Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель вывода умозаключений по поводу этических, социальных и политических аспектов




Этический, социальный и политический аспекты довольно тесно связаны. Эти­ческая дилемма, с которой сталкивается менеджер информационных систем, обычно находит отражение в социальных и политических дебатах. Одно из пред­ставлений этих взаимоотношений показано на рис. 15.1. Представьте общество в виде спокойной водной глади пруда в летний день или тонко устроенной экоси­стемы, поддерживающей частичное равновесие между индивидуумами и соци­ально-политическими институтами. Отдельные представители общества знают, как вести себя в этом «пруду», поскольку социальные институты (семья, система образования, организации) создали хорошо зарекомендовавшие себя правила по­ведения. Эти правила нашли отражение в законах, разработанных в политиче­ском секторе, там же содержатся предписания по поводу поведения и указание на санкции в случае нарушений. Теперь бросьте камень в центр пруда. Вместо кам­ня, вносящего возмущение, можно представить мощное шоковое потрясение в об­ществе при реализации новых информационной технологии и систем. Что же произойдет? Конечно, появятся волны.

Внезапно отдельные действующие лица вступают в конфронтацию с новыми, не предусмотренными старыми правилами и ситуациями. Социальные институты не могут постоянно отслеживать подобные случаи. Обычно целые годы уходят на разработку этических установок, процессы ожидания, формирование социальной ответственности, отношений «политической корректности» или совершенство­вание правил. Политические институты также нуждаются в резерве времени для того, чтобы приступить к разработке новых законов. Часто только проявление в обществе реального негатива может подтолкнуть их к действию. Между тем вам необходимо действовать. Эти обстоятельства могут вынудить вас к полузакон­ным действиям в «серой зоне».

Можно обращаться к данной модели для иллюстрации динамических связей между этическим, социальным и политическим аспектами. Также удобно ее ис­пользовать при идентификации основных моральных проблем, актуальных для «информационного общества» и проходящих «красной нитью» через процессы разного уровня — поступки отдельных членов общества, социальные сдвиги в об­щественном сознании и формирование политических оценок.

Пять моральных аспектов информационной эры

При обзоре литературы по этическим, социальным и политическим проблемам, связанным с информационными системами, можно выделить пять моральных ас­пектов, характеризующих этот процесс. Эти аспекты приводятся здесь и подроб­но изучаются в разделе 15.3. Перечислим их в следующем списке:

♦ Информационные права и ограничения этих прав. Какими правами на ин­формацию могут располагать отдельные члены общества и организации, когда речь идет об информации, находящейся в их распоряжении? Каким образом можно защитить подобную информацию? Каковы ограничения информационных прав как отдельных личностей, так и организаций при обращении с информацией подобного рода?

♦ Права и нормы собственности. Каким образом защищены права интеллек­туальной собственности в компьютерном обществе, где затруднен процесс контроля их соблюдения, а полное игнорирование этих прав столь распро­странено?

♦ Ответственность и меры по ее контролю. Кто может и будет нести ответ­ственность за нарушение прав личности, общественных устоев и норм соб­ственности?

♦ Качество систем. Каковы стандарты данных и качество систем, позволя­ющие как защищать права индивидуумов, так и обеспечивать безопасность всего общества?

♦ Качество жизни. Какие ценности следует сохранить в информационном, базирующемся на расширении диапазона знаний обществе? Какие обще-

Information rights (информационные права)

Права, которыми располагают отдельные члены общества и организации от­носительно информации, находящейся в их распоряжении.

ственные институты стоят на защите этих ценностей? Каковы культурные ценности и практические приобретения несет с собой новая информацион­ная технология?

До того как приступить к анализу этих аспектов, приведем краткий обзор основных технологических и системных трендов, связанных с рассматриваемы­ми проблемами.

Ключевые технологические тенденции, приводящие к обострению проблем в области этики

Этические проблемы имеют более обширную предысторию, чем информацион­ная технология. С этими проблемами сталкиваются члены всех свободных об­ществ. Однако информационная технология обостряет противоречия этического характера, усиливает давление на существующие социальные институты и реши­тельно свидетельствует о том, что имеющиеся законы полностью устарели либо нуждаются в основательной переработке. Существуют четыре ключевых техно­логических тренда, ответственных за эти этические стрессы, и они представлены в табл. 15.1.

Удвоение компьютерной мощи каждые 18 месяцев приводит к тому, что боль­шая часть организаций начинает обращаться к информационным системам при решении основных производственных задач. В результате растет наша зависи­мость от систем, повышается восприимчивость к системным ошибкам и недоста­точно качественным данным. Социальные правила и законы не учитывают этой зависимости. Стандарты, гарантирующие точность и надежность функциониро­вания информационных систем (гл. 14), не доступны для всех и недостаточно универсальны.

