Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3. Особенности экономической дипломатии России и государств Европы




Активизирует свою деятельность в области экономической дипломатии и Министерство иностранных дел России. Под его патронажем создаются деловые клубы и проводятся круглые столы российских бизнесменов, стремящихся выйти на мировой рынок, нарабатывается техника дипломатического сопровождения важнейших проектов и сделок и их целевого лоббирования. Естественно, что в этой работе активно задействованы и консульские учреждения. Экономическая дипломатия требует все большего числа специалистов этого профиля для работы в центральном аппарате и зарубежных представительствах.

В последние годы серьезным вызовом на направлении международного экономического сотрудничества оставались введенные отдельными западными странами односторонние экономические ограничения против наших компаний и граждан. Ряд экономических показателей свидетельствует, что российская экономика адаптировалась к новым условиям низких сырьевых цен и ограниченного доступа к ключевым рынкам капитала. При этом инициировавшие санкции против России страны сами несут потери от подобных действий. В условиях санкций российская экономическая дипломатия предпринимала шаги, ориентированные на создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста национальной экономики, повышения ее экспортного потенциала, укрепления позиций в многосторонней торговой системе. Дипломаты принимают участие в усилиях по привлечению иностранных инвестиций в Россию, выстраивают соответствующие стратегические партнерства и альянсы, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно участвуют в процессе становления и наращивания объемов операционной деятельности новых многосторонних институтов развития – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС, а также усилия по наращиванию потенциала межгосударственных банков содействия с весомым российским участием – Международного инвестиционного банка, Международного банка экономического сотрудничества, Черноморского банка торговли и развития.  

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) дипломаты выступают за укрепление ее статуса фундамента многосторонней торговой системы и продвигают российские подходы по ключевым вопросам международного торгового регулирования. В целях достижения значимых договоренностей Россия ведет интенсивную работу по сближению позиций развитых и развивающихся членов Организации в отношении приоритетных направлений многосторонних переговоров. Одним из ключевых направлений работы является эффективное использование правовых инструментов ВТО в целях защиты законных интересов российских экономических операторов, в том числе путем активного задействования Органа по разрешению споров (ОРС). Загранучреждения МИД России плотно вовлечены в работу по отстаиванию российских позиций в рамках проводимых третьими странами антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении нашей продукции.

Продолжаются усилия по реализации договоренностей относительно реформы квот и управления Международным валютным фондом (МВФ), финансирования российских проектов по линии Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Весьма привлекателен в реализации целей экономической дипломатии Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), состоявшийся уже в двадцать третий раз в июне 2019 года под девизом «Формируя повестку устойчивого развития». За последние четыре года количество участников Форума выросло на 60%. В работе состоявшегося Форума участвовало более 19 000 человек из 145 стран мира, причем 1300 – на уровне глав компаний[20]. На Форуме было подписано 745 соглашений на общую сумму 3 трлн 271 млрд руб. (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

ПМЭФ представляет собой не только важную экспертную, дискуссионную и выставочную площадку мирового масштаба, но и является местом для ведения переговоров и заключения деловых контрактов по крупным международным проектам и соглашениям. Новым фактором нестабильности и, одновременно, усиления глобального неравенства в мире, как было отмечено, становятся попытки монополизации «новой технологической волны». Противостоять этому предлагается путем выработки в рамках ООН и «Группы двадцати» справедливых принципов взаимодействия в области высокотехнологичных услуг, образования, трансфера технологий и глобального информационного пространства. Впервые «на полях» ПМЭФ состоялась сессия «Российско-европейские отношения сегодня и завтра: вызовы и возможности для бизнеса», организованная при содействии Ассоциации европейского бизнеса.

В целях содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) учрежден в 2015 году формат ежегодного Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке. С учетом комплексного характера поставленных перед ВЭФ задач его повестка дня охватывает обширный спектр вопросов – от презентации созданных на Дальнем Востоке России уникальных условий для деловой активности и обсуждения конкретных совместных проектов до поиска оптимальных путей углубления региональной экономической интеграции в контексте российской идеи формирования Большого Евразийского партнерства. Программа Форума традиционно предусматривает проведение порядка ста мероприятий – пленарных и тематических сессий, панельных и открытых дискуссий, круглых столов, мастер-классов и бизнес-диалогов, а также многочисленных выставок, концертов и спортивных соревнований. Так, в работе пятого ВЭФ 4-6 сентября 2019 г. приняло участие свыше 8, 5 тыс. делегатов из 65 стран, включая руководителей 440 крупных отечественных и зарубежных корпораций[21]. Подписано 270 инвестиционных соглашений на общую сумму 3, 4 трлн. руб. в таких отраслях, как нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, логистика, авиа- и судостроение, туризм.

