Политические аспекты
Политическая проблема при защите прав личности заключается в разработке статусов, регулирующих взаимоотношения между хранителями данных и гражданами. Следует ли разрешать FBI выступать против коммерческого распространения зашифрованных телефонных переговоров, что позволит при наличии определенной воли реализовать прослушивание переговоров (Denning et al., 1993)? Нужен ли законодательный акт, обязывающий маркетинговые фирмы получать согласие граждан перед использованием их имен в процессе массового маркетинга? Следует ли в законодательном порядке защищать права личности в области электронных сообщений независимо от мнения собственников оборудования? В общем, крупные организации всех видов собственности — как общественные, так и частные — оказывают сопротивление при ограничении преимуществ, которыми они пользуются при наличии неупорядоченного потока информации об индивидуумах. Защитники прав личности и другие частные организации все более организованно выступают в поддержку введения ограничений в деятельности крупных компаний, осуществляющих сбор информации о гражданах. Права собственности: интеллектуальная собственность Современные информационные системы представляют серьезный вызов существующим законодательным актам и социальным практикам, защищающим частную интеллектуальную собственность. Интеллектуальная собственность представляет собой нематериальную собственность, создаваемую отдельными гражданами и корпорациями. Информационная технология усложняет защиту интеллектуальной собственности, поскольку компьютеризированная информация легко копируется и распространяется по сетям. Интеллектуальная собственность защищается многими способами, сформированными на базе трех различных законных оснований: профессиональной тайны, авторского права и закона о патентовании (Graham, 1984).
Коммерческие тайны Любой продукт интеллектуальной деятельности — формула, устройство, шаблон или компиляция данных — в случае использования в бизнес-целях может рассматриваться как коммерческая тайна, если не основывается на общедоступной информации. Защита коммерческой тайны различным образом отражается в законодательных актах разных штатов. В общем случае законы о защите коммерческой тайны передают право монопольного владения идеями тем, кто производит конечный продукт. Однако эта монополия довольно уязвима. Программное обеспечение, содержащее оригинальные или уникальные элементы, процедуры или компиляции, могут рассматриваться как коммерческая тайна. Закон о коммерческой тайне законодательно защищает права на реальные идеи, заложенные в функционирующем продукте, но не защищает их от физического распространения. Для выполнения этого требования создатель новинки или ее собственник должен побеспокоиться о заключении со служащими и клиентами долгосрочных соглашений, которые воспрепятствуют попаданию защищаемых материалов в общедоступные источники. При защите коммерческой тайны имеется определенное ограничение. Хотя практически все программное обеспечение любой степени сложности содержит уникальные элементы, довольно затруднительно воспрепятствовать попаданию основных идей в общедоступные источники при широком распространении программного обеспечения. Авторское право Авторское право представляет собой узаконенный акт, защищающий создателей интеллектуальной собственности от копирования их работ с любыми целями другими гражданами на 28-летний срок. Со времени первого Федерального акта об авторских правах от 1790 г. (Federal Copyright Act) и создания Комитета по защите авторских прав (Copyright Office), регистрирующего авторские права, а также стимулирующего соответствующую законодательную деятельность, конгресс США распространил защиту авторских прав на следующие субъекты: книги, периодические издания, драмы, музыкальные композиции, карты, рисунки, художественные работы и кинофильмы. Усилия конгрессменов направлены на то, чтобы поощрить творчество и авторские разработки. Соответствующие законы гарантируют, что творческие работники получают финансовые и другие выгоды от своего труда. Большинство индустриальных государств располагает собственными законами о защите авторских прав, также принято несколько международных и двусторонних соглашений, служащих для координации и усиления соответствующих национальных законов.
