Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины.




Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины (МКАС при ТПП Украины) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О международном коммерческом арбитраже" от 24 февраля 1994 года, Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП Украины и Регламентом.

МКАС при ТПП Украины принимает к рассмотрению споры, относящиеся к его компетенции, при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче ему всех или определенных споров, которые возникают или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо конкретными правоотношениями, независимо от того, носят ли они договорный характер или нет.

Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Порядок обращения в МКАС и рассмотрения дел определяется Регламентом Международного коммерческого арбитражного суда, а размер арбитражного сбора, взимаемого по принятому к рассмотрению делу - Положением об арбитражных сборах и расходах.

Решения МКАС при ТПП Украины являются окончательными и обязательными для сторон и при отказе от их добровольного исполнения приводятся в исполнение в принудительном порядке по местонахождению должника в соответствии с нормами конвенции "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йорк, 1958).

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины (МАК при ТПП Украины) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О международном коммерческом арбитраже" от 24 февраля 1994 года, Положением о Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины и Регламентом.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении торгового мореплавания независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты украинского или иностранного либо только украинского или только иностранного права.

Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры, относящиеся к ее компетенции, при наличии письменного соглашения (договоренности) между сторонами о передаче ей всех или определенных споров, которые возникают или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо конкретными правоотношениями, независимо от того, носят ли они договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Порядок обращения в МАК и рассмотрения дел определяется Регламентом Морской арбитражной комиссии, а размер арбитражного сбора, который взимается при подаче искового заявления - Положением об арбитражных сборах и расходах, являющимся приложением к Регламенту.

Решения МАК при ТПП Украины являются исполнительными документами и приравниваются к решениям государственных судов.

Решения Морской арбитражной комиссии исполняются сторонами добровольно в установленные ею сроки, при отказе от их добровольного исполнения приводятся в исполнение в принудительном порядке, в т.ч. за рубежом на основании Нью-йоркской Конвенции 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений".

По делам, подлежащим рассмотрению Морской арбитражной комиссии, председатель комиссии может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования, в частности, принять постановление о наложении ареста на судно или груз иной стороны, которые находятся в украинском порту.

 

94. Признание и принудительное исполнение иностранных арбит­ражных решений в соответствии с правилами внутреннего зако­нодательства и международными соглашениями.

Одним из преимуществ международного коммерческого арбитража является наличие довольно разработанной системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства, называемых обычно иностранными арбитражными решениями. Уверенность участников международной торговли в возможности принудительного исполнения решений становится важным фактором повышения эффективности международного коммерческого арбитража.

Основу этой системы составляет Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Но и в других арбитражных конвенциях есть нормы, предусматривающие признание и исполнение арбитражных решений, например: в Европейской конвенции 1961 г., в Московской конвенции 1962 г., в Вашингтонской конвенции 1965 г., в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г., в Соглашении о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества 1998 г. Нормы об исполнении арбитражных решений могут встречаться в межгосударственных торговых договорах, в договорах об оказании правовой помощи и некоторых других.

В более чем 120 государствах исполнение иностранных арбитражных решений обеспечивает Нью-Йоркская конвенция, согласно которой под «иностранным арбитражным решением» понимается решение, вынесенное на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение его в исполнение (ст. 1). Особенностью Нью-Йоркской конвенции является то, что она предусматривает исполнение иностранных арбитражных решений независимо от того, входит ли государство, на территории которого оно вынесено, в круг ее участников. Благодаря этому территориальная сфера действия Конвенции значительно шире формального количества государств-участников. Фактически Конвенция создает возможность исполнения арбитражного решения, вынесенного на территории любого из существующих государств.

Содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что она обязывает договаривающиеся государства признавать иностранные решения как обязательные, приводить их в исполнение и создает для этого правовые основы. Они сводятся к следующему:

1) государство признает и исполняет иностранные арбитражные решения в соответствии со своим процессуальным правом; национальное право государства, где испрашивается исполнение, определяет судебный орган, который компетентен исполнить решение и правила такого исполнения;

2) заинтересованная сторона обращается в компетентный орган государства, где испрашивается исполнение, с просьбой, совместно с которой подаются: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная его копия; б) подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенная его копия; в) перевод этих документов на официальный язык той страны, где испрашивается исполнение;

Европейская конвенция 1961 г. не содержит специальных правил о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Но в ней есть ст. 9, предусматривающая возможность объявления арбитражного решения недействительным либо в том государстве, где решение было вынесено, либо в том государстве, по законам которого это решение было вынесено. Причем отмена решения будет являться причиной отказа в его признании или исполнении в других государствах (п. 1 ст. 9). Основания для отмены, предусмотренные в рассматриваемой статье Европейской конвенции, совпадают с основаниями отказа в признании и исполнении решения, которые должны быть доказаны стороной, против которой решение было вынесено, согласно ст. 5 Нью-Йоркской конвенции.

Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, и дополнительное Соглашение 1998 г. несколько иначе решают вопрос о признании и исполнении арбитражных решений. Различия предопределены особенностями подхода к рассмотрению хозяйственных споров, о чем говорилось выше: во-первых, предусмотренный Соглашением порядок рассмотрения хозяйственных споров распространяется не только на коммерческие арбитражи, но и на государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции; во-вторых, Соглашение закрепляет обязательную юрисдикцию независимо от согласия сторон.

Порядок исполнения иностранного арбитражного решения осуществляется- в соответствии с процессуальным правом государства, на территории которого оно исполняется. К национальному процессуальному праву отсылает Нью-Йоркская конвенция: государство-участник «признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и исполнение этих решений...». Национальное процессуальное право определяет «компетентную власть», т. е. орган, компетентный рассматривать вопрос о признании и исполнении решений, и устанавливает процессуальные правила их исполнения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...