Состоявшиеся к настоящему времени пять встреч на «площадке» ВЭФ с участием представителей официальных, экспертных и деловых кругов ведущих государств АТР и других регионов мира, главными гостями которых становились руководители Китая, Индии, Республики Корея, Малайзии, Монголии и Японии, наглядно свидетельствуют о закреплении Форума в числе важных региональных диалоговых механизмов, реальном интересе партнеров к углублению сотрудничества с российским Дальним Востоком.

Важным направлением российской экономической дипломатии является содействие обеспечению глобальной энергетической безопасности. Это обусловлено особой ролью, которую занимает Россия в мировой энергетике. Уникальное геополитическое положение страны, большие запасы первичных энергетических ресурсов в мире, развитая промышленная инфраструктура и высокий технологический потенциал российского ТЭК обеспечивают, наряду с другими факторами, вес страны в мире, создают объективные предпосылки для дальнейшего укрепления ее роли в качестве одной из ведущих энергетических держав в современной системе международных отношений. Приоритетное внимание в сфере энергетической дипломатии уделяется содействию переговорам по выработке мер, направленных на стабилизацию глобального энергетического рынка. В рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) фокусировались на важнейших для отечественного топливно-энергетического комплекса вопросах ценообразования на газ, надежности поставок, стабильного функционирования газовых рынков и увеличения доли природного газа как наиболее экологически чистого ископаемого вида топлива в глобальном энергобалансе. На постоянной основе осуществлялось информационно-дипломатическое сопровождение крупных инфраструктурных проектов («Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири»), призванных создать дополнительные условия для обеспечения бесперебойных поставок российского «голубого топлива» заинтересованным партнерам.

С использованием всего спектра внешнеполитических инструментов, в том числе в двусторонних отношениях с иностранными государствами, в рамках международных экономических организаций, а также на площадках различных форумов, оказывается поддержка деятельности отечественных экономических операторов на зарубежных рынках. Продолжалось разноплановое взаимодействие МИД России с объединениями российских деловых кругов – ТПП России, РСПП, «ОПОРА России», «Деловая Россия». Новое развитие получила практика заключения Министерством соглашений о сотрудничестве с деловыми объединениями и компаниями. МИД России подписал такое соглашение с ПАО «Газпром нефть», в декабре – с ПАО «Транснефть».

Далее перейдем к европейским странам. В Европейском Союзе (ЕС), как и в других интеграционных объединениях, страны-члены предпринимают совместные шаги в области использования инструментов экономической дипломатии, прилагая усилия к координации действий, а также к созданию специальных наднациональных механизмов и институтов. Интеграционная повестка может включать как выработку единого курса экономической дипломатии, так и реализацию частных мер в пределах общей нормативно-правовой базы. В сложившихся условиях санкций с 2014 г. особую важность приобретает скорейшее восстановление отношений России и ЕС. Представляется, что умелое и эффективное использование средств экономической дипломатии может существенно способствовать нормализации текущей ситуации.

Координация внешней экономической политики в Германии обладает
чрезвычайно сложной структурой. Проблемы макроэкономической политики,
кредитно-финансовых отношений и поддержание связей с международными
финансовыми институтами находятся прежде всего в сфере полномочий
министерства финансов. Заметную роль в этом играет также министерство
экономики. Вопросы политики поддержки развития и сотрудничества
полностью делегированы министерству по делам сотрудничества.
Экономические и промышленные вопросы находятся в компетенции
министерства экономики и промышленности. Активную роль в международной политике играет и министерство сельского хозяйства.
Министерство иностранных дел ограничивается определением основных
политических направлений. На этом фоне возникает необходимость проведения постоянных консультаций и нахождения консенсуса в соответствии с управленческим принципом федеральной администрации. Процесс принятия решений в области внешнеэкономической деятельности достаточно сложный.

