6.3. Особенности экономической дипломатии России и государств Европы
Активизирует свою деятельность в области экономической дипломатии и Министерство иностранных дел России. Под его патронажем создаются деловые клубы и проводятся круглые столы российских бизнесменов, стремящихся выйти на мировой рынок, нарабатывается техника дипломатического сопровождения важнейших проектов и сделок и их целевого лоббирования. Естественно, что в этой работе активно задействованы и консульские учреждения. Экономическая дипломатия требует все большего числа специалистов этого профиля для работы в центральном аппарате и зарубежных представительствах. В последние годы серьезным вызовом на направлении международного экономического сотрудничества оставались введенные отдельными западными странами односторонние экономические ограничения против наших компаний и граждан. Ряд экономических показателей свидетельствует, что российская экономика адаптировалась к новым условиям низких сырьевых цен и ограниченного доступа к ключевым рынкам капитала. При этом инициировавшие санкции против России страны сами несут потери от подобных действий. В условиях санкций российская экономическая дипломатия предпринимала шаги, ориентированные на создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста национальной экономики, повышения ее экспортного потенциала, укрепления позиций в многосторонней торговой системе. Дипломаты принимают участие в усилиях по привлечению иностранных инвестиций в Россию, выстраивают соответствующие стратегические партнерства и альянсы, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно участвуют в процессе становления и наращивания объемов операционной деятельности новых многосторонних институтов развития – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития БРИКС, а также усилия по наращиванию потенциала межгосударственных банков содействия с весомым российским участием – Международного инвестиционного банка, Международного банка экономического сотрудничества, Черноморского банка торговли и развития.
В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) дипломаты выступают за укрепление ее статуса фундамента многосторонней торговой системы и продвигают российские подходы по ключевым вопросам международного торгового регулирования. В целях достижения значимых договоренностей Россия ведет интенсивную работу по сближению позиций развитых и развивающихся членов Организации в отношении приоритетных направлений многосторонних переговоров. Одним из ключевых направлений работы является эффективное использование правовых инструментов ВТО в целях защиты законных интересов российских экономических операторов, в том числе путем активного задействования Органа по разрешению споров (ОРС). Загранучреждения МИД России плотно вовлечены в работу по отстаиванию российских позиций в рамках проводимых третьими странами антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении нашей продукции. Продолжаются усилия по реализации договоренностей относительно реформы квот и управления Международным валютным фондом (МВФ), финансирования российских проектов по линии Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Весьма привлекателен в реализации целей экономической дипломатии Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), состоявшийся уже в двадцать третий раз в июне 2019 года под девизом «Формируя повестку устойчивого развития». За последние четыре года количество участников Форума выросло на 60%. В работе состоявшегося Форума участвовало более 19 000 человек из 145 стран мира, причем 1300 – на уровне глав компаний[20]. На Форуме было подписано 745 соглашений на общую сумму 3 трлн 271 млрд руб. (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).
ПМЭФ представляет собой не только важную экспертную, дискуссионную и выставочную площадку мирового масштаба, но и является местом для ведения переговоров и заключения деловых контрактов по крупным международным проектам и соглашениям. Новым фактором нестабильности и, одновременно, усиления глобального неравенства в мире, как было отмечено, становятся попытки монополизации «новой технологической волны». Противостоять этому предлагается путем выработки в рамках ООН и «Группы двадцати» справедливых принципов взаимодействия в области высокотехнологичных услуг, образования, трансфера технологий и глобального информационного пространства. Впервые «на полях» ПМЭФ состоялась сессия «Российско-европейские отношения сегодня и завтра: вызовы и возможности для бизнеса», организованная при содействии Ассоциации европейского бизнеса. В целях содействия ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) учрежден в 2015 году формат ежегодного Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке. С учетом комплексного характера поставленных перед ВЭФ задач его повестка дня охватывает обширный спектр вопросов – от презентации созданных на Дальнем Востоке России уникальных условий для деловой активности и обсуждения конкретных совместных проектов до поиска оптимальных путей углубления региональной экономической интеграции в контексте российской идеи формирования Большого Евразийского партнерства. Программа Форума традиционно предусматривает проведение порядка ста мероприятий – пленарных и тематических сессий, панельных и открытых дискуссий, круглых столов, мастер-классов и бизнес-диалогов, а также многочисленных выставок, концертов и спортивных соревнований. Так, в работе пятого ВЭФ 4-6 сентября 2019 г. приняло участие свыше 8, 5 тыс. делегатов из 65 стран, включая руководителей 440 крупных отечественных и зарубежных корпораций[21]. Подписано 270 инвестиционных соглашений на общую сумму 3, 4 трлн. руб. в таких отраслях, как нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, логистика, авиа- и судостроение, туризм.
