результате отслеживания интернет-активности служащих корпорации Xerox выявилось, что около 40 сотрудников в 1999 г. посвящали много рабочего време­ни web-серфингу. Данная компания, а также многие другие контролировали дея­тельность служащих в Интернете, препятствуя тому, чтобы ресурсы компании растрачивались на развлекательные цели (San Jose Mercury, 2000). Многие фир­мы также заинтересованы в мониторинге электронной почты своих служащих, поскольку такие возможности имеются, а электронная почта должна использо­ваться только для служебных целей (практический пример в гл. 8).

Во всех перечисленных примерах можно видеть столкновение различных позиций, и каждая из сторон придерживается своей точки зрения в споре. Компа­ния может аргументировать, к примеру, что имеет право использовать инфор­мационные системы для повышения эффективности, а также сокращения коли­чества занятых работников в целях снижения расходов и укрепления позиций в бизнесе. Служащие, уволенные в результате внедрения информационных си­стем, могут указать, что работодатели несут ответственность за социальные посо­бия служащих. Более внимательный анализ фактов помогает иногда сформиро­вать компромиссное решение, которое удовлетворит заинтересованные стороны. Попытайтесь применить некоторые указанные принципы к этическому анализу каждого из предложенных случаев. Как же правильно поступить?

15.3. Моральные аспекты, возникающие при внедрении информационных систем

В этом разделе более пристально рассматриваются пять моральных аспектов, свя­занных с информационными системами. Эти аспекты отражены на рис. 15.1. В каждом аспекте выделяются этический, социальный и политический уровни анализа, используются примеры из практики, иллюстрирующие затрагиваемые ценности, характерные интересы различных сторон, а также некоторые возмож­ности по разрешению конфликтов.

Информационные права: права личности и свобода в информационном обществе

Права личности предполагают требование личной свободы для индивидуума, недопустимость организации наблюдения или какого-либо вмешательства со сто­роны других лиц, организаций либо государства. Требование соблюдения прав личности также должно учитываться и на рабочем месте: Миллионы служащих являются субъектами электронного либо иного высокотехнологичного вмеша­тельства в их жизнь. Информационная технология и системы представляют угро­зу правам и свободам личности, поскольку само вторжение в эту область относи­тельно дешево, эффективно и приносит доход.

Требование по защите прав личности получило отражение в конституциях США, Канады, Германии, а также в иных законах в других странах мира. В США защита прав личности подтверждается первой поправкой к Конституции, где га­рантируется свобода выступлений и образования ассоциаций. Четвертая поправ­ка к Конституции содержит требование о недопущении необоснованных обысков и конфискаций персональных документов или имущества и гарантирует, что в случае нарушения этого права виновные наказываются в законном порядке.

Законность процесса является ключевым понятием при определении прав личности. Обязательность процесса предполагает наличие набора правил и зако­нов, четко регламентирующих трактовку информации об отдельных личностях, а также доступные механизмы для апелляции. Возможно, самым удачным вариан­том закрепленного в письменной форме законного процесса является Доктрина по практическому обращению с информацией в рамках закона (Fair Information Practices Doctrine), разработанная в начале 70-х гг. прошлого века.

Большинство американских и европейских законов по охране прав личности базируются на принципах Fair Information Practices (FIP), впервые закреплен­ных в рапорте федерального правительственного консультативного комитета в 1973 г. (U. S. Department of Health, Education, and Welfare, 1973). Принципы FIP представляют собой набор принципов, контролирующих сбор и использова­ние информации об отдельных членах общества. Все они приведены в табл. 15.2. Принципы FIP базируются на понятии «взаимного интереса» тех, кто распо­лагают сведениями, и индивидуума. Член общества заинтересован в проведении транзакции, а хранитель сведений — обычно бизнес-агентство или правитель­ственное агентство — нуждается в информации об индивидууме для обеспечения своей деятельности. После сбора данных члены общества сохраняют к ним инте­рес, сведения не могут использоваться для поддержки других видов деятельно­сти без согласия индивидуума.

Принципы FIP формируют основы федеральных законов, приведенных в табл. 15.3, где определяются условия обработки информации об отдельных чле­нах общества в таких областях, как кредитная политика, образование, финансо­вая деятельность, газетное дело, коммуникации, электронная связь и даже предо­ставление напрокат видеоматериалов. Закон о защите прав личности (Privacy Act) от 1974 г. является наиболее важным из подобных законных актов, в нем регулируются процесс сбора информации федеральными правительственными учреждениями, ее использование и условия разглашения. Большинство феде­ральных законов о защите прав личности написаны с учетом законодательства федерального правительства США. Но в таких областях, как кредитная полити­ка, банковское дело, связь и прокат видеоматериалов, используются федераль­ные законы о правах личности.

