6.2. Акторы современной экономической дипломатии
Сегодня в мировую политику и экономику активно вмешиваются так называемые «новые акторы», которые начинают оказывать непосредственное влияние на ход мировых событий. Речь идет об уже ранее упоминаемых новых межправительственных и неправительственных организациях, региональных и субрегиональных экономических, политических и других группировках. Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них — профессиональные дипломаты, внешнеполитические ведомства, представительства государств в других странах (посольства, консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие. Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства, в задачи которых входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом. Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели. Следует учитывать также, что современная тематика экономической
Можно утверждать, что диапазон деятельности разных ведомств в области экономической дипломатии не только не сузился, а напротив, приобрел еще больший размах. На повестку дня встают Одним из видов экономической дипломатии стала заграничная сеть торговых палат. Развитию торговли способствует также организация двусторонних совместных комиссий, в которые входят дипломаты и представители бизнеса обеих стран. Их внимание чаще всего сосредоточено на выработке четких правовых основ двусторонних экономических отношений. В то же время многие не скрывают своей озабоченности возросшей ролью транснациональных корпораций, деятельность которых все чаще выходит за рамки контроля.
Крупные промышленные проекты тоже, как правило, осуществляются Известный французский дипломат и ученый Ги Каррон де Ла Каррьер Государства не только не устраняются, но все более активно используют
Все в большей мере для целей экономической дипломатии используются государственные визиты. Причем нередко экономические соображения берут верх над принципами. В настоящее время министр иностранных дел, премьер или даже глава государства выезжает за границу в сопровождении целой свиты руководителей предприятий и высших менеджеров. Визит становится поводом для подписания контрактов, иногда это происходит с помпой в присутствии официальных лиц. Вообще предприниматели охотно прибегают к помощи правительств с тем, чтобы те содействовали им в заключении выгодных контрактов. Это одна из основных и традиционных задач экономической дипломатии – оказывать содействие деятельности за рубежом своих предприятий и продвижению своей продукции. Однако в настоящее время многие предприятия имеют смешанный характер, а их продукция - еще более смешанное происхождение. Поощряя в данном случае деятельность своего производителя, дипломатическая служба способствует также развитию иностранных партнеров своего производителя. В последнее время акторы экономической дипломатии ввели в практику
Конечно, деятельность дипломатов на экономическом направлении имеет свои пределы. Работающий на мировом рынке крупный бизнес, как правило, не нуждается в посредничестве посольства. Он хорошо оснащен и имеет свои собственные международные службы. по своему размеру и численности персонала значительно превосходят дипломатические представительства. Необходимый опыт работы сумели приобрести и многие средние и малые предприятия и фирмы, действующие в определенном сегменте рынка. Действуя в условиях благоприятной конъюнктуры, они предпочитают работать напрямую со своими зарубежными партнерами. Лишь в моменты кризиса они идут за содействием в соответствующие ведомства и посольства. Самостоятельно действуют на мировой арене и транснациональные корпорации (ТНК). Немалые проблемы создает возникший избыток информации. Торговый советник посольства более не является единственным поставщиком информационного материала. Неуклонно возрастает число центров документации, разнообразные информационные бизнес-бюллетени можно получить как в стране, так и за ее пределами. В любой точке земного шара можно обратиться к услугам электронного банка данных. Вследствие фрагментации рынков, все более определенной специализации товаров появляется спрос на исключительно разнообразную и сложную информацию. Сбор подобной информации требует особого маркетинга, осуществление которого отнимает много времени. Торговый советник посольства, как правило, таким временем не располагает.
Дипломаты обеспечивают представителей бизнеса информацией о деловой активности, справочным материалом о правовых нормах и налоговом законодательстве, списком необходимых адресов. Большой интерес представляют информационные бюллетени, аналитические справки об экономической ситуации в данной стране, а также более специализированные материалы, касающиеся того или иного сектора производства и рынка. Посольство в состоянии помочь организовать группы по изучению конкретной ситуации, добиться тестирования продукции, наладить отслеживание начальных этапов ее эксплуатации, а также более долгосрочный мониторинг. Дипломатические службы большинства стран в настоящее время предприняли значительные усилия, чтобы поставить свои услуги на высокий профессиональный уровень, отвечающий требованиям современного рынка. Это требует повышения квалификации кадров для работы как в центральном аппарате, так и в зарубежных представительствах. Британским дипломатам вменено в обязанность пройти курсы менеджмента. Молодые германские дипломаты в течение четырех недель проходят подготовку по проблемам международной торговли и финансов. За этим следует двухнедельный семинар, в ходе которого проигрываются модели лоббирования национального бизнеса за рубежом. Для участия в работе семинара приглашаются высококвалифицированные специалисты-практики. Начинающие дипломаты также проходят две трехнедельные стажировки в Экономическая дипломатия задает свой ритм, определяет пространство своей деятельности и свою проблематику. Возрастает товарообмен, расширяется рынок услуг, инвестиций, поток капиталов намного превышает поток продукции. Внешнеторговые операции, товарообмен и инвестиции отличаются широкой географией, охватывающей весь мир. Вмешательство международных институтов во внутренние дела государств стало фактом, который существенно и порой весьма болезненно влияет на трансформацию национальных экономических систем. В этих новых условиях обеспечение эффективного функционирования экономики своей страны в условиях мирового рынка становится одной из первостепенных задач дипломатической деятельности. От дипломатов, работающих на этом направлении, требуется, помимо общих знаний в области мировой экономики и международных экономических отношений, усвоение узкоспециализированных программ по экономической дипломатии, энергетической дипломатии, правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности, международному бизнесу и деловому администрированию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|