Как наличие юридического образования2.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Глава4 РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
Рассмотрение международных торговых споров государственными судами
Интенсивность связей между коммерсантами различных госу- дарств увеличивается из года в год благодаря развитию объективно обусловленных интеграционных процессов в мировой экономике. В процессе международного экономического обмена, субъекты тор- говых отношений вступают между собой в разнообразные отноше- ния, которые носят как договорный, так и характер. Естественно, что развитию международных коммерческих отноше- ний сопутствуют торговые споры, которые дестабилизируют нор- мальное состояние международного экономического правопоряд- ка и препятствуют развитию коммерческих связей. В зависимости от того, как быстро и справедливо разрешаются эти споры, в значи- тельной степени зависит и эффективность международного коммер- ческого оборота. Разрешение торговых споров, возникающих между предприни- мателями различной национальной принадлежности, возможно путем обращения к компетентным судам конкретных государств, в сферу юрисдикции которых входит рассмотрение таких коммер- ческих споров. Такой способ разрешения торговых споров (извест- но, что международный торговые споры могут разрешаться также в международных и внутренних третейских судах или иными сло- вами, в коммерческих арбитражах, а также в рамках иных альтер- нативных способов разрешения правовых споров) вызывает дове- рие предпринимателей, поскольку эффективность разрешения спо- ров обеспечивается силой государства, которое организует процедуры разрешения международных торговых споров. В то же время следует отметить, что обращение к государствен- ным судам за судебной защитой в какой-то степени менее эффек- тивно нежели обращение к третейским судам или иным альтерна- тивным институтам разрешения международных коммерческих споров. Так, процедуры разрешения торговых споров в государ- ственных судах, как правило, более дороги для тяжущихся пред-
Рассмотрениемеждународныхторговыхспоровгосударственнымисудами
Они более длительны по времени, что также явля- ется немаловажным для предпринимателей фактором, поскольку коммерсанты в большей степени, нежели другие субъекты граж- данского оборота, заинтересованы в скорости разрешения споров. Кроме того, в некоторых случаях у коммерсантов возникают обоснованные сомнения в ангажированности национальных судов, которые по тем или иным причинам зачастую склонны к перво- очередной защите отечественных предпринимателей. Судебные системы различных государств структурированы по — разному. Это проявляется, в частности, и в том каким обра- зом организуется порядок рассмотрения торговых споров с учас- тием иностранных предпринимателей. Можно выделить несколь- ко типов организации рассмотрения этой категории споров. Во-первых, в ряде государств подобного рода споры рассматри- ваются судами общей юрисдикции. К таким государствам относят- ся, например, Нидерланды, Италия, в которых рассмотрение ком- мерческих споров производится в общих судах (в Италии они но- сят наименование трибуналов); Кипр и Люксембург, правосудие по торговым делам в которых осуществляется в окружных судах; Литва и Эстония, торговые споры в которых рассматриваются су- дами общей юрисдикции первой инстанции. При этом, зачастую, в качестве суда первой инстанции, компетентного рассматривать торговые споры с участием иностранных предпринимателей, вы- ступает судебная коллегия в составе вышестоящего суда. Это обус- ловлено тем, что коммерческие дела, как правило, являются более сложными как с юридической, так и с фактологической точки зре- ния, что, естественно, требует более квалифицированных судеб- ных органов, разрешающих такие споры. К примеру, в Германии земельный суд (т. е. суд земли — субъекта федерации) по заявле- нию одной из сторон может передать рассмотрение хозяйствен- ного спора в Торговую палату в составе этого земельного суда. В Польше в воеводских судах функционируют торговые палаты (торговые суды). В Бельгии действуют коммерческие трибуналы, к предметной компетенции которых отнесены споры между ком- мерсантами (в том числе иностранными), отнесенные законом к торговым. Председатель коммерческого трибунала по должнос- ти входит в состав окружного суда, задачей которого является ре- шение конфликта компетенции между различными судебными органами. В Венгрии в составе областного суда действуют секции по разрешению торговых дел.
