7.2. ООН как институционализированная форма многосторонней дипломатии
7. 2. ООН как институционализированная форма многосторонней дипломатии С возникновением ООН в мире многосторонней дипломатии Но именно ООН представляет собой основной и универсальный механизм современной многосторонней дипломатии. Наряду с ней и, как правило, в связи с ней, действуют другие международные организации, проводятся многосторонние встречи в верхах, всемирные конференции по отдельным проблемам, региональные конференции и широкий спектр других дипломатических коллективных мероприятий. Под ее эгидой возникло внушительное число международных правительственных организаций, охвативших самые различные стороны международного сотрудничества. Эффективными форумами многосторонней дипломатии стали органы ООН - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный суд и Секретариат. В систему ООН вошло также около двух десятков ассоциированных организаций, программ, фондов и специализированных агентств, прежде всего, МОТ, ЭКОСОС, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВОИС, МВФ, ГАТТ/ВТО), МБРР и многих других. На международной арене появились региональные организации - ОБСЕ, ЛАГ, ЕС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС и другие. Во второй половине XX столетия возникло также большое число так называемых многосторонних организаций по интересам. Это, в частности, Движение неприсоединения, ОПЕК, «Группа семи», «Группа двадцати» и т. д.
Многосторонняя дипломатия международных организаций использует форму представительств. Например, представительства государств при ООН по своим размерам и составу почти не отличаются от обычных посольств. В отличие от дипломатических представителей, работающих в системе двусторонней дипломатии, представители государств при международных организациях не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на международное представительство не перед ними, а в рамках международной организации. Поэтому их назначение не требует получения агремана от организации или государства пребывания. Многосторонний переговорный процесс разворачивается как в рамках Многосторонняя дипломатия разработала разнообразный инструментарий, одна из целей которого - добиться мирного разрешения международных споров и разного рода конфликтов. Речь идет о «добрых услугах», посредничестве, мониторинге, арбитраже, миротворческих акциях, создании международной судебной системы. Регулярные встречи дипломатов политических деятелей в штаб-квартире ООН, ее агентствах и региональных организациях становятся почвой для парламентской дипломатии, пропаганды и проведения конфиденциальных переговоров. Причем переговоры ведутся между представителями как государств, так и самих международных организаций, что вытекает из их международной правосубъектности. На международных конференциях, совещаниях и сессиях международных организаций решения могут оформляться в разнообразных документах в зависимости от их содержания и согласованных намерений
Таким образом, многосторонняя дипломатия требует от участников строгого соблюдения правил процедуры, ясного понимания взаимозависимости между различными многосторонними структурами, умения строить и мобилизовать выгодные для себя политические коалиции. Особое значение в рамках многосторонней дипломатии приобретает переговорный процесс.
7. 3. Новые формы многосторонней дипломатии: форум, саммит, совет Подавляющее большинство международных конференций и конгрессов в качестве одной из форм регулярной многосторонней дипломатии проводятся той или иной международной организацией или под ее эгидой. Как правило, на международных конференциях подвергаются детальному обсуждению специальные вопросы. На таких специализированных конференциях профессиональные дипломаты могут не составлять большинства участников. В них активно участвуют политики и эксперты. Международные конференции являются международными форумами временного характера. По составу участников они могут быть межправительственными, неправительственными и смешанными, по кругу участников – универсальными и региональными, по объекту деятельности – общими и специальными. Среди примеров участия России в различных формах многостороннего диалога можно выделить участие в «Группе двадцати» и БРИКС. Создан серьезный задел для продвижения в «двадцатке» приоритетов в области цифровой торговли, энергетики, климата и международного сотрудничества в деле урегулирования кризиса с беженцами. В рамках БРИКС Россия и страны-партнеры вели дело к дальнейшей консолидации и диверсификации стратегического партнерства в «пятерке», принимали меры по укреплению успешно функционирующих форматов взаимодействия и созданию новых постоянных механизмов, ориентированных на перспективу. Активно продвигаются на международных площадках российские подходы к обеспечению международной информационной безопасности.
