Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.2. Акторы современной экономической дипломатии




Сегодня в мировую политику и экономику активно вмешиваются так называемые «новые акторы», которые начинают оказывать непосредственное влияние на ход мировых событий. Речь идет об уже ранее упоминаемых новых межправительственных и неправительственных организациях, региональных и субрегиональных экономических, политических и других группировках. Для современной экономической дипломатии характерны традиционные акторы, которые действуют в классической дипломатии, а также традиционные субъекты экономических отношений. Среди них — профессиональные дипломаты, внешнеполитические ведомства, представительства государств в других странах (посольства, консульства), а также министерства экономики и финансов, сельского хозяйства и другие. Акторами, чья деятельность характерна исключительно для экономической дипломатии, являются, например, торговые представительства, в задачи которых входит представление внешнеэкономических интересов государства за рубежом. Кроме этого, для современной экономической дипломатии характерны и новые типы акторов: неправительственные организации, местные власти, промышленные и торговые объединения, а также отдельные фирмы и предприниматели.

Следует учитывать также, что современная тематика экономической
дипломатии требует глубоких специальных знаний. Особое значение
приобретает постоянный переговорный процесс, который нуждается в
переговорщиках, обладающих опытом финансирования проектов,
разбирающихся в вопросах тарифов, таможенных тонкостях, проблемах
преодоления нетарифных барьеров. Тематика экономической дипломатии предполагает также компетентное владение наукой валютно-кредитных отношений, знание налогового законодательства, методов поддержки сельскохозяйственного производства, мер по охране окружающей среды и прочее. Специалисты нужны и для руководства самим процессом переговоров.
Сегодня экономическая дипломатия часто ставит цели, выходящие за
рамки традиционной внешней политики, то есть за пределы компетенции
министерства иностранных дел. Именно поэтому министерства экономического профиля все чаще выходят на международную арену, а в число внутренних структурных подразделений включаются структуры, отвечающие за решение международных вопросов.

Можно утверждать, что диапазон деятельности разных ведомств в области экономической дипломатии не только не сузился, а напротив, приобрел еще больший размах. На повестку дня встают
вопросы выработки правил операций в сфере интеллектуальной собственности, в решении проблем демпинга, создания и преодоления нетарифных барьеров, обеспечения стабильности международной финансовой и экономической системы, выработки стандартов пищевых продуктов и лекарств. Различные государственные ведомства устанавливают прочные связи со своими коллегами за рубежом, о многом договариваются по телефону, поддерживают факсимильную и электронную переписку, проводят консультации со своими иностранными коллегами, обмениваются информацией, иной раз инициируют прямые переговоры. При этом чиновники внешнеполитического ведомства не всегда оказываются в курсе дела. Во многих странах дипломаты все чаще жалуются на то, что их не информируют вовремя, ставят перед свершившимся фактом. Они указывают на опасность сделок корпоративного плана, скорость и простота которых не всегда в состоянии компенсировать вероятные потери для других отраслей национальной экономики.

Одним из видов экономической дипломатии стала заграничная сеть торговых палат. Развитию торговли способствует также организация двусторонних совместных комиссий, в которые входят дипломаты и представители бизнеса обеих стран. Их внимание чаще всего сосредоточено на выработке четких правовых основ двусторонних экономических отношений. В то же время многие не скрывают своей озабоченности возросшей ролью транснациональных корпораций, деятельность которых все чаще выходит за рамки контроля.

Крупные промышленные проекты тоже, как правило, осуществляются
международными консорциумами. Предприятия, находящиеся в одной стране,
могут принадлежать к разным промышленным группам. Например, около 20%
германской продукции производится за рубежом. Таким образом, предприятия действуют в сфере мировой экономики, где государственную принадлежность трудно установить и, следовательно, не так просто однозначно определить интересы той или иной страны. Сеть предприятий нового типа не вписывается в рамки традиционной экономической дипломатии. Поэтому многие старые механизмы экономической дипломатии нуждаются в обновлении.