Глава 4. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СПОРОВ
Во-вторых, в некоторых государствах создаются специализи- рованные ветви судебной власти коммерческой юрисдикции, в рамках которой и рассматриваются помимо прочего и споры с участием иностранных коммерсантов. Эти суды носят наимено- вание торговых, экономических или коммерческих судов. В Рос- сии такими судами являются государственные арбитражные суды, которые рассматривают споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и с участием инос- транных В Республике Молдова эту функцию выполняют экономические суды. Во Франции существует систе- ма торговых судов, которая насчитывает 228 судов, обладающих исключительной компетенцией по рассмотрению дел, связанных с торговыми отношениями, в том числе и с участием иностранных предпринимателей.. В некоторых государствах разрешение торговых споров распре- деляется среди нескольких ветвей специализированных судов, в зависимости от иных критериев спорных правоотношений. К примеру, в Дании созданы торговые и морские суды, в компе- тенцию которых входит рассмотрение споров, требующих позна- ний в области коммерции и морского права. Однако особеннос- тью организации судопроизводства в данном случае является то обстоятельство, что по соглашению сторон рассмотрение таких сторон может быть передано в сферу юрисдикции окружных су- дов, рассматривающих иные гражданские дела2.
И, в третьих, в некоторых государствах в составе судебной системы создаются специализированные суды по рассмотрению торговых споров с участием иностранных предпринимателей и коммерсантов. Однако таких государств немного; к их числу отно- сятся, например, Соединенные Штаты Америки, в которых создан международный суд по разрешению споров с участием иностран- ных предпринимателей. При этом предметная подведомственность таких судов существенным образом ограничена. Таким образом, в США создана юрисдикционная система, элементом которой яв- ляется суд, предназначенный разрешать торговые споры в отно-
Эти суды не следует смешивать с так называемыми третейскими (коммерчес- кими, арбитражными) судами, которые не являются государственными судами и создаются в соответствии с третейскими соглашениями, заключаемыми частны- ми субъектами торговых отношений. Судебные системы европейских стран. — Международные отношения, 2002. С.
Рассмотрение международных торговых споров государственными судами
шениях между американскими и иностранными предпринимателя- ми. История этой системы имеет более чем столетнюю историю. В 1890 г. конгрессом США был учрежден Совет таможенных оцен- щиков импортируемых товаров в составе девяти таможенных оцен- щиков, на которых были возложены обязанности по проверке реше- ний федеральной таможни США о тех суммах таможенных сборов, которые выплачивались импортерами. По своей юридической сути это был квазисудебный административный орган, находившийся в ведении под контролем исполнительного органа — Министерства финансов США. В 1926 г. конгрессом США в соответствии со ст. 1 Конституции США был учрежден Федеральный суд США по тамо- женным спорам, который заменил Совет таможенных оценщиков. С этого момента этот квазисудебный орган стал трансформировать- ся и с течением времени интегрировался в судебную систему США, став в конечном итоге полноценным ее частью. В 1965 г. конгресс США принял соответствующее решение, которым окончательно ле- гализовал этот орган как судебный. Окончательное юридическое оформление статуса этого судебного органа произошло в году с принятием Закона «О судах по таможенным спорам». С этого време- ни этот судебный орган в соответствии с законом стал именоваться
«Федеральный суд США по международной торговле». К юрисдик- ции Федерального суда по международной торговле относится рас- смотрение по искам, вытекающим из любого закона США, регу- лирующего отношения в сфере международной торговли. По словам бывшего президента США Д. Картера этот закон «создает разверну- тую систему судебного рассмотрения гражданских исков, возника- ющих в торгово-импортных сделках, и федеральное законодатель- ство, регулирующее отношения в сфере международной Как правило, в составе высших судов (в качестве таковых высту- пают Верховные суды, выполняющие функции кассационной или апелляционной инстанции) имеются палаты по торговым делам, спе- циализирующие на рассмотрении коммерческих споров вообще и коммерческих споров с участием иностранных лиц, в частности. В некоторых государствах в составе общих судебных инстанций су- ществуют судебные коллегии, специализирующиеся на рассмотре- нии торговых споров определенных категорий (например, суды по разрешению морских споров, патентные суды и т. д.).
