Глава 4. Разрешение международных торговых споров
Таким образом, решение третейским судом вопроса о соб- ственной компетенции является исходным процедурным моментом арбитражного разбирательства. Доктрина «компетенции компетен- ции» получила закрепление и в международно-правовых актах.
Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
Так, в соответствии с п. 3 ст. V Европейской конвенции о внешне- торговом арбитраже 1961 г. «арбитражный суд, против которого заявлен отвод по подсудности, не должен отказываться от разби- рательства дела и имеет право сам вынести решение по вопросу о своей компетенции или о наличии или действительности арбит- ражного соглашения или сделки, составной частью которой это со- глашение является, с тем, однако, что указанное решение арбит- ражного суда может быть впоследствии обжаловано в компетент- ном государственном суде в соответствии с законом страны суда». С доктриной «компетенции компетенции» тесно связан прин- цип «автономности третейской оговорки», содержание которого изложено выше. До рассмотрения искового заявления по существу международ- ному коммерческому арбитражу предоставлено право принятия обеспечительных мер. Однако следует отметить, что реализация мер по обеспечению исковых требований в значительной степени зависит от режима национального законодательства, на террито- рии которого такие меры должны быть исполнены. Если говорить о тенденциях правового регулирования этого вопроса, то большин- ство развитых правовых систем ориентируются на то, чтобы за- крепить положения, согласно которым принятие мер по обеспече- нию исковых требований третейским судом должно находить под- тверждение со стороны государственных судов. Это и естественно, поскольку реализация мер по обеспечению иска без принудитель- ных мер неэффективна и в этой связи поддержка государствен- ной юстиции является гарантией для деятельности международ- ного коммерческого арбитража и исполнимости принимаемых им решений.
В отличие от процедуры рассмотрения споров в государствен- ных судах, подчиненной строжайшим процессуальным правилам, процедура разбирательства спора в коммерческом арбитраже чрезвычайно гибка. Стороны третейского разбирательства, а вслед за ними и арбитражные судьи обладают правом значительного ус- мотрения при выборе тех форм и способов, которые наиболее оп- тимально позволяют достичь истины по делу и наиболее справед- ливым образом разрешить спор. На практике это означает, что международный коммерческий арбитраж может строить свое раз- бирательство как на основе принципа устности, так и в соответ- ствии с принципом письменности (на основе представленных до- кументов); как с привлечением к непосредственному
Вместе с тем, способы, к которым прибегает коммерческий ар- битраж при разбирательстве спора, должны соответствовать на- чалам законности и справедливости. В противном случае коммер- ческое арбитрирование утратит свое значение третейского раз- бирательства споров. Таким образом, третейский суд, разрешая спор должен основывать свое решение на нормах права, регули- рующих взаимоотношения сторон. При этом императивные нор- мы, установленные действующим законодательством подлежат обязательному применению.
Кроме того, к числу источников, являющихся основой для при- нятия международным коммерческим судом арбитражного реше- ния, относятся обычаи делового оборота.
Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
ка на международную банковскую практику, с учетом которой признано необоснованным заявление истца о том, что ответчик отгрузил товар без надлежащих сопроводительных
Вместе с тем гибкость правил третейского разбирательства не означает того, что в процессе международного коммерческого ар- битрирования не должны соблюдаться фундаментальные принци- пы рассмотрения споров и соблюдения при этом прав лиц, участву- ющих в деле. К таковым обязательным процессуальным правилам относятся нормы об уведомлении участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, о предоставлении заинтере- сованным лицам права быть выслушанными коммерческим арбит- ражем, о языке третейского разбирательства, о формировании и законности состава коммерческого суда, рассматривающего спор и т. п. Несоблюдение указанных правил обусловливает незакон- ность соответствующего арбитражного решения и невозможность его исполнения при помощи принудительных мер, применяемых государственными органами юстиции. Арбитражное решение. Решение по делу является актом, кото- рым завершается третейское разбирательство по существу рас- смотрения спора. Путем принятия решения осуществляется защи- та нарушенного права либо устраняется неопределенность в ма- териальных правоотношениях, переданных на рассмотрение третейского суда. В этом заключается схожесть между решением,
вому регулированию и практике разрешения споров. Изд. 2-е, испр. — М.: Статут, 2004. С. 30.
186 Глава 4. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СПОРОВ
принимаемым третейским судом, и решением, принимаемым ком- петентным государственным судом. Решение по делу принимает- ся только после исследования всех обстоятельств дела. Это озна- чает, что, если после рассмотрения дела в процессе совещания о принятии решения, международный коммерческий арбитраж придет к выводу о том, что не все обстоятельства оказались иссле- дованными, он обязан возобновить третейское разбирательство и продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного и справедливого разрешения дела.