В США закон о защите прав личности предоставляет право членам общества предъявлять в суд иски по возмещению ущерба агентствам и компаниям, нару­шающим их права. В европейских страна^ и в Канаде права личности очерчива­ются аналогично тому, как это принято в США, но в законах о защите прав пред-

усмотрено создание специальных комиссий или агентств, занимающихся вопросами защиты информации. Эти ведомства выступают от имени граждан при защите их прав.

Европейский подход к защите данных

В Европе защита прав личности обеспечивается более основательно, чем в США. 25 октября 1998 г. вступило в силу Европейское соглашение о защите информа­ции (European Directive on Data Protection), согласно которому защита прав лич­ности распространяется на страны Европейского союза. Здесь формулируется требование к компаниям об обязательном информировании граждан о сборе све­дений о них, а также оговаривается порядок хранения и использования подобной информации. Клиенты должны быть проинформированы об этом, и только после получения их согласия любая компания может законным образом использовать данные об этих клиентах. Также клиенты имеют право доступа к этой информа­ции, могут вносить в нее изменения и требовать отмены сбора сведений о них. Страны, входящие в ЕС, обязаны отразить эти принципы в законодательных ак­тах своих государств и не могут передавать данные личного характера в другие государства, например в США, где отсутствуют аналогичные регуляционные меры по защите прав личности (см. гл. 16).

Негативное влияние Интернета на соблюдение прав личности

Интернет использует технологии, негативно влияющие на защиту прав индиви­дуума, поскольку при их использовании трудно проверить соблюдение принци­пов FIP. Информация, пересылаемая через эту обширную сеть, может проходить через большое число различных компьютерных систем. Каждая из этих систем может отслеживать, перехватывать и сохранять проходящую через нее информа­цию.

Появляется также возможность прослеживания деятельности индивидуума в интерактивном режиме. Можно узнать, к каким группам новостей или файлам имел доступ пользователь, какие web-сайты посещает, на что обращал внимание и что приобретал с помощью Web. Эти сведения могут собираться как провайде­ром собственной интернет-службы подписчика, так и системными операторами удаленных web-сайтов, посещаемых подписчиком. Довольно широкое распрост­ранение получили инструменты по отслеживанию визитов в World Wide Web, поскольку они позволяют организациям получить информацию о том, кто посе­щает их web-сайты и каким образом следует скорректировать деятельность орга­низации. (Некоторые фирмы также отслеживают использование Интернета своими служащими, чтобы узнать, насколько эффективно используются сетевые ресурсы компании.) Розничные торговцы, использующие Web, имеют доступ к про­граммному обеспечению, которое позволяет проследить поведение отдельных пользователей и групп в процессе выбора товара на web-сайте. Коммерческие тре­бования к подобной информации личного свойства воистину безграничны.

Web-сайты позволяют провести идентификацию своих посетителей, если по­сетители добровольно регистрируются на сайтах для приобретения продукта или услуги либо с целью получения услуги бесплатного свойства, например для по­лучения информации. Web также могут перехватывать информацию о посети-

телях, не ставя последних в известность, с помощью cookie-технологии. Файлы cookie представляют собой небольшие файлы, копируемые на жесткий диск ком­пьютера пользователя, когда он посещает определенные web-сайты. Эти файлы идентифицируют программу web-браузера посетителя, а также отслеживают по­сещения данного web-сайта. Когда пользователь возвращается на сайт, откуда был получен файл cookie, web-программа «осматривает» компьютер посетителя и «узнает», какие действия этот пользователь предпринимал в прошлом. Можно также обновлять файлы cookie в зависимости от действий пользователя в процес­се визита. С их помощью сайт может изменять свое содержимое с учетом интере­сов каждого посетителя. К примеру, если вы приобретаете книгу на web-сайте Amazon.com, а потом возвращаетесь туда с помощью аналогичного браузера, вас приветствуют по имени и порекомендуют другие книги, основываясь на сведени­ях о тематике книг, составляющих предмет ваших покупок в прошлом. Компания DoubleClick, уже упоминавшаяся ранее в этой главе, применяет файлы cookie при формировании досье, где подробно отмечаются приобретения, выполненные в интерактивном режиме, а также стиль поведения посетителей web-сайта. На рис. 15.2 представлен принцип функционирования файлов cookie.