' Цит. по: Международный гражданский процесс. Вопросы рассмотрения эко- номических споров с участием иностранных организаций и оказания взаимной правовой помощи. — М., 1999. С. 7.
Глава 4. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СПОРОВ
Ряд государств допускает, что внутренние суды, рассматривая споры между отечественными и зарубежными предпринимателя- ми, вправе делать это даже в том случае, если обе стороны разви- вают свою коммерческую активность и за территорией государ- ства, а сам спор возник за пределами этой страны (к таким госу- дарствам относятся, к примеру, США и Великобритания).. Следует обратить внимание на тот факт, что разделение внут- ригосударственных на общие и коммерческие обуслов- лено историческими причинами и в большинстве случаев никак связано с господством в данном государстве тех или иных докт- рин о соотношении гражданского и коммерческого (торгового) права. Иными словами, то обстоятельство, что официальная пра- вовая доктрина исходит из разделения частного права, вовсе не означает того, что организация судебной власти также базирует- ся на разделении общегражданских и торговых судов. Так же как и наоборот, официальные представления о единстве частного (гражданского) права совсем не обязательно влекут и единую сис- тему организации судебной власти. К примеру, эстонская право- вая доктрина исходит из дуализма частного права, что проявляет- ся в существовании в Эстонской Республике Гражданского кодек- са и Коммерческого кодекса. Однако при этом существует единая судебная система, в рамках которой и происходит разрешение как общегражданских, так и торговых споров. Примером противопо- ложного свойства является Российская Федерация, в которой на официальном уровне господствует монистическая доктрина част- ного права, что проявляется в существовании единого Граждан- ского кодекса, который регулирует как общегражданские, так и предпринимательские отношения. В то же время судебная власть организована таким образом, что разрешение общегражданских споров происходит судах общей юрисдикции, а правосудие по предпринимательским (экономическим) спорам осуществляется в арбитражных судах.
При организации системы разрешения торговых споров распро- страненной особенностью является введение в состав судебных коллегий, рассматривающих такие споры, судебных заседателей из числа профессиональных предпринимателей. К примеру, в Бель- гии в состав коммерческого трибунала входят профессиональный судья и два заседателя, представляющие деловые круги. В России допускается рассмотрение коммерческих споров арбитражным судом в составе председательствующего и двух арбитражных
Рассмотрение международных торговых споров государственными судами
которые назначаются из числа В. Германии в том случае, если разрешение коммерческого спора пе- Торговую палату земельного суда, то к рассмотрению спо- ра привлекаются помимо профессионального судьи два непрофес- сиональных члена суда, хорошо разбирающиеся в коммерческих де- лах. В Дании окружной суд может принять решение об участии в рассмотрении дела двух заседателей, которые привлекаются к ис- полнению своих обязанностей на основании списков экспертов по морским и торговым делам, которые утверждаются председателем соответствующего суда по согласованию с заинтересованными ве- домствами1. Во Франции споры коммерческого характера решаются торговыми судами, в состав которых входят непрофессиональные при этом к кандидату на должность не предъяв- как наличие юридического образования2. В последние десятилетия в международной коммерческой прак- тике исходными положениями для выбора национальной судебной системы, юрисдикции которой подчиняют себя иностранные парт- неры, становится волеизъявления самих контрагентов по межгосу- дарственной Сделке. Заключая договор о материально-правовых отношениях, стороны, как правило, достигают и процессуальное соглашение, котором подчиняют гипотетический спор конкрет- ному государственному правопорядку. Причем подобного рода до- говоры касаются не только вопросов материального права, но и воп- росов процессуального права. Соглашения, в которых стороны са- мостоятельно устанавливают подсудность рассмотрения спора юрисдикции получили наименование При заключении пророгационных соглашений автономия воли сто- рон является основой для определения как системы права, в кото- рой будет разрешаться спор, так и национальных судебных орга- нов, юрирдикции которых стороны подчиняют разрешение торго- спора. Свобода, определяемая договорным усмотрением, вторгается и в сферу публичного права, каковым является процес- суальное право, определяющее порядок рассмотрения правовых коллизий. При этом важно отметить, что наиболее ярко эти тенден- ции в сфере международного торгового права, кото-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|