Виды и формы воспитывающей деятельности
Выбирая ту или иную форму воспитательной деятельности, необходимо учитывать следующие условия: - тема должна быть интересной для данной возрастной группы учащихся; - должна осознаваться цель проводимого занятия; - необходима соответствующая предварительная подготовка практиканта и учащихся, активное включение их на всех этапах; - необходимо четкое определение приемов, методов и средств, которыми воспользуется студент; - в зависимости от темы мероприятия педагог определяет свое эмоциональное поведение, тон, мимику, жесты. После проведения мероприятия необходимо сделать выводы: что получилось, что нет и почему. Целесообразно привлекать к анализу самих детей. При этом можно использовать «цветопись»: воспитанники или показывают цветные карточки, определяющие их настроение и отношение к занятию, или закрашивают квадратики на специальном стенде, или прикрепляют к одежде соответствующий цветок. По складывающейся палитре цветов можно достаточно достоверно судить об отношении детей, выявить степень их активности, совпадения или несовпадения оценок и интересов.
Сложность и вариативность педагогической деятельности классного руководителя требует от практиканта владения широким спектром умений, которые всякий раз переструктурируются и творчески используются в зависимости от целей и возникающих педагогических задач. По степени участия и роли школьников в подготовке и проведении воспитательных мероприятий В. В. Воронов выделяет три модели. Согласно первой, учитель сам организует воспитательное мероприятие, деятельность учеников: готовит материал, ведет воспитательное занятие. Так, например, проводится беседа, дискуссия, сообщение о чем-либо на классных часах. Вторая модель предполагает привлечение учеников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения, например, праздника, однодневного похода и т. д. Важно, чтобы ученики сознательно исполняли свою роль и при этом испытывали удовлетворение, а также не оставались в стороне от выполнения поручений. Третья модель – организация коллективного творческого дела, которая по по данной методике имеет следующие этапы: 1. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого - организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного мероприятия, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей. 2. Разработка сценария дела. Ее обеспечивает Совет дела. 3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Необходимо все предусмотреть, приготовить, вовлечь всех учеников. 4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослые помогают детям. Действует принцип совместно-разделенной деятельности: взрослые показывают, а делают вместе. 5. Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. 6. Заключительное заседание Совета дела. На нем обсуждается, что получилось, что не получилось и почему.
Одной из распространенных форм воспитательной работы в школе является классный час. Классный час – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Н. Е. Щуркова выделяет следующие функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую. Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире. Ориентирующая функция заключается в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них системы материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция знакомит с миром, то ориентирующая помогает оценивать его. Направляющая функция помогает применить приобретенные знания в области реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Формирующая функция заключается в выработке у учащихся привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, умений установления взаимоотношений с окружающим миром. Как мы уже отмечали, в современной школе большое значение имеет личностно-ориентированный подход в воспитании. Е. Н. Степанов и Л. М. Лузина приводят следующие отличительные особенности личностно-ориентированного классного часа (см. табл. 2). Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|