Об экономических форумах речь уже шла в предыдущей теме, поэтому перейдем к более детальному рассмотрению саммит-дипломатии. В 1980-1990-е годы этому термину стали придавать слишком широкое значение – любые встречи и любые контакты на высшем уровне (дипломаты, высокопоставленные чиновники, политики, уважаемые люди и бизнесмены) стали называть саммит дипломатией. Такому расширению термина предшествовали дискуссии 1960-х гг., когда некоторые авторы предлагали понимать под «саммит-дипломатией» многосторонние встречи между представителями ведущих государств мира. Позже пришли к общему знаменателю и стали называть саммит–дипломатией только встречи глав государств или правительств как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Основываясь на этих положениях, отметим, что не всегда правильно назвать саммит-дипломатию видом многосторонней дипломатии. Это оправдано только в тех случаях, когда количество участников/сторон превышает число три. Саммиты способствуют демократизации внешней политики и дипломатии. Они заставляют лидеров государств в той или иной форме осведомлять народы своих стран и международную общественность о ходе и результатах переговоров. Возможность быстрого и принципиального решения проблемы представляет собой главную причину интенсивного развития сегодня дипломатии на высоком и высшем уровне, однако существуют и другие причины. В частности, на таких встречах есть возможность быстро получать необходимую информацию " из первых рук", обменяться мнениями и достичь важных договоренностей. Так, в книге С. Дженкинса и А. Сломана приводятся слова помощника президента США Дж. Картера по вопросам национальной безопасности 3. Бжезинского, который вспоминает, что он нередко был свидетелем того, как президент беседовал по телефону с премьер-министром Великобритании или канцлером ФРГ. Порой об этих беседах не ставились в известность даже послы, поскольку они были очень часты. Пожалуй, именно развитие современных средств связи вызвало наибольшие сомнения в нужности профессии дипломата.
Если раньше такие встречи были скорее исключением, чем правилом, то теперь они стали постоянным фактором дипломатической жизни. Появился персональный, прямой, регулярный дипломатический диалог руководителей государств путем визитов, участия в многосторонних переговорах, обмена письмами (посланиями), телефонными разговорами, направлениями специальных посланников для передачи писем и обсуждений. Руководителями стран используются различные причины и поводы для таких встреч (государственные похороны видных деятелей, председательствование в совместных экономических комиссиях, события внутри страны, имеющие прямое отношение к другой стране, и т. д. ). «Персональная дипломатия» на высшем уровне, как ее стали называть, превратилась в новый важный метод дипломатии. Она стала важнейшей частью в укреплении союзнических отношений и развитии взаимного сотрудничества. Этот вид дипломатии позволил во второй половине ХХ в. принимать действительно кардинальные решения по наиболее острым международным проблемам и тем самым резко изменять международную ситуацию. Кроме того, такая дипломатия дает возможность обсуждать во взаимосвязи широкий спектр вопросов, что затруднено при проведении встреч на других уровнях. Следует учитывать и тот факт, что договоренности, скрепленные подписями высших должностных лиц государств, обеспечивают дополнительные гарантии выполнения достигнуть соглашений. Все это становится особенно важным перед лицом серьезных угроз, с которыми постоянно сталкивается человечество. Вместе с тем дипломатия на высоком и высшем уровне имеет и оборотную сторону. Прежде всего масштаб принимаемых решений резко увеличивает ответственность за них, а также цену возможной ошибки. Следует также иметь в виду, что если договоренности, достигнутые на высоком или высшем уровне, будут сочтены ошибочными после их подписания, то отказаться от них значительно сложнее, чем от аналогичных, но подписанных на более низком уровне, поскольку в этом случае дискредитированными оказываются первые лица государств. И хотя встречи в верхах были и раньше, необходимо отметить, что, во-первых, в прошлом они не носили регулярного характера, проходили от случая к случаю, часто носили личностный, родственный характер. Во-вторых, они могли иметь результат, как правило, только тогда, когда вся предварительная работа была проделана дипломатами и когда монархи хоть в некоторой степени разбирались в сложных дипломатических проблемах. Нынешние встречи в верхах от нерегулярных встреч в прошлых веках и начале XX столетия отличаются еще и тем, что сейчас многие вопросы нельзя решать без предварительной глубокой проработки экспертами высочайшего класса самых различных областей науки, техники, обороны, культуры, знатоками международного права, юристами, экономистами, и, конечно же, высококвалифицированными дипломатами. Но это означает, что и переговорщики - руководители государств должны иметь достаточно широкий общий кругозор.