Решение международного коммерческого арбитража принима- ется большинством голосов третейских судей, которые входят в со- став суда, рассматривающего и разрешающего спор. Арбитр, не согласный с мнением большинства третейских судей, не вправе ук- лониться от подписания решения, хотя и вправе изложить свое осо- бое мнение в письменной форме. Это особое мнение В соответствии с общепризнанными принципами международ- ного коммерческого арбитрирования решение арбитражного (тре- тейского) суда является окончательным. Это не означает, что та- кое решение остается вне какого-либо контроля со стороны госу- дарства, на территории которого оно подлежит исполнению. Однако процедура оспаривания решений третейских судов весь- ма существенно отличается от процедур пересмотра решений, принимаемых государственными судами. Главными особенностями контроля за решениями арбитраж- ных (третейских) судов являются: 1) предоставление контрольных функций в установленных за- коном пределах государственным судам, то есть иной — офици- альной ветви юрисдикции; 2) ограничение возможностей пересмотра главным образом формальными поводами; при этом, как правило, государственным судам запрещено пересматривать решения коммерческих арбит- ражей по существу; они вправе не признать арбитражные реше- ния только по формальным основаниям процессуального харак- тера и обладающих признаками существенного нарушения пра- вовых норм, прав участников процесса и третьих лиц;
Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
3) контроль за решениями коммерческих арбитражей государ- ственными судами, как правило, осуществляется в рамках хода- тайств о принудительном исполнении арбитражных решений.
дарств, в которых регулируются вопросы проверки решений меж- дународных коммерческих арбитражей, существуют положения, согласно которым стороны могут договориться о том, что реше- ние международного арбитража является окончательным и во- обще не подлежит проверке со стороны государственного суда. В то же время большинство государств, формулируя нормы о кон- троле со стороны национальных государственных судов за реше- ниями международного коммерческого арбитража, исполняемы- ми на территории данного государства, оставляют место для воз- можности его отмены либо отказа в принудительном исполнении такого решения вследствие его противоречия «публичному порядку», «основополагающим правовым принципам» данного государства.
Однако возможность неисполнения решений международного коммерческого арбитража добровольным путем не исключается. Факты уклонения от добровольного исполнения, естественно, име- ют место. Об этом можно судить по поступающим в государствен- ные суды обращениям коммерческих организаций с ходатайства- ми о принудительном исполнении решений третейских судов. Причины неисполнения арбитражных решений добровольным путем сводятся либо к несогласию с решением арбитража либо к стремлению так или иначе уйти от имущественной ответствен- ности, несмотря на решение третейского суда.
шом международном авторитете и важном практическом значении Нью-Йоркской конвенции. Хотя положения Нью-Йоркской Кон- венции предоставляют любому участнику право в любое время выйти из состава ее участников (денонсировать Конвенцию), цока еще не было ни одного случая денонсации Конвенции каким-либо из ее участников.
Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
Действие Нью-Йоркской конвенции не ограничивается только государствами-участниками («договаривающиеся государства»). Она может применяться в отношении не только решений тех ар- битражей, которые учреждены и действуют на территории госу- дарств — ее участников, но и решений, выносимых на территории любого другого государства, если только государство-участник при присоединен к Конвенции не исключило возможности такого ее применения. Так, для Российской Федерации Нью-Йоркская конвенция дей- ствует с двумя оговорками, сделанными еще Союзом ССР при ра- тификации Конвенции и ставшими обязательными для Россий- ской Федерации: Конвенция применяется... «в отношении призна- ния и приведении в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства». В отношении решений,
родной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров.
нение решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью- Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ 2002 г. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. С. 334—359.
вынесенных арбитражами на территории государства, не являю- щегося участником Конвенции, Конвенция может применяться только в той мере, в какой оба государства признают режим вза- имности. Многими государствами-участниками сделана оговорка о применении Конвенции только к спорам, вытекающим из отно- шений,... «которые рассматриваются в соответствии с нацио- нальным законодательством в качестве торговых». На Российскую Федерацию это ограничение не распространяется, поэтому в Рос- сийской Федерации Нью-Йоркская конвенция может применять- ся относительно не только споров, вытекающих из собственно тор- говых отношений (купли-продажи), но и споров, возникающих в других сферах внешнеэкономической деятельности: инвестици- онной, строительной, по перевозкам, оказанию услуг и т. д.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что Нью-Йорк- ская конвенция закрепляет принцип национального процессуаль- ного законодательства и национального законодательства об ис- полнительном производстве для процедуры признания и приведе- ния в исполнение иностранных арбитражных решений. Этот принцип проявляется, в частности, в том, что как уста- новлено в ст. III Нью-Йоркской конвенции, к признанию и при- ведению в исполнение арбитражных решений не должны при- меняться существенно более обременительные условия или бо- лее высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.
Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
В каждом государстве существует своя судебная система и дей- ствует система национального права, которые обладают опреде- ленными особенностями, обусловленными историческими, поли- тическими и социальными факторами. Но в правовой системе любого государства-участника Нью-Йоркской конвенции нормы, образующие институт признания и приведения в исполнение ино- странных арбитражных решений, должны соответствовать поло- жениям Нью-Йоркской конвенции. Так, современное гражданское процессуальное законодатель- ство и законодательство об исполнительном производстве Россий- ской Федерации строятся с учетом требований Нью-Йоркской конвенции. В российском законодательстве никаких «более обре- менительных условий», не говоря уже о «существенно более об- ременительных», рассмотрения заявлений о признании и приве- дении в исполнение иностранных арбитражных решений по срав- нению с порядком признания и приведения в исполнение решений третейских судов, созданных и действующих в России, не содер- жится. Чтобы убедиться в этом, обратимся к сравнительному ана- лизу основных положений Нью-Йоркской конвенции и соответ- ствующих институтов российского права. 1. Правовые нормы, регулирующие судопроизводство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, выделены в АПК РФ
дел IV АПК РФ — «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел». 2. Подсудность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных реше- ний определяется по общим правилам: заявление подается взыс- кателем, то есть той стороной, в пользу которой вынесено реше- ние, по месту нахождения или месту жительства должника, то есть стороны, против которой вынесено решение, а если место нахож- дения или место жительства должника неизвестны, — по месту нахождения имущества должника. К заявлению должны быть приложены решение иностранного арбитража и соглашение о третейском разбирательстве в подлин- никах и надлежащим образом заверенный перевод этих докумен- тов на русский язык. Именно эти документы и должны быть при- ложены к заявлению согласно ст. IV Нью-Йоркской конвенции; приложение других документов не требуется, в то время как к за- явлению о признании и приведении в исполнение решения иност- ранного суда прилагаются помимо самого решения, и другие до- кументы, согласно ч. 3 ст. 242 АПК РФ: документ, подтверждаю- щий вступление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения, документ, подтверждаю- щий, что должник был своевременно и в надлежащей форме изве- щен о разбирательстве дела в иностранном суде; доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, подписавше- го заявление в арбитражный суд; документ, подтверждающий на- правление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. Как видим, никаких повышенных требований к комплекту до- кументов, подлежащих представлению в арбитражный суд вмес- те с заявлением о признании и приведении в исполнение иност- ранных арбитражных решений, по сравнению с Нью-Йоркской конвенцией в АПК РФ не содержится. Поскольку по этим делам в российский государственный суд представляются документы иностранного происхождения, АПК РФ (ст. 255) требует их легализации либо проставления апостиля, если иное не установлено международным договором Российской
7 А-69 Разрешение международных торговых споров международным арбитражем
Федерации. Легализация либо проставление апостиля и означает заверение документа надлежащим 3. Заявления о признании и приведении в исполнение иност- ранных арбитражных решений подлежат оплате государственной
Согласно подпункту шестому пункта второго статьи четвертой Закона РФ «О государственной пошлине» размер госпошлины по рассматриваемым в арбитражных судах делам о выдаче исполни- тельного листа на принудительное исполнение решения третейс- кого суда равен пятикратному размеру минимального размера оплаты труда в месяц (МРОТ)2. В таком же размере, поскольку иных установлений в Законе «О государственной пошлине» нет, должна уплачиваться госпошлина при подаче заявления о призна- нии и приведении в исполнение иностранных арбитражных ре- шений.
та консульской службой министерства иностранных дел государства, на террито- рии которого составлен и выдан этот документ.
Апостиль признается государствами — участниками международной Гаагской конвенции об апостиле; Российская Федерация — участник Гаагской конвенции.
Ст. 1003; № 30. Ст. 3032, Ст. 3033.
листа на принудительное исполнение решения третейского суда, госпошлина должна уплачиваться в пятикратном размере МРОТ. Размер госпошлины, уплачиваемой в судах Российской Феде- рации по делам о признании и приведении в исполнение решений
4. Заявления рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, если иной порядок не установлен международным дого- вором Российской Федерации. В Нью-Йоркской конвенции не со- держатся процессуальные нормы: поскольку, как уже говорилось выше, она направлена на применение национального процессуаль- ного законодательства. В двухсторонних международных догово- рах также, как правило, не регулируются вопросы процессуаль- ного характера, касающиеся порядка судопроизводства по граж- данским делам. Процедура рассмотрения заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных решений под- чиняется как общим, так и специальным правилам арбитражного судопроизводства в России. Особенности арбитражного судопро- изводства по этой категории дел следующие: • лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, но неявка лиц, извещенных надлежа- щим образом, не является препятствием для рассмотрения дела; • заявление рассматривается судьей единолично; • заявление должно быть рассмотрено в срок, не превышаю- щий месяца со дня его поступления в арбитражный суд. Задача арбитражного суда состоит не в том, чтобы выступить в качестве вышестоящей инстанции относительно иностранного суда или иностранного арбитража, — арбитражный суд вообще не вправе пересматривать решение иностранного суда и иностран-
ного арбитража по существу. Задача суда состоит в том, чтобы в процессе рассмотрения дела установить наличие или отсутствие оснований для признания и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|