Бундесканцлер не обладает достаточной властью для решения спорных
вопросов. Вследствие этого решения могут быть приняты только коллективно
кабинетом министров. Органы координации и арбитража, сравнимые с теми,
которые существуют во Франции или Великобритании, в Германии
отсутствуют. Коалиционный характер правительства придает процессу
согласования еще более запутанный характер. Форумом, призванным решать
вопросы согласования путем сопоставления позиций, является конференция
госсекретарей. Речь идет о собрании высоких чиновников, не имеющих ранга
министра, но уполномоченных замещать своих министров на самом высоком
уровне, включая заседания Совета министров. Именно этим чиновникам
принадлежит заслуга эффективного стимулирующего воздействия на
государственные службы, так как они могут выполнять весьма важные
функции арбитража. Микроэкономическая дипломатия, оказывающая прямое содействие бизнесу, в Германии воплощается в жизнь прежде всего благодаря
деятельности торговых палат. Для выполнения своих функций они получают государственные субсидии. Сбором и распространением информации занимается Федеральное бюро информации по вопросам внешней торговли (BFAI). Это бюро тоже получает субсидии и содержит сеть своих корреспондентов за рубежом. Названные организации, будучи юридически самостоятельными, не поддерживают никаких особых связей с посольствами, которые в свою очередь также не вмешиваются в их дела. Однако по месту пребывания центрального аппарата периодически проводятся круглые столы с участием представителей этих организаций и профессиональных дипломатов. Цель этих мероприятий состоит в выработке глобальной стратегии продвижения германского бизнеса. Вплоть до 1998 г. продвижение внешнеэкономических связей Германии находилось в компетенции обычного Экономического департамента министерства иностранных дел. В его малочисленный состав входили глава департамента, заместитель, три молодых дипломата и два чиновника, не имеющих дипломатического ранга. Департамент занимался всеми аспектами торговых отношений, координацией деятельности федеральных земель, иностранными инвестициями, гарантиями инвестиций, страхованием экспортного кредита, торговыми ярмарками и выставками. В его задачу входило также установление тесного контакта с группами интересов и зарубежными торговыми палатами. В 1998 г. в качестве составной части общей реформы министерства внутри Экономического департамента была учреждена рабочая группа, в задачу которой входит политическое сопровождение торговых делегаций, поддержка различных региональных предпринимательских инициатив, создание имиджа Германии как страны, привлекательной для инвесторов. Именно эта группа поддерживает прямые контакты с германскими посольствами. Немецкие советники по финансовым вопросам всегда являются чиновниками центрального банка, что нечасто бывает в посольствах других стран.

В связи с интенсификацией экономического направления работы
возрастает число дипломатов, занятых на этом направлении. Так, раньше в
министерстве иностранных дел Германии приблизительно лишь треть
дипломатов была привлечена к решению вопросов экономического характера.
За последнее десятилетие это число значительно возросло.
Национальный бизнес теперь представлен в посольствах в Токио, Пекине и
Мехико. Некоторые вакансии закреплены за Конфедерацией германской
промышленности. Конечно, и другие группы интересов, такие как Германская
федерация промышленности и торговли, стремятся добиться подобных назначений. Практикуются краткосрочные (трех, шести и девятимесячные) стажировки дипломатов на частных фирмах перед выездом в командировку за границу. За время стажировки дипломатам, как правило, удается установить необходимые контакты и создать представление о региональной стратегии отдельных компаний.

В создании информационных структур немецкого бизнеса ключевую роль играет Германская промышленная торгово-ярмарочная ассоциация. В тесном сотрудничестве с министерством иностранных дел, министерством экономики и министерством сельского хозяйства ассоциация организует участие германских компаний в престижных выставках, способствуя привлечению инвестиций. Уделяя особое внимание развивающимся рынкам, федеральное правительство пошло также по пути учреждения новых центров торговли и промышленности в Сингапуре, Шанхае, Пекине и Джакарте. В настоящее время подобные центры создаются в странах Латинской Америки, Африки и Дальнего Востока.

Практика ротации кадров министерства с представителями крупнейших
предприятий с государственным участием, а также с представителями частного бизнеса в последнее время получила распространение и во Франции. Опыт работы, полученный дипломатами в таких ведущих французских корпорациях, как, например, «Рено», «Карден», «Эйр Франс», помогает им выработать более отчетливое представление об экономических интересах страны за рубежом.