Известный французский дипломат и ученый Ги Каррон де Ла Каррьер
предлагает классифицировать экономическую дипломатию как
макроэкономическую и микроэкономическую. В макроэкономической дипломатии акторы несут ответственность за переговоры на дипломатическом уровне, вести которые они уполномочены правительством своей страны. Иными словами - макроэкономическая дипломатия применяется в сфере стратегических направлений государственной политики. Микроэкономическая дипломатия необходима в условиях рыночной конкуренции. В ее инструментарий входят установление прямых контактов с
предпринимателями и адресная поддержка бизнеса, при том что акторы не принимают участия в переговорах стратегического характера.

Государства не только не устраняются, но все более активно используют
свои возможности в деле продвижения национального бизнеса. Государство активно присутствует в области гарантий и финансирования. Фирмы, пытаясь выжить в высококонкурентной среде, стремятся заручиться поддержкой со стороны собственных правительств. Правительства идут навстречу, оказывая дипломатическую поддержку национальному бизнесу. Иногда по политическим соображениям государство предостерегает фирмы от заключения того или иного контракта. Центральные правительства, стремясь поставить бизнес своей страны в равноправное положение с иностранными конкурентами, уделяют большое внимание проблемам ограничения стоимости и финансового риска экспортных операций. Национальные кредитные компании страхуют риск экспорта, импорта и внешних инвестиций.

Все в большей мере для целей экономической дипломатии используются государственные визиты. Причем нередко экономические соображения берут верх над принципами. В настоящее время министр иностранных дел, премьер или даже глава государства выезжает за границу в сопровождении целой свиты руководителей предприятий и высших менеджеров. Визит становится поводом для подписания контрактов, иногда это происходит с помпой в присутствии официальных лиц. Вообще предприниматели охотно прибегают к помощи правительств с тем, чтобы те содействовали им в заключении выгодных контрактов.

Это одна из основных и традиционных задач экономической дипломатии – оказывать содействие деятельности за рубежом своих предприятий и продвижению своей продукции. Однако в настоящее время многие предприятия имеют смешанный характер, а их продукция - еще более смешанное происхождение. Поощряя в данном случае деятельность своего производителя, дипломатическая служба способствует также развитию иностранных партнеров своего производителя.

В последнее время акторы экономической дипломатии ввели в практику
еще один вид деятельности на международной арене. Экономические
департаменты различных министерств регулярно проводят тематические
конференции. На них приглашаются представители центральных и
региональных властей, профсоюзов, бизнеса. Темой таких конференций
являются вопросы экспорта, страхования, особенностей различных секторов
мирового рынка. Большой популярностью пользуются консульские
конференции. Часто они проводятся за границей, в том регионе, который в
настоящий момент представляет наибольший интерес для торговых сделок.