Состоявшиеся к настоящему времени пять встреч на «площадке» ВЭФ с участием представителей официальных, экспертных и деловых кругов ведущих государств АТР и других регионов мира, главными гостями которых становились руководители Китая, Индии, Республики Корея, Малайзии, Монголии и Японии, наглядно свидетельствуют о закреплении Форума в числе важных региональных диалоговых механизмов, реальном интересе партнеров к углублению сотрудничества с российским Дальним Востоком. Важным направлением российской экономической дипломатии является содействие обеспечению глобальной энергетической безопасности. Это обусловлено особой ролью, которую занимает Россия в мировой энергетике. Уникальное геополитическое положение страны, большие запасы первичных энергетических ресурсов в мире, развитая промышленная инфраструктура и высокий технологический потенциал российского ТЭК обеспечивают, наряду с другими факторами, вес страны в мире, создают объективные предпосылки для дальнейшего укрепления ее роли в качестве одной из ведущих энергетических держав в современной системе международных отношений. Приоритетное внимание в сфере энергетической дипломатии уделяется содействию переговорам по выработке мер, направленных на стабилизацию глобального энергетического рынка. В рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) фокусировались на важнейших для отечественного топливно-энергетического комплекса вопросах ценообразования на газ, надежности поставок, стабильного функционирования газовых рынков и увеличения доли природного газа как наиболее экологически чистого ископаемого вида топлива в глобальном энергобалансе. На постоянной основе осуществлялось информационно-дипломатическое сопровождение крупных инфраструктурных проектов («Турецкий поток», «Северный поток-2» и «Сила Сибири»), призванных создать дополнительные условия для обеспечения бесперебойных поставок российского «голубого топлива» заинтересованным партнерам.
С использованием всего спектра внешнеполитических инструментов, в том числе в двусторонних отношениях с иностранными государствами, в рамках международных экономических организаций, а также на площадках различных форумов, оказывается поддержка деятельности отечественных экономических операторов на зарубежных рынках. Продолжалось разноплановое взаимодействие МИД России с объединениями российских деловых кругов – ТПП России, РСПП, «ОПОРА России», «Деловая Россия». Новое развитие получила практика заключения Министерством соглашений о сотрудничестве с деловыми объединениями и компаниями. МИД России подписал такое соглашение с ПАО «Газпром нефть», в декабре – с ПАО «Транснефть». Далее перейдем к европейским странам. В Европейском Союзе (ЕС), как и в других интеграционных объединениях, страны-члены предпринимают совместные шаги в области использования инструментов экономической дипломатии, прилагая усилия к координации действий, а также к созданию специальных наднациональных механизмов и институтов. Интеграционная повестка может включать как выработку единого курса экономической дипломатии, так и реализацию частных мер в пределах общей нормативно-правовой базы. В сложившихся условиях санкций с 2014 г. особую важность приобретает скорейшее восстановление отношений России и ЕС. Представляется, что умелое и эффективное использование средств экономической дипломатии может существенно способствовать нормализации текущей ситуации. Координация внешней экономической политики в Германии обладает
Бундесканцлер не обладает достаточной властью для решения спорных В связи с интенсификацией экономического направления работы В создании информационных структур немецкого бизнеса ключевую роль играет Германская промышленная торгово-ярмарочная ассоциация. В тесном сотрудничестве с министерством иностранных дел, министерством экономики и министерством сельского хозяйства ассоциация организует участие германских компаний в престижных выставках, способствуя привлечению инвестиций. Уделяя особое внимание развивающимся рынкам, федеральное правительство пошло также по пути учреждения новых центров торговли и промышленности в Сингапуре, Шанхае, Пекине и Джакарте. В настоящее время подобные центры создаются в странах Латинской Америки, Африки и Дальнего Востока. Практика ротации кадров министерства с представителями крупнейших Во Франции министерство иностранных дел проявляет заметное стремление, опасаясь потери контроля над внешнеэкономической деятельностью и, как следствие, выпадения из процесса принятия решений. В случае возникновения разногласий между министерством иностранных дел, министерством экономики и министерством финансов вопрос передается на рассмотрение главе правительства или президенту. Максимальным