Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные основы педагогической практики




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

САРАНСК 2010


 

УДК 378.147.88(07)

ББК 159.9 р

К 637

 

Рецензенты: Н. Н. Морозова, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогической психологии и педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева;

О. Г. Геранина, канд. пед. наук, доцент кафедры методики начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

 

 

Печатается по решению научно-методического совета

Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

 

К 637 Комплексная психолого-педагогическая практика (Педагогический аспект): методические рекомендации / составитель А. Н. Гамаюнова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. – 40 с.

 

 

УДК 378.147.88 (07)

ББК 159.9 р

В методических рекомендациях рассмотрены задачи, содержание педагогического аспекта комплексной психолого-педагогической практики студентов дневного и заочного отделений факультета психологии и дефектологии, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».

Методические рекомендации предназначены для студентов, преподавателей, работников школ, осуществляющих руководство педагогической практикой.

 

© ГОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева», 2010

© Гамаюнова А. Н., 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перед высшим педагогическим образованием сегодня стоит проблема подготовки компетентного специалиста, обладающего не только знаниево-ориентированным компонентом, но и профессиональными качествами, способами деятельности, опытом решения жизненных ситуаций, личной ответственностью за результаты своего труда.

Педагогическая практика способствует формированию ключевых образовательных компетенций, каковыми, исходя из главных целей общего образования, структурного представления социального и личного опыта, основных видов деятельности студента, являются следующие: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности предполагает вооружение их системой психолого-педагогических знаний, а также формирование и совершенствование целостной системы педагогических умений и навыков, слияние теоретической и практической подготовки. Эту важную задачу решает практика студентов в общеобразовательных школах, которая определяет уровень их готовности к самостоятельной педагогической деятельности.

Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и находить пути их преодоления, что выступает побуждающим фактором непрерывного самообразования будущего педагога-психолога.

Данная работа предназначена для студентов факультета психологии и дефектологии дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Предлагаемый материал подготовлен на основе обобщения опыта организации и проведения данного вида учебной деятельности с учетом требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В работе представлены цели, задачи, содержание практики, обязанности практикантов, перечислены виды документации, представляемой студентами по ее окончании на кафедру коррекционной педагогики и специальных методик, указаны правила ее оформления. Работа снабжена конкретными методическими рекомендациями по проведению воспитательных мероприятий в общеобразовательных школах, указана схема их анализа, даны примеры различных игр и воспитательных мероприятий. Данные материалы призваны оказать помощь студентам как в прохождении практики, так и в процессе подготовки необходимой документации.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика студентов включает следующие этапы:

- адаптационный: студенты знакомятся со школой, педагогическим и ученическим коллективами;

- основной: под руководством классных руководителей студенты проводят пробные воспитательные мероприятия, посещают и анализируют воспитательные мероприятия других практикантов, организуют режимные моменты, изучают возрастные и индивидуальные особенности школьников, исследуют коллектив учащихся;

- заключительный: подводятся итоги прохождения педпрактики, в присутствии групповых руководителей (методистов) студенты организуют открытые (зачетные) воспитательные мероприятия, составляют характеристику ученической группы.

Педагогическая практика выполняет ряд функций.

Адаптационная функция проявляется в том, что студент становится непосредственным участником педагогического процесса, знакомится со структурой организации деятельности детей и ее особенностями, осваивает ритм педагогического процесса, устанавливает связи на уровне классного, педагогического и родительского коллективов и др.

Обучающая функция заключается в интеграции теоретических знаний, полученных в вузе, и самостоятельной практической деятельности студента-практиканта, формирование у него профессиональных умений и навыков, педагогического сознания и мышления. Обучение будущего педагога-психолога в ходе практики осуществляется как в процессе посещения уроков учителей, внеклассных мероприятий классного руководителя, так и при самостоятельной подготовке к внеклассным мероприятиям, их проведении, общении с классом, группой учащихся или в индивидуальной работе с учеником, в анализе различных видов педагогической деятельности и их самоанализе.

Воспитательная функция заключается в том, что студент может и должен научиться уважать ученика, принимать его таким, каков он есть, вырабатывать у себя такие личностные качества, как терпение, выдержка, ответственность и чувство долга. Находясь в контакте с высокопрофессиональным педагогом, студент-практикант изучает стиль его работы, «примеряет» и оценивает свои возможности, стремясь развить в себе необходимые качества.

Развивающая функция. Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем образования. Обучение и развитие, по Л. С. Выготскому, находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Это две грани одного общего процесса социокультурного становления личности. В период педагогической практики формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, ему предоставляются богатые возможности развития своих интеллектуальных способностей посредством познавательной активности и удовлетворения потребности в самообразовании.

Диагностическая функция позволяет студенту самостоятельно (или с помощью специалиста) оценить свои сильные и слабые стороны, свое эмоциональное состояние при общении с детьми, учителями, родителями с тем, чтобы в оставшееся время учебы в вузе и последующей работы в качестве специалиста работать над выявленными недостатками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...