Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-исследовательская деятельность




Важной частью педагогической практики является осуществление научного исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное исследование характеризуется следующими признаками:

- это целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие нового, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

- оно характеризуется систематичностью, упорядоченностью;

- ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Основными задачами научно-исследовательской работы студента являются:

- подготовка студентов к самостоятельной творческой деятельности;

- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;

- формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;

-развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе;

-развитие творческого отношения к педагогической профессии.

Спектр студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ широк. Их тематика должна быть актуальной, содержание – отвечающим современным требованиям науки.

Как правило, данный вид деятельности на 5-м курсе ведется в рамках написания дипломной работы.

Основные аспекты исследовательской работы. Исследовательская работа студентов осуществляется на основе приобретенных научных знаний, с целью выявления существующих противоречий между явлениями реальности, исходя из потребностей практики. Научное разрешение проблемы предполагает активизацию различных аспектов исследовательской работы студентов.

гностический аспект углубляет систему знаний о научной картине мира.

Аксиологический аспект отражает процессы динамики оценки студентами тех или иных фактов жизни, науки, культуры, отбора ценностей и выработки принципиального ценностного подхода, слияние социально и индивидуально значимых ценностей.

Конкретно-профессиональный аспект содержит в себе исследование специфики содержания конкретной сферы человеческой деятельности.

Организационно-деятельностный аспект – интеграция и взаимообогащение исследовательской работы студентов и различных видов их учебной и внеучебной деятельности, что стимулирует объединение личных и социально-значимых мотивов деятельности, становление активной жизненной позиции и личностных качеств студента-исследователя.

Психологический аспект исследовательской работы проявляется в единстве её различных творческих актов с психическими процессами.

Педагогический аспект требует правильного построения содержания, выбора методов и форм организации исследовательской работы и достижения при этом положительных результатов воспитания студентов.

Методологический аспект исследовательской работы студентов служит основанием для решения задач, связанных с сущностью каждого их аспектов. Развитие методологической культуры исследований, умения оперативно использовать принципы научного, конкретно-исторического анализа.

Методы научного исследования. Для решения поставленных научных задач используются разнообразные методы. Метод научного исследования – это приемы и средства познания изучаемой реальности, способствующие решению поставленных задач и достижению поставленной цели. Выделяются следующие методы:

- методы эмпирического психолого-педагогического исследования (изучение литературы и других источников, наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, эксперимент);

- статистические методы;

- изучение передового опыта;

- опытная работа;

- комплексный педагогический эксперимент.

Основные этапы исследовательской работы (эксперимента). Исследовательская работа студентов предполагает определенную логику ее организации. Она может быть представлена в виде следующей схемы:

1. Определение темы исследования.

2. Ознакомление с экспериментальными данными других исследователей (работа с научной литературой).

3. Уточнение гипотезы исследования.

4. Подбор методов экспериментального исследования.

5. Планирование эксперимента.

6. Отбор испытуемых.

7. Проведение эксперимента.

8. Качественная и количественная обработка данных.

9. Выводы и интерпретация результатов.

10. Оформление отчета о проведенном эксперименте.

Общие подходы к этапам выполнения исследовательских работ. К научно-исследовательским работам студентов предъявляются определенные требования. Выделяются общие закономерности проведения исследования:

- выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата;

- составление плана исследования;

- анализ имеющейся педагогической и другой литературы (информации) по изучаемой проблеме;

- изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях;

- осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы;

- организация опытно-экспериментальной работы и отбор методов для ее проведения;

- анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;

- текстовое оформление работы;

- публичное выступление с результатами исследования или защита работы.

Научно-исследовательская работа, осуществляемая в период педагогической практики, является для студентов обязательной. Для оценки эффективности и результативности проведённого исследования используются следующие критерии:

- актуальность темы и её соответствие современным требованиям системы образования;

- полнота и обстоятельность изложения экспериментальной части работы;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленных проблем;

- правильность и полнота интерпретации полученных данных;

- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- степень самостоятельности в разработке проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Былеева, Л. Игра?.. Игра!.. / Л. Былеева, В. Таборко. – М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с.

2. Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога: монография / Ю. В. Варданян; под научн. ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 180 с.

3. Внеклассные мероприятия: 4 класс / авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина и др. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.

4. Воронов, В. В. Технология воспитания / В. В. Воронов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.

5. Газман, О. С. В школу - с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

6. Игры – обучение, тренинг, досуг: в 4 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

7. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 144 с.

8. Педагогическая практика / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. – М.: Академия, 1998. – 144 с.

9. Продленый день в школе: режим и организация досуга / под ред. О. А. Лосевой. – М.: Педагогика, 1991. – 108 с.

10. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

11. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома / Н. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 135 с.

12. Шмаков, С. А. Игры-шутки, игры-минутки / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993. – 111 с.

13. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

14. Щуркова, Н. Е. Собрание пестрых дел / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1994. – 95 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http:// www.festival.1september.ru/articles/101032/

2. http://www.openclass.ru/lessons/88579/

3. http://www.vlivkor.com/

4. http://www.zavuch.info/

5. http://www.4stupeni.ru/

6. http://www.uroki.net/


Приложение 1

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

 

Титульный лист

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

студента _____ курса ______ группы

факультета психологии и дефектологии

Ф. И.О. _________________________

в период педагогической практики

________________________________

(номер, название школы)

с __________ по _____________ 20 г.

 

1 лист

 

№ п/п Дата Основные направления работы Отметка о выполнении
       

 

Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...