Ограничительным моментом рассматриваемого вида дипломатии является то, что она в значительной мере обусловлена личными симпатиями и антипатиями, и это влияет на принятие внешнеполитических решений. Наконец, необходимо иметь в виду, что дипломатия на высоком и высшем уровне может быть лишь тогда эффективна, когда она хорошо подготовлена. Иначе участники таких встреч могут оказаться под давлением общественности, ожидающей быстрого решения проблемы, и будут вынуждены пойти на неоправданные шаги. Саммиты сразу продемонстрировали силу дипломатии, эффективность межгосударственного сотрудничества. На них вместе с экономическими проблемами (цены на продовольствие, финансовая стабильность, сохранение энергии, экспортные кредиты и обмен новейшими технологиями) обсуждаются жгучие политические вопросы: гонка вооружений, положение в горячих точках планеты. Эффективность саммитов, которые с каждым годом получают все большее распространение, бесспорна. Им уделяется большое место в дипломатии. Во-первых, они могут быть единственным средством для решения наиболее сложных вопросов, когда нужны экстраординарные компромиссы и когда решение может принять только высшая власть. Во-вторых, дают возможность их лидерам показать миру и своим собственным странам приверженность руководителей разоружению, а саммиты союзных держав - рекламировать и пропагандировать их солидарность. В-третьих, в результате саммитов руководители стран могут получать информацию о положении в мире из первых рук и сами определять и корректировать внешнюю политику страны, если возникает потребность. Это в будущем окажет им помощь в принятии правильного решения, особенно в условиях кризиса. Не менее важной формой многосторонней дипломатии является работа различных Советов. Например, деятельность такой межправительственной организации как Совет государств Балтийского моря (СГБМ). По мнению стран-учредительниц, Совет должен был стать тем региональным форумом, который поспособствует упрочению сотрудничества и, соответственно, обеспечению политической и экономической стабильности в регионе. Основными направлениями деятельности Совета были определены помощь в развитии новых демократических структур, содействие в финансовой и технологической сферах, партнерство в вопросах гуманитарного характера, здравоохранения, защиты окружающей среды, энергетики, работа по укреплению культурных связей, развитие сотрудничества между отдельными регионами. Столь широкое поле деятельности организации по различным вопросам позволило наиболее плотно охватить все необходимые сферы деятельности государств и оказать им помощь в упрочнении межгосударственных связей. В рамках СГБМ проходят постоянные встречи руководителей отраслевых министерств стран — участниц Совета. При поддержке организации существуют около 60 различных структур. Среди наиболее значимых можно отметить Парламентскую конференцию Балтийского моря, Конференцию по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциацию торговых палат, Консультативный совет деловых кругов стран Балтии. Интенсивное развитие сотрудничества в рамках региона Балтийского моря обусловило создание многочисленных межгосударственных, межрегиональных органов и сетей в области инноваций. Однако, на сегодняшний день отмечается тенденция снижения интереса к организации и смещения ее с переднего плана европолитики. На начальном этапе своей деятельности СГБМ стал тем форумом, который позволил европейским государствам освежить свои внешнеполитические связи и найти новые общие интересы, чему способствовали новые проекты, запланированные в работе организации. На данном этапе своего существования деятельность СГБМ направлена преимущественно на региональные проблемы, чем на большую политику. Во главу угла ставятся вопросы экологии и гражданской безопасности. Арктический совет как международный форум для защиты уникальной природы северной полярной зоны был основан 19 сентября 1996 года. Эта организация представляет восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. Текущие проекты направлены на предотвращение загрязнения, укрепление психического здоровья, предотвращение рисков загрязнения нефтью, управление биоразнообразием