В середине 60-х гг. прошлого века Комитет по защите авторских прав приступил к регистрации программного обеспечения, а в 1980 г. конгресс принял акт о защите авторских прав в области разработки ПО (Computer Software Copyright Act), где четко и ясно сформулированы меры защиты как источника, так и объекта кодирования, а также копий оригиналов, продаваемых в коммерческих целях. Наряду с этим оговариваются права покупателя использовать программное обеспечение до тех пор, пока создатель сохраняет узаконенное название. Защита авторских прав имеет четко очерченные границы: поддерживаются меры защиты от копирования целых программ либо их частей. Любые изменения и упрощения трактуются как нарушения авторских прав копирования. Недостатком мер по защите авторских прав служит тот факт, что защищаются не идеи, лежащие в основе работы, а их воплощение в работе. Конкуренты могут воспользоваться вашим программным обеспечением, выделить принципы его функционирования и образовать новое программное обеспечение, основанное на тех же идеях, что не сопряжено с нарушением авторских прав. «Впечатление и ощущение» от подзаконных актов, защищающих авторские права, равнозначны различию между идеей и ее выражением. Например, в начале 90-х гг. XX в. компания Apple Computer выдвинула обвинения против Microsoft Corporation и Hewlett-Packard Inc. по поводу плагиата интерфейса Apple Macintosh. Среди других требований компания Apple инкриминировала ответчикам копирование идеи перекрывающихся окон. Противная сторона высказывалась в том ключе, что идея перекрывающихся окон может быть выражена единственным образом и поэтому не может быть защищена доктриной «поглощения» или законом об авторском праве. Если идеи и их выражение пересекаются, форма выражения не может защищаться законом об авторском праве. В общем случае суд опирался на прецедент 1989 г. — иск компании Brown Bag Software против фирмы Symantec Corp., — когда суд разделил элементы программного обеспечения, относительно которых возникло подозрение в нарушении авторских прав. Суд пришел к выводу о том, что ни аналогичные понятия, ни функции, ни общие функциональные возможности (т. е. раскрывающиеся меню), ни цвета не могут являться субъектом защиты закона об авторском праве (Brown Bag vs. Symantec Corp., 1992).
Патенты Патент передает собственнику исключительное монопольное право в течение 17 лет на идеи, лежащие в основе изобретения. При разработке закона о патентовании стремились гарантировать финансовые и другие доходы изобретателей новых механизмов, устройств и методов, получаемые в качестве вознаграждения за труд. Для широкого распространения изобретений создаются подробные схемы взаимодействия для желающих использовать новые идеи на основе предварительного получения лицензии у собственника патента. Процедура выдачи патента уточняется Комитетом по патентной деятельности (Patent Office), а также основывается на подзаконных актах. Ключевыми понятиями закона о патентовании являются оригинальность, новизна и изобретение. Комитет по патентной деятельности не рассматривал вопросы патентования программных средств до 1981 г., когда Верховный суд издал вердикт о том, что компьютерные программы могут быть частью процесса патентования. Начиная с этого времени выданы сотни патентов, а тысячи ждут своей очереди. Сильная сторона защиты изобретения с помощью патента — в установлении монополии на основополагающие понятия и идеи программного обеспечения. Затруднения проистекают из веского критерия неочевидности (т. е. работа должна отражать некоторую специфику и вносить определенный вклад), оригинальности и новизны. Также следует учесть, что на получение патента уходят годы. О нарушениях прав интеллектуальной собственности
Современные информационные технологии, особенно программное обеспечение, порождают много вопросов по соблюдению уже разработанных мер по охране интеллектуальной собственности. Важные проблемы находят свое отражение в этической, социальной и политической областях. Компьютерные медиа-средства существенным образом отличаются от книг, периодических изданий и других традиционных медиа-средств по степени удобства и простоте тиражирования, передачи, внесения изменений; затруднительная классификация ПО; компактность — значительно облегчается кража; затруднения при определении уникальности. Компьютерное программное обеспечение располагает возможностями, которые трудно отразить с учетом традиционных юридических категорий, принятых при патентовании и защите авторских прав (Burk, 2001). Быстрый рост электронных сетей, включая Интернет, значительно усложняет процесс защиты интеллектуальной собственности. До наступления эры широкого применения сетей копии программ, книг, журнальных статей или фильмов хранились на физических носителях, таких как бумага, дискеты, видеокассеты, что создает определенные препятствия их бесконтрольному распространению. При использовании сетей и Web, обрабатывающих информацию в цифровом виде, процесс ее тиражирования и распространения доступен обычным пользователям (Davis, 2001). Уровень пиратского копирования программного обеспечения в некоторых странах превысил 90%. Многие страны толерантно относятся к вопросам пиратского использования программного обеспечения, разрешая своим гражданам получать из-за рубежа по низкой цене последние версии программных продуктов, находясь на «переднем крае» технологических новинок (Gopal, and Sanders, 2000). В частности, с помощью возможностей World Wide Web можно легко копировать и распространять практически любую информацию среди тысяч и даже миллионов пользователей по всему миру, даже в случае применения компьютерных систем различных типов. Эта информация может незаконно копироваться и распространяться по другим системам и сетям даже в том случае, если авторы этих материалов и не желают нарушать нормы интеллектуальной собственности. К примеру, деятели музыкальной индустрии проявляют беспокойство по поводу того, что индивидуумы могут нелегально копировать музыкальные МРЗ-файлы на web-сайты, где они могут загружаться другими пользователями, не имеющими представления о том, что МРЗ-файлы не лицензируются в целях копирования или распространения («Окно технологий»). Интернет создавался для свободной передачи информации по всему миру, включая информацию, защищенную законом об авторских правах. Интеллектуальная собственность, которая легко копируется, вероятнее всего, и будет скопирована (Carazos, 1996; Chabrow, 1996).
