Процессуальная правоспособность иностранцев в судах Украины.
Конституция Украины наделила иностранцев и лица без гражданства национальным режимом относительно осуществления ими прав и выполнение обязанностей. Указанное касается и процессуальных прав и обязанностей субъектов права. Основы правового регулирования процессуальных прав иностранцев и лиц без гражданств содержатся Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 4 февраля 1994 г., в которой указанно: иностранец и лицо без гражданства имеет те же права и выполняет же обязанности, что и гражданин Украины (ст. 2); они могут обращаться в суд и другие государственные органы для защиты их личных, имущественных и других прав. В судопроизводстве иностранцы и лица без гражданства как участники процесса пользуются такими же процессуальными правами, что и граждане Украины (ст. 22). Дальнейшее развитие указанные основы получили в Гражданском процессуальном кодексе Украины 2004 г., а именно в разделе X под названием: «Производство в делах при участии иностранных лиц». Здесь урегулированы вопросы предоставления национального режима относительно пользования гражданскими процессуальными правами и обязанностями иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам; применение реторсии к упомянутым лицам (ст. 410); определение подсудности споров, в которых принимают участие иностранцы, или, в которых хотя бы одна из сторон, которая принимают участие в деле, проживает за границей Украины (ст. 414); предъявление иска против иностранного государства и международных организаций, а также применение дипломатического иммунитета к представителям иностранных государств или других лиц, указанных в соответствующих нормативных актах (ст. 413); порядок выполнения доверенностей иностранных судов в Украине и обращение судов Украины с доверенностями к иностранным судам (ст. 415). Отдельный раздел ГПК Украины регулирует вопрос признания и выполнение на территории Украины решений иностранных судов (раздел VIII). В нем содержатся нормы о признании и обращение к выполнению решений иностранных судов, которые подлежат принудительному выполнению (статьи 390-398) и нормы о признании решений иностранных, которые не подлежат принудительному выполнению (статьи 399-401).
Еще одним нормативно-правовым актом по вопросам процессуального статуса иностранных лиц в судах Украины стал Закон Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г. Его нормы содержат определение понятия «иностранного лица» в судебном проведении и закрепляют право этих лиц на обращение в суды Украины (ст. 73); детально регулируют вопрос международной подсудности (ст. 75-78). Есть в рассматриваемом Законе и нормы отсылочного и бланкетного характера, в частности те, которые касаются выполнения судебных доверенностей и признание, выполнение решений иностранных судов на территории Украины (ст. 80, 82). В общем, Закон Украины «О международном частном праве» можно считать нормативно-правовым актом, который демонстрирует тесную связь международного гражданского процесса с правовым регулированием частноправовых отношений с «иностранным элементом». Вместе с этим, наличие норм отсылочного и бланкетного характера свидетельствуют о его неотъемлемости от гражданского процессуального права государства.
88. Гражданско-процессуальные права граждан Украины и украинских юридических лиц в иностранных судах. Граждане Украины и украинские юридические лица могут иметь процессуальные права и обязанности на территории иностранного государства в соответствии с тем законом, который определяются нормами коллизионного законодательства о подсудности.
В современной мировой системе международная подсудность определяется: 1) по признаку гражданства стороны или сторон в деле (страны романского права). Так, суд Франции признает себя компетентным рассматривать дела при условии, которое в спорном правоотношении принимает участие гражданин Франции, независимо от места их возникновения. Согласно французскому гражданскому кодексу, «иностранец, который даже не находится во Франции, может быть вызванный в французский суд для выполнения обязательств, составленных им в Франции с французом; он может быть привлечен к французскому суду по обязательствам, заключенным им в иностранном государстве с французом» (ст. 14). И дальше: «Француз может быть привлечен к французскому суду по обязательствам, заключенным им в иностранном государстве с иностранцем» (ст. 15). 2) по признаку местожительства или домицилия ответчика, т.е. распространение основ внутреннего законодательства на дела с иностранным элементом (страны пандектного права) (ФРГ); 3) по признаку «фактического присутствия» ответчика (страны общего права), т.е. по признаку непосредственного участия ответчика или наличия надлежащего ему имущества на территории определенного государства (Англия, США). Так, система законов Великобритании не связывает юрисдикцию суда с резиденцией сторон, местом заключения договора или местом неразрешенного действия. Она ставит вообще компетенцию в зависимость от того, чтобы ответчику в судебном округе лично был предоставлен иск или повестка в суд. Идет речь при этом о своем гражданине или иностранце, практически не имеет значения, как и вопрос, проживает ли иностранный ответчик здесь постоянно. Кроме того, сложное регулирование международной компетенции в отдельных штатах США также выходит из подобных представлений. 4) по месту нахождения спорной вещи; 5) при наличии другой связи спорного дела с территорией определенного государства, в частности места причинения вреда, выполнение договора и т.п. Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима имеет безусловный характер. В законодательстве Украины не содержатся любые ограничения или условия для иностранцев, выполнение которых необходимо для обращения в суд. Отказ в принятии искового заявления иностранца возможно только на общих основаниях, предусмотренных в ГПК Украины (ст. 122 ГПК).