Во Франции министерство иностранных дел проявляет заметное стремление, опасаясь потери контроля над внешнеэкономической деятельностью и, как следствие, выпадения из процесса принятия решений. В случае возникновения разногласий между министерством иностранных дел, министерством экономики и министерством финансов вопрос передается на рассмотрение главе правительства или президенту. Максимальным образом министерство иностранных дел задействовано в деле координации политики в отношении проблем ЕС и ОЭСР. Кэ д’Орсе неизменно участвует в работе Генерального секретариата межминистерского комитета по вопросам европейского экономического сотрудничества), подчиненного главе правительства и руководимого членом правительства, как
правило, опытным карьерным дипломатом. Во французских посольствах существует два рода групп, занятых вопросами экономической политики. Практически повсеместно учреждены так называемые «посты экономической экспансии», во главе их - дипломаты в ранге посланника или советника.
Они курируют вопросы экономики, торговли, промышленности, сельского
хозяйства, сферы услуг, международной торговли. Они призваны оказывать
поддержку предпринимателям и нести ответственность за экономическую
работу посольства, в штате которого состоят. Свои агентства за рубежом
имеет Управление по внешнеэкономическим связям министерства экономики.
В 15 крупных посольствах существуют агентства по финансовым вопросам,
связанные с министерством экономики и финансов. Во главе агентства стоит
посланник или советник по финансовым вопросам, занимающийся кредитно-финансовыми вопросами, а также макроэкономическим анализом. В некоторых странах происходит слияние с агентством по финансовым вопросам слились в Единую экономическую и финансовую миссию. Иногда в число представителей агентства включаются специалисты министерства сельского хозяйства, Французского центра по внешней торговле Банка Франции. Таким образом, в круг задач посла входят вопросы координации деятельности этих направлений. Для привлечения иностранных предпринимателей и создания благоприятных условий размещения их предприятий на территории Франции создана Делегация по иностранным инвестициям. Делегация проводит свои заседания в министерстве экономики и финансов. Во главе ее стоит посол по особым поручениям. Основными партнерами Делегации являются предприятия, банки и различные инвесторы. В 2012 г. в целях «синхронизации» политики Франции с глобальным развитием было решено поставить во главе так называемых «Команд по экономике» (É guipe de France é conomique), созданных в ведущих странах мира, французского посла.

В Италии до последнего времени министерство иностранных дел
играло главенствующую роль во внешнеэкономической политике. Ничто из области международной экономики не выходило за рамки его компетенции (исключением, как и повсюду, были лишь финансовые проблемы и отношения с международными финансовыми организациями, чем занималось Казначейство, поддерживаемое Банком Италии). Фарнезина являлась головной организацией в деле оказания помощи развитию, внешней торговли, европейской интеграции. Фарнезина выполняла функции органа межминистерской координации, стараясь оставить за другими министерствами, и особенно за министерством внешней торговли, сугубо технические вопросы. Позиция министерства иностранных дел основывалась на его бесспорно высоком престиже и квалифицированном персонале. Большую роль в этом играли многочисленные дипломатические
советники, сотрудники министерства, приставленные практически ко всем
министрам и президенту республики. Эти дипломатические советники,
действующие во всех органах центральной государственной администрации,
обеспечивают эффективную координацию деятельности госаппарата с
министерством иностранных дел и поддерживают ежедневную связь с
посольствами. Таким образом, ничего не происходит без ведома министерства
иностранных дел и без его санкции. Италия входит в число стран, делегирующих поддержку предпринимательства государственным институтам, чьи экономические представительства работают вне рамок посольства. Речь идет об Институте внешней торговли (ICE), который не подчиняется непосредственно посольству и персонал которого не пользуется дипломатическим статусом. По всему мир функционирует 105 офисов этого института. Проблемами экономических связей занимаются также 66 торговых палат. Посольство соответственно не имеет советника по торговле и занимается лишь глобальными вопросами экономических отношений, их политическими аспектами и, в исключительных случаях, может предпринять тот или иной официальный демарш. Советник по финансовым вопросам, как правило, является рядовым чиновником эмиссионного института, важные финансовые вопросы общегосударственного значения находятся в ведении экономического советника или специально присланного из Рима чиновника. В общем, число советников по финансовым вопросам не так уж и велико, их редко бывает более десяти.

Как уже отмечалось в Теме 3, в результате реформы 2000 г. был принят закон, предполагающий усиление экономического направления в деятельности итальянской дипломатии. Однако, в начале 2002 г. правительство заявило о необходимости придания работе зарубежных представительств экономического направления в качестве главенствующего. Предполагалось также направлять послами не карьерных дипломатов, как это было до сих пор, а видных промышленников, финансистов и бизнесменов. Правительство также создало в каждой области Италии координационный центр, призванный решать все проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий. Областные координационные центры будут соединены с офисами «Окно в Италию», создаваемыми в различных странах мира.

Ситуация в Испании во многом напоминает французскую. Компетенция
министерства финансов и экономики распространяется на финансовые
вопросы, а также на вопросы, связанные с деятельностью международных
финансовых институтов и ВТО. министерство иностранных дел курирует
вопросы поддержки развития. Систематическая координация экономической
деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках осуществляется в
рамках комиссии по экономическим вопросам, которая собирает свои
совещания еженедельно накануне заседания Совета министров.
Экономическими и торговыми группами за рубежом руководят советники,
имеющие связи и опыт работы в таком элитарном подразделении
государственной службы, как Экономика и коммерция государства, входящем в структуру министерства экономики и финансов. В крупных посольствах они работают бок о бок с финансовыми советниками, а также советниками по промышленности или сельскому хозяйству, являющимися представителями своих собственных министерств. В международных организациях обычно представлены многие испанские министерства. Но во главе этих представительств, как правило, находится дипломат-чиновник министерства иностранных дел.