Способ представления и получения информации с помощью Web вступает в противоречие с законами о защите прав на интеллектуальную собственность (Okerson, 1996). Web-страницы можно конструировать на основе текста, графических изображений, звукового и видеоматериалов, поступающих из различных источников. Каждый перечисленный пункт может иметь отношение к иной сущности, усложняя непростые отношения с правами собственника интеллектуального продукта, а также вызывая вопросы о компенсациях. Web-сайты также могут пользоваться возможностью «фрейминга», когда один сайт конструирует на экране границу, которая охватывают содержимое, полученное со связанного сайта. Компании Napster и Gnutella Rock представляют индустрию развлечений Будете ли вы платить $15,99 за компакт-диске записью вашего любимого исполнителя, если эти же материалы можно получить бесплатно в Интернете? Подобные рассуждения серьезно беспокоят деятелей музыкальной индустрии, особенное появлением Napster. Это слово обозначает web-сайт, на котором поддерживается программное обеспечение и службы, с помощью которых можно разыскивать и совместно использовать музыкальные МРЗ-файлы. Чтобы воспользоваться услугами компании, пользователи загружают клиентское программное обеспечение, позволяющее разыскивать жесткие диски других подписчиков Napster, применяющих МРЗ-файлы. Затем МРЗ-файлы можно загружать непосредственно с компьютера пользователя. Серверы Napster не сохраняют файлов. Они играют роль «сводников». После того как вводится название музыкальной композиции, Napster отображает всех подключенных пользователей, располагающих этой композицией на своих компьютерах и доступных для загрузки. Затем программное обеспечение Napster устанавливает связь между вашим компьютером и компьютером, содержащим требуемый МРЗ-файл, чтобы выполнить загрузку. Затем музыкальное произведение может прослушиваться с помощью динамиков компьютера, конвертироваться в формат аудио CD и записываться на CD-R либо оставаться на жестком диске в совместно используемой музыкальной папке, что позволит другим пользователям Napster скопировать эту композицию себе. Услугами Napster за 18 месяцев его существования воспользовались более 38 млн пользователей. Программное обеспечение Napster может использоваться на вполне законной основе для продажи музыкальных файлов, не защищенных авторским правом. Но многие пользователи Napster совместно используют цифровые музыкальные МРЗ-файлы, скопированные с коммерческих компакт-дисков. В декабре 1999 г. организация Recording Industry of America представила список пяти крупных компаний, известных в области создания записей музыкальных произведений, которые пользовались услугами Napster, нарушая при этом закон об авторском праве. Эта акция представляла собой один из возможных путей противостояния интерактивным музыкальным компаниям, не соблюдающим законодательство об авторских правах. В феврале 2001 г. Федеральный апелляционный суд (Federal appeals court) поддержал решение суда низшей инстанции, предписывающее Napster прекратить предоставление пользователям возможности по совместному доступу и загрузке музыкальных файлов, защищенных законом об авторском праве. 31 октября 2000 г. Граница первого сайта и логотип остаются на экране, а содержимое нового web-сайта отображается так, как будто «предложено» предыдущим web-сайтом. Уже разработаны механизмы продажи и распространения через Интернет книг, журнальных статей и других продуктов, на которые распространяется право интеллектуальной собственности, но издатели продолжают настаивать на имеющих место фактах нарушения авторских прав, поскольку интеллектуальная собственность в настоящее время очень часто «похищается». компания Napster объявила о своем слиянии с Bertelsman, одной из пяти крупнейших музыкальных компаний, с целью предоставления бесплатных музыкальных услуг в Интернете. Также MP3.com собирается выплачивать звукозаписывающим компаниям определенную компенсацию за использование на сайте их музыкальных произведений. Однако реформирование Napster не решит проблему. Аналогичные услуги | пользователям предоставляются со стороны других сайтов и соответству-| ющего ПО. Например, Gnutella разрешает отдельным пользователям пересылать и получать всевозможные файлы, не проходящие через центральный I компьютер. Кроме музыкальных МРЗ-файлов совместно использовать различными компьютерами без пересылки материалов через центральный сервер