и морскими экосистемами и мониторинг изменения климата в Арктике - и это лишь некоторые из них. Включение традиционных знаний и местных знаний имеет жизненно важное значение для изучения решений возникающих проблем в Арктике и обеспечения наилучших имеющихся знаний в качестве основы для принятия решений. Активное участие постоянных участников является одной из ключевых особенностей Арктического совета. Предпринимаются постоянные усилия по укреплению потенциала коренных общин Арктики, чтобы они могли вносить вклад в работу Арктического Совета. В столице Норвегии 4-7 февраля 2020 года прошло заседание рабочей группы Арктического совета по Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ). Российская делегация совместно с делегацией США, как ведущие страны, представили предложения по дальнейшей работе по разработке поправок к Конвенции МАРПОЛ с целью применения в арктических водах концепции ИМО по региональным договоренностям о приемных портовых сооружения. Российская делегация приняла участие в совещании по вопросу сокращения объемов морского мусора в Арктике, которое было проведено накануне заседания ПАМЕ, основной целью которого было разработка соответствующего регионального плана действий. Представители Росморречфлота активно участвовали в обсуждении раздела указанного плана, касающегося источников мусора, образующегося в море, в частности, международного судоходства. Итак, подытоживая все выше изложенное, отметим, что в XXI в. в международной дипломатической деятельности все большую роль играет многосторонняя дипломатия. Процессы глобализации и интеграции, охватившие весь мир, упрочение связей между различными участниками мировой политики, интенсификация межгосударственного общения и расширение функций государства как регулятора общественных отношений создали достаточные условия для использования механизмов многосторонней дипломатии, которые часто приходят на смену традиционным двусторонним отношениям между государствами. Необходимость многостороннего сотрудничества вызывается ростом общемировых проблем, таких как распространение оружия массового уничтожения или загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, которые требуют объединения усилий всего мирового сообщества и согласования через механизмы многосторонней дипломатии адекватного ответа на вызовы современного мира. Значение многосторонней дипломатии и необходимость использования ее методов вполне осознается ведущими участниками международных отношений. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. – М.: Международные отношения, 1972. – 191 с. 2. Заемский В. Ф. Необходимость перемен в ООН // Международная жизнь. - 2005. - № 9. 3. Исраэлян В. Л. Дипломаты лицом к лицу. М.: Международные отношения. 1990. – 352 с. 4. Лавров С. В. Демократия, международное управление и будущее 5. Лебедева О. В. Многосторонняя дипломатия в современных международных отношениях // Право и управление. XXI век. Дипломатическая служба. – 2015. - №1(34). - С. 86-91. 6. Лебедева М. М. Дипломатия на пороге XXI века: новые вызовы и измерения // Российская дипломатия: история и современность: материалы науч. -практ. конф., посвящ. 450-летию создания Посольского приказа/МГИМО(У) МИД РФ. - М.: РОССПЭН, 2001. 7. Олеандров В. Л. ООН и идеология мирового сообщества // Вестник 8. Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия – наука и искусство: Курс лекций. –2-е изд., доп. – М.: Международные отношения, - Юрайт-Издат, 2006. 9. Современные международные отношения: учебник для студентов вузов / под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с. 10. Berridge G. R. and Alan James. A Dictionary of Diplomacy. –Hampshire and New York. – 2001. – p. 160. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что общее и чем отличаются конференции и конгрессы прошлого от проводимых сегодня? 2. Что такое «парламентная» дипломатия? 3. Как Вы понимаете «саммит-дипломатию» как форму многосторонней дипломатии? 4. Какие правила процедур предусматриваются при проведении многосторонних конференций? 5. Охарактеризуйте деятельность рабочих групп Арктического Совета, используя Приложение №3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|