Модель вывода умозаключений по поводу этических, социальных и политических аспектов
Этический, социальный и политический аспекты довольно тесно связаны. Этическая дилемма, с которой сталкивается менеджер информационных систем, обычно находит отражение в социальных и политических дебатах. Одно из представлений этих взаимоотношений показано на рис. 15.1. Представьте общество в виде спокойной водной глади пруда в летний день или тонко устроенной экосистемы, поддерживающей частичное равновесие между индивидуумами и социально-политическими институтами. Отдельные представители общества знают, как вести себя в этом «пруду», поскольку социальные институты (семья, система образования, организации) создали хорошо зарекомендовавшие себя правила поведения. Эти правила нашли отражение в законах, разработанных в политическом секторе, там же содержатся предписания по поводу поведения и указание на санкции в случае нарушений. Теперь бросьте камень в центр пруда. Вместо камня, вносящего возмущение, можно представить мощное шоковое потрясение в обществе при реализации новых информационной технологии и систем. Что же произойдет? Конечно, появятся волны. Внезапно отдельные действующие лица вступают в конфронтацию с новыми, не предусмотренными старыми правилами и ситуациями. Социальные институты не могут постоянно отслеживать подобные случаи. Обычно целые годы уходят на разработку этических установок, процессы ожидания, формирование социальной ответственности, отношений «политической корректности» или совершенствование правил. Политические институты также нуждаются в резерве времени для того, чтобы приступить к разработке новых законов. Часто только проявление в обществе реального негатива может подтолкнуть их к действию. Между тем вам необходимо действовать. Эти обстоятельства могут вынудить вас к полузаконным действиям в «серой зоне».
Можно обращаться к данной модели для иллюстрации динамических связей между этическим, социальным и политическим аспектами. Также удобно ее использовать при идентификации основных моральных проблем, актуальных для «информационного общества» и проходящих «красной нитью» через процессы разного уровня — поступки отдельных членов общества, социальные сдвиги в общественном сознании и формирование политических оценок. Пять моральных аспектов информационной эры При обзоре литературы по этическим, социальным и политическим проблемам, связанным с информационными системами, можно выделить пять моральных аспектов, характеризующих этот процесс. Эти аспекты приводятся здесь и подробно изучаются в разделе 15.3. Перечислим их в следующем списке: ♦ Информационные права и ограничения этих прав. Какими правами на информацию могут располагать отдельные члены общества и организации, когда речь идет об информации, находящейся в их распоряжении? Каким образом можно защитить подобную информацию? Каковы ограничения информационных прав как отдельных личностей, так и организаций при обращении с информацией подобного рода? ♦ Права и нормы собственности. Каким образом защищены права интеллектуальной собственности в компьютерном обществе, где затруднен процесс контроля их соблюдения, а полное игнорирование этих прав столь распространено? ♦ Ответственность и меры по ее контролю. Кто может и будет нести ответственность за нарушение прав личности, общественных устоев и норм собственности? ♦ Качество систем. Каковы стандарты данных и качество систем, позволяющие как защищать права индивидуумов, так и обеспечивать безопасность всего общества? ♦ Качество жизни. Какие ценности следует сохранить в информационном, базирующемся на расширении диапазона знаний обществе? Какие обще-
Information rights (информационные права) Права, которыми располагают отдельные члены общества и организации относительно информации, находящейся в их распоряжении. ственные институты стоят на защите этих ценностей? Каковы культурные ценности и практические приобретения несет с собой новая информационная технология? До того как приступить к анализу этих аспектов, приведем краткий обзор основных технологических и системных трендов, связанных с рассматриваемыми проблемами. Ключевые технологические тенденции, приводящие к обострению проблем в области этики Этические проблемы имеют более обширную предысторию, чем информационная технология. С этими проблемами сталкиваются члены всех свободных обществ. Однако информационная технология обостряет противоречия этического характера, усиливает давление на существующие социальные институты и решительно свидетельствует о том, что имеющиеся законы полностью устарели либо нуждаются в основательной переработке. Существуют четыре ключевых технологических тренда, ответственных за эти этические стрессы, и они представлены в табл. 15.1. Удвоение компьютерной мощи каждые 18 месяцев приводит к тому, что большая часть организаций начинает обращаться к информационным системам при решении основных производственных задач. В результате растет наша зависимость от систем, повышается восприимчивость к системным ошибкам и недостаточно качественным данным. Социальные правила и законы не учитывают этой зависимости. Стандарты, гарантирующие точность и надежность функционирования информационных систем (гл. 14), не доступны для всех и недостаточно универсальны. Благодаря совершенствованию методик хранения данных и быстрому снижению затрат на хранение расширились возможности по формированию инди- видуальных баз данных, содержащих информацию о служащих, заказчиках, потенциальных заказчиках, которые используются частными и общественными организациями. Создались условия, при которых довольно просто, дешево и эффективно могут нарушаться права личности. Большие системы хранения данных достаточно дешевы, что позволяет региональным и даже локальным фирмам использовать эти системы для идентификации заказчиков. К примеру, Amazon.com собрала огромную коллекцию коммерческих данных о клиентах (более 3 терабайтов) и посетителях ее сайта, которая наверняка увеличится еще в тысячу раз за несколько ближайших лет (Whiting, 2000).