В Бельгии еще в 1948 г. был создан Институт внешней торговли, объединивший представителей частного сектора и правительства. Задача этого института заключалась в информировании бельгийских экспортеров о таможенных правилах, квотах и регулировании импорта в близлежащих странах. В 1950-х годах в ходе либерализации мировой торговли институт перешел к непосредственному продвижению экспорта и привлечению иностранных инвестиций. Для этого по всему миру были учреждены его миссии и создана сеть коммерческих агентств. В условиях развернувшихся процессов приватизации государственные чиновники опасаются частичной приватизации и самого Института внешней торговли. Действительно, со все
возрастающей настойчивостью крупный бизнес продвигает своих ставленников на руководящие посты в институте, в частности, на пост генерального директора.

В Великобритании Форин офис разделяет ответственность с Казначейством и Департаментом торговли и промышленности в финансовых и валютных вопросах. Указанный департамент обладает широкими полномочиями в области промышленности, внешней торговли, конкуренции, энергетики и страхования. Межминистерские комитеты, работающие под председательством одного из членов личного кабинета премьер-министра, играют роль центра, уполномоченного принимать
решения. Личный кабинет премьера находится в непосредственном подчинении министра, однако не зависит от политической принадлежности главы правительства и носит сугубо административный характер. Процесс
межминистерского согласования, таким образом, происходит на
административном, а не на политическом уровне. В соответствии со своим
предназначением комитеты координируют европейское направление, курируют внешнюю торговлю, программы в поддержку развития и т. д.
Определение основного направления внешнеэкономической деятельности
находится в компетенции Генерального управления торговли и экспорта. Управление разрабатывает внешнеторговую стратегию и способствует продвижению экспорта. Оперативная деятельность в этом направлении осуществляется Объединенным экспортным директоратом, подчиняющимся двум министрам – министру иностранных дел и министру торговли.
В последнее время заметен рост числа агентов министерства торговли,
командированных на работу в коммерческие отделы посольств. Причем состав
этих отделов примерно на ¾ формируется из числа местных специалистов,
работающих на основе трудового соглашения. Однако и карьерные дипломаты
стремятся устроиться в эти отделы. Ведь одним из условий при назначении
дипломата на должность посла является наличие опыта работы на
коммерческом направлении.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Батурин Л. М. Экономическая дипломатия в мировой политике. История и современность. Вестник Южно- Уральского гос. ун-та. – Серия: Социально –гуманитарные науки. – 2014. – Т. 14. - № 3.  

2. Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь, 2005. Т. 18. - № 6.

3. Итоги Восточного экономического форума. Режим доступа: URL:  https: //forumvostok. ru/outcomes-of-the-eef-2019/

4. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок / МГИМО(У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2003.

5. Кашлев Ю. Б. Фундаментальный труд по экономической дипломатии // Дипломатический вестник. – 2001. - №5.

6. Лихачев А. Е. Экономическая дипломатия России: Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. – М.: Экономика, 2006.

7. Мавланов И. Р. Экономическая дипломатия: Учеб. пос. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2016.

8. О XXIII Петербургском международном экономическом форуме (справка) https: //www. mid. ru/mezdunarodnye-ekonomiceskie-forumy/-/asset_publisher/MgP0QsN4ZAF2/content/id/3700998

9. Савойский А. Экономическая дипломатия как феномен международной жизни //Международная жизнь. – 2013. - №1. Режим доступа: URL:   https: //interaffairs. ru/jauthor/material/807

10. Шевченко Б. И. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений //Экономический журнал. – 2016. - №3. – С. 29-40. Режим доступа:  https: //cyberleninka. ru/article/n/ekonomicheskaya-diplomatiya-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy

11. Щетинин В. Д. Экономическая дипломатия: Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2001.

12. Strange S. States, firms and diplomacy // International Affairs. 1992. No 68
(1). P. 1–2, 14.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Кого можно назвать зачинателями экономической дипломатии?

2. Что такое торговая, или коммерческая, дипломатия?

3. Какова роль дипломатов в осуществлении внешнеэкономической деятельности государства?

4. Назовите акторов экономической дипломатии.

5. Охарактеризуйте значение международных экономических форумов для развития экономической дипломатии в России.

6. Какие органы координируют внешнеэкономическую политику в ФРГ?

7. Что Вам известно о реализации экономической дипломатии в Италии и Франции?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...