можно компьютерные файлы любого типа, размера, происхождения, включая файлы видеофильмов и книг. Каждый клиент Gnutella.net имеет доступ к совместно используемым файлам, а также может загружать файлы любого другого пользователя. Пользователи Gnutella активно распространяют через Интернет видеофильмы, а также компакт-диски. Сайт Gnutella создан компанией Nullsoft, разработчиком МРЗ-проигрыва-теля Winamp MP3. Собственник компании Nullsoft, America Online, отключила сайт Gnutella сразу же после его создания, но исходный код этого сайта открыто распространялся среди разработчиков, не входящих в число сотрудников компании, а его версии оказались доступными в Интернете. Отключение подобной сети практически невозможно как со стороны провайдеров услуг в Интернете, так и стороны правительственных и других общественных учреждений. Согласно мнению Томаса Холла (Thomas Hale), главного администратора Wired Planet, «единственная возможность прекратить деятельность Gnutella — отключить Интернет». Если подойти с этой проблеме с другой позиции, можно отметить, что Gnutella поддерживает технологию, которая помогает преодолевать цензурные ограничения, бытующие в некоторых странах. При более внимательном подходе нельзя не заметить, что аналогичная технология может применяться для систематического нарушения законодательства об авторских правах. Издательское дело и индустрия по разработке компьютерных программ серьезно страдают вследствие потенциальных потерь, причиной которых являются Gnutella, а также другие подобные программы, например Hotline, JungleMonkey и Freenet. Во всех перечисленных случаях отсутствует централизованный сервер, как и в примере с Napster, который мог бы предотвратить распростране- | ние потока файлов. Информация к размышлению. Следует ли использовать сайты типа Gnu- | tella.net для загрузки программ, фильмов или других цифровых файлов? Обоснуйте ваш ответ. I Источники: Dan Goodis. «Napster Blocks over 115,000 Songs», The Industry Standard, March 12, | 2001 and «Can Napster Change Its Tune?» The Industry Standard, February 18, 200I; Amx Harmon. «Napster Users Mourn End of Free Music», The New York Times, November 1, 2000; Amy Harmon, John Sullivan. «Music Industry Wins Ruling in U.S. Court», The New York Times. April 29, 2000; HaneC. Lee, Michael Laermonth. «Spawn of Napster», The Industry Standard, May 8, 2000; Peter H. Lewis. «Napster Rocks the Web», The New York Times, June 2000; Lee Gomes. «Software "Free Spirits" Release Version of Program Mimicking Napster Product», The Wall Street Journal, March 15, 2000; Don Cla^rk and Martin Peers. «Can the Record Industry Beat Free Web Music?» The Wall Street Journal, June 20, 2000. I Этические аспекты Основная этическая проблема, которая стоит перед индивидуумами, связана с копированием программного обеспечения: можно ли копировать для собственного использования часть программного обеспечения, защищенную в виде коммерческого секрета, с помощью авторского права или закона о патенте? На данном этапе довольно просто можно получить прекрасные, функциональные копии программного обеспечения, поскольку компании по разработке ПО намеренно не используют схемы по защите программ, что позволяет им расширить рынок сбыта своих продуктов. Судебные тяжбы по этим вопросам возникают сравнительно редко. Но если каждый будет копировать программное обеспечение, программисты будут лишены возможности заработка. В результате этот сектор производства будет значительно сужен. Социальные аспекты После внедрения новой информационной технологии возникает несколько социальных проблем, связанных с вопросами собственности. Большинство экспертов пришли к соглашению, что имеющиеся в настоящее время законы о защите интеллектуальной собственности устарели. Подавляющее большинство жалоб, как отмечается в американских обзорных отчетах, относятся к нарушению некоторых подзаконных актов. Невообразимо ускоряется процесс распространения идей, связанный с копированием программного обеспечения. Распространенная практика копирования программ позволяет думать о нашем обществе как о совокупности нарушителей законности. Подобное пиратское отношение к интеллектуальной собственности может замедлить процесс распространения информационных технологий, что, в свою очередь, угрожает дальнейшему продвижению на пути повышения эффективности труда и уровня социального благосостояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|