Благодаря совершенствованию методик хранения данных и быстрому сни­жению затрат на хранение расширились возможности по формированию инди-

видуальных баз данных, содержащих информацию о служащих, заказчиках, по­тенциальных заказчиках, которые используются частными и общественными организациями. Создались условия, при которых довольно просто, дешево и эф­фективно могут нарушаться права личности. Большие системы хранения данных достаточно дешевы, что позволяет региональным и даже локальным фирмам ис­пользовать эти системы для идентификации заказчиков. К примеру, Amazon.com собрала огромную коллекцию коммерческих данных о клиентах (более 3 тера­байтов) и посетителях ее сайта, которая наверняка увеличится еще в тысячу раз за несколько ближайших лет (Whiting, 2000).

Прогресс в методиках автоматической обработки данных для крупных баз дан­ных является третьей технологической тенденцией, отражающейся на этической проблематике. Компании могут получать более подробные персональные сведе­ния об отдельных пользователях. При современном уровне развития технологии информационных систем компании могут с поразительной легкостью собирать и комбинировать мириады обрывочных сведений, сохраняемых на компьютерах. Представьте только, какие объемы информации хранит о вас компьютер — сведе­ния о приобретениях по кредитным карточкам, телефонных звонках, подписках на журналы, взятых на прокат видеофильмах, приобретениях, сделанных по по­чтовым заказам, банковские записи, а также данные о месте жительства, уровне доходов и федеральные правительственные (судебные и полицейские) материа­лы. Если воспользоваться всеми этими данными, объединить их и правильно ин­терпретировать, можно сделать заключение не только о вашей кредитоспособно­сти, но и о водительских привычках, вкусах, взглядах и политических интересах. Компании, распространяющие товары, извлекают из этих источников инфор­мацию, которая помогает правильно сориентироваться при проведении марке­тинговых кампаний. В гл. 7 показано, каким образом методики по проходке дан­ных применяются для быстрой идентификации покупательских интересов заказчиков и предложения индивидуальных вариантов заказов, при наличии крупных пулов данных, взятых из нескольких источников. Применение компью­теров для комбинирования данных из нескольких источников и создания элект­ронных досье с подробной информацией на отдельных пользователей назы­вается профилированием. Например, сотни web-сайтов позволяют DoubleClick, брокеру интернет-рекламы, отслеживать деятельность своих посетителей в об­мен на доходы от рекламы, основанные на сведениях о пользователях, собранных DoubleClick. Компания DoubleClick на основе собранной информации создает про­филь каждого интерактивного посетителя, детализируя его после посещения пользователем сайта, ассоциированного DoubleClick. Через некоторое время DoubleClick формирует подробное досье, где отражаются использование времени, а также привычки web-серфинга. Подобное досье может быть предложено компа-

ниям, разрабатывающим web-приложения, что позволяет более чутко реагиро­вать на запросы потребителей.

При покупках по кредитным карточкам персональная информация может ока­заться доступной для исследователей рынка, маркетологов, занятых на рынке продаж по телефону, и компаний, ведущих распродажи с помощью телефона. До­стижения в области информационной технологии могут приводить к нарушению

прав личности.

И наконец, прогресс в сетевых вычислениях, включая Интернет, обещают зна­чительно сократить затраты на перемещение больших объемов данных и доступ к ним, открывают возможности по проходке крупных пулов данных при удален­ном использовании небольших настольных компьютеров. Это создает условия для нарушений прав личности с такой избирательностью и в таких масштабах, которые даже трудно себе представить.

Развитие глобальных суперскоростных коммуникационных сетей, широко­доступных как для отдельных пользователей, так и для бизнесменов, порождает большое число этических и социальных проблем. Кто несет ответственность за поток информации, перемещающийся по сетям? Можно ли проследить, какого рода информация накапливается об индивидууме? Какова роль этих сетей в си­стеме традиционных отношений между семьей, работой и досугом? Как изменит­ся традиционное представление о работе, если миллионы служащих перейдут на контрактную основу, используя мобильные офисы, деятельность которых сами же будут оплачивать?

В следующем разделе будут рассмотрены некоторые этические принципы и аналитические методики, связанные с этическими и социальными проблемами.

15.2. Вопросы этики в информационном обществе

Этика имеет отношение к личности, располагающей свободой выбора. Этика свя­зана с выбором индивидуума. При наличии альтернативных вариантов действия, выбор какого варианта является корректным с моральной точки зрения? Каковы основные признаки «этического выбора»?

Основные понятия: ответственность, подотчетность и обязанность

Этический выбор представляет собой решение, принимаемое отдельной лично­стью, которая и несет ответственность за последствия своих действий. Ответ­ственность является ключевым элементом этического действия. Подразумевает­ся, что для предпринимаемых действий вы принимаете потенциальные издержки, обязанности и обязательства. Подотчетность присуща системам и социальным институтам: имеется в виду, что правильно функционируют механизмы, уточня­ющие, на кого ложится ответственность за действие, кто является ответственным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...