Если вы часто посещаете Web, обратите внимание на файлы под названием «cookie.txt» на жестком диске вашего компьютера. Наверняка вы обнаружите не­сколько подобных файлов. Собранные с помощью файлов cookie данные могут применяться на конкретном web-сайте либо подобные данные могут продаваться другим компаниям. Web-сайты, использующие cookie-технологию, не имеют воз­можности непосредственно получать имена и адреса посетителей. Но если пользователь зарегистрируется на любом другом сайте, некоторая часть этих све­дений сохранится в файле cookie. Проверьте файлы cookie, находящиеся на ва­шем собственном компьютере, и вы убедитесь в том, что они содержат большой объем информации личного характера. И довольно часто, исследуя содержимое файлов cookie, вы обнаружите свое действительное имя, пользовательское имя, название вашего банка и номера банковских счетов. Эти файлы cookie никоим образом не защищены, и собственники web-сайта могут тайком воспользоваться вашими персональными данными. Итак, если на одном из сайтов сохраняется ваше имя, другой сайт может его разыскать. В результате на многих сайтах появ­ляются большие объемы вашей личной информации, а вы можете и не подозре­вать об этом, а иногда даже и не желать этого.

Организации могут собирать электронные адреса для пересылки тысяч и со­тен тысяч нежелательных электронных сообщений и электронной почты. Подоб­ная практика получила название спама, причем объемы подобной пересылаемой

| Cookie (файлы cookie)

Небольшие файлы, копируемые на жесткий диск компьютера при посещении пользователями некоторых web-сайтов. Применяется для последующей иден­тификации посетителя web-сайта и мониторинга его визитов.! Spamming (спам)

Практика пересылки нежелательных сообщений электронной почты, а также других электронных сообщений..

информации растут очень быстро. Буквально за несколько центов можно пере­слать тысячи рекламных объявлений пользователям Интернета. Маркетинговые компании могут использовать новую технологию для отслеживания того, каким образом пользователи электронной почты хранят ярлыки, с кем поддерживают связь и в какое время дня обычно получают почту. Подобный подход позволяет вести более персонализированную рекламную деятельность. Информацию мож­но привязывать к данным, собранным с помощью файлов cookie, что позволяет создавать более подробные базы данных, содержащие сведения о деятельности в Web отдельных пользователей (Harmon, 2000).

В настоящее время посетители web-сайта могут легко уточнить, каким обра­зом используется собранная о них после посещений web-сайтов информация. Некоторые бесплатно загружаемые программы позволяют оставлять аудитор­ский след деятельности в Интернете без ведома пользователей, не предупреждая последних об этом во время загрузки (Martin, Smith, Brittain, Fetch, and Wu, 2001).

Только небольшая часть web-сайтов открыто объявляет о своих политиках по сбору и распространению частной информации либо предлагает клиентам вы­брать варианты использования их персональных данных (Rosen, Bacheldor, 2000). Чтобы поощрить процессы саморегуляции в Интернете, Департамент коммерции США (U. S. Department of Commerce) издал указания по применению директив FIP в интерактивном бизнесе. Промышленные группы, такие как Online Privacy Alliance (OPA), включающая более 100 глобальных корпораций и ассоциаций, также разрабатывают директивы по самоуправлению. В настоящее время разра­батываются технологии, гарантирующие защиту прав личности для посетителей web-сайтов (Vijayan, 2000; Reiter, and Rubin, 1999; Goldschlag, Reed, and Syverson, 1999; Gabber, Gibbons, Kristol, Matias, and Mayer, 1999). Для поддержки необхо­димых мер по защите прав личности, обращающейся к возможностям Интернета, необходимы дополнительные законодательные акты, а также внимание к этому вопросу на правительственном уровне. В конце главы приводится практический пример, где более подробно рассматривается вопрос о защите прав личностей при обращении к web-сайту.

Этические аспекты

Этическая проблема в области защиты прав личности на данном этапе состоит в следующем: при каких условиях можно вторгаться в частную сферу других лю­дей? На каких правах можно достаточно деликатно вмешиваться в личную жизнь других граждан, служат ли оправданием для этого проведение исследования либо какие-то другие причины? Следует ли уведомлять людей о наличии подслушива­ющих устройств? Следует ли ставить в известность пользователей о том, что ин­формация по кредитной деятельности используется с целью контроля занятости?

Социальные аспекты

Социальный аспект защиты прав личности связан с формированием «ожиданий личности» либо частных норм, используемых для регулирования отношений в об­ществе. В каких областях жизни можно с точки зрения общества предоставить людям право считать, что они находятся на «частной территории» в противопо­ложность общественной жизни? К примеру, можно ли с точки зрения общества гарантировать гражданам право на частную жизнь при использовании электрон­ной почты, сотовых телефонов, досок объявлений, почтовой связи, а также при нахождении на рабочем месте либо на улице? Должны ли права охраны частной жизни распространяться на преступников?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...