89. Исполнение судебных поручений. Законодательство Украины и международные договоры Украины об исполнении поручений иностранных судов. Порядок передачи поручений судов иностранным органам юстиции. Гаагская конвенция о гражданском процессе, 1954 г. Судебные поручения в мировой практике производятся в четырех сложившихся формах: 1. Непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства. 2. Дипломатический порядок. В данном случае сношения судов двух государств происходят через Министерства иностранных дел этих стран. Заинтересованный суд дает запрос в МИД своей страны, который просит об исполнении поручения суда МИД соответствующей страны. Данный порядок является обычным для стран континентальной Европы. 3. Выполнение судебных поручений специальным уполномоченным, назначенным заинтересованным судом в стране, где необходимо исполнить судебное поручение. Данная практика распространена в странах англо-американской правовой системы. Уполномоченный обычно является гражданином государства, в котором исполняется поручение. 4. Выполнение судебных поручений через центральные органы юстиции соответствующих стран. При этом заинтересованный суд передает поручение в центральный орган юстиции своей страны, а последний передает его аналогичному органу страны исполнения поручения. Согласно правилам, установленным Гаагской Конвенцией по вопросам международного гражданского процесса, судебные поручения направляются из одного государства в другое либо дипломатическим путем, либо путем непосредственной передачи их компетентным органам государства, в котором необходимо исполнить поручение. Положения Гаагской Конвенции 1954 г. в дальнейшем были несколько изменены Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., а также Гаагской Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г. ввела порядок сношения судов через центральные органы юстиции, являющийся, согласно ее положениям, основным. Однако Конвенция не исключает и использование дипломатических каналов.
Поручения выполняются на основании процессуальных законов и правил производства страны исполнения поручения. Порядок выполнения судебных поручений в каждой стране устанавливается ее внутренним законодательством, а также международными договорами в этой области. В отношении формы исполнения поручения в международной практике принято следующее правило: поручения выполняются по форме, установленной законодательством страны исполнения, однако, если иностранный суд просит о выполнении поручения по специальной форме, которая хотя и не является обычной в стране исполнения поручения, но не противоречит ни законам, ни публичному порядку этой страны, то считается, что нет оснований для исполняющего поручение суда игнорировать просьбу относительно такой специальной формы. Исполнение в Украине судебных поручений иностранных судов, а также обращение украинских судов с поручениями к иностранным судам регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса Украины и ст. 81 ЗУ «О международном частном праве», в которой указано, что в Украине могут быть признаны и исполнены решения иностранных судов по делам, которые возникают из гражданских, трудовых, семейных и хозяйственных правоотношений, приговоры иностранных судов в уголовных делах в части, которая касается возмещения вреда и причиненных убытков, а также решения иностранных арбитражей и других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских и хозяйственных дел, вступившие в законную силу. Кроме таких норм, расширенные положения об исполнении судебных поручений, содержатся и в двусторонних договорах о правовой помощи Украины. В Конвенции о правовой помощи стран СНГ 1993 г. устанавливается порядок сношений судов через центральные органы юстиции Выполнение судебных поручений, согласно этому договору, может состоять в выполнении процессуальных действий (проведение обысков и выемок, пересылка вещественных доказательств, составление и пересылка документов, проведение допросов участников процесса, вручение документов лицам в стране пребывания). Учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения, давшего поручение, могут быть применены процессуальные нормы его страны, если это не противоречит законодательству страны исполнения поручения.