образом министерство иностранных дел задействовано в деле координации политики в отношении проблем ЕС и ОЭСР. Кэ д’Орсе неизменно участвует в работе Генерального секретариата межминистерского комитета по вопросам европейского экономического сотрудничества), подчиненного главе правительства и руководимого членом правительства, как В Италии до последнего времени министерство иностранных дел Как уже отмечалось в Теме 3, в результате реформы 2000 г. был принят закон, предполагающий усиление экономического направления в деятельности итальянской дипломатии. Однако, в начале 2002 г. правительство заявило о необходимости придания работе зарубежных представительств экономического направления в качестве главенствующего. Предполагалось также направлять послами не карьерных дипломатов, как это было до сих пор, а видных промышленников, финансистов и бизнесменов. Правительство также создало в каждой области Италии координационный центр, призванный решать все проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий. Областные координационные центры будут соединены с офисами «Окно в Италию», создаваемыми в различных странах мира. Ситуация в Испании во многом напоминает французскую. Компетенция В Бельгии еще в 1948 г. был создан Институт внешней торговли, объединивший представителей частного сектора и правительства. Задача этого института заключалась в информировании бельгийских экспортеров о таможенных правилах, квотах и регулировании импорта в близлежащих странах. В 1950-х годах в ходе либерализации мировой торговли институт перешел к непосредственному продвижению экспорта и привлечению иностранных инвестиций. Для этого по всему миру были учреждены его миссии и создана сеть коммерческих агентств. В условиях развернувшихся процессов приватизации государственные чиновники опасаются частичной приватизации и самого Института внешней торговли. Действительно, со все В Великобритании Форин офис разделяет ответственность с Казначейством и Департаментом торговли и промышленности в финансовых и валютных вопросах. Указанный департамент обладает широкими полномочиями в области промышленности, внешней торговли, конкуренции, энергетики и страхования. Межминистерские комитеты, работающие под председательством одного из членов личного кабинета премьер-министра, играют роль центра, уполномоченного принимать РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Батурин Л. М. Экономическая дипломатия в мировой политике. История и современность. Вестник Южно- Уральского гос. ун-та. – Серия: Социально –гуманитарные науки. – 2014. – Т. 14. - № 3. 2. Зонова Т. В. Экономическая дипломатия// Внешнеэкономические связи. — Июнь, 2005. Т. 18. - № 6. 3. Итоги Восточного экономического форума. Режим доступа: URL: https: //forumvostok. ru/outcomes-of-the-eef-2019/ 4. Каррон де ла Каррьер Г. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок / МГИМО(У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2003. 5. Кашлев Ю. Б. Фундаментальный труд по экономической дипломатии // Дипломатический вестник. – 2001. - №5. 6. Лихачев А. Е. Экономическая дипломатия России: Новые вызовы и возможности в условиях глобализации. – М.: Экономика, 2006. 7. Мавланов И. Р. Экономическая дипломатия: Учеб. пос. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2016. 8. О XXIII Петербургском международном экономическом форуме (справка) https: //www. mid. ru/mezdunarodnye-ekonomiceskie-forumy/-/asset_publisher/MgP0QsN4ZAF2/content/id/3700998 9. Савойский А. Экономическая дипломатия как феномен международной жизни //Международная жизнь. – 2013. - №1. Режим доступа: URL: https: //interaffairs. ru/jauthor/material/807 10. Шевченко Б. И. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений //Экономический журнал. – 2016. - №3. – С. 29-40. Режим доступа: https: //cyberleninka. ru/article/n/ekonomicheskaya-diplomatiya-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy 11. Щетинин В. Д. Экономическая дипломатия: Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 2001. 12. Strange S. States, firms and diplomacy // International Affairs. 1992. No 68
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Кого можно назвать зачинателями экономической дипломатии? 2. Что такое торговая, или коммерческая, дипломатия? 3. Какова роль дипломатов в осуществлении внешнеэкономической деятельности государства? 4. Назовите акторов экономической дипломатии. 5. Охарактеризуйте значение международных экономических форумов для развития экономической дипломатии в России. 6. Какие органы координируют внешнеэкономическую политику в ФРГ? 7. Что Вам известно о реализации экономической дипломатии в Италии и Франции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|