Прогресс в методиках автоматической обработки данных для крупных баз данных является третьей технологической тенденцией, отражающейся на этической проблематике. Компании могут получать более подробные персональные сведения об отдельных пользователях. При современном уровне развития технологии информационных систем компании могут с поразительной легкостью собирать и комбинировать мириады обрывочных сведений, сохраняемых на компьютерах. Представьте только, какие объемы информации хранит о вас компьютер — сведения о приобретениях по кредитным карточкам, телефонных звонках, подписках на журналы, взятых на прокат видеофильмах, приобретениях, сделанных по почтовым заказам, банковские записи, а также данные о месте жительства, уровне доходов и федеральные правительственные (судебные и полицейские) материалы. Если воспользоваться всеми этими данными, объединить их и правильно интерпретировать, можно сделать заключение не только о вашей кредитоспособности, но и о водительских привычках, вкусах, взглядах и политических интересах. Компании, распространяющие товары, извлекают из этих источников информацию, которая помогает правильно сориентироваться при проведении маркетинговых кампаний. В гл. 7 показано, каким образом методики по проходке данных применяются для быстрой идентификации покупательских интересов заказчиков и предложения индивидуальных вариантов заказов, при наличии крупных пулов данных, взятых из нескольких источников. Применение компьютеров для комбинирования данных из нескольких источников и создания электронных досье с подробной информацией на отдельных пользователей называется профилированием. Например, сотни web-сайтов позволяют DoubleClick, брокеру интернет-рекламы, отслеживать деятельность своих посетителей в обмен на доходы от рекламы, основанные на сведениях о пользователях, собранных DoubleClick. Компания DoubleClick на основе собранной информации создает профиль каждого интерактивного посетителя, детализируя его после посещения пользователем сайта, ассоциированного DoubleClick. Через некоторое время DoubleClick формирует подробное досье, где отражаются использование времени, а также привычки web-серфинга. Подобное досье может быть предложено компа-
ниям, разрабатывающим web-приложения, что позволяет более чутко реагировать на запросы потребителей. При покупках по кредитным карточкам персональная информация может оказаться доступной для исследователей рынка, маркетологов, занятых на рынке продаж по телефону, и компаний, ведущих распродажи с помощью телефона. Достижения в области информационной технологии могут приводить к нарушению прав личности. И наконец, прогресс в сетевых вычислениях, включая Интернет, обещают значительно сократить затраты на перемещение больших объемов данных и доступ к ним, открывают возможности по проходке крупных пулов данных при удаленном использовании небольших настольных компьютеров. Это создает условия для нарушений прав личности с такой избирательностью и в таких масштабах, которые даже трудно себе представить. Развитие глобальных суперскоростных коммуникационных сетей, широкодоступных как для отдельных пользователей, так и для бизнесменов, порождает большое число этических и социальных проблем. Кто несет ответственность за поток информации, перемещающийся по сетям? Можно ли проследить, какого рода информация накапливается об индивидууме? Какова роль этих сетей в системе традиционных отношений между семьей, работой и досугом? Как изменится традиционное представление о работе, если миллионы служащих перейдут на контрактную основу, используя мобильные офисы, деятельность которых сами же будут оплачивать? В следующем разделе будут рассмотрены некоторые этические принципы и аналитические методики, связанные с этическими и социальными проблемами. 15.2. Вопросы этики в информационном обществе Этика имеет отношение к личности, располагающей свободой выбора. Этика связана с выбором индивидуума. При наличии альтернативных вариантов действия, выбор какого варианта является корректным с моральной точки зрения? Каковы основные признаки «этического выбора»? Основные понятия: ответственность, подотчетность и обязанность
Этический выбор представляет собой решение, принимаемое отдельной личностью, которая и несет ответственность за последствия своих действий. Ответственность является ключевым элементом этического действия. Подразумевается, что для предпринимаемых действий вы принимаете потенциальные издержки, обязанности и обязательства. Подотчетность присуща системам и социальным институтам: имеется в виду, что правильно функционируют механизмы, уточняющие, на кого ложится ответственность за действие, кто является ответственным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|