90. Признание документов, выданных в другом государстве, их легализация. Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их легализации в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством государств или положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых являются государства. В настоящее время получили распространение два способа такого удостоверения - консульская легализация и проставление апостиля. Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве. В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 г. в Гааге (Нидерланды) подписана Конвенция (Гаагская конвенция), отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. В соответствии со ст. 6 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля. Документы, выданные в Республике Беларусь и предназначенные для представления в официальные органы других стран (участниц Гаагской конвенции), удостоверяются в особом, упрощенном порядке: уполномоченные органы Республики Беларусь проставляют специальный штамп (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран - участниц Конвенции. Согласно ст. 9 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда Конвенция предусматривает освобождение от таковой. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ (ст. 5). Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа непосредственно на свободном от текста месте документа либо на его обратной стороне или же на отдельном листе бумаги. Он производится путем оттиска штампа апостиля с последующим заполнением, на котором проставляется печать. Заполнение штампа апостиля совершается в соответствии с Гаагской конвенцией. В соответствии со ст. 1. Гаагской конвенции отмена требования легализации иностранных документов распространяется на официальные документы, которые выданы на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами понимаются: - документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющиеся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; - административные документы; - нотариальные акты; - официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами в их частном качестве, таких, как официальные удостоверения, подтверждающие регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, официальное и нотариальное заверение подписей. Апостиль проставляется: - на уставах и учредительных документах, - на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.). - на уставных документах, а также на изменениях и дополнениях к ним должны быть отметка и печать регистрационной палаты или налогового органа, а также подпись должностного лица регистрационной палаты. Положения Гаагской конвенции не распространяются на документы: - выданные дипломатическими или консульскими агентами; - административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции (доверенности на совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении различных работ и расчетов по ним и т.д.)
Вопросы международного частного права в практике органов нотариата. В Федеративной Республике Германии сосуществуют три типа нотариата: чистые нотариусы (nur Notar) - только нотариусы, осуществляющие свою деятельность в большинстве земель ФРГ (на 61% территории); нотариусы-адвокаты (действующие приблизительно на 24% территории); государственные нотариусы, являющиеся государственными служащими (15%). Германский нотариус выполняет государственную функцию - по идентификации и аттестации юридических фактов и актов. Он независим от государства и самих сторон. Нотариальный акт имеет как доказательственную силу, так и силу исполнимости. Государственный надзор за деятельностью нотариусов принадлежит судебной власти (Верховному суду, Апелляционному суду и земельной судебной администрации). В Голландии нотариус - частное лицо свободной профессии, приравненный к государственному чиновнику, поскольку он выполняет от имени государства и по его поручению функции придания юридическим актам частных лиц значения документов, издающихся государственными органами, следовательно, обладающих высокой степенью доказательности и исполнимости. Нотариус назначается короной и наделяется соответствующей компетенцией. В Испании согласно законодательству нотариус также является юристом - субъектом свободной профессии и одновременно официальным лицом, назначаемым Министерством юстиции, испанский нотариус действует в сфере традиций латинского нотариата: испанские нотариальные акты обладают в полной мере силой доказательности и исполнимости. Подчеркивание в статусе нотариуса латинского типа того, что данное лицо является не только субъектом публичного права, но и дипломированным юристом, не лишено смысла, поскольку известно, что, например, в некоторых других странах, в частности США, нотариусами не обязательно являются юристы. В Италии деятельность нотариата регулируется законом от 16 февраля 1913 г. № 89. Нотариусы назначаются министром юстиции по итогам общенационального отбора; претендентов экзаменует смешанная комиссия, состоящая из судей, нотариусов, профессоров и доцентов. Нотариус является одновременно лицом свободной профессии и представителем государства, надзор за которым производится Министерством юстиции, Прокуратурой Республики и нотариальными советами. Не менее любопытным выступает правовое регулирование нотариата в КНР. Нотариат в Китае - государственный орган, на который возложены задачи удостоверения подлинности и законности совершенных актов, имеющих юридическую силу документов и фактов с целью охраны общественной собственности, личных и имущественных прав, а также законных интересов граждан. Основной нормативный акт, регулирующий нотариальную деятельность в Китае, - Временное положение КНР о нотариате, вступившее в силу 29 июня 1982 г., подлежащее замене постоянным актом. Кроме того, распоряжением Министерства юстиции КНР от 22 февраля 1995 г. № 34 были обнародованы Правила управления уполномоченными нотариусами Китая (Сянган), которые предназначены для регламентации деятельности так называемых «уполномоченных», т.