Конечно, деятельность дипломатов на экономическом направлении имеет свои пределы. Работающий на мировом рынке крупный бизнес, как правило, не нуждается в посредничестве посольства. Он хорошо оснащен и имеет свои собственные международные службы. по своему размеру и численности персонала значительно превосходят дипломатические представительства. Необходимый опыт работы сумели приобрести и многие средние и малые предприятия и фирмы, действующие в определенном сегменте рынка. Действуя в условиях благоприятной конъюнктуры, они предпочитают работать напрямую со своими зарубежными партнерами. Лишь в моменты кризиса они идут за содействием в соответствующие ведомства и посольства. Самостоятельно действуют на мировой арене и транснациональные корпорации (ТНК). Немалые проблемы создает возникший избыток информации. Торговый советник посольства более не является единственным поставщиком информационного материала. Неуклонно возрастает число центров документации, разнообразные информационные бизнес-бюллетени можно получить как в стране, так и за ее пределами. В любой точке земного шара можно обратиться к услугам электронного банка данных. Вследствие фрагментации рынков, все более определенной специализации товаров появляется спрос на исключительно разнообразную и сложную информацию. Сбор подобной информации требует особого маркетинга, осуществление которого отнимает много времени. Торговый советник посольства, как правило, таким временем не располагает.
Появляется все большее число институтов, которые предоставляют услуги
предпринимателям. Наряду с торговыми палатами и банком данных существует разветвленная сеть международных межправительственных (ММПО) и неправительственных организаций (МНПО), предоставляющих консультации в области менеджмента, маркетинга, экспорта, инвестиций, налогообложения, законодательства, коммуникаций, продвижения товаров, организации выставок и т. д. Перед торговым советником у них есть преимущество высокой специализации. Активное участие государственных внешнеполитических структур в экономической дипломатии ставит на повестку дня и такой острый вопрос, как коррупция. Подкуп иностранных чиновников становится довольно распространенной практикой. Коррупция распространяется и по линии прямых связей между представителями бизнеса и дипломатами. Правда, посольствам менее развитых стран официальные отчисления от посредничества при сделках позволяют пополнять довольно скудный бюджет. Тем не менее не подлежит сомнению, что только компетентный и знающий страну дипломат как никто иной в состоянии выбрать из большого количества информационного материала необходимые и достоверные сведения, тщательно отсортировав данные, отделить подлинные от сомнительных, уловить именно то, что нужно в данном конкретном случае. Непревзойденная роль посольства заключается в разветвленности имеющихся у дипломатов контактов. Причем речь идет о контактах на весьма высоком уровне. Широкие возможности государственных представителей за рубежом помогают им осуществлять лоббирование и выходить на необходимый уровень в решении того или иного вопроса. Эти уникальные возможности охотно используются бизнесменами для своей непосредственной выгоды. Ведь никто не откажет послу в организации встречи с каким-нибудь государственным деятелем, членом парламента, менеджером шоу-бизнеса, ученым, просто влиятельными людьми. Посольство неизменно располагает сведениями об этих людях и их возможностях.

Дипломаты обеспечивают представителей бизнеса информацией о деловой активности, справочным материалом о правовых нормах и налоговом законодательстве, списком необходимых адресов. Большой интерес представляют информационные бюллетени, аналитические справки об экономической ситуации в данной стране, а также более специализированные материалы, касающиеся того или иного сектора производства и рынка. Посольство в состоянии помочь организовать группы по изучению конкретной ситуации, добиться тестирования продукции, наладить отслеживание начальных этапов ее эксплуатации, а также более долгосрочный мониторинг.

Дипломатические службы большинства стран в настоящее время предприняли значительные усилия, чтобы поставить свои услуги на высокий профессиональный уровень, отвечающий требованиям современного рынка. Это требует повышения квалификации кадров для работы как в центральном аппарате, так и в зарубежных представительствах. Британским дипломатам вменено в обязанность пройти курсы менеджмента. Молодые германские дипломаты в течение четырех недель проходят подготовку по проблемам международной торговли и финансов. За этим следует двухнедельный семинар, в ходе которого проигрываются модели лоббирования национального бизнеса за рубежом. Для участия в работе семинара приглашаются высококвалифицированные специалисты-практики. Начинающие дипломаты также проходят две трехнедельные стажировки в
наиболее солидных немецких фирмах. Таким образом, экономическая
дипломатия становится сферой деятельности, занимающей особое внимание
дипломатов, и в то же время она выходит далеко за рамки профессиональной
дипломатической службы.

Экономическая дипломатия задает свой ритм, определяет пространство своей деятельности и свою проблематику. Возрастает товарообмен, расширяется рынок услуг, инвестиций, поток капиталов намного превышает поток продукции. Внешнеторговые операции, товарообмен и инвестиции отличаются широкой географией, охватывающей весь мир. Вмешательство международных институтов во внутренние дела государств стало фактом, который существенно и порой весьма болезненно влияет на трансформацию национальных экономических систем. В этих новых условиях обеспечение эффективного функционирования экономики своей страны в условиях мирового рынка становится одной из первостепенных задач дипломатической деятельности. От дипломатов, работающих на этом направлении, требуется, помимо общих знаний в области мировой экономики и международных экономических отношений, усвоение узкоспециализированных программ по экономической дипломатии, энергетической дипломатии, правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности, международному бизнесу и деловому администрированию.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...