Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеторговая стратегия




 

Внешнеторговая стратегия стран переходной экономики направлена на формирование рациональной системы внешнеторговой деятельности и повышения на этой основе ее эффективности. Рациональность и эффективность заключаются в том, чтобы стимулировать развитие национальной экономики, завоевывать и удерживать прочные позиции на мировых товарных рынках, формировать оптимальный торговый баланс, постоянно накапливать валютные резервы, сохранять и укреплять государственный суверенитет.

Для достижения этих целей внешнеторговая стратегия требует решения определенных задач, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

– совершенствование географической структуры, расширение географии внешнеторговой деятельности;

– диверсификация отраслевой структуры экспортной и импортной торговли;

– установление рационального (оптимального) соотношения между объемами национального производства, ВВП и масштабами внешней торговли;

– повышение конкурентоспособности национальной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках.

Цели и задачи обусловливают особый механизм внешнеторговой стратегии стран переходной экономики на современном этапе.

Анализ внешнеторговой стратегии стран переходной экономики позволяет выделить особые категории инструментов ее осуществления. Важнейшей категорией является институционализация внешнеторговой стратегии. Институционализация внешнеторговой стратегии стран переходной экономики проявляется в следующем.

Во-первых, в формировании определенной государственной законодательной административно-правовой структуры регулирования внешнеторговой деятельности страны.

Во-вторых, в учреждении национальных институтов (торговых палат, торговых клубов, консультационных, информационных и т.д.), регулирующих экспортные и импортные торговые операции.

В-третьих, в создании особых региональных зон (свободных экономических, экспортных, импортных).

В-четвертых, во включении в межгосударственные специальные институты, в т.ч. всемирные многонациональные (ВТО, МВФ и т.д.); региональные интеграционные (ЕС, СНГ и т.д.); двусторонние организации, соглашения.

Другой важной категорией инструментов внешнеторговой стратегии стран переходной экономики является государственная помощь экономическим субъектам, осуществляющим внешнеторговую деятельность.

Значительная и все возрастающая роль в системе внешнеторговой стратегии всех стран, в т.ч. особенно стран переходной экономики в настоящее время принадлежит такому фактору, как формирование и совершенствование определенной, современной коммуникационной структуры. В первую очередь это касается трех важнейших элементов этой структуры: международного транспорта; современной информационной системы международной связи (электронной); трубопроводной системы.

В своей внешнеторговой стратегии страны переходной экономики все активнее используют валютный фактор в качестве инструмента регулирования внешнеторговых операций. Особого внимания заслуживают три направления в валютной политике стран переходной экономики на современном этапе.

Во-первых, варьирование валютным курсом. В частности, с целью стимулирования товарного экспорта, повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних странах, эти страны девальвируют свои валюты, проводят политику заниженных валютных курсов.

Во-вторых, введение в денежную систему страны валюты региональных интеграционных союзов.

В-третьих, отмена обязательной продажи экспортерами части валютной выручки центральным банкам, а также снижение нормативов резервирования средств при осуществлении валютных операций.

В целом современная внешнеторговая стратегия стран переходной экономики направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности. Вместе с тем, по определенным причинам, проводится политика, направленная на ограничение, сдерживание внешнеторговых операций.

Такие причины обусловливают особые инструменты (способы) ограничения товарного экспорта. Их условно можно разделить на две группы: национальные инструменты и иностранные инструменты, или инструменты стран-импортеров.

К национальным инструментам относятся такие как выдача лицензий, ограничивающих экспорт определенных видов продукции; предоставление льгот (беспроцентные кредиты, субсидии, снижение налогов на прибыль, установление режима ускоренной амортизации и т.д.) национальным предприятиям, которые более 70% выпускаемой продукции реализуют на внутреннем рынке и др.

Вторая группа включает следующие инструменты:

1) установление высоких торговых пошлин на различные виды товарного экспорта. Так, в 2002 г. США ввели санкции (100% пошлины) на льготируемый украинский экспорт, стоимость которого составляла 75 млн. долл. [9, 4];

2) официальное закрытие внутренних рынков для определенной товарной продукции из стран переходной экономики. Так, США и ЕС в 2005 г. официально закрыли свои рынки для некоторых видов текстиля из Китая и других стран Юго-Восточной Азии [19, 54];

3) установление квот на ввоз некоторых видов товарной продукции из стран переходной экономики. Так, с 1 ноября 2004 г. по 31 октября 2005 г. США установили квоту на импорт из Украины проката в объеме 130 тыс. тонн [15, 20].

Формирование и развитие рыночной экономики в бывших социалистических странах во многом определяется тем, насколько они активно включаются в систему международного движения капитала. А это, в свою очередь, зависит от эффективности внешнеинвестиционной стратегии.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...