е. «свободных» (частных) нотариусов в провинции Сянган (бывшем Гонконге). В Российской Федерации, относящейся к стране, имеющей нотариат латинского типа, как известно, на основании Основ законодательства о нотариате 1993 г. действовала смешанная нотариальная система: с одной стороны, имелись государственные нотариусы (государственные чиновники), с другой - частнопрактикующие нотариусы, сочетающие в себе черты лиц с публично-правовыми функциями, делегированными им государством, и свойства субъекта свободной профессии, находящегося под контролем государства в лице собственно государственных органов (Министерства юстиции) и общественных органов, специально созданных с согласия государства для этих целей (нотариальных палат). В нынешних условиях с упразднением государственных нотариальных контор необходимо вести речь только об одной категории нотариусов. При всех продемонстрированных выше различиях в конструкциях и организации нотариата в европейских и иных странах сегодня существует некое сходство присутствующих в осуществлении нотариальной деятельности элементов. Наличие их позволяет в рамках отдельных географических регионов или интеграционных процессов осуществить сближение и гармонизацию действующего права. В частности, в Резолюции Европейского парламента АЗ-0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах-членах Сообщества» подчеркивалось, что общие элементы, которые свойственны разным моделям организации и функционирования нотариата, сводятся в следующему: передача нотариусу государством части своей верховной власти, что необходимо в том числе для удостоверения подлинности соглашений и придания им публичного характера и доказательственной силы. Нотариальная деятельность является независимой и осуществляемой публично в форме свободной профессии, но под контролем государства или органа, действующего на основании устава и наделенного соответствующими полномочиями от имени государства, которое следит за соблюдением требований, предъявляемых к нотариальному действию, и т.д.; нотариус выполняет функцию предупредительного правосудия, позволяя не доводить дело до суда, путем устранения или снижения вероятности возникновения споров; нотариус играет роль беспристрастного советчика сторон. Данная резолюция сформулировала предложение органам Сообщества и государствам-членам использовать правовые инструменты Договора о ЕС для обеспечения без излишних формальностей взаимного признания нотариальных актов, в том числе на основании ст. 220 Римского договора.
92. Международные арбитражные процедуры: понятие, юридическая природа. Виды международного коммерческого арбитража. Международный коммерческий арбитраж — то механизм рассмотрения коммерческих (хозяйственных) споров между частными лицами (физическими и юридическими), т. е. частноправовых споров. Стороной спора может быть и государство, но спор по-своему содержанию является частноправовым и второй стороной спора является физическое или юридическое лицо. Отметим также, что термин «международный» в понятии международного коммерческого арбитража носит условный характер, поскольку такой арбитраж допускается или учреждается по национальному праву и руководствуется в своей деятельности определенными нормами национального права. В конечном итоге по своей природе он является национально-правовым институтом, поскольку споры между физическими и юридическими лицами относятся к национальной юрисдикции. Термин «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров — коммерческие споры международного характера, т. е. споры, вытекающие из международной торговой и иной экономической деятельности частных лиц. Иными словами, это споры, возникающие между сторонами международных коммерческих сделок. Таким образом, международный коммерческий арбитраж — это механизм (организация, орган) по рассмотрению международных коммерческих споров. Все сказанное не означает, что международный коммерческий арбитраж — это единственный способ рассмотрения международных коммерческих споров. Во-первых, они могут рассматриваться и в системе государственных арбитражных судов, если законодательство соответствующей страны это разрешает. Международный коммерческий арбитраж не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Обращение сторон в арбитраж или даже только наличие соглашения сторон об этом исключает судебную юрисдикцию. Это значит, что если одна из сторон все же обратится в суд, последний должен либо по своей инициативе, либо по заявлению другой стороны отказать в принятии искового заявления или прекратить уже начатое производство по делу. Государственные судебные органы в принципе не вправе вмешиваться в деятельность арбитража. Международной арбитражной практике известны два вида арбитража: арбитраж ad hoc (разовый арбитраж) и институционный арбитраж. Институционный, или постоянно действующий, арбитраж создается при национальных торговых (торгово-промышленных) палатах, биржах, ассоциациях, союзах, обществах и любых других организациях, в том числе функционально являющихся международными. Для институционного арбитража характерны наличие постоянно действующего органа, который, не принимая участия в разрешении споров, выполняет некоторые административно-технические, консультативные и контрольные функции; наличие положения о нем (или устава) и регламента, устанавливающих правила арбитражного процесса; наличие списка арбитров, из которого стороны выбирают арбитров. Арбитраж ad hoc образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование. Стороны выбирают место проведения арбитражного разбирательства, устанавливают правила избрания арбитров и арбитражную процедуру. Стороны пользуются практически неограниченной автономией в выборе процедуры решения спора. Они могут детально согласовать ее между собой, могут взять за основу регламент какого-либо существующего институционного арбитража. Наконец, стороны могут договориться о применении одного из типовых арбитражных регламентов, разработанных в международных (межправительственных) организациях специально для арбитража ad hoc. Есть три арбитражных регламента, разработанных под эгидой ООН: Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. Все они имеют факультативный характер и применяются только в том случае, если стороны сделали ссылку на них в своем соглашении. Причем стороны вправе договориться о внесении любых изменений в правила регламентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|