Научно-исследовательская деятельность
Важной частью педагогической практики является осуществление научного исследования. Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научное исследование характеризуется следующими признаками: - это целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; - это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие нового, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; - оно характеризуется систематичностью, упорядоченностью; - ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов. Основными задачами научно-исследовательской работы студента являются: - подготовка студентов к самостоятельной творческой деятельности; - овладение современными методами поиска, обработки и использования информации; - формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы; -развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе; -развитие творческого отношения к педагогической профессии. Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ широк. Их тематика должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки. Как правило, данный вид деятельности на 5-м курсе ведется в рамках написания дипломной работы. Основные аспекты исследовательской работы. Исследовательская работа студентов осуществляется на основе приобретенных научных знаний, с целью выявления существующих противоречий между явлениями реальности, исходя из потребностей практики. Научное разрешение проблемы предполагает активизацию различных аспектов исследовательской работы студентов.
гностический аспект углубляет систему знаний о научной картине мира. Аксиологический аспект отражает процессы динамики оценки студентами тех или иных фактов жизни, науки, культуры, отбора ценностей и выработки принципиального ценностного подхода, слияние социально и индивидуально значимых ценностей. Конкретно-профессиональный аспект содержит в себе исследование специфики содержания конкретной сферы человеческой деятельности. Организационно-деятельностный аспект – интеграция и взаимообогащение исследовательской работы студентов и различных видов их учебной и внеучебной деятельности, что стимулирует объединение личных и социально-значимых мотивов деятельности, становление активной жизненной позиции и личностных качеств студента-исследователя. Психологический аспект исследовательской работы проявляется в единстве её различных творческих актов с психическими процессами. Педагогический аспект требует правильного построения содержания, выбора методов и форм организации исследовательской работы и достижения при этом положительных результатов воспитания студентов. Методологический аспект исследовательской работы студентов служит основанием для решения задач, связанных с сущностью каждого их аспектов. Развитие методологической культуры исследований, умения оперативно использовать принципы научного, конкретно-исторического анализа. Методы научного исследования. Для решения поставленных научных задач используются разнообразные методы. Метод научного исследования – это приемы и средства познания изучаемой реальности, способствующие решению поставленных задач и достижению поставленной цели. Выделяются следующие методы: - методы эмпирического психолого-педагогического исследования (изучение литературы и других источников, наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, эксперимент);
- статистические методы; - изучение передового опыта; - опытная работа; - комплексный педагогический эксперимент. Основные этапы исследовательской работы (эксперимента). Исследовательская работа студентов предполагает определенную логику ее организации. Она может быть представлена в виде следующей схемы: 1. Определение темы исследования. 2. Ознакомление с экспериментальными данными других исследователей (работа с научной литературой). 3. Уточнение гипотезы исследования. 4. Подбор методов экспериментального исследования. 5. Планирование эксперимента. 6. Отбор испытуемых. 7. Проведение эксперимента. 8. Качественная и количественная обработка данных. 9. Выводы и интерпретация результатов. 10. Оформление отчета о проведенном эксперименте. Общие подходы к этапам выполнения исследовательских работ. К научно-исследовательским работам студентов предъявляются определенные требования. Выделяются общие закономерности проведения исследования: - выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата; - составление плана исследования; - анализ имеющейся педагогической и другой литературы (информации) по изучаемой проблеме; - изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях; - осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы; - организация опытно-экспериментальной работы и отбор методов для ее проведения; - анализ и обобщение полученных результатов эксперимента; - текстовое оформление работы; - публичное выступление с результатами исследования или защита работы. Научно-исследовательская работа, осуществляемая в период педагогической практики, является для студентов обязательной. Для оценки эффективности и результативности проведённого исследования используются следующие критерии: - актуальность темы и её соответствие современным требованиям системы образования; - полнота и обстоятельность изложения экспериментальной части работы; - эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленных проблем;
- правильность и полнота интерпретации полученных данных; - обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности; - степень самостоятельности в разработке проблемы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Былеева, Л. Игра?.. Игра!.. / Л. Былеева, В. Таборко. – М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с. 2. Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога: монография / Ю. В. Варданян; под научн. ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 180 с. 3. Внеклассные мероприятия: 4 класс / авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина и др. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с. 4. Воронов, В. В. Технология воспитания / В. В. Воронов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с. 5. Газман, О. С. В школу - с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 6. Игры – обучение, тренинг, досуг: в 4 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с. 7. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 144 с. 8. Педагогическая практика / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М.: Академия, 1998. – 144 с. 9. Продленый день в школе: режим и организация досуга / под ред. О. А. Лосевой. – М.: Педагогика, 1991. – 108 с. 10. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с. 11. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома / Н. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 135 с. 12. Шмаков, С. А. Игры-шутки, игры-минутки / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993. – 111 с. 13. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с. 14. Щуркова, Н. Е. Собрание пестрых дел / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1994. – 95 с. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. http:// www.festival.1september.ru/articles/101032/ 2. http://www.openclass.ru/lessons/88579/ 3. http://www.vlivkor.com/ 4. http://www.zavuch.info/ 5. http://www.4stupeni.ru/ 6. http://www.uroki.net/ Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
Титульный лист ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ студента _____ курса ______ группы факультета психологии и дефектологии Ф. И.О. _________________________ в период педагогической практики ________________________________ (номер, название школы) с __________ по _____________ 20 г.
1 лист
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|